КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Этап 1. Обсуждение основных понятий
Порядок работы Оснащение Задачи • Наблюдение за пространственным структурированием взаимодействия. • Исследование стратегий взаимодействия в конфликтной ситуации. • Демонстрация вербальных и невербальных способов выражения позиции по отношению к другому и пристройки к позициям друг друга. Доска, мел, бланки опросника К. Томаса. В ходе практического занятия студентам предлагается выполнить ряд заданий, расширяющих представления о структуре межличностного взаимодействия. Занятие состоит из нескольких этапов. Этап 1. Обсуждение со студентами основных понятий, раскрывающих специфику межличностного взаимодействия в различных ситуациях. Демонстрация упражнения, формирующего навык определения оптимальной дистанции для достижения целей конкретного межличностного взаимодействия. Этап 2. Заполнение опросника К. Томаса «Стратегии взаимодействия в конфликтной ситуации». Этап 3. Наблюдение за стратегиями взаимодействия в конфликтной ситуации в процессе игры «Кораблекрушение». В начале занятия важно актуализировать знания, полученные на лекциях по теме «Общение». Для этого можно использовать, например, следующие вопросы. • Чем отличается понятие «межличностное взаимодействие» от понятия «межличностное общение»? • Какие уровни межличностного взаимодействия выделяют в зависимости от целей, поставленных его участниками, и степени личностной вовлеченности? • Как вы можете охарактеризовать пространственные составляющие межличностного взаимодействия? Основной задачей данного этапа является обучение анализу горизонтальной составляющей межличностного взаимодействия. В связи с этим важно напомнить студентам о значении межличностной дистанции в достижении целей конкретного взаимодействия. Американский антрополог Эдвард Холл в результате экспериментов установил, что в зависимости от цели взаимодействия мы держимся на разном расстоянии друг от друга. Он предложил выделять четыре зоны, характеризующих межличностную дистанцию [3]. 1) интимная зона (от 15 до 45 см), взаимодействие в которой возможно только с близкими: любимыми, родителями, детьми, друзьями и т. п.; 2) личная зона (от 46 см до 1,22 м) — расстояние, на котором мы держимся по отношению друг другу в повседневном общении; 3) зона социального общения (от 1,22 до 3,60 м) — расстояние, на котором мы общаемся с незнакомыми людьми или в ситуациях делового взаимодействия; 4) публичная зона (от 3,60 м) — это так называемая общедоступная У разных людей перечисленные зоны могут быть выражены по-разному: кто-то предпочитает сохранять большую дистанцию, кто-то стремится сократить расстояние. Способность определить оптимальную дистанцию, отвечающую целям межличностного взаимодействия и индивидуальным предпочтениям партнера, — важное коммуникативное умение. Для формирования данного умения студентам предлагается выполнить упражнение. Инструкция. Рассчитайтесь на «первый-второй». «Первые» должны встать напротив «вторых». Упражнение выполняется молча. Сначала каждый «первый» должен попробовать медленно сокращать дистанцию между собой и «вторым» до момента, пока не почувствует барьер партнера или свой. После этого важно обсудить с партнером следующие вопросы: • Какая дистанция была оптимальной? • Правильно ли и вовремя ли был воспринят сигнал о необходимости прекратить сокращение дистанции? Далее «вторые» могут поэкспериментировать с сокращением дистанции. Этап 2. Заполнение опросника К. Томаса «Стратегии взаимодействия в конфликтной ситуации» На данном этапе студентам предлагается заполнить опросник К. Томаса «Стратегии взаимодействия в конфликтной ситуации» (см. ниже текст опросника). Работа с опросником позволит студентам научиться различать свои и партнерские стратегии взаимодействия в конфликтной ситуации. В основании типологии конфликтного поведения К. Томаса два стиля поведения: кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы регулирования конфликтов [4]: 1) соперничество (конкуренция) — стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому; 2) приспособление, означающее, в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого; 3) компромисс как соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок; 4) избегание (уход) — стремление выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, здесь отсутствует стремление к кооперации или отстаиванию своих целей; 5) сотрудничество — нахождение альтернативы, удовлетворяющей обе стороны. Этап 3. Наблюдение за стратегиями взаимодействия в конфликтной ситуации в процессе игры «Кораблекрушение» На третьем этапе с помощью игры «Кораблекрушение» (смотри ниже текст игры) моделируется ситуация, в которой могут проявиться такие стили поведения участников, как кооперация или напористость. Суть игры — в выработке единого ранжированного списка предметов, обсуждение которого может носить характер конструктивного или деструктивного конфликта (спора). Группа делится на две-три подгруппы, в каждой из которых заранее выбирается представитель от команды. В задачи этого человека входит: фиксировать выработанный в ходе обсуждения групповой список предметов и аргументы, принятые большинством группы. В процессе спора студенты наблюдают за собой и другими участниками, чтобы определить преобладающие у каждого стратегии взаимодействия в конфликтной ситуации. По окончании формирования групповых списков представителям от команд предлагается сначала охарактеризовать тот стиль взаимодействия, который доминировал при обсуждении в их команде. После этого представители от команд выходят к доске и начинают создавать общий список, стараясь отстоять мнение, выработанное в собственной подгруппе. Остальные члены подгрупп не должны вмешиваться в процесс обсуждения. В их задачи входит определение стратегий взаимодействия в ситуации спора, а также наблюдение за общением выступающих с точки зрения анализа вертикальной составляющей межличностного взаимодействия: • выбранных позиций и пристройки к позициям друг друга; • используемых вербальных и невербальных средств оформления запятой позиции. Контрольные вопросы 1. Какие характеристики взаимодействия позволяют нам считать, что один из партнеров реализует «пристройку сверху» или «пристройку снизу»? 2. В чем находит свое выражение горизонтальная составляющая межличностного взаимодействия? 3. Какой способ регулирования конфликта является наиболее продуктивным? Задания для самостоятельной работы Задание 1. Сравните, как реагируют на сокращение дистанции при одних и тех же обстоятельствах (например, в лифте или перед доской объявлений) ваши знакомые, близкие и малознакомые люди. Проследите, какие физические барьеры они используют для сохранения дистанции. Задание 2. Ознакомьтесь с классификацией манипуляторов в концепции Э. Шострома [5] и проанализируйте, для каких типов манипуляторов характерна «пристройка снизу». Список использованной литературы 1. Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. — М.: Аспект Пресс, 2003. — 364 с. 2. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2003. — 544 с. 3. Пиз А. Язык жестов / Пер. с англ.; НПО «МОДЭК». — Воронеж, 1992. - 218 с. 4. Психологические тесты / Сост. Э. Р. Ахмеджанов. — М.: Лист, 1996. -318 с 5. Шостром Э. Анти-Карнеги, пли Человек-манипулятор / Пер. с англ. — Минск: ТПЦ «Полифакт», 1992. — Гл. 4. Манипулятивные системы. — С 30-32; Гл. 5. Актуализатор. — С. 33-38. Список рекомендуемой литературы 1. Берн Э. Игры, в которые играют люди... Люди, которые играют в игры. — Минск: Современный литератор, 2002. — 447 с. 2 Доценко Е. Л. Психология манипуляции. — М.: ЧеРо; Изд-во МГУ, 2000. - 344 с. 3. Межличностное общение / Сост. и общ. ред. Н. В Казариновой, В. М. Погольши. - СПб.: Питер, 2001. - 512 с. 4. Сидоренко Е. В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. — СПб.: Речь, 2004. - 255 с.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 723; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |