Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бессознательное и проективные методики




 

В этом разделе мы остановимся на наиболее, пожалуй, дискуссионной проблеме, проблеме, горячо обсуждаемой на протяжении всей истории проективной техни- ки: отношение проективных методик к бессознательному психическому.

Можно ли проникнуть в бессознательное психическое, используя проективные методики? Занимаясь поиском ответа на этот вопрос, вспомним для начала клас- сическое определение проекции, заглянув, например, в «Энциклопедию психоана- лиза»: «Проекция — это защитный механизм, используемый бессознательной сфе- рой "Я", посредством которого внутренние импульсы и чувства, неприемлемые


6.4. Бессознательное и проективные методики 30 9

 

 

в целом для личности, приписываются внешнему объекту и тогда проникают в со- знание, как измененное восприятие внешнего мира».

Механически перенося разработанное в психоанализе понимание проекции на сущность процесса, реализующегося в проективных методиках, можно считать их одним из способов проникновения в бессознательное. Такой перенос психоана- литического истолкования проекции на проективные методики лежит у истоков прочно укоренившегося в умах многих психологов мнения о том, что одна из важ- нейших особенностей проективного подхода — его направленность на обнаруже- ние бессознательных особенностей, черт личности. Это мнение определяло от- ношение к проективному подходу в советской психологии, всячески избегавшей изучения неосознаваемых форм психической активности по причине «идеологиче- ской несостоятельности» фрейдовского учения. Критика проективных методик чаще всего скользила по поверхности, наивно ассоциируя их с психоанализом. Дальнейшие, более широкие трактовки явления проекции и сопутствующие им исследования зачастую оставались незамеченными и фактически не влияли на сложившиеся представления.

Сказанное относится не только к работам советских психологов. За рубежом и сегодня, даже в трудах известных психологов, проективные методики рассматри- ваются как направленные на изучение бессознательного. Этому в немалой степе- ни способствовало и то, что многие клиницисты на Западе, обучавшиеся работе с проективными методиками в 1940-е и 1950-е гг., были воспитаны в традиции по- клонения психоанализу и широко использовали его для интерпретации резуль- татов своих исследований. В действительности же, как пишет Дж. Экснер (Ехпег,

1986), лишь единичные проективные методики разрабатывались в опоре на пси- хоанализ.

Линдсей (Lindzey, 1961, р. 45) пишет о том, что это «инструмент, полагаемый наиболее чувствительным для обнаружения скрытых или бессознательных аспек- тов поведения». А. Анастази рассматривает проективные методики как наиболее эффективные процедуры для обнаружения скрытых, завуалированных или нео- сознаваемых сторон личности1. Проективные методики, таким образом, выступа- ют в роли «приемов объективации бессознательного. Так ли это?

Предлагаемый испытуемому стимул, несмотря на всю его неопределенность, носит объективный характер («пятно», сюжет и т. п.), обладает определенными особенностями, включаемыми, как мы уже знаем, субъектом в созданный образ или ситуацию. Например, при интерпретации таблицы V методики Роршаха (по форме изображение напоминает летучую мышь с развернутыми крыльями) боль- шинство психически здоровых обследуемых сравнительно легко устанавливают сходство изображения с имеющимся в опыте образом летучей мыши. Подобные интерпретации в известной степени обезличены и являются в основном показа- телями реалистичности восприятия, в них нет проекции.

 

 

 
Здесь уместно напомнить читателю о том, что понятиям «бессознательное» и «неосознанное» при-

дается разный смысл в различных психологических учениях. К сожалению, авторы упомянутых определений проективных методик не пишут о том, имеется ли в виду фрейдовское бессознатель- ное или нечто иное.


310 Глава 6. Проективная техника

 

 

Следовательно, нельзя полагать, что процесс структурирования стимула обна- руживает исключительно неосознаваемое. Напротив, уменьшение влияния струк- туры (до известного предела1) приводит к развернутому поиску соответствия — процессу активному, сознательному. В этом сложном процессе, несомненно, реа- лизуются и ранее сформированные, представляющие как бы свернутые, а поэто- му и неосознаваемые программы организации поведения, создающие готовность к восприятию явлений и объектов действительности в известном ракурсе, отно- шении существенного и несущественного. Например, преимущественное выделе- ние части или целого предложенного стимула, его формы или цвета и т. д.

Проекция в таком понимании — это проекция организации поведения на опре- деленном уровне, который можно назвать «молярным» и предположить, что при этом как процесс проекции, так и установки, в нем проявляющиеся, находятся вне сферы осознаваемого.

Рассмотренный нами случай проекции может быть отнесен лишь к разработан- ной Роршахом и близким к ней проективным методикам. Этот процесс принято определять как структурная проекция, следует отличать от проекции тематиче- ской или аффективной, которую можем наблюдать в ТАТ и производных от нее методиках (проекция на человеческие стимулы). В центре внимания исследова- теля, работающего, например, с ТАТ, находятся не элементарные структурные компоненты личности, а прежде всего содержательные характеристики. Можно ли в подобных случаях говорить о проявлении неосознаваемых психологических установок?

Раскрытие «Я» при тематической проекции происходит путем наделения осо- бенностями собственного поведения, чертами характера действующих лиц расска- за, созданного по картине ТАТ. Однако мы имеем дело уже с иным, нежели ранее, уровнем организации поведения. На первый план выступает собственно содержа- тельный аспект проекции (это находит свое отражение и в том, что мы определя- ем: в первом случае — как переживает субъект, во втором — что переживает).

Имеющиеся исследования все более убеждают в том, что при тематической проекции субъект приписывает (если это происходит) осознаваемые им черты и особенности. На этом, назовем его «молекулярным», уровне проекции, очевид- но, речь может идти только о неосознанности процесса проекции. Таким обра- зом, в проективных методиках обнаруживаются два типа проекции: структурная и тематическая. Структурная проекция связывается нами с преимущественной объективацией неосознаваемых установок. В случае тематической проекции в основном актуализируются осознаваемые индивидом элементы его поведения или те, которые не рефлексируются в данный момент, но могут быть осознаны. Вне осознания находится только процесс проекции.

Например, настойчиво повторяющаяся в рассказах по изображениям ТАТ тема жизненных неудач позволяет предположить их у данного лица, но не дает права сказать, что эти неудачи не осознаются. Что же касается роли неосознаваемых

 

 

 
Неопределенность стимула, как важнейший признак проективного подхода, должна находиться в

определенных границах, устанавливаемых, как правило, эмпирически. Выход за эти границы дела- ет стимул бессмысленным.


6.4. Бессознательное и проективные методики 311

 

 

установок в этом процессе, то, очевидно, мы можем проследить их влияние ско- рее на уровне формирования образа, нежели раскрытия его содержания.

В связи с обсуждаемым возникает еще один сложный, дискуссионный вопрос. Возможнолиобнаружениезащитныхмеханизмовспомощьюпроективногоподхо- да? Вспомним, что в психоанализе проекция выступает в качестве механизма за- щиты, используемого бессознательной сферой «Я».

Ясно, что представлять себе продукцию, полученную с помощью проективных методик исключительно как отражение конфликта между «Я» и бессознатель- ным — заблуждение. В проективных методиках, как мы и стремились показать это ранее, процесс проекции отличен от его психоаналитического истолкования. И все же отвлечемся на некоторое время от проективных методик и поставим вопрос более широко. Располагаем ли мы сегодня экспериментальными подтверждения- ми защитного характера проекции?

Проделанный уже упоминавшимся нами ранее Д. Холмсом (Holmes, 1978,

1981) детальный анализ тех исследований, в которых демонстрируется защитный характер проекции, позволил ему сделать вполне обоснованное заключение о том, что нет сколь-нибудь убедительных доказательств этого явления. Те работы, ко- торые обычно рассматриваются в качестве подтверждающих защитную функцию проекции, методически несостоятельны. Основной их порок — отсутствие дока- зательств того, что обследуемые, обладая некоторой негативной чертой, не осо- знают ее наличия. Подчеркивается, что та или иная «черта» личности навязыва- ется в эксперименте, а точнее, навязывается состояние. Анализируя защитную функцию атрибутивной проекции, Д. Холмс также приходит к мнению о том, что исследования, подтверждающие этот феномен, малоубедительны (исследования, в которых стремятся показать стрессоослабляющую функцию атрибутивной про- екции). Однако допускается реальность защитной функции проекции по отноше- нию к побуждениям, импульсам, с трудом поддающимся сознательной коррекции (а не чертам, свойствам личности!), т. е. речь идет о побуждениях относительно низкого структурно-генетического уровня. Мы предполагаем, что именно на этом уровне было сформулировано психоанализом положение о проекции как защитном механизме, в дальнейшем перенесенное на уровень черт, свойств лич- ности. Исходя из сказанного следует интерпретировать и вышеупомянутые иссле- дования Дж. Халперна (см. раздел 6.1) как подтверждающие защитный характер проекции на уровне побуждений.

Вероятно, следует согласиться с Д. Холмсом в том, что защитный эффект про- екции может быть специфичен для определенных типов личности. Социально- психологические исследования показывают, что тенденция приписывать соб- ственные качества или состояния другим людям наиболее выражена у лиц, отли- чающихся малой самокритичностью и слабым проникновением в собственную личность. Экспериментально подтверждается, что лица (нормальные), использу- ющие проекцию в защитных целях, особенно часто и активно прибегают к сравне- нию с социальными стандартами при самооценке, и в первую очередь это относит- ся к отрицательным чертам личности. Защитный механизм проекции объясняет- ся в таком случае как искажение процесса социального сравнения. Приписывая


312 Глава 6. Проективная техника

 

 

отрицательную черту другим на основе сравнения, можно минимизировать или отрицать ее у себя.

Наконец, находит подтверждение и известное клиническое наблюдение, сви- детельствующее о том, что больные параноидной шизофренией склонны к защи- те посредством проекции. В работах последнего времени уточняется, что этот защитныймеханизмнаиболеесвойствененреактивнымбольным ипочтиненаблю- дается в случае непрерывной формы течения заболевания.

Вывод Д. Холмса о недоказуемости защитной функции проекции относитель- но черт, особенностей личности вызывает возражения со стороны его оппонентов. Дискуссия по этой проблеме между Д. Холмсом и Г. Шервудом на страницах Psy- chologicalBulletin в 1980-е гг. — одна из немногих и заслуживает внимания. Г. Шер- вуд, реинтерпретируя исследования, ранее анализировавшиеся Д. Холмсом, счи- тает их вполне удовлетворительными методически и подтверждающими защит- ную функцию проекции. Такое прочтение результатов одних и тех же работ стало возможным потому, что эти ученые вкладывают различное содержание в понятие классической проекции.

Д. Холмс отталкивается от ортодоксального психоанализа в понимании пред- посылок механизма проекции (обладание негативной чертой при отсутствии ее осознания). В этом случае, действительно, экспериментально нужно доказать: а) наличие черты; б) ее неосознанность. Убедительно сделать это пока никому не удавалось. Исходя из этого, ряд исследователей, а в их числе и Г. Шервуд, отка- зываются от введения параметра осознанности в динамику процесса проекции.

Г. Шервуд предлагает заменить его параметром «признание» с полярными характеристиками: самоприписывание — отрицание. Соответственно в случае классической проекции имеет место отрицание негативной черты, а при атрибу- тивной — самоприписывание (рис. 6.5)1.

 

Рис. 6.5. Атрибутивная проекция — самоприписывание

 

Г. Шервуд,которыйстремитсядоказатьзащитнуюфункциюатрибутивнойпроекции,естественно, обсуждает те случаи, когда проецируются осознаваемые негативные черты, свойства. Однако атри- бутивнаяпроекция,каквидноизраздела2.1,неограничиваетсялишьосознаниемипроецировани- ем исключительно негативного.


6.4. Бессознательное и проективные методики 313

 

 

Г. Шервуд считает классическую и атрибутивную проекцию взаимодополня- ющими механизмами, которые действуют на противоположных полюсах двух параллельных и дихотомических измерений: а) признание (с полярными: само- приписывание — отрицание); б) человек-мишень (с полярными: положительно — отрицательно оцениваемым лицом). Автор выдвигает предположение о том, что атрибутивная проекция связана со способностью оценивать и усваивать отрица- тельную информацию о собственной личности и является нормальным процес- сом, не обязательно служащим защите «Я». Классическая проекция — это, если так можно сказать, более «патологический» процесс, ибо свидетельствует о неспо- собности согласиться с отрицательной информацией о себе.

Таким образом, заключает Г. Шервуд, выводы Д. Холмса о недоказанности феномена защитной функции проекции будут справедливы в том случае, если предположить бессознательность механизма этого явления. Отказ от понятия бес- сознательного в объяснении механизма проекции весьма показателен и является следствием разочарования, которое постигло исследователей, пытавшихся объек- тивировать его в эксперименте.

Результаты этих работ, конечно, нельзя непосредственно перенести на процесс проекции, осуществляющийся в проективных методиках. Наиболее важное в упо- мянутых здесь исследованиях то, что теоретическое звено, которое, казалось бы, прочно сковывало защитные механизмы с бессознательным, не выдержало испы- тания временем на прочность.

Понимая, вслед за Ф. В. Бассиным (1971), психологическую защиту в качестве механизма нормального и широко обнаруживаемого не только в случае конфлик- та между сознанием и «бессознательным», но и при столкновении вполне осозна- ваемых аффективно насыщенных установок, мы считаем, что проективный под- ход к исследованию личности создает благоприятные условия для проявления за- щитных механизмов «Я». Тем не менее рассмотрение проекции исключительно в качестве защитного механизма по отношению к проективным методикам заводит нас в методический тупик. Тогда как понимание проекции как личностного ком- понента восприятия дает возможность изучения тех приемов, способов защиты

«Я», к которым прибегает индивидуум.

В проективных методиках защитные механизмы, как мы полагаем, могут акту- ализироваться на двух уровнях, которые можно обозначить как «перцептивный

и «содержательный. Уровень перцептивной защиты описан в многочисленных исследованиях «нового взгляда» (см. об этом в разделе главы 6, посвященном тео- ретическому обоснованию проективного подхода). Напомним, что суть этого яв- ления состоит в разного рода искажениях, которым подвергаются стимулы, рас- сматриваемые по тем или иным причинам в качестве неблагоприятных, опасных. Иногда это невозможность вербализации стимула («утрата языка») или его игно- рирование.

В качестве примера сошлемся на одно из наших наблюдений. Испытуемая, лег- ко интерпретируя первые шесть таблиц методики Роршаха, неожиданно, после про- должительной паузы, отказывается дать ответ на VII таблицу. Отказ от интерпре- тации этой таблицы наблюдался и на этапе опроса («Абсолютно ни на что не похо- же»). Углубленный анамнез позволил установить, что обследуемая в последнее


314 Глава 6. Проективная техника

 

 

время испытывает некоторые трудности, связанные с интимной жизнью, а при- знать себя их источником она не желает. Включение защитного механизма в виде категорического отказа от интерпретации было спровоцировано одной из деталей изображения, сходной по виду с organa genitalia feminina.

При обследовании с помощью теста тематической апперцепции (ТАТ) различ- ные случаи «неузнавания», искажения стимула могут быть показателями перцеп- тивной защиты. Тем не менее далеко не все перцептивные отклонения объяс- няются действием защитных механизмов. Тенденция к тому, чтобы не «видеть» угрожающее или нежелательное, не является общей особенностью людей. В свя- зи с этим интересны данные Н. А. Аминова (1981), предположившего, что инди- видуальные различия в функциональной асимметрии полушарий головного моз- га выступают в качестве фактора, предопределяющего характер когнитивной стра- тегии индивида по отношению к раздражителям, оцениваемым как угрожающие. Оказалось, что у лиц с менее выраженным уровнем активированности левого по- лушария более часто наблюдается эффект по типу перцептивной защиты. Нако- нец, нужно учитывать и специфичность проявления перцептивной защиты в раз- ных видах проективных методик.

Содержательный уровень актуализации защитных механизмов можем просле- дить на примере ТАТ и близких к ней проективных методик. Однако и на этом уровне невозможно без дополнительного углубленного исследования, руковод- ствуясь лишь внешними признаками, говорить об обнаружении защищаемых «Я» зон. Наделение персонажей, окружающих героя рассказа по ТАТ, отождествляе- мого рассказчиком с самим собой, негативными личностными особенностями вов- се не означает нежелание нашего испытуемого признать их у себя. Такого рода сюжетные линии рассказов позволяют лишь предположить действие защитных механизмов, и эти предположения нуждаются в проверке.

Примером недостаточно корректных рекомендаций по обнаружению защит- ных механизмов может служить хорошо известная в психодиагностике работа Д. Рапапорта с соавторами (Rapaport et al, 1946/1968). Для обнаружения защит- ных механизмов в вербальной продукции, полученной с помощью ТАТ, этими американскими психологами предлагается анализ так называемых формальных характеристик построения рассказа. Эти характеристики выделяются путем со- поставления полученного рассказа с задачами, определенными для испытуемого инструкцией, и объективным значением картин ТАТ. Приводятся случаи фор- мального следования инструкции при отсутствии развития сюжета (с целью за- щиты от появления тягостных эмоций, которых, возможно, не удастся избежать при создании более разработанного варианта рассказа), детального описания кар- тины, когда, как пишут эти исследователи, каждый ее фрагмент используется для обеспечения ухода от нежелательных эмоций, мыслей, воспоминаний.

Нетрудно увидеть, что здесь мы имеем дело с чрезмерно широким истолкова- нием механизма защиты, растворением его в приспособительной деятельности.

«Механизм создания рассказа по картине становится всегда механизмом защиты; так же как и в жизни, человек склонен выбирать защитную позицию, организовы- вать свою жизнь, выбирать место в мире, руководствуясь индивидуально различ- ными границами возможных и невозможных для него действий» (Rapaport et al.,

1946/1968, p. 415).


6.5. Проективные методики или «объективные тесты»? 315

 

 

Диагностика механизмов защиты с помощью проективных методик не может осуществляться только на основе имеющихся в многочисленной зарубежной ли- тературе формальных показателей защиты. Они должны быть интерпретированы на основе нашего знания личности, ее углубленного психологического изучения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 768; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.