Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психология как наука 1 страница




.

I 1 U

Круг

Веер

Цепь

Звезда

Рис. 85. Виды сетей коммуникации

В коммуникационной сети по типу веера все сообщения стекаются в один центр, который, в свою очередь, распределяет информацию между другими участниками группы. По данным Левита, человек, находящийся в центре «веера» получает наибольшее удовлетворение от коммуникации, в то время как другие члены группы не слишком довольны, так как чувствуют себя беспомощными и не способными оказывать влияние на ситуацию. Однако централизованная сеть типа веера оказывается высоко эффективной при решении задач, особенно после того, как группа приобрела устойчивость и произошло распределение ролей. Децентрализованная сеть коммуникации типа звезды, в которой каждый может общаться с каждым, менее эффективна при решении задач, но все участники группы, включенные в такую сеть, испытывают психологический комфорт, так как чувствуют свое равенство в распределении потоков информации. В конечном счете децентрализованные сети могут оказаться более продуктивными, потому что в них поддерживается высокая мотивация и дружеская атмосфера (табл. 23).

Таблица 23

Свойства различных сетей коммуникации

Свойства Наличие центра Психологический комфорт Продуктивность
Тип сети коммуникации Веер КругЦепь Звезда t 1   г i  
               

На эффективность коммуникации большое влияние оказывает стиль общения, которого придерживаются партнеры. Дж. Виеманн (Wiemann, 1985) различает влиятельный и беспомощный стили

 

Контрольные вопросы. Тестовые задания

общения. Различные стили характеризуется выбором формы обращения к партнеру (сравните обращения «эй, дружок» и «уважаемый Петр Петрович»), уровнем контроля над очередностью высказываний (перебивание партнера или терпеливое ожидание своей очереди), особенностями невербального поведения (например, смотреть в глаза партнеру или отводить взгляд). Беспомощный стиль включает в себя уклончивые фразы («Мне кажется, что»); лингвистическое заикание («Ну, это, так сказать»); вопросы-концовки («Ну так вы придете завтра, да?»); слова-усилители («очень», «действительно»).

Для того чтобы добиться запланированной цели общения, лучше следовать влиятельному стилю, однако во всем нужна мера, так как в противном случае может возникнуть эмоциональное неприятие слишком доминантного собеседника, и общение будет прервано.

(?) Контрольные вопросы

1. Какова основная функция ритуалов посвящения в члены группы?

2. Каким образом можно выяснить, какая из исполняемых человеком ролей наиболее важна для него?

3. Какой стиль лидерства, по вашему мнению, окажется наиболее успешным при выработке стратегии развития предприятия? А при спасении людей на пожаре?

4. При каких условиях меньшинство имеет шанс изменить позицию большинства?

5. Почему действия человека в толпе часто носят иррациональный и агрессивный характер?

6. Почему в исследовании М. Шерифа мальчики, которые еще недавно были друзьями, превратились во врагов?

- -

© Тестовые задания \

1. Что является главным критерием выделения социальной группы?

A. Внешнее сходство.

Б. Совместная деятельность.

B. Непосредственный контакт.

2. Студент, мечтающий стать «великим ученым», хочет присоединиться к...

A. Формальной высокоорганизованной первичной малой группе членства.

Б. Неформальной высокоорганизованной вторичной большой референтной группе.

B. Неформальной диффузной вторичной большой референтной группе.

3. Эффект социального торможения наиболее ярко выражен при групповом решении...

Литература

A. Аддитивных задач.

Б. Конъюнктивных задач.

B. Дизъюнктивных задач.

4. Сколько испытуемых в эксперименте Милграма по исследованию подчинения авторитету доводили силу удара током до смертельной отметки?

A. Никто. Б. 17%.

B. 63%.

5. В чем заключается фундаментальная ошибка атрибуции причин событий?

A. В том, что люди склонны недооценивать роль обстоятельств, когда судят о поступках других.

Б. В том, что люди часто проводят аналогию с прошлым и поэтому неверно понимают события.

B. В том, что люди слишком сильно доверяют телевидению и рекламе.

6. В коммуникационной сети какого типа люди испытывают максимальный психологический комфорт...

A. Веер. Б. Цепь.

B. Звезда.

Щ Литература

Основная

1. Андреева Г.М. Психология социального познания, М., 2000.

2. Андреева Г.М. Социальная психология, М., 1994.

3. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Поголъша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. С.-Пб., 2001.

4. МайерсД. Социальная психология. С.-Пб., 1997.

Дополнительная

1. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. С.-Пб., 2000.

2. Крысько В.Г. Социальная психология. Схемы и комментарии. М., 2001.

3. Перспективы социальной психологии / Под ред. М. Хьюстон, В. Штребе, Д. Стефенсон. М., 2001.

4. Шибутани Т. Социальная психология. Ростов-на-Дону, 1998.

 

'■«• '

 

 

<'* 'ЮН -41 ч"< 'I Лг.. •* Ч !г, ".!(,!».!,■

 

     
     
     
     

Глава 1: 1 Глава 2: 1 Глава 3: 1 Глава 4: 1 Глава 5: 1 Глава 6: 1 Глава 7: 1 Глава 8: 1 Глава 9: 1 Глава 10:

Ответы к тестовым заданиям

В; 2 Б; 3 В; 4 Б; 5 В; 6 А. Б; 2 А; 3 В; 4 А; 5 В; 6 Б. В; 2 Б; 3 А; 4 Б; 5 В; 6 А. Б; 2 В; 3 В; 4 Б; 5 А; 6 Б. В; 2 Б; 3 А; 4 Б; 5 В; 6 В. А; 2 В; 3 Б; 4 В; 5 В; 6 Б. В; 2 А; 3 В; 4 А; 5 А; б А. Б; 2 В; 3 А; 4 Б; 5 А; 6 В. В; 2 Б; 3 В; 4 А; 5 Б; 6 В. 1 В; 2 Б; 3 А; 4 В; 5 Б; 6 А.

 

 

   
   
   
   
   
   
   
   

 

 

             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
        ц-■■■:,;■' MX    

Предметный указатель

Предметный указатель

Автобиографическая память 307,309—316

Адаптация 81,250

Аксон 107-110

Акцент Уация 415,416

Альтруистическая мотивация 153—156

Амнезия 124,281

Анализатор 240—243

Анальная фаза развития личности 374,375

Анорексия 142

Антикваризм 40,41

Антилокал изационизм 115—117

Антропопсихизм 80,81

Апперцепция 61,218

Архетип 67

Астенический тип 409,410

Атлетический тип 409, 410

Аттенюатор 228,229

Аффект 175

Бессознательное 65—67

Бессознательных умозаключений теория 275

Бинокулярный параллакс 204,257

Биопсихизм 80

Бихевиоризм 68, 69

Брока зона 115, 118

Булимия 142

Быстроволновой сон 123

Бытийные ценности 75, 156

Ведущая деятельность 74, 171, 172,393-396

Верникезона 118

Викарное научение 99, 100

Волевое внимание 222,223

Вторичное внимание

Высшие переживания 75

 

Высшие психические функции 71, 72

Генитальная стадия развития личности 376

Гештальт 63,339

Гидромеханическая модель мотивации 157

Гипотеза лингвистической относительности 350,351

Гнев 187,188,197,198

Групповая поляризация 445,446

Груповая сплоченность 424

Групповые нормы 422,423

Декларативная память 305,306

Дедуктивное рассуждение 327

Дендрит 107-109

Дилемма узника 431,432

Динамической системной локализации теория 117,118

Единства сознания и деятельности принцип 73

Иерархия потребностей 162,163

Изоляция 374,375

Имплицитная память 293

Импринтинг%

Индивидуальный стиль деятельности 414

Инсайт 65,88, 101

Инстинктивное поведение 88, 157—160

Интеллектуальная инициатива 345,393

Интеллектуальная стадия развития психики 88—90

Интериоризация 72,235,237

Интроверсия 67,405

Интроспекция 34,36,50,53,57,58, 61, 62

Интуиция 323

Йеркса — Додсона закон 165

Каузальная атрибуция 452,454,455

Квази-потребность 169 *'

Клетки-детекторы 254,255

Когнитивный диссонанс 170, 171

Комната Эймса 264,265

Комплекс (тип обобщения) 354,355

Комплекс неполноценности 67,413,414

Комплекс оживления 146

Константность восприятия 65,275,276

Контраста эффект 250,251

Конформизм 442—445

Коэффициент интеллекта 361

«Кривая забывания» 297

 

\.

 

Предметный указатель

 

«Кривая научения» 305,306

Либидо 135,167

Лидерство 437—439

Личностный смысл 95

Личный статус 436

Локализационизм 115

Локус контроля 455

Магнито-резонансная томография (МРТ) 114, 120,121

Майевтика 45,46

Медленноволновой сон 121,122

Межполушарная асимметрия 117—119

Мнемотехника 279,280

Монокулярные признаки расстояния 264—266

Мортидо 135, 167

Мотив 73,92,95,129-133,163,207-209,388-390

Навык 88, 102, 103

Надситуативная активность 392,393

Настроение 175

Научение 95-97, 103,104

Нейромедиатор 109, 110

Нейрон 107-110

Нейропсихизм 80

Нейротизм 405

Обусловливание второго порядка 97

 

 

■. ■

.

 

 

 

Объем внимания 217,218

Объем памяти 227

Объем сознания 216,217

Огруппление мышления 445,446

Оно (Id) 66,371

Оперантное научение 69,96,97

Операция 73, 74,87, 88

Оптимума мотивации закон 165

Опыт «потока» 214,215

Оральная фаза развития личности 333,334

Ощущение 61, 63, 84,240,242-245

Панпсихизм 80

Параллелограмм развития памяти 283,284

Перцептивная психика 87

Перцептивный цикл 261

Пикнический тип 409,410

Подчинение 447,448

Позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ) 121

 

Предметный указатель

Познавательная потребность 149, 150, 163, 164

Половая потребность 142—145

Порог ощущений (абсолютный и дифференциальный) 245—248

Послеобраз 255

Потребности невротические 135

Потребность в аффилиации 147

Потребность в достижении 152,153

Потребность в общении 146,147

Потребность эстетическая 150—152, 164

Презентизм 40, 41

Преперцепция 220

Принцип близости 223,267

Принцип выделения фигуры из фона 267

Принцип замыкания 267

Принцип непрерывности 267

Принцип простоты (прегнантности) 267

Принцип сходства 267

Принципы организации феноменального поля 267

Проблемная ситуация 338,339,441

Промежуточные переменные 69, 76

Проприум 400

Прототипа гипотеза 271,358

Процедурная память 305—307

Псевдопонятие 356,357

Психологическая защита 372—375

Психотизм 405

Психофизика 245

Психофизиологическая проблема 104—106

Раздражимость 82

Рассеянность 215,216

Рационализация 374 /

Реактивное научение 96

Репертуарные решетки Келли 383,384

Ресурсная модель внимания 232,233

Референтная группа 426,427

Рефлекторного кольца модель 102

Ролевой стереотип 440, 441

Самоактуализация 75,398,399

Сверх-Я (Super-Ego) 66,371,404

Сдвиг мотива на цель 74, 160

Сенсибилизация 250

Сенсорная психика 84-87,106

Предметный указатель

 

Синапс 108

Синдром госпитализма 147

Синестезия 251

Синкрет (тип обобщения) 354

Сознание 60-62,91-95,121

Социальная роль 432—436

Социальная фасилитация 427

Социальное торможение 427,428

Социальный статус 436,437

Социальный характер 441

Социометрия 424,425

Сравнения с эталоном гипотеза 268—270,272,273

Стадия достижения идентичности — смешения идентичности 379

Стиль жизни 67

Страх 187,188, 198

Стресс 202,203

Сублимация 145, 167,376

Схема 260'-263,272

Счастье 187, 188, 198-200

Тематический апперцептивный тест (ТАТ) 160

Тест 36,37,362,363

Толпа 450,451

Уровень притязаний 170

Уровни переработки информации 77

Условный рефлекс 68,96,371,404

Фаллическая стадия 375

Феноменальное поле 225,267

Фи-феномен 63, 64,264

Функциональная система 116

Харизма 437,438

Цель 73,92,337

Черт гипотеза 268,270,272,273

Чувственная ткань сознания 93

Чувствительность 82—84

Чувство 175

Эгоцентрическая речь 352,353

Эдипов комплекс 376

Экзистенциальный вакуум 75

Экологическая теория восприятия 275,276

Эксперимент 35—37, 119

Эксплицитная память 293

Экстраверсия 67,405

       
  ■ м,      
         
         
         
         
         
         
         
         
       
         
         
         
         
         
         

Предметный указатель

Электроэнцефалография (ЭЭГ) 120—122

Эпизодическая память 307—309

Эффект генерализации 102

Эффект Зейгарник 288

Эффект конгруэнтности настроения 285,286

Эффект неосознаваемой установки 294,295

Эффект оружия 286

Эффект предшествования 294

Эффект Рингельманна 429,430

Эффект фон Ресторф 297,298

Я (Ego) 66,371

Язык 381

 

-!.>". /,,<(

Персоналии

Августин Аврелий (354—430) — один из отцов христианской церкви. Главный автобиографический труд психологического содержания — «Исповедь», где развернут интроспективный анализ становления личности.

Адлер Альфред (1870—1937) — австрийский психолог, создатель индивидуальной психологии. Индивидуальная психология, во многом наследуя классическому психоанализу 3. Фрейда, делает акцент на процессах, связанных с Эго.

Айзенк Ган Юрген (1916—1997) — английский психолог, пользуясь факторным анализом, создал четырехуровневую иерархическую модель личности, которая включает уровень специфических действий или мыслей, уровень привычных действий или мыслей, уровень черт личности и уровень типов. Каждый человек может быть охарактеризован точкой в данном трехмерном пространстве, координатными осями которого являются факторы экстраверсии — ин-троверсии; невротизма — стабильности и психотизма — Сверх-Я.

Алкмеон Кротонский (VI в. до н.э.) — древнегреческий врач и натурфилософ, первым предположил, что органом души является головной мозг.

Анаксагор (акме — ок. 462—432 до н.э.) — древнегреческий философ, предполагал наличие отдельной субстанции — «ум» («нус»), которая входит в состав живых существ и отличает их от неживой материи.

Анохин Петр Кузьмич (1898—1974) — советский физиолог, автор теории функциональных систем.

Аристотель (384—322 до н.э.) — древнегреческий философ. Сочинения Аристотеля охватывают все отрасли античной науки. Автор сочинения «О душе», понимал душу как «форму тела», т.е. как функцию и вместе с тем причину телесной организации человека. Выделял различные типы души: разумную и неразумную (растительную и страстную).

Асмолов Александр Григорьевич (род. 1949) — российский психолог, специалист в области психологии личности, деятельности и

Персоналии

безсознательного; автор историко-эволюционного подхода к изучению поведения человека и животных.

Бандура Альберт (род. 1925) — американский психолог, создатель социально-когнитивной теории личности, которая отводит центральную роль в формировании личности викарному научению (научение через подражание социальным образцам).

Бартлетт Фредерик Чарльз (1886—1969) — английский психолог. Известен своими исследованиями о влиянии социальных факторов на память, в которых показал, что память является конструктивным процессом.

Бекеши Джордж (1899—1972) — венгерский физик, лауреат Нобелевской премии (1961), разработал выдвинутую Г. Гельмголь-цем локализационную теорию слуха, согласно которой высота звука кодируется при помощи активации определенных участков основной мембраны улитки.

Бергсон Анри (1859—1941) — французский философ, представитель интуитивизма и философии жизни. В работе «Материя и память» выделил два типа памяти: память тела и память духа.

Бернштейн Николай Александрович (1896—1966) — советский психофизиолог, создатель концепции физиологии активности.

Блонский Павел Петрович (1884—1941) — советский психолог, предложил генетическую классификацию видов памяти, которая отражает путь развития памяти у ребенка.

Божович Лидия Ильинична (1908—1981) — советский психолог, специалист в области психологии развития и психологии личности.

Брентано Франц (1838—1917) — австрийский философ. Создал вариант психологии сознания, полагая единицами психики элементарные психические акты.

Брунер Джером (род. 1915) — американский психолог, один из основателей когнитивной психологии.

Бэддели Аллан (род. 1934) — американский психолог, автор модели рабочей памяти.

Бэкон Фрэнсис (1561—1626) — английский государственный деятель и философ, предложил реформу научного метода — очищение разума от заблуждений («идолов», или «признаков»), обращение к опыту и обработка его посредством индукции, основа которой — эксперимент.

Вебер Макс (1864—1920) — немецкий социолог, историк, экономист и юрист.

Вертгеймер Макс (1880—1944) — немецкий психолог, один из основателей гештальтпсихологии, открыл «фи-феномен», разрабатывал теорию продуктивного мышления.

Персоналии

Персоналии

Вундт Вильгельм (1832—1920) — немецкий психолог, создатель психологии сознания. Вундтом открыта первая психологическая лаборатория в 1879 г. в университете г. Лейпцига (Германия). Определял психологию как науку о «непосредственном опыте». Полагал единицами психики элементы сознания: ощущения, представления и чувствования.

Выготский Лев Семенович (1896—1934) — советский психолог, создатель культурно-исторического подхода в психологии. Различал «натуральные» и «культурные» психические функции. Натуральные психические функции преобразуются в культурные с помощью механизма присвоения культурного опыта, объективированного в знаковых системах.

Гален (ок. 130 — ок. 200) — древнеримский врач. В классическом труде «О частях человеческого тела» дал первое анатомо-физиоло-гическое описание целостного организма, установил роль нервной системы как «проводника» воздействий души на тело.

Галль Франц Йозеф (1758—1828) — австрийский врач, создатель френологии. Предложил теорию локализации психических функций в коре больших полушарий головного мозга.

Гальперин Петр Яковлевич (1902—1988) — советский психолог, автор концепции планомерного формирования умственных действий.

Ганнушкин Петр Борисович (1875—1933) — российский психиатр, создатель учения о психопатиях.

Гартли Дейвид (1705—1757) — английский мыслитель, один из основоположников ассоциативной психологии.

Гельмгольц Герман Людвиг Фердинанд (1821 —1894) — немецкий естествоиспытатель, автор фундаментальных трудов по физике, биофизике, физиологии, психологии. Автор основополагающих трудов по физиологии слуха и зрения. Обнаружил и измерил теплообразование в мышцах, изучил процесс сокращения мышц, измерил скорость распространения нервного импульса.

Гераклит Эфесский (акме — 500 до н.э.) — древнегреческий философ. В основе мироздания, по Гераклиту, лежит огненный Логос — вечный и неизменный творческий принцип. Считал душу сопричастной Логосу. Провел первую типологию души (сухие и влажные души).

Геринг Эвальд (1834—1918) — немецкий физиолог, автор одной из теорий цветового зрения.

Гибсон Джеймс (1904—1979) — американский психолог, создатель «экологической оптики», оказавшей большое влияние на современную психологию восприятия.

Гилфорд Джой Пол (1897—1987) — американский психолог, предложил структурную модель интеллекта, так называемый «куб Гилфорда».

Гиппократ (460—370 до н.э.) — древнегреческий врач, реформатор античной медицины, материалист, разработал учение о четырех темпераментах: сангвиническом, холерическом, меланхолическом и флегматическом.

Гоббс Томас (1588—1679) — английский философ-материалист, трактовал психику как эпи-феномен (явление, сопутствующее другим явлениям и не имеющее собственных функций).

Дарвин Чарльз Роберт (1809—1882) — английский естествоиспытатель, создатель дарвинизма. В основном труде «Происхождение видов путем естественного отбора», обобщив результаты собственных наблюдений и достижения современной ему биологии и селекционной практики, вскрыл основные факторы эволюции органического мира. В книге «Происхождение человека и половой отбор» (1871) обосновал гипотезу происхождения человека от обезьяноподобного предка.

Декарт Рене (1596—1650) — французский философ, математик, физик и физиолог, дуалист. Атрибутом идеального считал мышление, а атрибутом материального — протяженность. По мнению Декарта, тело действует по принципу рефлекса. Все функционирование организма человека и животного определяется движением «животных духов».

Демокрит (акме — ок. 420 до н.э.) — древнегреческий философ, один из основателей античной атомистики. По Демокриту, существуют только атомы и пустота. Атомы — неделимые материальные элементы (геометрические тела, «фигуры»), вечные, неразрушимые, непроницаемые, различаются формой, положением в пустоте, величиной; движутся в различных направлениях, из их «вихря» образуются как отдельные тела, так и все бесчисленные миры.

Джеймс Вильям (1842—1910) — американский философ и психолог, основатель прагматизма. Автор двухтомного труда «Принципы психологии» (1890). Сознание, по Джеймсу, — это слитный, недифференцированный поток мыслей, непосредственных ощущений и впечатлений (stream of thought). Джеймс создал периферическую теорию эмоций, трактующую эмоциональные переживания как результат интерпретации физиологических изменений в организме.

Дильтей Вильгельм (1833—1911) — немецкий историк культуры и философ, ведущий представитель философии жизни, основатель философской герменевтики, духовно-исторической школы в литературоведении. Развил учение о понимании как специфическом




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 459; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.