КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятиепсиходиагностики
Наиболее употребляемым термином, с помощью которого обозначалось (и обозначается до нынешнего дня) измерение индивидуально-психологических различий, был появив- шийся с первыми тестами и неоднократно нами использу- емый — «психологическое тестирование». Первоначально термин «психологическое тестирование» понимался очень широко, включая в себя фактически любые измерения в пси- хологической науке. Позднее, по мере развития тестов, сфе- ра психологического тестирования сужается до измерения личностных особенностей и когнитивных способностей. Термин «психодиагностика» появляется в 1921 г. и при- надлежит Г. Роршаху, назвавшему так процесс обследова- ния с помощью созданного им «основанного на перцепции 100 Глава 2. Психодиагностика как наука
диагностического теста». Однако содержание этого термина вскоре существенно расширяется. Под психодиагностикой начинают понимать все то, что связано с измерением индивидуальных различий, по сути, используя это термин как сино- ним психологического тестирования. Интересна дальнейшая судьба этого термина. Р. Хейс (1966) считает, что он достаточно быстро приобретает особое значение (вероятно, это событие можно датировать второй половиной 1930-х гг., и связано оно с кризисом психометри- ческих тестов, возникающим из-за присущего им «разложения личности испыту- емого на отдельные элементы, "функции"»1). Появление собственно психодиагно- стики связано, по Р. Хейсу, со становлением проективного подхода, в известном смысле противостоящего психометрической ориентации традиционного тестиро- вания и направленного на раскрытие целостной картины личности. Получается так, что за психодиагностикой закрепляется достаточно обширная, но тем не менее ограниченная область исследований, связанных с теорией и прак- тикой проективного подхода, характеризующегося, помимо прочего, весьма сла- бой податливостью традиционным принципам измерения (подробнее см. гл. 7). Такая трактовка психодиагностики сохраняется и поныне. «Психодиагностика после Г. Роршаха — это исследование личности обследуемого его методикой и дру- гими проективными тестами»2. Заметим, что отнесение понятия «психодиагно- стика» к проективным методикам, как и его использование фактически в качестве эквивалента психологического тестирования (в несколько свободном истолкова- нии), чаще всего находим в работах немецких и швейцарских психологов (Мей- ли, 1961; Хейс, 1966 и др.). Достаточно давно высказывалось и мнение о том, что термин «диагноз» (соот- ветственно психодиагноз) в психологии целесообразно использовать только для обозначения каких-либо расстройств, отклонений (Розенцвейг, 1949 и др.). Такой подход также отражен в современных справочных изданиях. Достаточно загля- нуть в популярный словарь WEBSTER: «Психодиагностика — это наука и практи- ка проведения оценки личности или диагностирования психических нарушений средствами клинической психологии»3. Читатель может сравнить данное опреде- ление со следующим: «Психодиагностика — оценка психического состояния боль- ных с помощью экспериментально-психологических тестов»4. Теперь о той позиции, которая является господствующей в научной литерату- ре США и, естественно, задает тон всем другим странам Запада. Термином «пси- хологическое тестирование» вплоть до 1970-х гг. обозначалось фактически все, что связано с разработкой и применением любых психологических тестов, причем при отсутствии определения предмета данного направления исследований (см. Анас- тази, 1982). В подтверждение сказанному упомянем только названия некоторых наиболее известных руководств 1960-1970-х гг.: «Психологическое тестирова-
gen. 1966. - Bd. 6. - S. 7-16. 2.2. Предмет и структура психодиагностики 101
ние» (Anastasi, 1968; Анастази, 1982, 2001), «Сущность психологического тести- рования» — Essentials ofPsychological Testing (Cronbach, 1960), «Теория тестов» — Test Theory (Magnusson, 1967), «Теория и практика психологического тестирова- ния» — Theory andPractice of Psychological Testing (Freeman, 1963). Пишутся иссле- дования по истории психологического тестирования (Л History of Psychological Testing; DuBois, 1970). Постепенно термин «психодиагностика» фактически вы- водится из употребления. Достаточно сказать, что в изданной в 2000 г. восьмитом- ной «Энциклопедии психологии» {Encyclopedia ofPsychology. — АРА and Oxford University Press; издано Американской психологической ассоциацией совместно с Оксфордским университетом) нет статьи, посвященной психодиагностике. Таким образом, понятие психодиагностики в современной психологической науке за рубежом: • относится к методике Роршаха и другим проективным тестам; • связывается с оценкой разного рода нарушений, отклонений психологиче- скими средствами; • иногда используется как синоним психологического тестирования, охваты- вающего все то, что связано с разработкой и применением разнообразных инструментов измерения индивидуальных различий. Вышеизложенное свидетельствует, что мы имеем дело с весьма любопытным, необычным для науки явлением — отсутствием ее названия при реальном суще- ствования. Более чем вековое развитие области исследований, связанных с изме- рением индивидуально-психологических различий, фактическое приобретение ею статуса самостоятельной науки не приводит к обретению имени, поскольку нельзя считать таковым термин «психологическое тестирование», пригодный ско- рее для обозначения процесса применения тестов, но не науки. В свете этого зако- номерно и отсутствие внимания к предмету и методу.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 326; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |