КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Интеллект руководителя, его умение мыслить
Важнейшую роль в управлении наряду со способностью получать и сохранять информацию имеет и способность сопоставлять данные полученного опыта и делать на его основе те или иные выводы, т.е. умение рассуждать, мыслить. В мыслительном процессе, мышлении участвуют как чувства, так и разум человека, объединяются, синтезируются чувственные и логические формы познания. Именно способностью мыслить объясняют философы-рационалисты величие человека. «Я мыслю, следовательно, я существую», — так выражал свое отношение к этой уникальной человеческой способности основатель философского рационализма Рене Декарт. Умение мыслить прежде всего проявляется в умении говорить. Мышление определяют как немую, внутреннюю речь, а речь — как озвученное мышление. Вполне справедливо поэтому известное утверждение: «Кто ясно мыслит, тот ясно и излагает». 1) свойства мышления оцениваются с точки зрения его логичности, т.е. соблюдения установленных норм мышления, проблемности, умения изучать и решать сложные теоретические и практические вопросы; 2) операциональность мышления оценивается как его применение для осуществления различных мыслительных операций, например таких, как анализ (мысленное разделение объекта на составные части в целях выяснения их свойств) или синтез (противоположная анализу мыслительная операция соединения элементов изучаемого объекта в единое целое с целью выяснения свойств этого целого); 3) среди форм мышления выделяются: • понятия, выражающие существенные признаки предметов; • суждения, устанавливающие связи и отношения между предметами; • умозаключения, фиксирующие связи между понятиями и суждениям, т.е. сложные суждения; 4) мышление разделяется на следующие типы: • понятийное мышление, оперирование понятиями; • образное, использующее образное, целостное восприятие предметов; • действенное, практическое, обеспечивающее предметнопрактическую деятельность человека; 5)мышление предусматривает следующие этапы: • осознание какой-либо проблемы при осуществлении той или иной деятельности; • выбор одного из этих вариантов в качестве наиболее приемлемого; • реализация принятого варианта в практической деятельности. Эти основные характеристики мыслительной деятельности в целом характеризуют и аналогичную деятельность руководителя. Однако управленческая деятельность специфична, поэтому при ее осуществлении востребованы особые стороны мышления. Главная особенность мышления руководителя, которая обусловлена характером его профессиональной деятельности, — его практическая направленность, т.е. направленность не на те или иные символы, знаки, как это имеет место в деятельности ученого, а на реальные объекты и процессы, прежде всего на людей и их взаимоотношения. Мышление руководителя как бы вплетено во все формы управленческой деятельности — планирование, организацию, мотивацию, контроль. Этим объясняются и некоторые другие его особенности: • почти всегда руководитель вынужден осмысливать проблему в условиях жесткого лимита времени, что делает невозможным выдвижение множества гипотез; • проблемы, возникающие в процессе управленческой деятельности, как правило, не имеют однозначного решения; эти решения являются лишь «более или менее правильными»; • результаты мышления сразу используются для изменения характера проблемной ситуации; • при осмыслении ситуации руководитель должен учитывать не только ее главные, но и второстепенные особенности, поскольку детали могут иметь решающее значение. Учитывая эти особенности мышления руководителя, его иногда называют оперативным, т.е. мышлением, непосредственно вплетенным в трудовую деятельность, состоящую из операций и протекающую быстро. Включение оперативного мышления вызывается проблемной ситуацией, под которой понимается противоречие между реальными условиями и возникшей задачей. Несмотря на специфику управленческого мышления, можно усмотреть его сходство с формами творческого мышления — как в их механизмах, так и в их результатах. Так, в некоторых случаях оперативное мышление, как и научное или художественное, приводит к совершенно новым результатам, т.е. является продуктивным, творческим. Эти особенности управленческого мышления выдвигают особые психологические требования к интеллектуальным способностям менеджера: • решения руководителя должны быть четкими, ясными, не допускающими возможности их превратного истолкования. Это облегчит последующую проверку их исполнения; • руководитель должен уметь предвидеть. Именно это качество мышления руководителя позволяет ему на основе обобщения больших массивов информации прогнозировать не только ближайшие, но и отдаленные результаты своей деятельности; • руководитель должен обладать определенным уровнем интеллекта. В современной психологической науке разработаны довольно надежные методики определения этого уровня. Однако, как показывает опыт, в действительности жесткой связи между уровнем интеллекта и уровнем руководства нет. Существует лишь некоторая зависимость, но не прямая, а опосредованная множеством условий, прежде всего уровнем профессиональной управленческой подготовки, важной составной частью которой является и психологическая подготовка. Мыслительные способности тесно связаны со многими другими качествами личности, существенно важными для управленческой деятельности, в частности с волевыми качествами.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1025; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |