КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психология как наука 1 страница
. I 1 U Круг Веер Цепь Звезда Рис. 85. Виды сетей коммуникации В коммуникационной сети по типу веера все сообщения стекаются в один центр, который, в свою очередь, распределяет информацию между другими участниками группы. По данным Левита, человек, находящийся в центре «веера» получает наибольшее удовлетворение от коммуникации, в то время как другие члены группы не слишком довольны, так как чувствуют себя беспомощными и не способными оказывать влияние на ситуацию. Однако централизованная сеть типа веера оказывается высоко эффективной при решении задач, особенно после того, как группа приобрела устойчивость и произошло распределение ролей. Децентрализованная сеть коммуникации типа звезды, в которой каждый может общаться с каждым, менее эффективна при решении задач, но все участники группы, включенные в такую сеть, испытывают психологический комфорт, так как чувствуют свое равенство в распределении потоков информации. В конечном счете децентрализованные сети могут оказаться более продуктивными, потому что в них поддерживается высокая мотивация и дружеская атмосфера (табл. 23). Таблица 23 Свойства различных сетей коммуникации
На эффективность коммуникации большое влияние оказывает стиль общения, которого придерживаются партнеры. Дж. Виеманн (Wiemann, 1985) различает влиятельный и беспомощный стили
Контрольные вопросы. Тестовые задания общения. Различные стили характеризуется выбором формы обращения к партнеру (сравните обращения «эй, дружок» и «уважаемый Петр Петрович»), уровнем контроля над очередностью высказываний (перебивание партнера или терпеливое ожидание своей очереди), особенностями невербального поведения (например, смотреть в глаза партнеру или отводить взгляд). Беспомощный стиль включает в себя уклончивые фразы («Мне кажется, что»); лингвистическое заикание («Ну, это, так сказать»); вопросы-концовки («Ну так вы придете завтра, да?»); слова-усилители («очень», «действительно»). Для того чтобы добиться запланированной цели общения, лучше следовать влиятельному стилю, однако во всем нужна мера, так как в противном случае может возникнуть эмоциональное неприятие слишком доминантного собеседника, и общение будет прервано. (?) Контрольные вопросы 1. Какова основная функция ритуалов посвящения в члены группы? 2. Каким образом можно выяснить, какая из исполняемых человеком ролей наиболее важна для него? 3. Какой стиль лидерства, по вашему мнению, окажется наиболее успешным при выработке стратегии развития предприятия? А при спасении людей на пожаре? 4. При каких условиях меньшинство имеет шанс изменить позицию большинства? 5. Почему действия человека в толпе часто носят иррациональный и агрессивный характер? 6. Почему в исследовании М. Шерифа мальчики, которые еще недавно были друзьями, превратились во врагов? - - © Тестовые задания \ 1. Что является главным критерием выделения социальной группы? A. Внешнее сходство. Б. Совместная деятельность. B. Непосредственный контакт. 2. Студент, мечтающий стать «великим ученым», хочет присоединиться к... A. Формальной высокоорганизованной первичной малой группе членства. Б. Неформальной высокоорганизованной вторичной большой референтной группе. B. Неформальной диффузной вторичной большой референтной группе. 3. Эффект социального торможения наиболее ярко выражен при групповом решении... Литература A. Аддитивных задач. Б. Конъюнктивных задач. B. Дизъюнктивных задач. 4. Сколько испытуемых в эксперименте Милграма по исследованию подчинения авторитету доводили силу удара током до смертельной отметки? A. Никто. Б. 17%. B. 63%. 5. В чем заключается фундаментальная ошибка атрибуции причин событий? A. В том, что люди склонны недооценивать роль обстоятельств, когда судят о поступках других. Б. В том, что люди часто проводят аналогию с прошлым и поэтому неверно понимают события. B. В том, что люди слишком сильно доверяют телевидению и рекламе. 6. В коммуникационной сети какого типа люди испытывают максимальный психологический комфорт... A. Веер. Б. Цепь. B. Звезда. Щ Литература Основная 1. Андреева Г.М. Психология социального познания, М., 2000. 2. Андреева Г.М. Социальная психология, М., 1994. 3. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Поголъша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. С.-Пб., 2001. 4. МайерсД. Социальная психология. С.-Пб., 1997. Дополнительная 1. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. С.-Пб., 2000. 2. Крысько В.Г. Социальная психология. Схемы и комментарии. М., 2001. 3. Перспективы социальной психологии / Под ред. М. Хьюстон, В. Штребе, Д. Стефенсон. М., 2001. 4. Шибутани Т. Социальная психология. Ростов-на-Дону, 1998.
'■«• '
<'* 'ЮН -41 ч"< 'I Лг.. •* Ч !г, ".!(,!».!,■
Глава 1: 1 Глава 2: 1 Глава 3: 1 Глава 4: 1 Глава 5: 1 Глава 6: 1 Глава 7: 1 Глава 8: 1 Глава 9: 1 Глава 10: Ответы к тестовым заданиям В; 2 Б; 3 В; 4 Б; 5 В; 6 А. Б; 2 А; 3 В; 4 А; 5 В; 6 Б. В; 2 Б; 3 А; 4 Б; 5 В; 6 А. Б; 2 В; 3 В; 4 Б; 5 А; 6 Б. В; 2 Б; 3 А; 4 Б; 5 В; 6 В. А; 2 В; 3 Б; 4 В; 5 В; 6 Б. В; 2 А; 3 В; 4 А; 5 А; б А. Б; 2 В; 3 А; 4 Б; 5 А; 6 В. В; 2 Б; 3 В; 4 А; 5 Б; 6 В. 1 В; 2 Б; 3 А; 4 В; 5 Б; 6 А.
■ Предметный указатель Предметный указатель Автобиографическая память 307,309—316 Адаптация 81,250 Аксон 107-110 Акцент Уация 415,416 Альтруистическая мотивация 153—156 Амнезия 124,281 Анализатор 240—243 Анальная фаза развития личности 374,375 Анорексия 142 Антикваризм 40,41 Антилокал изационизм 115—117 Антропопсихизм 80,81 Апперцепция 61,218 Архетип 67 Астенический тип 409,410 Атлетический тип 409, 410 Аттенюатор 228,229 Аффект 175 Бессознательное 65—67 Бессознательных умозаключений теория 275 Бинокулярный параллакс 204,257 Биопсихизм 80 Бихевиоризм 68, 69 Брока зона 115, 118 Булимия 142 Быстроволновой сон 123 Бытийные ценности 75, 156 Ведущая деятельность 74, 171, 172,393-396 Верникезона 118 Викарное научение 99, 100 Волевое внимание 222,223 Вторичное внимание Высшие переживания 75
Высшие психические функции 71, 72 Генитальная стадия развития личности 376 Гештальт 63,339 Гидромеханическая модель мотивации 157 Гипотеза лингвистической относительности 350,351 Гнев 187,188,197,198 Групповая поляризация 445,446 Груповая сплоченность 424 Групповые нормы 422,423 Декларативная память 305,306 Дедуктивное рассуждение 327 Дендрит 107-109 Дилемма узника 431,432 Динамической системной локализации теория 117,118 Единства сознания и деятельности принцип 73 Иерархия потребностей 162,163 Изоляция 374,375 Имплицитная память 293 Импринтинг% Индивидуальный стиль деятельности 414 Инсайт 65,88, 101 Инстинктивное поведение 88, 157—160 Интеллектуальная инициатива 345,393 Интеллектуальная стадия развития психики 88—90 Интериоризация 72,235,237 Интроверсия 67,405 Интроспекция 34,36,50,53,57,58, 61, 62 Интуиция 323 Йеркса — Додсона закон 165 Каузальная атрибуция 452,454,455 Квази-потребность 169 *' Клетки-детекторы 254,255 Когнитивный диссонанс 170, 171 Комната Эймса 264,265 Комплекс (тип обобщения) 354,355 Комплекс неполноценности 67,413,414 Комплекс оживления 146 Константность восприятия 65,275,276 Контраста эффект 250,251 Конформизм 442—445 Коэффициент интеллекта 361 «Кривая забывания» 297
\.
Предметный указатель
«Кривая научения» 305,306 Либидо 135,167 Лидерство 437—439 Личностный смысл 95 Личный статус 436 Локализационизм 115 Локус контроля 455 Магнито-резонансная томография (МРТ) 114, 120,121 Майевтика 45,46 Медленноволновой сон 121,122 Межполушарная асимметрия 117—119 Мнемотехника 279,280 Монокулярные признаки расстояния 264—266 Мортидо 135, 167 Мотив 73,92,95,129-133,163,207-209,388-390 Навык 88, 102, 103 Надситуативная активность 392,393 Настроение 175 Научение 95-97, 103,104 Нейромедиатор 109, 110 Нейрон 107-110 Нейропсихизм 80 Нейротизм 405 Обусловливание второго порядка 97
■. ■ .
■
■ ■ ■ Объем внимания 217,218 Объем памяти 227 Объем сознания 216,217 Огруппление мышления 445,446 Оно (Id) 66,371 Оперантное научение 69,96,97 Операция 73, 74,87, 88 Оптимума мотивации закон 165 Опыт «потока» 214,215 Оральная фаза развития личности 333,334 Ощущение 61, 63, 84,240,242-245 Панпсихизм 80 Параллелограмм развития памяти 283,284 Перцептивная психика 87 Перцептивный цикл 261 Пикнический тип 409,410 Подчинение 447,448 Позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ) 121
Предметный указатель Познавательная потребность 149, 150, 163, 164 Половая потребность 142—145 Порог ощущений (абсолютный и дифференциальный) 245—248 Послеобраз 255 Потребности невротические 135 Потребность в аффилиации 147 Потребность в достижении 152,153 Потребность в общении 146,147 Потребность эстетическая 150—152, 164 Презентизм 40, 41 Преперцепция 220 Принцип близости 223,267 Принцип выделения фигуры из фона 267 Принцип замыкания 267 Принцип непрерывности 267 Принцип простоты (прегнантности) 267 Принцип сходства 267 Принципы организации феноменального поля 267 Проблемная ситуация 338,339,441 Промежуточные переменные 69, 76 Проприум 400 Прототипа гипотеза 271,358 Процедурная память 305—307 Псевдопонятие 356,357 Психологическая защита 372—375 Психотизм 405 Психофизика 245 Психофизиологическая проблема 104—106 Раздражимость 82 Рассеянность 215,216 Рационализация 374 / Реактивное научение 96 Репертуарные решетки Келли 383,384 Ресурсная модель внимания 232,233 Референтная группа 426,427 Рефлекторного кольца модель 102 Ролевой стереотип 440, 441 Самоактуализация 75,398,399 Сверх-Я (Super-Ego) 66,371,404 Сдвиг мотива на цель 74, 160 Сенсибилизация 250 Сенсорная психика 84-87,106 Предметный указатель
Синапс 108 Синдром госпитализма 147 Синестезия 251 Синкрет (тип обобщения) 354 Сознание 60-62,91-95,121 Социальная роль 432—436 Социальная фасилитация 427 Социальное торможение 427,428 Социальный статус 436,437 Социальный характер 441 Социометрия 424,425 Сравнения с эталоном гипотеза 268—270,272,273 Стадия достижения идентичности — смешения идентичности 379 Стиль жизни 67 Страх 187,188, 198 Стресс 202,203 Сублимация 145, 167,376 Схема 260'-263,272 Счастье 187, 188, 198-200 Тематический апперцептивный тест (ТАТ) 160 Тест 36,37,362,363 Толпа 450,451 Уровень притязаний 170 Уровни переработки информации 77 Условный рефлекс 68,96,371,404 Фаллическая стадия 375 Феноменальное поле 225,267 Фи-феномен 63, 64,264 Функциональная система 116 Харизма 437,438 Цель 73,92,337 Черт гипотеза 268,270,272,273 Чувственная ткань сознания 93 Чувствительность 82—84 Чувство 175 Эгоцентрическая речь 352,353 Эдипов комплекс 376 Экзистенциальный вакуум 75 Экологическая теория восприятия 275,276 Эксперимент 35—37, 119 Эксплицитная память 293 Экстраверсия 67,405
Предметный указатель Электроэнцефалография (ЭЭГ) 120—122 Эпизодическая память 307—309 Эффект генерализации 102 Эффект Зейгарник 288 Эффект конгруэнтности настроения 285,286 Эффект неосознаваемой установки 294,295 Эффект оружия 286 Эффект предшествования 294 Эффект Рингельманна 429,430 Эффект фон Ресторф 297,298 Я (Ego) 66,371 Язык 381
-!.>". /,,<( Персоналии Августин Аврелий (354—430) — один из отцов христианской церкви. Главный автобиографический труд психологического содержания — «Исповедь», где развернут интроспективный анализ становления личности. Адлер Альфред (1870—1937) — австрийский психолог, создатель индивидуальной психологии. Индивидуальная психология, во многом наследуя классическому психоанализу 3. Фрейда, делает акцент на процессах, связанных с Эго. Айзенк Ган Юрген (1916—1997) — английский психолог, пользуясь факторным анализом, создал четырехуровневую иерархическую модель личности, которая включает уровень специфических действий или мыслей, уровень привычных действий или мыслей, уровень черт личности и уровень типов. Каждый человек может быть охарактеризован точкой в данном трехмерном пространстве, координатными осями которого являются факторы экстраверсии — ин-троверсии; невротизма — стабильности и психотизма — Сверх-Я. Алкмеон Кротонский (VI в. до н.э.) — древнегреческий врач и натурфилософ, первым предположил, что органом души является головной мозг. Анаксагор (акме — ок. 462—432 до н.э.) — древнегреческий философ, предполагал наличие отдельной субстанции — «ум» («нус»), которая входит в состав живых существ и отличает их от неживой материи. Анохин Петр Кузьмич (1898—1974) — советский физиолог, автор теории функциональных систем. Аристотель (384—322 до н.э.) — древнегреческий философ. Сочинения Аристотеля охватывают все отрасли античной науки. Автор сочинения «О душе», понимал душу как «форму тела», т.е. как функцию и вместе с тем причину телесной организации человека. Выделял различные типы души: разумную и неразумную (растительную и страстную). Асмолов Александр Григорьевич (род. 1949) — российский психолог, специалист в области психологии личности, деятельности и Персоналии безсознательного; автор историко-эволюционного подхода к изучению поведения человека и животных. Бандура Альберт (род. 1925) — американский психолог, создатель социально-когнитивной теории личности, которая отводит центральную роль в формировании личности викарному научению (научение через подражание социальным образцам). Бартлетт Фредерик Чарльз (1886—1969) — английский психолог. Известен своими исследованиями о влиянии социальных факторов на память, в которых показал, что память является конструктивным процессом. Бекеши Джордж (1899—1972) — венгерский физик, лауреат Нобелевской премии (1961), разработал выдвинутую Г. Гельмголь-цем локализационную теорию слуха, согласно которой высота звука кодируется при помощи активации определенных участков основной мембраны улитки. Бергсон Анри (1859—1941) — французский философ, представитель интуитивизма и философии жизни. В работе «Материя и память» выделил два типа памяти: память тела и память духа. Бернштейн Николай Александрович (1896—1966) — советский психофизиолог, создатель концепции физиологии активности. Блонский Павел Петрович (1884—1941) — советский психолог, предложил генетическую классификацию видов памяти, которая отражает путь развития памяти у ребенка. Божович Лидия Ильинична (1908—1981) — советский психолог, специалист в области психологии развития и психологии личности. Брентано Франц (1838—1917) — австрийский философ. Создал вариант психологии сознания, полагая единицами психики элементарные психические акты. Брунер Джером (род. 1915) — американский психолог, один из основателей когнитивной психологии. Бэддели Аллан (род. 1934) — американский психолог, автор модели рабочей памяти. Бэкон Фрэнсис (1561—1626) — английский государственный деятель и философ, предложил реформу научного метода — очищение разума от заблуждений («идолов», или «признаков»), обращение к опыту и обработка его посредством индукции, основа которой — эксперимент. Вебер Макс (1864—1920) — немецкий социолог, историк, экономист и юрист. Вертгеймер Макс (1880—1944) — немецкий психолог, один из основателей гештальтпсихологии, открыл «фи-феномен», разрабатывал теорию продуктивного мышления. Персоналии Персоналии Вундт Вильгельм (1832—1920) — немецкий психолог, создатель психологии сознания. Вундтом открыта первая психологическая лаборатория в 1879 г. в университете г. Лейпцига (Германия). Определял психологию как науку о «непосредственном опыте». Полагал единицами психики элементы сознания: ощущения, представления и чувствования. Выготский Лев Семенович (1896—1934) — советский психолог, создатель культурно-исторического подхода в психологии. Различал «натуральные» и «культурные» психические функции. Натуральные психические функции преобразуются в культурные с помощью механизма присвоения культурного опыта, объективированного в знаковых системах. Гален (ок. 130 — ок. 200) — древнеримский врач. В классическом труде «О частях человеческого тела» дал первое анатомо-физиоло-гическое описание целостного организма, установил роль нервной системы как «проводника» воздействий души на тело. Галль Франц Йозеф (1758—1828) — австрийский врач, создатель френологии. Предложил теорию локализации психических функций в коре больших полушарий головного мозга. Гальперин Петр Яковлевич (1902—1988) — советский психолог, автор концепции планомерного формирования умственных действий. Ганнушкин Петр Борисович (1875—1933) — российский психиатр, создатель учения о психопатиях. Гартли Дейвид (1705—1757) — английский мыслитель, один из основоположников ассоциативной психологии. Гельмгольц Герман Людвиг Фердинанд (1821 —1894) — немецкий естествоиспытатель, автор фундаментальных трудов по физике, биофизике, физиологии, психологии. Автор основополагающих трудов по физиологии слуха и зрения. Обнаружил и измерил теплообразование в мышцах, изучил процесс сокращения мышц, измерил скорость распространения нервного импульса. Гераклит Эфесский (акме — 500 до н.э.) — древнегреческий философ. В основе мироздания, по Гераклиту, лежит огненный Логос — вечный и неизменный творческий принцип. Считал душу сопричастной Логосу. Провел первую типологию души (сухие и влажные души). Геринг Эвальд (1834—1918) — немецкий физиолог, автор одной из теорий цветового зрения. Гибсон Джеймс (1904—1979) — американский психолог, создатель «экологической оптики», оказавшей большое влияние на современную психологию восприятия. Гилфорд Джой Пол (1897—1987) — американский психолог, предложил структурную модель интеллекта, так называемый «куб Гилфорда». Гиппократ (460—370 до н.э.) — древнегреческий врач, реформатор античной медицины, материалист, разработал учение о четырех темпераментах: сангвиническом, холерическом, меланхолическом и флегматическом. Гоббс Томас (1588—1679) — английский философ-материалист, трактовал психику как эпи-феномен (явление, сопутствующее другим явлениям и не имеющее собственных функций). Дарвин Чарльз Роберт (1809—1882) — английский естествоиспытатель, создатель дарвинизма. В основном труде «Происхождение видов путем естественного отбора», обобщив результаты собственных наблюдений и достижения современной ему биологии и селекционной практики, вскрыл основные факторы эволюции органического мира. В книге «Происхождение человека и половой отбор» (1871) обосновал гипотезу происхождения человека от обезьяноподобного предка. Декарт Рене (1596—1650) — французский философ, математик, физик и физиолог, дуалист. Атрибутом идеального считал мышление, а атрибутом материального — протяженность. По мнению Декарта, тело действует по принципу рефлекса. Все функционирование организма человека и животного определяется движением «животных духов». Демокрит (акме — ок. 420 до н.э.) — древнегреческий философ, один из основателей античной атомистики. По Демокриту, существуют только атомы и пустота. Атомы — неделимые материальные элементы (геометрические тела, «фигуры»), вечные, неразрушимые, непроницаемые, различаются формой, положением в пустоте, величиной; движутся в различных направлениях, из их «вихря» образуются как отдельные тела, так и все бесчисленные миры. Джеймс Вильям (1842—1910) — американский философ и психолог, основатель прагматизма. Автор двухтомного труда «Принципы психологии» (1890). Сознание, по Джеймсу, — это слитный, недифференцированный поток мыслей, непосредственных ощущений и впечатлений (stream of thought). Джеймс создал периферическую теорию эмоций, трактующую эмоциональные переживания как результат интерпретации физиологических изменений в организме. Дильтей Вильгельм (1833—1911) — немецкий историк культуры и философ, ведущий представитель философии жизни, основатель философской герменевтики, духовно-исторической школы в литературоведении. Развил учение о понимании как специфическом
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 459; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |