Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психология как наука 2 страница




Персоналии

методе наук о духе (в отличие от наук о природе), интуитивном постижении духовной целостности личности и культуры.

Дункер Карл (1903—1940) — немецкий психолог, исследовал своеобразие творческого мышления, используя метод рассуждения вслух.

Жане Пьер (1859—1947) — французский психолог и психопатолог, разработал учение о культурной обусловленности психических процессов.

Зейгарник Блюма Вульфовна (1900—1988) — советский психолог, начинала свою научную деятельность под руководством берлинского психолога Курта Левина; одна из основателей факультета психологии МГУ, создала новую научную область — экспериментальную патопсихологию.

Зимбардо Филипп (род. 1933) — американский психолог, специалист в области социальной психологии, широко известны его работы по исследованию застенчивости.

Зинченко Петр Иванович (1903—1969) — советский психолог, утверждал, что основная форма непроизвольного запоминания является продуктом целенаправленной деятельности, не мнемической по своему характеру.

Иванников Вячеслав Андреевич (род. 1940) — российский психолог, специалист в области психологии воли.

Изард Кэролл Е. (род. 1923) — исследователь эмоциональных процессов, предложил перечень из десяти фундаментальных эмоций: интерес — возбуждение, удовольствие — радость, удивление, горе — страдание, гнев — ярость, отвращение — омерзение, презрение — пренебрежение, страх — ужас, стыд — застенчивость, вина — раскаяние.

Канеман Дэвид (род. 1934) — американский психолог, лауреат Нобелевской премии (2002). Создатель ресурсной теории внимания. В последние годы занимается проблемами принятия решений.

Кедров Бонифатий Михайлович (1903—1985) — философ, химик, историк науки; основные труды — по материалистической диалектике, философским вопросам естествознания, науковедению, классификации наук.

Келер Вольфганг (1887—1967) — немецкий психолог, один из лидеров гештальтпсихологии, в опытах над высшими приматами экспериментально показал роль инсайта как принципа решения задач.

Келли Джордж Александр (1905—1966) — американский психолог, автор концепции «личностных конструктов», согласно которой человек действует как «исследователь», строящий свой образ

Персоналии

реальности посредством индивидуальной системы категориальных шкал — личностных конструктов.

Коффка Курт (1886—1941) — немецко-американский психолог, один из основателей гештальтпсихологии.

Крейк Фергюс (род. 1935) — канадский психолог и психофизиолог, совместно с Р. Локхардом сформулировал теорию уровней переработки информации психикой человека, в которой центральным фактором является «глубина» переработки, зависящая от типа задачи, решаемой субъектом.

Кречмер Эрнст (1888—1964) — немецкий психиатр и психолог, разработал учение о связи основных типов конституционного телосложения с определенными типами темперамента.

Кун Томас (1922—1996) — американский физик, философ и историк науки. Выдвинул концепцию научных революций как смены парадигм — исходных концептуальных схем, способов постановки проблем и методов исследования, господствующих в науке определенного исторического периода. Основной труд — «Структура научных революций» (1962).

Кэннон Уолтер (1871—1945) — американский физиолог, автор таламической теории эмоций, согласно которой вегетативные изменения в организме сопровождают развитие эмоциональных состояний, поскольку они биологически целесообразны. Ситуация, вызывающая эмоции, несет в себе определенный «призыв» к совершению действия, а телесные изменения служат настройке организма на эффективную реакцию. По мнению Кэннона, вегетативные изменения соседствуют с субъективным переживанием, но не вызывают его.

Кэттел Раймонд (1905—1998) — американский психолог, автор факторной модели личности (16 PF Кеттела).

Ланге Николай Николаевич (1858—1921) — русский психолог. Создал одну из первых в России экспериментальных психологических лабораторий, разработал моторную теорию внимания.

Леви-Брюль Люсьен (1857-1939) - французский этнограф и психолог. Создал теорию господства «пралогического мышления» в первобытную эпоху.

Левин Курт (1890—1947) — немецко-американский психолог, разработал концепцию личности, в основе которой — понятие «поля» (заимствованное из физики) как единства личности и ее окружения. Один из основоположников экспериментального исследования мотивации и психологии групп (так называемой групповой динамики).

Персоналии

Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646—1716) — немецкий философ, математик, физик, языковед. Реальный мир, по Лейбницу, состоит из бесчисленных психических деятельных субстанций — монад, находящихся между собой в отношении предустановленной гармонии. В духе рационализма развил учение о прирожденной способности ума к познанию высших категорий бытия и всеобщих и необходимых истин логики и математики.

Леонтьев Алексей Николаевич (1903—1979) — советский психолог, выдвинул общепсихологическую теорию деятельности. На основе предложенной схемы структуры деятельности изучался широкий круг психических функций (восприятие, мышление, память, внимание), производилось исследование сознания и личности. Концепция деятельности Леонтьева получила развитие в различных отраслях психологии (общей, детской, педагогической, медицинской, социальной).

Локк Джон (1632—1704) — английский философ, основатель либерализма. В «Опыте о человеческом разумении» (1689) разработал эмпирическую теорию познания. Отвергая существование врожденных идей, утверждал: все человеческое знание проистекает из опыта. Развил учение о первичных и вторичных качествах и теорию образования общих идей (абстракций).

Лоренц Конрад (1903—1989) — австрийский зоолог, один из создателей этологии. Разработал учение об инстинктивном поведении животных и его развитии в онто- и филогенезе (совместно с Н. Тин-бергеном); в некоторых трудах распространял биологические закономерности поведения животных на человеческое общество. Лауреат Нобелевской премии (1973, совместно с Н. Тинбергеном и К. Фришем).

Лурия Александр Романович (1902—1977) — советский психолог, один из основателей нейропсихологии, создал теорию системной динамической локализации высших психических функций, исследовал нарушения высших психических функций при локальных поражениях мозга.

МакДауголл Вильям (1871 — 1938) — американский психолог, понимал потребности как инстинктоподобные готовые способы реагирования, автор «гормической» концепции, согласно которой инстинктивное стремление к цели изначально заложено в природе живого.

Марк Туллий Цицерон (106—43 до н.э.) в работе «Об ораторе» детально разработал систему мнемотехники, основанную на методе «мест и образов».

Персоналии

Маслоу Абрахам (1908—1970) — американский психолог, один из лидеров гуманистической психологии. Создал иерархическую модель потребностей человека. В иерархии потребностей высшее место отводил потребностям в самоактуализации личности.

Милграм Стэнли (1933—1984)— американский социальный психолог, разработал проблематику подчинения.

Миллер Джордж (род. 1928) — американский психолог, один из основателей когнитивной психологии.

Морено Джекоб (1892—1974)— американский социальный психолог, создатель методов социометрии и психодрамы.

МорицКарл Филипп (1756—1793) — немецкий ученый и писатель. Разработал одну из первых программ психологии.

Московичи Серж (род. 1928) — французский социальный психолог, специалист в области теории социальных представлений.

Мюллер Иоганнес Петер (1801—1858) — немецкий естествоиспытатель и физиолог, занимался проблемами физиологии центральной нервной системы и органов чувств, выдвинул гипотезу «специфических энергий органов чувств». Суть этой гипотезы состоит в том, что ощущения не отражают реальных свойств раздражителя, а лишь сигнализируют о состоянии наших анализаторов.

Мюррей Генри (1893—1988) — представитель психоанализа. Считал, что Сверх-Я формируется не только в раннем детстве под воздействием родительских наказаний, а продолжает развиваться в течение всей жизни, интегрируя опыт взаимодействия со многими людьми и ситуациями. Мюррей также считал, что далеко не все поведение носит защитный характер, и в отсутствие конфликта функцией Эго становится рациональное мышление и точное восприятие.

Найссер Ульрик (род. 1928) — американский психолог, один из создателей когнитивной психологии, разработчик экологического подхода в психологии. (■

Норман Дональд (род. 1935) — американский психолог, представитель когнитивного направления в психологии, специалист в области памяти, внимания и мышления.

Оллпорт Генри (1897—1967) — американский психолог, инициатор системного подхода к изучению личности, для описания личности вводит специальный термин «проприум». В проприум входят только субъективно значимые аспекты жизненного опыта человека.

Павлов Иван Петрович (1849—1936) — российский физиолог, создатель учения о высшей нервной деятельности. За труды по физиологии кровообращения и пищеварения удостоен Нобелевской премии (1904). С помощью разработанного им метода формирова-

Персоналии

Персоналии

ния условных рефлексов установил, что в основе психической деятельности лежат физиологические процессы, происходящие в коре головного мозга.

Пенфилд Уайлдер Грейвс (1891—1976) — канадский нейрохирург, один из основоположников современной нейрохирургии. Труды — по локализации функций, диагностике, лечению (в том числе хирургическому) эпилепсии, опухолей головного мозга.

Петренко Виктор Федорович (род. 1948) — российский психолог, один из лидеров нового направления в отечественной психологии — «экспериментальной психосемантики», теоретические основания которой лежат в рамках школы Л.С. Выготского.

Пиаже Жан (1896—1980) — швейцарский психолог, выдвинул концепцию стадиального развития когнитивных функций ребенка. Создатель эпистемологии.

Пифагор (570—500 до н.э.) — древнегреческий философ, религиозный и политический деятель, основатель пифагореизма, математик. Пифагору приписывается изучение свойств целых чисел и пропорций, доказательство теоремы Пифагора и др.

Платон (428—348 до н.э.) — древнегреческий философ. Познание, по Платону, есть анамнесис — воспоминание души об идеях, которые она созерцала до ее соединения с телом.

Плотин (204—270) — древнегреческий философ. В системе Плотина путь человеческой души — восхождение от чувственного мира к слиянию с Единым в экстазе.

Поппер Карл Раймунд (1902—1994) — философ, логик и социолог. Свою философскую концепцию — критический рационализм, теорию роста научного знания — построил как антитезу неопозитивизму. Выдвинул принцип фальсифицируемости (опровержимо-сти), служащий критерием демаркации между наукой и «метафизикой».

Райков Владимир Леонидович (род. 1932) — российский психолог, гипнолог.

Рибо Теодюль Арман (1839—1916) — французский психолог и психопатолог, родоначальник экспериментальных исследований высших психических процессов: памяти, произвольного внимания, чувств и др.

Роджерс Карл Рэнсом (1902—1987) — американский психолог, один из лидеров гуманистической психологии, разработал систему психотерапии «центрированной на клиенте».

Рубинштейн Сергей Леонидович (1889—1960) — советский психолог и философ. Область научных интересов — теория и методология общей психологии, педагогическая психология, философия,

логика, психология мышления, история психологии, психология эмоций, темперамента, способностей. Одним из первых отечественных психологов сформулировал принцип единства сознания и деятельности — центральный в теории деятельностного подхода в психологии, разработал принцип детерминизма («внешние причины действуют через внутренние условия»), создал концепцию психического как процесса, автор одного из лучших отечественных учебников по общей психологии — «Основы общей психологии».

Саймон Герберт (род. 1916) — американский экономист и социолог. Исследования в области теории управления, моделирования социальных процессов. Лауреат Нобелевской премии (1978).

Селье Ганс (1907—1982) — канадский ученый, сформулировал концепцию стресса, ввел понятия адаптационного синдрома, болезней адаптации и др.

Симонид Кеосский (V в. до н.э.) — древнегреческий поэт, изобретатель первой известной в европейской мысли мнемотехники — метода мест.

Симонов Павел Васильевич (род. 1926) — российский физиолог, создатель информационной теории эмоций.

Скиннер Беррес Фредерик (1904—1990) — американский психолог, один из крупных представителей современного бихевиоризма. Выдвинул концепцию «оперантного», подкрепляемого научения. Выступал с проектами переустройства общества.

Смирнов Анатолий Александрович (1894—1980) — советский психолог, показал зависимость продуктивности непроизвольного запоминания от места запоминаемого в структуре деятельности.

Сократ (470—399 до н.э.) — древнегреческий философ, один из родоначальников диалектики как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов, так называемого сократического метода..-

Софисты (V—IV вв. до н.э.) — профессиональные учителя философии и красноречия (Протагор, Горгий, Гиппий и др.). Для софитов характерно перемещение интересов от поисков абсолютной истины о космосе и бытии к выработке прагматических рецептов поведения человека «без предрассудков» в обществе.

Сперлинг Дж. (род. 1960) — американский психолог, экспериментально обосновал модель сенсорного регистра как подструктуры в системе памяти.

Спиноза Бенедикт (1632—1677)— нидерландский философ, пантеист. Мир, по Спинозе, — закономерная система, которая до конца может быть познана геометрическим методом. Человек — часть природы, душа его — модус мышления, тело — модус протя-

Персоналии

жения. Воля совпадает с разумом, все действия человека включены в цепь универсальной мировой детерминации. Решает психофизиологическую проблему в духе единства.

Стернберг Саул (род. 1933) — автор так называемой исследовательской парадигмы Стернберга, основанной на допущении о том, что любой психический процесс требует времени и судить о его наличии возможно по времени реакции.

Теплов Борис Михайлович (1896—1965) — советский психолог, специалист в области психологии индивидуальных различий, разработал психологическую концепцию способностей.

Тинберген Николас (1907—1988) — нидерландский этолог и зоопсихолог. Разработал (совместно с К. Лоренцем) учение об инстинктивном поведении животных и его развитии в онто- и филогенезе. Лауреат Нобелевской премии (1973, совместно с К. Лоренцем и К. Фришем).

Титченер Эдуард Брэдфорд (1867—1927) — американский психолог, представитель интроспективной психологии, противопоставил «наивному» обыденному самонаблюдению «аналитическую интроспекцию».

Тихомиров Олег Константинович (1933—2001) — российский психолог, автор смысловой теории мышления, работал в области психологии творчества, проблем целеобразования и взаимодействия человека и компьютера, методологии и истории общей психологии.

Толмен Эдуард Чейс (1886—1959) — американский психолог, ввел посредствующее звено «промежуточные переменные» в схему бихевиоризма «стимул — реакция».

Торндайк Эдуард (1874—1949) — американский психолог, разработал методику исследования поведения животных при помощи «проблемных клеток» (клеток с секретом, механизм которого должно «открыть» само животное), сформулировал закон эффекта.

Трейсман Анна (род. 1935) — американский психолог, автор модели поэтапной переработки информации в психике человека, модели аттенюатора в системе внимания, модели множественной и гибкой селекции.

Узнадзе Дмитрий Николаевич (1886/1887—1950) — грузинский психолог и философ. Труды по психологии мышления, речи, восприятия и др. Созданная Узнадзе концепция установки и экспериментальные исследования в этой области положили начало школе установки в советской психологии.

Уотсои Джон Бродес (1878—1958) — американский психолог, основоположник бихевиоризма. Противопоставил интроспективной психологии программу перестройки психологии на базе

Персоналии

объективных методов. Отождествляя поведение с системой видимых и скрытых моторных реакций, замыкал его исследовательской схемой «стимул — реакция». Основной задачей психологии считал изучение процессов научения.

Фабри Курт Эрнестович (1923-1990) - советский зоопсихолог, этолог, основная тематика его работ — онтогенез поведения и психики животных, эволюция психики, психическая деятельность приматов, этологические и биопсихологические предпосылки антропогенеза.

Фестингер Леон (род. 1919) - автор концепции когнитивного диссонанаса.

Фехнер Густав Теодор (1801-1887) - немецкий физик, психолог, философ-идеалист, сторонник панпсихизма и психофизического параллелизма. Основатель психофизики (закон Вебера — Фех-нера о зависимости между ощущениями и раздражителями), способствовал внедрению экспериментально-математических методов в психологию, а также в эстетику.

Фома Аквинский (1225-1274) - философ и теолог, систематизатор схоластики на базе христианского аристотелизма. Сформулировал пять доказательств бытия бога.

Франкл Виктор (1905-1997) - австрийский психолог, создатель концепции логотерапии, призванной помочь клиенту в поис ках смысла жизни.

Фрейд Анна (1895-1982) - психоаналитик, дочь 3. Фрейда, разработала теорию психологической защиты, создала детский психоанализ.

Фрейд Зигмунд (1856-1939) - австрийский врач-психиатр и психолог, основатель психоанализа. Считал бессознательные влечения основной детерминантой психической жизни человека. Создал структурную модель психики, включающую в себя три «инстанции»: Эго, Супер-эго и Оно, теорию психосексуального развития личности. t

Фромм Эрих (1900-1980) - немецко-аме^иканский философ, психолог и социолог, представитель неофрейдизма. Опираясь на идеи психоанализа, экзистенциализма и марксизма, стремился разрешить основные противоречия человеческого существования — между эгоизмом и альтруизмом, обладанием и бытием, негативной «свободой от» и позитивной «свободой для». Пути выхода из кризиса современной цивилизации видел в создании «здорового общества», восстановлении гармонии между индивидом и природой, личностью и обществом.

Хомский Аврам Ноам (род. 1928) - американский языковед. Основоположник теории порождающей (генеративной) грамматики, теории формальных языков как раздела математической логики.

Хорни Карен (1885—1952) — американский психолог, представитель неопсихоанализа, основу мотивации человека усматривала в «базальной тревоге», которую переживает ребенок, столкнувшись с потенциально враждебным миром.

Хьюбел Дэвид Хантер (род. 1926) — американский врач, нейрофизиолог. Основные работы — в области нейрофизиологии зрения. Совместно с Т. Визелом раскрыл принципы переработки информации в нейронных структурах мозга, воспринимающих внешние сигналы. Лауреат Нобелевской премии (1981, совместно с Т. Визелом).

Шелдон Вильям (1899—1977) — американский психолог, отталкиваясь от концепции Кречмера, разработал гораздо более тонкие процедуры описания соматических типов человека и соответствующих им типов темперамента.

Шеррингтон Чарльз Скотт (1857—1952) — английский физиолог, автор фундаментальных открытий в области нейрофизиологии, создал учение о рецептивных полях. Разработал концепцию инте-гративной деятельности нервной системы. Лауреат Нобелевской премии (1932).

Эббингауз Герман (1850—1909) — немецкий психолог, представитель ассоциативной психологии. Положил начало экспериментальным исследованиям памяти.

Эльконин Даниил Борисович (1904—1984) — советский психолог, его работы посвящены проблемам теории и истории детства, его периодизации, психического развития детей разных возрастов, психологии игровой и учебной деятельности, психодиагностики, а также вопросам развития речи ребенка и обучения детей чтению.

Эпикур (342—270 до н.э.) — древнегреческий философ. Девиз Эпикура — живи уединенно. Цель жизни — отсутствие страданий, здоровье тела и состояние безмятежности духа (атараксия); познание природы освобождает от страха смерти, суеверий и религии вообще.

Эриксон Эрик (1902—1994) — американский психолог, создатель эпигенетической концепции развития личности. Развитие личности, по Эриксону, включает в себя восемь стадий, важнейшей из которых является стадия «достижение идентичности — смешение ролей».

Юнг Карл Густав (1875—1961) — швейцарский психолог и философ, основатель «аналитической психологии». Развил учение о коллективном бессознательном, в образах которого (архетипах) видел источник общечеловеческой символики. Оказал влияние на культурологию, сравнительное религиоведение и мифологию.

Юнг Томас (1773—1829) — английский ученый, один из основоположников волновой теории света. Объяснил аккомодацию глаза, разработал трихроматическую теорию цветного зрения.

Учебное издание

Березанская Наталия Борисовна, Нуркова Вероника Валерьевна

ПСИХОЛОГИЯ

Учебник

Чтобы понять науку, надо обратиться

к пониманию человека.

С.Н. Булгаков

В начале изучения психологии очень важно понять, каково самовосприятие современной психологической науки или, другими словами, методологические основания ее построения. Что такое психология? Насколько и в каком смысле научно психологическое знание? Существует ли единая психология? Вот круг вопросов, которые освещаются в первой главе.

В обсуждении этих вопросов нужно отталкиваться от наиболее широкого определения науки как «систематически организованного процесса превращения неизвестного в известное». Подобное определение позволяет сконцентрировать свое внимание на том сущностном аспекте научной формы освоения «психологической действительности», который отличает ее от других культурных форм познания психологических свойств человека (религии, здравого смысла, художественного творчества и т.д.). Оно устанавливает глубинный, не подверженный изменению смысл научной деятельности, тогда как конкретные познавательные стратегии могут значительно различаться.

1.1. Плюрализм психологического знания

Как и искусство, наука является неотъемлемым компонентом культуры, представляя собой образование крайне динамическое и неустойчивое. Принципиальную ограниченность любой научной теории ясно осознавал выдающийся немецкий социолог рубежа XIX—XX вв. Макс Вебер: «Научная работа вплетена в движение прогресса. Напротив, в области искусства в этом смысле не суще-

ствует никакого прогресса. Совершенное произведение искусства никогда не будет превзойдено и никогда не устареет. Напротив, каждый из нас знает, что сделанное им в области науки устареет через 10,20,40 лет. Такова судьба, более того, таков смысл научной работы, которому она подчинена и которому служит, и это как раз составляет ее специфическое отличие от всех остальных элементов культуры; всякое совершенное исполнение замысла в науке означает новые «вопросы», оно по своему существу желает быть превзойденным». Анализируя функции науки в современном обществе, М. Ве-бер далее пишет: «Во-первых, наука разрабатывает технику овладения жизнью — как внешними вещами, так и поступками людей. Во-вторых, наука разрабатывает методы мышления, рабочие инструменты и навыки обращения с ними. В-третьих, наука содействует в обретении ясности».

Методы мышления, свойственные той или иной науке, кристаллизуются в понятии «парадигмы», или «дисциплинарной матрицы», введенном в науковедческий оборот в 1962 г. американским методологом Томасом Куном. Термин «парадигма» (от греч. paradeigma — пример, образец) обозначает систему основных научных достижений, по образцу которых организуется исследовательская практика ученых в конкретной области знаний. По мнению Куна, в истории любой дисциплины периоды «нормальной науки», когда находящийся в распоряжении исследовательского сообщества фонд теоретических построений и результатов не встречает серьезных возражений, располагаются между революционными моментами смены парадигм. В эпоху научных революций формируются и побеждают новые парадигмы исследования. «Путь науки усеян отвергнутыми теориями, которые когда-то провозглашались самоочевидными», — замечает другой известный методолог Карл Поппер.

В большинстве фундаментальных дисциплин можно наблюдать последовательную смену парадигм под давлением новых теоретических моделей, обладающих все большей эвристической силой. Специфика психологии заключается в том, что внутри нее до сих пор не было периодов «нормальной науки», т.е. достаточно полного и универсального согласия между представителями разных подходов (за исключением, конечно, времени марксистско-ленинского идеологического авторитаризма в СССР и странах Восточной Европы). В психологии одновременно сосуществует множество подходов, каждый из которых диктует свою логику постановки проблем, создания исследовательских программ и формулировки выводов. Каждому, берущемуся за изучение психологии, приходится или сделать выбор в пользу того или иного подхода, или попытаться

остаться «над схваткой». Можно ли на основании подобного положения вещей считать, что психология еще не сформировалась как зрелая наука? Реально ли, в принципе, примирить различные направления, соседствующие (иногда мирно, иногда будто бы не замечая друг друга, а зачастую и в открытой конфронтации) в рамках дисциплины под названием «психология»?

Ответить на эти вопросы помогает позиция Виктора Франкла, представленная в работе «Человек в поисках смысла»: «Фактически мы живем во времена научного плюрализма, когда отдельные науки (в данном случае — разные «психологии». — Прим. автора) представляют реальность столь различно, что картины противоречат друг другу. Однако я убежден, что эти противоречия не противоречат единству реальности. Это справедливо также и относительно человеческой реальности. Чтобы показать это, вспомним, что каждая наука дает, так сказать, свое сечение реальности», — пишет он и поясняет свою мысль примером. Представьте, что некая изучаемая нами реальность, например психика человека, имеет форму цилиндра с открытым верхом. Один подход будет рассматривать эту реальность в горизонтальном сечении. Результатом будет замкнутая окружность. Такой взгляд на человека разделяют, например, представители психоанализа, считающие, что жизнь человека можно объяснить, исходя из причинного действия его неосознаваемых влечений. Совсем другой взгляд на человека мы получим, если рассмотрим вертикальное сечение. Полученная открытая фигура соответствует взгляду на человека как на открытую сущность и лучше подходит для описания гуманистического подхода в психологии (рис. 1). При этом объект изучения остается прежним! Так как и в том, и в другом случае проекции плоскостные, оба подхода упускают какие-то важные стороны «объемной» реальности, но при этом продвигают нас на пути познания.

Рис. 1. Горизонтальная и вертикальная проекции объекта на плоскость

как метафора сосуществования различных подходов в психологии

(по В. Франклу, 1990)

Таким образом, ряд свойств человека находят свое отражение в «сечениях» одного типа и игнорируются «сечениями» другого. При этом трудно утверждать, что один подход «лучше» другого. Скорее, правильно утверждать, что они говорят «о разном».

Одно из традиционных противопоставлений разделяет естественные и гуманитарные науки. Здесь определяющими является трактовка объекта и предмета науки. Если предмет рассматривается как независимый от воли исследователя, объективно существующий до и вне его акта познания, мы говорим о естественной науке. В том случае, когда свойства предмета порождаются в самом акте исследования, мы говорим о гуманитарных науках. В зависимости от позиции автора психология может реализовывать-ся как естественная й*ли как гуманитарная дисциплина. Об этой потенциальной возможности свидетельствует даже тот факт, что в разных университетах психология помещается или в группу естественных факультетов (например, университет штата Вашингтон, США), или в группу гуманитарных факультетов (например, Российский государственный гуманитарный университет).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 399; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.075 сек.