КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Этап 2. Выполнение упражнений для развития чувствительности в восприятии самого себя и других людей
Задачей следующего этапа является тренировка способности к идентификации, эмпатии и рефлексии. Для реализации данной задачи используются упражнения из тренинга сенситивности [3]. Упражнение 1. Цель: тренировка рационального и эмоционального каналов эмпатии. Участники группы стоят по кругу. Инструкция: «Пусть каждый из нас по очереди сделает движение, отражающее его внутреннее состояние, а мы все будем повторять это движение 3-4 раза, стараясь вчувствоваться в состояние человека, понять это состояние». После завершения упражнения можно задать группе вопрос: «Каково, по вашему мнению, состояние каждого из нас?» После того как относительно состояния кого-либо из участников будет высказано несколько гипотез, следует обратиться к нему за объяснением его действительного состояния. Упражнение 2. Цель: тренировка интуитивного канала эмпатии. Участники группы разделяются на пары. Инструкция: «Сядьте друг к другу спиной. После того как я скажу "начали", сосредоточьтесь друг на друге и трижды, не договариваясь, постарайтесь одновременно посмотреть друг на друга». Упражнение 3. Цель: развитие способности вчувствоваться в другого человека, предвидеть его действия. Участники работают в парах. Инструкция. Один из участников пары будет «зеркалом», а второй — «обезьяной». «Обезьяна», оказавшись перед «зеркалом», ведет себя достаточно свободно: ее мимика, пантомимика, жестикуляция очень разнообразны. «Зеркало» повторяет как можно точнее все движения «обезьяны». Через 3-4 минуты преподаватель предлагает студентам поменяться ролями. После завершения упражнения можно задать группе такие вопросы: «Какие трудности возникали у вас в процессе выполнения упражнения?», «Насколько точно вам удавалось воспроизводить движения вашего партнера?» Упражнение 4. Цель: тренировка навыков социальной рефлексии. Все участники разбиваются на подгруппы по 4-5 человек. Инструкция: «Сейчас каждый из вас скажет о том, что, с его точки зрения, думают о нем как о собеседнике все остальные. Например (преподаватель подходит к одной из малых групп, в которую входят Таня, Андрей, Олег и Света), Таня скажет, что, по ее мнению, думает о ней как о собеседнике Олег, далее она скажет, что о ней как собеседнике думает Андрей, а потом — Света. Это может звучать так: "Мне кажется, что ты, Олег, считаешь (думаешь), что я как собеседник человек много знающий, сообразительный, порой торопливый". После этого Андрей, Олег и Света скажут, с чем они согласны, а с чем пет». В ходе обсуждения упражнения можно задать такие вопросы: «Каковы ваши впечатления о работе в малых группах?», «Насколько точны вы были, предполагая, что думают о вас как о собеседнике ваши партнеры?» Это упражнение направлено на развитие способности человека формировать Я-образы, то есть представления о том, как он выглядит в глазах других людей, включенных в данную ситуацию. Данное упражнение позволяет студентам взглянуть на самих себя глазами других людей, по большинство из них говорят о сложности этого задания. Следует учитывать, что времени одного занятия на выполнение всех упражнений может не хватить, так как оно зависит от количества участников и вовлеченности их в обсуждение результатов. Контрольные вопросы 1. В чем сходство и различие таких механизмов социального познания, как идентификация и эмпатия? 2. Какие установки препятствуют развитию эмпатийности? 3. Какие факторы влияют на формирование способности к социальной рефлексии? Задания для самостоятельной работы Понаблюдайте за ролевой игрой детей 5-7 лет. Обратите внимание на предметы, слова, ритуалы, жесты, которые позволяют ребенку идентифицироваться с героем, роль которого он/она исполняют в игре. Список использованной литературы 1. Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. — М.- Аспект Пресс, 2003. — 364 с. 2. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2000. — 508 с. 3. Макшанов С. И. Психогимнастика в тренинге/ Под ред. Н. Ю. Хрящевой. — СПб.: Ювента; Ин-т тренинга, 1999. — 256 с. 4. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 440 с. Список рекомендуемой литературы 1. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2003. — 544 с. 2. Сидоренко Е. В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. — СПб.: Речь, 2002. — 207 с. Методика «Диагностика уровня эмпатии» В. В. Бойко (опубликована в книге: Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. — СПб.: Питер, 2000. — 508 с.) Инструкция. Если вы согласны с данными утверждениями, ставьте рядом с их номерами знак «+», если не согласны — знак «-».
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1114; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |