КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Теория человеческих отношений
Психологическая сторона административной (бюрократической) школы управления
Дальнейшему развитию теории управления и ее психологической составляющей способствовали труды выдающегося немецкого социолога и экономиста Макса Вебера (1864—1920) и французского экономиста и предпринимателя Анри Файоля (1841—1925). Основанная ими школа управления получила название бюрократической или административной. • впервые была описана управленческая деятельность как система, включающая в себя этапы и функции; • был дан анализ основных функций управления, выделены в качестве важнейших четыре основные задачи: планирование, организация, стимулирование и контроль. Тем самым Вебер и Файоль определили переход в развитии теории управления от поиска резервов в сфере индивидуальной исполнительской деятельности к их поиску в самой управленческой деятельности путем улучшения ее качества. Однако для этих ученых, особенно для Макса Вебера, характерна недооценка использования психологических факторов в управленческой деятельности. По его мнению, «Межличностные отношения в организации могут быть дозволенными, если они не мешают производству». • четкое разделение труда, при котором каждая разновидность трудовой деятельности обеспечивается высококвалифицированными специалистами в узкой области; • жесткая субординация, подчинение младших по должности, заслугам иди званию старшим, строгая служебная дисциплина; • неукоснительное соблюдение членами организации стандартов, правил, должностных инструкций, выполнение установленных обязанностей; • подбор кадров исключительно на основе квалификационных требований, установленных для каждой должности. Получив довольно широкое распространение в Германии, а также и в России, эта система скоро обнаружила свои существенные недостатки: • противодействие инновациям, слабая способность к само- совершенствованию;
Недостатки бюрократического направления попыталась преодолеть одна из школ в теории менеджмента, получившая название психотехники, а позднее - теории человеческих отношений. Ее предпосылкой стал накопившийся к началу ХХ в. в области физиологии и психологии запас экспериментальных данных, которые находили применение в разных сферах производства, образования, здравоохранения. Ее наиболее известным представителем стал немецкий психолог Г. Мюнстенберг (1863—1916), занимавшийся исследованиями в области профессионального отбора, теории управления, психогигиены, разработками системы профессионального тестирования. Его многосторонние интересы были обобщены в первой монографии по психологии труда «Основы психотехники» (1914). Исследования Мюнстенберга впервые выявили широкие возможности практического приложения психологической науки к обеспечению трудового процесса. Психотехника стала стремительно развиваться сначала в Германии, а затем в США и России. Наиболее известным ее представителем стал американский социолог и психолог Джордж Мейо (1880—1949). Особую известность получил проведенный им в течение пяти лет (с 1927 по 1932 г.) так называемый Хоторнский эксперимент на предприятии «Вестерн электрик компани», расположенном в г. Хоторн близ Чикаго. С помощью системы хорошо продуманных экспериментов он доказал, что при умелом использовании даже, на первый взгляд, незначительных психологических факторов (цвет стен в производственных цехах, освещение, музыкальное сопровождение трудового процесса и т.п.) производительность труда может возрастать даже при одновременном снижении уровня заработной платы. Но особую роль может сыграть вовлечение рабочих в процесс принятия решений. Д. Мейо впервые показал особую роль человеческого и группового факторов в трудовой деятельности и развил теорию социального менеджмента, которую стали называть теорией человеческих отношений. • важными факторами повышения трудовой активности являются не только организационно-технические, но и такие психологические факторы, как мысли, чувства, настроения работников, степень удовлетворения их разнообразных потребностей; • в формировании этих психологических факторов велика роль не только рациональных мыслей и чувств, так или иначе осознаваемых человеком, но и психологических явлений иного рода, относящихся к сфере подсознания, к области глубинных, иррациональных уровней человеческой психики, к сфере инстинктов и смутных влечений; их также следует учитывать в управленческой деятельности; • как сознание, так и подсознание человека являются продуктом не только его собственной, индивидуальной психики, но и его взаимодействия с другими людьми, влияния групповой корпоративной психологии, морально-психологической атмосферы, существующей в данной рабочей группе,
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 726; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |