Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальная защита населения. Радикализм экономических преобразований предполагает введение социальных технологий, обеспечивающих защиту наи­более уязвимых слоев населения




 

Радикализм экономических преобразований предполагает введение социальных технологий, обеспечивающих защиту наи­более уязвимых слоев населения, попавших в трудную жизнен­ную ситуацию, которую они не могут преодолеть самостоятель­но: преклонный возраст, инвалидность, болезнь, сиротство, без­работица, малообеспеченность и т.п.

Для их реализации функционируют учреждения социаль­ного обслуживания, как государственные, муниципальные, так и частные.

Государственные учреждения социального обслуживания яв­ляются юридическими лицами, не подлежат приватизации, пе­репрофилированию. Частная деятельность по социальному об­служиванию подлежит государственному лицензированию.

Различают учреждения социального обслуживания семьи и детей, престарелых и инвалидов; территориальные центры соци­ального обслуживания, отделения социальной помощи на дому, учреждения в небольших городах, в сельской местности. При­оритетным является социальное обслуживание в нестационар­ных учреждениях.

Утвержден федеральный перечень гарантированных соци­альных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста, инвалидам и некоторым другим категориям населения государ­ственными и муниципальными учреждениями социального об­служивания.

Бесплатное социальное обслуживание (в объемах, определен­ных государственными стандартами) оказывается гражданам, не способным к самообслуживанию, если среднедушевой их доход ниже прожиточного минимума, установленного для региона, где они проживают; находящимся в трудной жизненной ситуации (безработные, катастрофа и др.), несовершеннолетним детям (ин­валидность, сиротство, малообеспеченность и др.).

При оказании услуг на платной основе государственные со­циальные службы заключают с гражданами или их представите­лями договор (на основе утверждаемого Минтрудом России примерного договора). Тарифы на услуги устанавливают органы исполнительной власти субъектов РФ.

В учреждение стационарного обслуживания, где проживает пенсионер, перечисляется разница между назначенной и выпла­чиваемой пенсией органом, назначающим и выплачивающим пенсию. Администрация учреждения социального обслуживания разрабатывает мероприятия по целевому использованию средств (смету расходов).

Семья выполняет воспроизводственные, экономические, вос­питательные функции, между государством и семьей устанавли­ваются партнерские отношения, включающие разделение ответ­ственности за семью. Семья тем лучше выполняет свои функ­ции, чем прочнее ее материальное положение, которое опреде­ляется гарантиями занятости, получением жилья, доступностью общеобразовательной и профессиональной подготовки молоде­жи, медицинской помощи и другими факторами.

Наиболее уязвимыми являются многодетные и неполные семьи. Среди семей, имеющих детей, доля бедных составляет 50%, среди молодежных семей — 60%. Поэтому основными направлениями государственной политики в отношении семей являются создание необходимых условий для сочетания трудо­вой деятельности с выполнением семейных обязанностей, уве­личение помощи нетрудоспособным членам семьи, поддержка семьи как естественной среды жизнеобеспечения детей, безо­пасного материнства.

В соответствии с законом* государственная социальная по­мощь может предоставляться малоимущим и одиноко прожи­вающим гражданам, которые по не зависящим от них причи­нам имеют среднедушевой доход ниже прожиточного миниму­ма, установленного в соответствующем субъекте РФ. Формами социальной поддержки выступают пособия, компенсации, другие выплаты на принципах адресности, т.е. тем, кто дейст­вительно нуждается.

* Закон «О государственной социальной помощи» //Собр. законодательства РФ, 1999. - № 29. - Ст. 3699.

 

При этом учитываются численность семьи, наличие источ­ников дохода, степень трудоспособности и самообслуживания, форма требуемой помощи и другие факторы.

Действует единая система пособий для поддержки материн­ства, отцовства и детства. Пособия подразделяются на пять ви­дов: по беременности и родам; женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; при рождении ребенка; на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет; пособие на ребенка. Порядок назначения и выплаты указанных пособий устанавливаются Правительством РФ. Выплаты осуществляются за счет средств Фонда социального страхования, федерального бюджета, бюд­жетов субъектов РФ*.

* В Германии семьи, имеющие детей, получают государственное пособие в раз­мере 250 марок. В США пособие на детей выдают только семьям, доказавшим нуждаемость в государственной поддержке (адресная помощь).

 

Национальный план действий в интересах детей воплощает­ся в выполнении федеральных программ, связанных с улучше­нием их положения. Наиболее важное значение имеет прези­дентская программа «Дети России» (табл. 7.4).

Таблица 7.4. Финансирование программы «Дети России»

Подпрограмма Сумма, млн руб.
всего в том числе капитальные вложения
Дети Чернобыля 165,45 142,3
Дети-инвалиды 158,86 80,0
Дети-сироты 85,45 84,7
Дети Севера 48,53 33,2
Развитие индустрии детского питания 244,37 228,4
Дети беженцев и вынужденных переселенцев   75,3   х
Одаренные дети 9,2 х
Планирование семьи 25,8 х
Безопасное материнство 1,9 х
       

 

Установлены компенсационные выплаты на питание обу­чающихся в государственных, муниципальных общеобразова­тельных учреждениях, учреждениях начального профессио­нального и среднего профессионального образования в раз­мере 3% в день от минимального уровня оплаты труда на одного обучающегося.

Межведомственная комиссия по вопросам улучшения положе­ния женщин в стране разрабатывает предложения по приоритет­ным направлениям государственной политики в отношении жен­щин, обеспечивает взаимодействие с неправительственными женскими организациями, движениями, объединениями.

Осуществляется мониторинг социально-экономического положения семьи. Изучаются данные уровня жизни разных типов семей с учетом трудоспособности, образовательного и профессионального потенциала членов семьи, ее состава и иждивенческой нагрузки, факторы благосостояния, возмож­ности адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям.

Основой государственной политики в области социальной защиты инвалидов является обеспечение им равных с другими гражданами возможностей в реализации экономических, поли­тических и других прав и свобод в соответствии с общепри­знанными принципами и нормами международного права.

Федеральные органы власти вводят государственные стандар­ты на услуги, технические средства реабилитации, средства свя­зи, устанавливают нормы и правила, обеспечивающие доступность для инвалидов среды жизнедеятельности; создают объекты реабилитационной индустрии и управляют ими, определяют на­логовые и другие льготы для предприятий, инвестирующих сред­ства в сферу социальной защиты инвалидов. Органы государственной власти субъектов РФ создают учреждения медико-социальной экспертизы, управляют объектами социальной защиты инвалидов, находящимися в их ведении.

Предприятиям, численность работников в которых превышает 30 человек независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, устанавливаются квоты для приема на работу инва­лидов в процентах к среднесписочной численности работников, но не менее 3%. При невыполнении квоты работодатели вносят обя­зательную плату за каждого не принятого в счет квоты инвалида в фонд занятости. Полученные средства расходуются целевым на­значением на создание рабочих мест для инвалидов.

Государство выполняет функции управления системой соци­ального страхования, включающей пенсионное обеспечение, по­собия при временной потере трудоспособности и другие выпла­ты по страховым случаям. Основная нагрузка по формированию фондов страхования приходится на работодателей, меньшая — на работников и государство. Социальные пособия выплачиваются с учетом уровня заработка, стажа работы, сумм перечис­ленных страховых взносов.

В качестве первоочередных мер по повышению уровня жиз­ни пенсионеров намечается обеспечить соответствие размера минимальной пенсии величине прожиточного минимума пен­сионера, осуществлять индексацию пенсий с учетом роста цен и среднемесячной заработной платы.

Наряду с государственной вводится система дополнитель­ного пенсионного обеспечения из негосударственных пенсион­ных фондов, формируемых за счет средств работодателей и гра­ждан. При этом устанавливается равная ответственность работо­дателя и работника за формирование средств пенсионного обеспечения, вводится персонифицированный (индивидуаль­ный) учет страховых взносов.

Пенсионные накопления через систему контролируемых го­сударством пенсионных фондов вкладываются в перспективные доходные экономические проекты и увеличивают инвестицион­ный потенциал экономики.

В период кризиса требуется защита не только социально уязвимых слоев, но и части экономически активного населения. Так, рост безработицы ведет к росту малоимущего населения. Государство ввело обязательные нормы социального обеспече­ния безработных.

Безработным гражданам гарантируются бесплатные профес­сиональная ориентация, подготовка, повышение квалификации по направлению органов службы занятости, медицинское обслу­живание, возможность участия в оплачиваемых общественных работах с учетом возрастных и иных особенностей. Высвобож­даемым в связи с сокращением численности или штата в соот­ветствии с заключаемыми коллективными договорами (соглаше­ниями) гарантируется сохранение очереди на получение жилья, пользование лечебными, детскими дошкольными учреждениями на равных условиях с работающими в данной организации.

Пособие безработным устанавливается в процентном отно­шении к среднему заработку за последние три месяца работы, если они в течение 12 месяцев перед началом безработицы имели оплачиваемую работу не менее 26 недель. В остальных случаях оно устанавливается в размере минимальной оплаты труда. Размер пособия составляет: в первые 3 месяца — 75% среднемесячного заработка, в следующие 4 месяца — 60%, в дальнейшем — 45%, но не ниже установленного законом минимального размера оплаты и не выше уровня средней зарпла­ты, сложившейся в субъекте РФ.

Продолжительность выплаты пособия в каждом периоде без­работицы не может превышать 12 месяцев в суммарном исчис­лении в течение 18 календарных месяцев. Органы государствен­ной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления могут устанавливать более продолжительные сроки выплаты по­собий за счет средств соответствующих бюджетов.

Федеральные органы государственной власти регулируют сферу социального обслуживания, реализуют федеральные социальные программы, лицензируют деятельность по социальному обслуживанию, принимают государственные стандарты социаль­ного обслуживания, управляют федеральными учреждениями со­циального обслуживания. Органы государственной власти субъ­ектов РФ осуществляют собственное регулирование социального обслуживания вне полномочий федеральных органов, устанавли­вают порядок оказания гражданам материальной помощи: де­нежной, продовольственной, топливом, одеждой, а также выдачи транспортных и технических средств инвалидам.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществ­ляющим единую государственную политику в области труда, занятости и социальной защиты населения, является Мини­стерство труда и социального развития Российской Федера­ции. В соответствии с возложенными на него задачами мини­стерство выполняет функции в следующих сферах деятельно­сти: решение комплексных проблем социального развития; повышение уровня жизни и доходов населения; оплата, усло­вия и охрана труда; социальное партнерство в трудовых от­ношениях; занятость населения; социальное страхование и пенсионное обеспечение; социальная защита и обслуживание населения. Минтруд России организует работу службы заня­тости населения и службы по урегулированию коллективных трудовых споров, руководит деятельностью Федеральной ин­спекции труда, Республиканского (федерального) фонда со­циальной поддержки населения, Инспекции негосударствен­ных пенсионных фондов. Министерство создает территори­альные органы по вопросам занятости населения и урегулиро­вания коллективных трудовых споров.

Министерство правомочно принимать постановления, давать разъяснения по применению нормативных актов в области тру­да, занятости и социальной защиты населения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 446; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.