Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Реализация государственной политики




 

Реализация государственной политики выражается в претво­рении в жизнь конкретных мер по достижению поставленных целей усилиями всех слоев общества при главенствующей роли исполнительной власти. Механизм реализации включает норма­тивно-правовые, организационные, экономические средства и методы воздействия на управляемый объект и предполагает вы­работку соответствующих решений, создание управленческих структур, наличие необходимых ресурсов. Эффективность вы­полнения мероприятий зависит от реалистичности поставлен­ных целей, взаимодействия всех организаторов и участников реализации политического курса, поддержки его социальными группами и лидерами политических течений.

Для реализации государственной политики органы государ­ственной власти разрабатывают соответствующие программы, мобилизуют необходимые ресурсы, организуют и координируют деятельность участников.

В связи с либерализацией общественных отношений и перехо­дом к рыночной экономике общегосударственное планирование перестало быть основным рычагом управления и заменено в зна­чительной мере прогнозированием. Разрабатываемые прогнозы играют роль как поисковых, так и целевых документов и имеют самостоятельное значение на всех уровнях и стадиях управления.

Прогноз в собственном смысле слова — это предвидение наи­более вероятного хода событий в рамках некоторой целостности. Он базируется на эмпирических закономерностях, причинно-следственных связях по схеме «если..., то...». Закономерности рас­сматриваются в определенных границах, пороговых ограничениях. Наличие прогноза повышает ответственность управленцев, предос­терегает их от необдуманных действий. Неумение предвидеть по­следствия тех или иных решений ввергает страну в кризис.

Реальные, пусть и нерадостные прогнозы мобилизуют, прида­ют энергию, заставляют бить тревогу, опережать события. Качест­венный прогноз по какому-либо направлению развития страны или отрасли, региона служит сигналом для принятия мер, коррек­тировки политики. Производители, экспортеры и импортеры нуж­даются в достоверных прогнозах ситуаций на мировых рынках, чтобы вовремя защититься от экономических потрясений.

Прогнозирование нельзя смешивать с предсказанием еди­ничных событий на основании интуиции, «чутья» и других лич­ных качеств предсказателя, а также с помощью футурологии и астрологии.

Прогноз не определяет параметры развития с достаточной точностью а намечает вероятные и возможные результаты и ус­ловия, при которых они могут быть достигнуты; раскрывает по­ложительные и отрицательные тенденции, альтернативы.

Прогноз выражается формулированием тенденции или количественными показателями, в категоричной или условной формах. Категоричная форма: на основании таких-то данных считаем вероятным событие X; условная: на основании таких-то данных, если наступят события А, Б, В и т.д., то наступит и событие X.

Прогнозирование законодательно определено в качестве функции государственного управления. Под государственным прогнозированием понимается система научно обоснованных представлений о направлениях развития. Она базируется на де­мографических, экологических, научно-технических, внешне­экономических, социальных, а также отраслевых, региональных и других показателях. Социально-экономическое прогнозирова­ние призвано прежде всего заранее подмечать тревожные тен­денции и приковывать к ним внимание. Исходным в государст­венном прогнозировании является анализ динамики основных макроэкономических индикаторов:

• ВВП в сопоставимых ценах;

• доходы (расходы) федерального бюджета, % к ВВП (с уче­том расходов по обслуживанию государственного долга);

• объем промышленной продукции;

• объем инвестиций в основной капитал;

• экспорт (импорт), включая неорганизованную торговлю;

• потребительские цены на товары и платные услуги насе­лению;

• номинальные, реальные располагаемые денежные доходы населения;

• численность зарегистрированных безработных.

Министерство экономического развития и торговли с участи­ем других федеральных органов исполнительной власти Россий­ской Федерации в соответствии с Программой Правительства Российской Федерации «Реформы и развитие российской эко­номики» разрабатывает сценарные условия: основные показате­ли, целевые параметры, решения и меры по стабилизации по направлениям государственной политики.

Органы исполнительной власти и субъектов РФ разраба­тывают:

• варианты прогнозов развития отраслей и регионов по ос­новным показателям;

• планы развития государственного сектора, получения и использования доходов от распоряжения госимуществом.

Федеральные министерства и ведомства при подготовке про­гнозов социально-экономического развития (Минэкономразвития России) и проектов федерального бюджета рассматривают и учитывают предложения администраций субъектов РФ по объе­мам поставок продукции для федеральных государственных и других нужд; по финансированию инвестиционных проектов, в том числе за счет иностранных кредитов.

Соответствующие федеральные органы представляют про­гнозы формирования и расходования средств государственных внебюджетных и целевых бюджетных фондов, развития рынка ценных бумаг, банкротств предприятий, взаимного экономиче­ского сотрудничества в рамках СНГ, платежного баланса.

Органы исполнительной власти субъектов РФ представляют федеральным органам, являющимся государственными заказчи­ками федеральных целевых программ, предложения по их реа­лизации на территории субъектов РФ. Органы исполнительной власти Российской Федерации, субъектов РФ и другие государ­ственные заказчики федеральных программ представляют заяв­ки на их финансирование, поставки продукции для федераль­ных государственных нужд, а также расчеты предельных объе­мов бюджетного финансирования отраслей и регионов с учетом прогнозируемых индексов-дефляторов.

Глобальные прогнозы социально-экономического развития страны разрабатываются на основе выявления закономерно­стей за длительный период времени. Зная тенденции прошлого за многие годы, можно увереннее оценивать настоящее и за­глядывать в будущее. При этом оценка перспективы осуществ­ляется с использованием накопленных временных рядов, зако­номерностей поведения объекта при разных формах воздейст­вия, предполагаемого развития ситуации. Для прогнозирования в условиях структурных изменений разрабатываются коэффи­циенты динамики за предыдущие годы, в которых складывают­ся тенденции. Коэффициенты сохраняют определенную устой­чивость, что позволяет адаптировать прогноз при поступлении новой информации.

Прогнозирование ни в коем случае не может, заменить пла­нирования. Искаженное представление о планировании (все заранее расписать и требовать принудительного исполнения) постепенно преодолевается, на первый план выступает главное в планировании — определение общих целей и путей их дости­жения, обеспечение сбалансированности, межотраслевой увязки инвестиций. Государство не имеет директивных взаимоотноше­ний с производителями, но крупный капитал не менее заинте­ресован в сотрудничестве с государством, так как нуждается в помощи при продвижении продукции на мировой рынок, привлечении иностранных инвестиций и т.д. Всякий серьезный предприниматель, планируя свое производство (а без этого фирма существовать не может), прежде всего ориентируется ни государственную стратегию. Это создает предпосылки для согла­сования намерений государства и лидеров крупной промыш­ленности по реализации экономической политики, перспекти­вам развития в рамках индикативного планирования.

Общегосударственное планирование осуществляется в форме разработки федеральных целевых комплексных программ. Про­грамма предусматривает:

• приоритеты в реализации государственной политики;

• достижение конкретного конечного результата и эффекта (в сроки от одного года до пяти лет);

• увязку материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

• согласованность и комплексность решения отраслевых и региональных задач.

Программы финансируются за счет государственного бюдже­та, местных бюджетов, внебюджетных источников, привлекае­мых под государственные гарантии. Правительство РФ опреде­ляет государственных заказчиков, отвечающих за реализацию программ. Государственным заказчикам выделяются необходи­мые финансовые ресурсы, включая валютные.

Программы, инициатором которых выступает Президент РФ, называются президентскими. В ряде случаев такой статус может получить уже утвержденная программа в целях обеспече­ния решения особо важных государственных задач. Создан Центр президентских программ Администрации Президента РФ.

Органы исполнительной власти Российской Федерации и субъ­ектов РФ принимают участие в постановке проблем и обоснова­нии необходимости их решения на основе программ под патрона­жем Президента РФ. По поручению Президента РФ Центр прези­дентских программ проводит экспертизу представляемых предло­жений. Прошедшие экспертизу предложения направляются в Пра­вительство РФ для дальнейшей проработки и реализации.

В 1999 г. были реализованы только 18 из 27 президентских программ. В среднем президентские программы финансируется в размере 35—40% к потребности. Полнее финансируется про­грамма «Дороги России» (на 85%).

Используются различные способы включения субъектов хо­зяйствования в государственные планы и программы независи­мо от форм собственности. Так, предприятия составляют и ут­верждают планы и для общественного признания своей деятельности вносят предложения координирующему органу (им может быть и орган управления) о возможной продаже продук­ции и потребностях в средствах производства. Если они прини­маются, то это налагает обязательства на обе стороны: коорди­нирующий орган включает предложения в систему сбыта и снабжения, а предприятие обязуется выполнять объем поставки в качестве принятого заказа.

Осуществляется также квотирование производства и реализа­ции отдельных видов продукции. Так, Постановлением ПравительстваРФ от 3 ноября 1998 г. № 1292 утверждены Правила вы­дачи квот на производство этилового спирта из всех видов сырья. Квота определяет объем производства этой продукции предпри­ятиями в соответствии с балансами производства и потребления спирта. Предприятия представляют предложения о намечаемых в следующем году объемах производства с необходимыми обоснованиями. Минсельхоз России и Минэкономразвития России исходя из балансов производства и потребления этилового спирта с учетом потребности субъектов РФ, наличия мощностей и их ис­пользования устанавливают и доводят до предприятий годовую квоту с разбивкой по кварталам.

Мобилизационные планы Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований предусматривают создание, накопление, сохранение и обновление запасов материальных ценностей, неснижаемых запасов продовольственных товаров и нефтепродуктов, а также подготовку и организацию нормированного снабжения населения товарами, его медицинского обслуживания и обеспечения средствами связи и транспортными средствами в период мобилизации и в военное время.

Большую актуальность приобретает политическое прогнози­рование и планирование. Мощные государственные и научные центры заняты в этой сфере реализации государственной политики и выполняют самые ответственные задания органов власти.

Политический прогноз базируется на идеологии, концепции развития политической системы или отдельно взятого общественного движения. Политик должен уметь предсказывать, что произойдет завтра, через неделю, месяц, год, а затем объяснить, почему предсказываемое не сбылось.

Правительство РФ составляет план работы на год (с разбивкой по кварталам), в котором отражается вся организаторская деятельность по реализации государственной политики. То, что намечает Правительство РФ, — это не внутреннее дело кабинета, жизнь страны в ее макро- и микроэкономическом измерении. Такое планирование привносит одновременно элементы плано­мерности в социально-экономические процессы в стране. Перечень основных социально-экономических проблем (задач), ни решение которых направлена деятельность Правительства РФ и предстоящем году, представляется в Государственную Думу.

В целях реализации плана федеральные исполнительные органы до начала квартала представляют в Правительство разработанные на основе посланий Президента РФ и планов Прави­тельства предложения, которые содержат:

• наименование вопроса и обоснование необходимости его рассмотрения на заседаниях Правительства;

• общую характеристику и основные положения предлагае­мого к рассмотрению вопроса;

• форму решения Правительства;

• перечень соисполнителей для подготовки вопроса к рас­смотрению на заседании;

• дату рассмотрения.

В результате формируется план заседаний Правительства РФ, где по каждому вопросу указываются органы исполнительной власти, ответственные за их подготовку.

Государственная политика, получившая легитимное выражение в правовых актах, плановых и других документах, становится основой принятия решений и их выполнения с последующей оценкой. Проводятся соответствующие мероприятия, конкретные действии по распоряжению, решению руководителей или коллективных ор­ганов. Принятию решения предшествует ответственная и напря­женная работа по его обоснованию, так как решения государст­венной власти всегда затрагивают интересы миллионов людей.

Процесс принятия решения включает следующие этапы:

1. Определение целей.

2. Выявление проблемы.

3. Сбор необходимой информации.

4. Согласование и рассмотрение возможных альтернатив.

5. Выбор варианта решения.

6. Разработка мероприятий по реализации решения.

7. Распределение ответственности.

• Всесторонне обоснованная цель служит исходным началом и организующим фактором принятия решения. Установление целей воздействует на события, цель указывает направление, она должна быть конкретной, объективной, реальной, предполагать действия, иметь соответствующее измерение.

Цели подразделяются на реальные и нереальные, истинные и ложные, краткосрочные, промежуточные, долгосрочные, по очередности достижения, большие и малые (по критерию затрат ресурсов), конкурирующие, независимые и дополнительные. Классификация целей позволяет устанавливать приоритеты, одним целям отдать предпочтение, а другие — отложить.

В зависимости от изменения условий, возможностей, достигнутых результатов цели могут оставаться теми же, корректироваться или меняться. Новые цели появляются также в результате анализа информации, решений предыдущих лет, т.е. на основе заключений, выводов. Рассматриваются новые альтернативы: ведут ли они быстрее к достижению цели, что для этого дополнительно требуется. Если требования новых альтернатив высоки и в ближайшее время не могут быть удовлетворены, то устанавливаются краткосрочные, но достижимые цели.

Важно не только поставить правильно цели, но и найти оп­тимальную точку начала движения к ним. Согласно теории раз­вития социальных систем, достижение конечной цели зависит от начала пути («тропа зависимости»), цели могут оказаться не­достижимыми, если путь начинался с неправильной точки.

К достижению больших и сложных целей идут постепенно, начиная с тех, которые имеют наибольший приоритет. При том фиксируют достижение промежуточных целей.

В государственном управлении особенно важно не менять местами цель и средство. Так, приватизацию, подавление инфляции, сокращение бюджетного дефицита нельзя считать целями, то средства достижения целей, т.е. повышения эффективности производства, завоевания страной прочного положения в мире.

• Принятие решения всегда связано с преодолением какой-либо проблемы или с использованием возможностей. Проблема выявляется при сопоставлении цели с фактическим состоя­щем дел.

• Для определения характерных особенностей проблемы, вы­явления причин ее нерешенности привлекается необходимая информация. Принимается во внимание только значимая, достоверная информация. Она обобщается в блоки, каждый из которых может представлять один из возможных вариантов решения проблемы.

• Альтернативные варианты сравниваются по заранее приня­тым критериям и с учетом поставленной цели. Одни решения имеют ограниченное число альтернатив, а по другим — большой диапазон выбора. На основе более тщательного анализа, изучения ситуации выбирается наиболее реальное направление.

• Выбор варианта для принятия решения всегда является самым трудным и ответственным этапом. Отслеживаются результаты других решений, оценивается имеющийся опыт, выявляются сходства и различия, по каждой альтернативе взвешиваются все «за» и «против». Для принятия решения необходимы также смелость, решительность, воля, способность принимать взвешенные решения. Важным здесь является фактор времени; опасно спешить, принимать сырые, непроработанные, не под крепленные информацией решения; нельзя также откладывать принятие назревшего решения, так как запаздывание может привести к утрате представившейся возможности, осложнению ситуации.

• В зависимости от размера возможных потерь из-за промедления вариант решения или дополнительно изучается с привле­чением новой информации, или принимается оперативное реше­ние с направлением ресурсов на обеспечение мероприятия.

Выполнение решения требует энергии и организаторских способностей. Поэтому принятое решение обязательно подкре­пляется конкретным и детализированным планом мероприятий по его реализации с распределением ответственности по испол­нителям. Иначе не удастся осуществить задуманное.

• Ответственность за решение возлагается в первую очередь на тех, кто его разрабатывает и принимает, а во вторую — на кого эта ответственность официально возложена.

По результатам выполнения проводится оценка решения. На основе учета опыта и методов анализа предыдущих решений совершенствуется практика принятия решения.

Решения классифицируются по значимости, периодичности, рискованности. Значимость решения определяется влиянием его последствий. Наиболее значимые решения принимаются не час­то, но им уделяется большее внимание. Многие решения не яв­ляются значимыми, но часто повторяются и из-за этого сово­купный эффект их повышается.

Решения оцениваются также с точки зрения профессиона­лизма. Профессиональное решение отличают правильность (со­ответствие объективным потребностям); ожидаемость; своевре­менность; системность. Кроме того, решения власти должны ув­лекать людей, особенно в кризисных, чрезвычайных ситуациях.

Принятое решение тщательно изучается политическими группировками по интересам, средствами массовой информа­ции, которые способны существенно влиять и создавать обще­ственное мнение вокруг него. При принятии решения нужно поэтому предвидеть последствия возможной его отмены. Одни решения могут быть отменены без существенного ущерба, а другие — наоборот. Отмена решения обычно осуществляется в связи с переориентацией направлений деятельности или некаче­ственной их подготовкой. Указы Президента РФ и постановле­ния Правительства РФ иногда отменяются из-за недоучета факторов при прогнозировании развития общества.

Самое главное — реализовать решение. Реализация решений возлагается на органы исполнительной власти. Они обязаны выполнять как собственные решения, так и решения законодателей, судов. Если решения адресованы непосредственно юри­дическим и физическим лицам и возлагают на них обязанности, то выполнение этих обязанностей должны контролировать соответствующие органы власти.

О практической реализации государственной политики судят прежде всего по состоянию соблюдения законодательства, вы­полнения указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, решений органов власти на всех уровнях. Даже решение его реализации останется планом действий до тех пор, пока действие фактически не совершится. Неисполнение законов, других правовых актов, судебных решений дискредитирует органы власти, создает условия для злоупотреблений; оно также подрывает и становление прочной государственности.

В реализации решений по обеспечению государственной политики принимают участие все ветви власти и уровни органов травления, а также неправительственные организации, заинтересованные в соответствующих ее направлениях. При этом возможно сопротивление групп противоположных интересов, которое предстоит преодолевать в процессе достижения поставлен­ных целей, не допуская социальных конфликтов и подрыва устоев государства.

Главную роль в реализации государственной политики игра­ют органы исполнительной власти — от центральных до мест­ных структур. Федеральными законами и положениями опреде­лены цели, функции и структура министерств и ведомств, их ответственность за проведение государственной политики в оп­ределенной сфере деятельности. В организационную структуру министерства, ведомства входят департаменты, управления, от­делы, которые определяют тематику принимаемых решений, разрабатывают их проекты, исполняют принятые решения, осу­ществляя мониторинг за происходящими процессами.

По отдельным направлениям государственной политики соз­даются специальные органы, призванные координировать усилия министерств и ведомств по реализации принятых решений, осуществлять контроль за обеспечением государственных инте­ресов во всех сферах деятельности.

Государство осуществляет контроль за соблюдением органи­зациями, юридическими и должностными лицами, гражданами законодательства, общественного порядка, дисциплины, исполь­зуя меры по предотвращению нарушений, выявлению их на ран­ней стадии, привлечению при необходимости виновных к ответ­ственности, компенсации ущерба.

Контроль предполагает предварительное наделение правами, возложение ответственности, принятие обязательств. Различают контроль внутренний (силами внутриведомственных контроль­ных органов и руководителями) и внешний (уполномоченными на это органами власти).

Контролю подлежат все сферы и уровни деятельности, где и той или иной степени затрагиваются интересы государства, пра­ва и обязанности граждан. Не исключаются и органы власти.

Контроль и проверку исполнения органами власти Россий­ской Федерации и субъектов РФ, их должностными лицами, а также организациями федеральных законов, указов и распоря­жений Президента РФ осуществляет Главное контрольное управ­ление Президента РФ. Оно является самостоятельным подразде­лением Администрации Президента РФ.

Правительство РФ на заседаниях регулярно заслушивает от­четы руководителей федеральных органов исполнительной вла­сти о ходе исполнения поручений Президента РФ и состоянии исполнительской дисциплины.

Для повышения ответственности должностных лиц органон исполнительной власти Российской Федерации и субъектов РФ за безусловное и своевременное исполнение поручений Прези­дента РФ вводится система упреждающего контроля. Руководи­тели указанных органов обязаны заблаговременно представлять в Главное контрольное управление Президента РФ информацию о принятых мерах по исполнению поручений Президента РФ с последующим докладом в установленные сроки об итогах про­веденной работы.

Решение о снятии с контроля или продления сроков испол­нения поручений Президента РФ принимают Президент РФ, а также руководитель Администрации Президента РФ и замести­тель руководителя Администрации — начальник Главного кон­трольного управления Президента РФ.

Главное управление по результатам проверок деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов РФ, организаций и их руководителей вносит предложения о совершенствовании деятельности органов исполнительной власти, о привлечении должностных лиц, виновных в несвое­временном или ненадлежащем исполнении либо неисполнении поручений к дисциплинарной ответственности вплоть до осво­бождения от занимаемой должности.

Должностные лица и работники органов исполнительной власти, на которых наложено дисциплинарное взыскание за нарушение исполнительской дисциплины, не подлежат в тече­ние года премированию, награждению, повышению в должно­сти, присвоению очередного квалификационного разряда. Они могут быть направлены на переаттестацию, понижены в должности, лишены квалификационного разряда.

Нарушения, повлекшие последствия для нормального режима функционирования системы государственного управления и судов, иные тяжкие последствия, а также совершенные преднамеренно, являются основанием для привлечения к ад­министративной или уголовной ответственности. При выявле­нии таких нарушений по результатам сообщений в средствах массовой информации руководители и главы исполнительной власти Российской Федерации и субъектов РФ, в подчинении которых находятся виновные должностные лица, обязаны на­правлять материалы в органы прокуратуры.

В решении задач государственной политики большую роль играет Комиссия Правительства РФ по оперативным вопросам. Комиссия является постоянно действующим органом Прави­тельства РФ. Она оперативно рассматривает текущие и перспек­тивные вопросы, связанные с экономической реформой, социальной политикой, развитием предпринимательства, государственной промышленной политикой, управлением государственной собственностью, координацией деятельности федеральных органов исполнительной власти, контролем за ходом выполне­ния решений Президента РФ и Правительства РФ.

Комиссия имеет право заслушивать отчеты федеральных органов исполнительной власти, создавать временные рабочие группы для проработки предложений по отдельным проблемам, получать необходимую информацию.

Заседания Комиссии проводятся не реже двух раз в месяц. Решения оформляются протоколом. По вопросам, требующим решения Правительства РФ, Комиссия оперативно вносит соответствующие предложения. Решения Комиссии являются обязательными для федеральных органов исполнительной власти.

Состав Комиссии утверждается Правительством РФ. Члены Комиссии участвуют в ее заседаниях без права замены. Подготовка материалов для рассмотрения Комиссией, организацион­но-техническое обеспечение ее деятельности осуществляются аппаратом Правительства РФ. Возглавляет Комиссию первый заместитель Председателя Правительства РФ.

Функции госконтроля выполняют в той или иной степени также большинство федеральных органов исполнительной вла­сти. В соответствии с законодательством государственные орга­ны наделяются полномочиями по проведению проверок дея­тельности юридических и физических лиц. При этом определя­ются круг лиц, правомочных принимать решения по проверке, основания для принятия таких решений, полномочия проверяющих, виды решений, принимаемых по итогам проверки, способы обжалования. Особо контролируются отдельные на правления деятельности: горный и промышленный надзор, противопожарная служба и т.д.

Приоритетное значение имеет контроль за использованием государственных средств и собственности. Частные предприятия контролируют себя сами (через доходность, прибыль или убыток) Вместе с тем на них в равной степени распространяется законодательство и они являются объектами государственного контроля.

Признано необходимым проведение не реже одного раза и год соответствующими контрольными финансовыми органами комплексных ревизий и тематических проверок поступлений и расходования бюджетных средств в федеральных органах испол­нительной власти, а также на предприятиях, в учреждениях, ис­пользующих средства федерального бюджета.

Государственный финансовый контроль осуществляют Счет­ная палата РФ, Банк России, Министерство финансов Россий­ской Федерации (Главное управление федерального казначейст­ва и Контрольно-ревизионное управление), контрольно-реви­зионные подразделения Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, Государственного таможенного комитета Российской Федерации, иные органы.

Счетная палата образуется парламентом и является постоян­но действующим органом финансового контроля; состоит из председателя, заместителя председателя, аудиторов, имеет свой аппарат, подотчетна парламенту.

Счетная палата контролирует своевременность исполнения доходных и расходных статей федерального бюджета и внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению, движение этих средств в Банке России и других финансово-кредитных учреждениях, анализирует выявленные отклонения от установлен­ное показателей, готовит предложения по их устранению и по совершенствованию бюджетного процесса в целом, проводит финан­совую экспертизу проектов законов и нормативных актов, предусматривающих расходы из федерального бюджета.

Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все государственные органы и их аппараты, на федеральныe внебюджетные фонды. На органы местного самоуправле­ния, предприятия, организации независимо от форм собствен­ности контрольные полномочия Счетной палаты распространя­тся, если они:

• получают, используют средства из федерального бюджета или управляют федеральной собственностью;

• имеют предоставленные органами власти налоговые и иные льготы и преимущества.

По результатам проведенных контрольных мероприятий Счетная палата направляет органам власти, руководителям доверяемых предприятий представления для принятия мер по устранению выявленных нарушений, а в ряде случаев и обязательные для исполнения предписания. При неоднократном неисполнении предписаний Счетной палаты ее коллегия может по согласованию с Государственной Думой принять решение о приостановлении всех видов финансовых платежей расчетных операций по счетам проверяемых предприятий, учреждений, организаций.

В целях повышения эффективности государственной бюджетной политики, управления доходами и расходами бюджета, усиления контроля за поступлением и использованием государственных средств образована единая централизованная система органов Федерального казначейства. Она включает Главное управление Федерального казначейства Минфина России и его территориальные органы по субъектам РФ, городам, районам в городах, районам. Органы Казначейства подчиняются своему вышестоящему органу и начальнику Главного управления Федерального казначейства Минфина России.

На органы Казначейства возложены контроль за исполнением бюджета Российской Федерации, внебюджетными (федеральными) средствами, оперативное управление государственными финансовыми ресурсами, обслуживание совместно с Центральным банком Российской Федерации государственного внутреннего и внешнего долга и некоторые другие функции. В целях укрепления бюджетной дисциплины органам Казначейства предоставлены широкие права, связанные с проверкой денежных документов, отражающих движение бюджетных средств в предприятиях и организациях, проведением ревизий, применением санкций к хозяйствующим субъектам, допускающим нецелевое использова­ние бюджетных средств.

Контрольно-ревизионное управление Минфина России в субъ­екте РФ осуществляет государственный финансовый контроль в регионе за своевременным, целевым и рациональным использова­нием и сохранностью средств федерального бюджета и других фе­деральных средств. Оно проводит ревизии и тематические провер­ки поступления и расходования средств, документальные ревизии деятельности организаций любых форм собственности по мотиви­рованным постановлениям правоохранительных органов.

При исполнении федерального бюджета установлен порядок, при котором решения Правительства РФ и федеральных орга­нов исполнительной власти, влекущие расходы за счет феде­рального бюджета, не предусмотренные на текущий финансо­вый год или сокращающие доходную базу бюджета, принимают­ся исключительно на основании указов Президента РФ; при этом в них определяются конкретные сроки и суммы расходов и одновременно сокращаемые расходы по конкретным бюджет­ным статьям или источники дополнительных поступлений в бюджет. Проекты указов Президента РФ, реализация которых требует расходов за счет федерального бюджета либо влечет со­кращение его доходной базы, представляются на подписание исключительно Правительством РФ.

Контроль финансовой деятельности осуществляется также с помощью бухгалтерского и статистического учета и отчетности, законодательного регулирования объектов коммерческой тайны (например, не могут быть коммерческой тайной данные о со­ставе имущества, численности работников, оплате труда, дохо­дах), предоставления информации о своей деятельности в на­логовые органы, учредителям.

Постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. № 552 утверждено Положение о составе затрат по производству и реали­зации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость про­дукции, и о порядке формирования финансовых результатов, учи­тываемых при налогообложении прибыли. По основным отраслям экономики разрабатываются и по согласованию с Министерством экономического развития и торговли и Минфином России утвер­ждаются типовые методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (промышленность, сельское хозяйство, строительство, наука).

Для целей налогообложения прибыли жестко контролируется не только состав затрат, но по ряду элементов и их уровень, принимаемый в пределах, установленных нормативными актами. К таким затратам относятся: содержание служебного автотранспор­та, компенсация за использование для служебных поездок лич­ных легковых автомобилей, командировочные расходы, оплата за обучение по договорам с учебными учреждениями для подготов­ки, повышения квалификации и переподготовки кадров, оплата процентов по просроченным кредитам, расходы на рекламу.

Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом осуществляется Правительством РФ. Органы, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, утверждают обязательные для всех организаций планы счетов, положения, нормативные акты по вопросам бухгалтерского учета. Организации на основе законодательства и нормативных актов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою четную политику исходя из особенностей деятельности.

На основе данных синтетического и аналитического учета организации обязаны составлять бухгалтерскую отчетность об имущественном и финансовом положении и о результатах хозяйственной деятельности организации. Бухгалтерская отчетность включает бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, приложения к ним, аудиторское заключение (если организация подлежит обязательному аудиту).

Годовая бухгалтерская отчетность представляется учредителям организации, собственникам ее имущества, территориальным органам государственной статистики по месту регистрации, установленном порядке публикуется в газетах, журналах и других изданиях.

Организации обязаны хранить первичные учетные документы и бухгалтерскую отчетность в течение установленных сроков. Руководители и лица, ответственные за организацию бухгалтерского учета, в случае нарушения установленного порядка его ведения привлекаются к административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством.

Все юридические лица, производящие промышленную продукцию, должны предоставлять формы государственного статистического наблюдения с установленной периодичностью. Отчетность заполняется на основе достоверных данных первичного учета. Руководители предприятий несут ответственность за своевременность представления и достоверность данных в соответ­ствии с Законом «Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности».

Введен систематический анализ (мониторинг) финансового состояния и платежеспособности крупных экономически или социально значимых предприятий:

• входящих в число 100 крупнейших компаний по рыноч­ной стоимости (капитализации);

• имеющих фактическую численность работников свыше 10 тыс. человек;

• признаваемых субъектами естественных монополий;

• признаваемых градообразующими, имеющими числен­ность работников более 1 тыс. человек.

По каждой организации, включенной в утвержденный пере­чень организаций, подлежащих финансовому мониторингу, от­крывается учетная карта. Состав запрашиваемых документов при проведении мониторинга устанавливается ФСФО России.

Министерство путей сообщения Российской Федерации (МПС России), Министерство энергетики Российской Федера­ции (Минэнерго России) с участием ОАО «Газпром», РАО «ЕЭС России» и акционерных обществ энергетики и электрификации представляют в Минфин России и Минэкономразвития России оперативные отчеты с указанием общей суммы выставленных счетов, полученных платежей и накопленной дебиторской задол­женности по федеральным органам исполнительной власти и организациям, финансируемым из федерального бюджета, орга­нам исполнительной власти субъектов РФ и организациям, фи­нансируемым из бюджетов субъектов РФ, органам местного са­моуправления и организациям, финансируемым из местных бюджетов. Оперативные отчеты должны представляться ежеме­сячно до истечения месяца, следующего за отчетным.

В СССР действовала мощная система государственного (на­родного) контроля сверху донизу. Как свидетельствует опыт развитых стран, они не обходятся без государственного и обще­ственного контроля: всегда кто-то кого-то проверяет. В США принят закон об ответственности президента и конгресса за со­стояние экономики и благополучие граждан. Высшие должно­стные лица регулярно отвечают публично на вопросы средств массовой информации и граждан, что служит формой контроля над властью. Действует специальное полицейское подразделе­ние, единственная задача которого сажать в тюрьму полицей­ских-взяточников. В Швеции общественный контроль установ­лен даже за судьями (наблюдатели во время процесса следят, чтобы судья был равноудален от каждой из сторон).

Россия, обладая гигантскими природными, материальными, финансовыми и интеллектуальными ресурсами, не занимает со­ответственно высокого места в мировом сообществе. Одной из основных причин такого положения является выполнение государством своих функций не в полной мере, отсутствие надлежащего контроля за экономическими процессами, деятельностью органов управления.

Контрольные органы, как правило, не взаимодействуют между собой, зачастую проверяют одни и те же объекты, оставляя другие вне контроля многие годы, что снижает ответственность руководителей и вызывает излишние траты бюджетных средств; не обосновано само понятие госконтроля, что приводит к сме­шению функций контрольных и правоохранительных органов.

Традиционный госконтроль по исполнительной вертикали в новых условиях затруднен не только из-за отсутствия соподчиненности органов власти и управления, но и узаконенной самостоятельности и независимости субъектов рынка. Вмешательство в их деятельность со стороны государственных служб расце­нивается как посягательство на рынок и свободу. Хотя очевид­но, что без усиления госконтроля, постоянного, с жесткими и действенными мерами рынок поразит анархия.

Повышение оперативности, обоснованности и корректности принимаемых решений обеспечивает информационная система.

Информатизация пронизывает все направления деятельности органов управления, предприятий, учреждений, оказывает решающее влияние на процесс принятия решений, предопределяет компетентность государственных служащих.

Осуществляется программа правовой информатизации органов государственной власти. Она призвана создать условия для согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ едином информационном пространстве. Федеральные и региональные системы и сети информатизации базируются на компьютеризации. В компьютерную базу данных включаются законодательные акты, постановления, распоряжения и другие нормативные правовые документы. Каждое министерство и ведомство имеет доступ к базе данных и может внести персональ­ную информацию, например, о населении для оперативного решения вопросов выплаты пенсий, взыскания налоговых платежей, уголовного расследования и т.д.

Компьютерные системы сбора обработки и передачи информации и информационные сети предприятий позволяют, кроме того. прогнозировать и регулировать товарные и финансовые рынки.

Доставку всей служебной корреспонденции высших должностных лиц, органов власти и управления Российской Федерации, субъектов РФ обеспечивает Государственная фельдъегер­ская служба Российской Федерации (ГФС России). Она имеет подразделения в центрах республик, краев, областей, в городах Сочи, Минеральные Воды. Для обеспечения оперативной и надежной связи используется сеть постоянно действующих авиационных, железнодорожных, автомобильных маршрутов. Любой документ из Москвы на следующий день попадает бо­лее чем в 60 центров республик, краев, областей; в остальные центры почта поступает позже.

Реализация государственной политики, точное и своевре­менное выполнение решений органов власти определяются объ­ективными и субъективными, внутренними и внешними факто­рами. И не в последнюю очередь они зависят от степени дове­рия граждан государству. Люди часто настроены критически, и завоевать народное доверие действующей власти нелегко.

Прочное доверие достигается, если программа действий вла­сти реальна, олицетворяет справедливость, включает меры, удов­летворяющие общие интересы, а управление осуществляется са­мыми авторитетными людьми. Эти внешне простые и всем по­нятные принципы способны вернуть власти даже ранее утрачен­ное доверие. Укреплению доверия способствуют также популяр­ные меры в виде облегчения положения тех, у кого оно наиболее уязвимо, компенсации утраченных в ходе реформ сбережений, создания системы страхования вкладов в коммерческих банках.

Следует иметь в виду, что доверие власти нередко подры­вается не ее решениями, а ненадлежащим исполнением обязанностей аппаратом государственных служащих.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 588; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.