КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Макроэкономического регулирования белорусской хозяйственной системы
Эволюция концепций В экономической истории Беларуси, так же как и в мировой, четко прослеживается действие принципа исторического детерминизма: развитие экономической науки и реализация ее положений в макроэкономической политике определяются состоянием общества и решаемыми практическими задачами. С середины XIX в. и до начала Великой Отечественной войны территория современной Беларуси находилась вначале в составе Российской Империи, позже — Польши, затем — СССР. Приграничное расположение белорусских земель препятствовало притоку в страну крупного промышленного капитала как с запада, так и с востока. А в связи с тем, что таможенная граница Российской империи проходила не по территории Польши, а между Полыней и Беларусью, европейский капитал «поднимал» промышленность в Варшаве, Лодзи, Белостоке. Беларусь же оставалась сельскохозяйственным регионом: доля сельского хозяйства в ВВП превышала 60 %, агрохозяйства формировались преимущественно по хуторской системе. В 1920-е гг., в период НЭПа, на базе Белорусской сельскохо-зяйственной академии в Горках такими учеными, как Г. Горецкий, Л. Смолич, С. Жданович, Я. Кисляков и другими, являющимися представителями признанной в мире организационно-произ-водственной школы, основанной российскими исследователями Л. Чаяновым, Л. Челинцевым, II. Макаровым и Д. Кондратьевым, проводились исследования, развивающие положения пространственной экономики. Они были направлены на рационализацию деятельности крестьянских хозяйств с учетом нриродно-исторических, экономических и географических условий, на оптимизацию размещения агрохозяйств, осуществление экономического районирования. Впоследствии белорусские ученые разработали концепцию «Беларусь-Дания», предполагающую использование в местных условиях передового опыта европейских стран (Дания, Бельгия, Голландия) с высокоразвитым сельским хозяйством при сохранении хуторской системы и частной собственности. Данная концепция опиралась на исторически сложившиеся социально-экономические условия, но не вписывалась в новую систему планового хозяйства и потому не была реализована. Широкомасштабная индустриализация белорусской экономики как части единого народнохозяйственного комплекса СССР началась уже после Великой Отечественной войны. Построенные в послевоенный период минские автомобильный и тракторный заводы, металлургический завод в Жлобине, нефтеперерабатывающие и нефтехимические предприятия в Ново-полоцке, Мозыре, Могилеве, Гродно, приборостроительные заводы в Минске и Витебске определили впоследствии новое лицо республики как «сборочного цеха» советской промышленности. Подавляющее большинство вновь созданных предприятий использовали сырье и комплектующие из-за пределов Беларуси, за ее пределами потреблялась и выпускаемая продукция. До настоящего времени нет единого мнения о том, являются ли крупные сборочные предприятия благом или обузой для современной белорусской экономики, но очевидно, что сложившаяся к 1991 г. структура промышленности предопределила основные ее проблемы и повлияла на выбор новой модели социально-экономического развития республики. В числе известных ученых-экономистов советского периода следует назвать В.Л. Томашевича, изучавшего проблемы индустриализации белорусской экономики; В.П. Уварова, организовавшего современную белорусскую научную школу политической экономии и истории экономических учений; В.С. Маври- щева — одного из основателей научно-педагогической школы методологии оценки и повышения эффективности социально-экономических систем; Н.И. Ведуту — основоположника школы экономико-математического моделирования в Беларуси; М.С. Кунявского — первого из отечественных экономистов, проводившего исследования в области формирования рыночных отношений и предпринимательства, развития малого бизнеса. Обретение Республикой Беларусь реального национального суверенитета в 1.991 г. (25 августа 1991 г. Декларация о государственном суверенитете от 27.07.1990 г. получила статус конституционного закона) проходило на фоне глубокого экономического кризиса, называемого переходным. Среди причин его возникновения ключевую роль сыграли неэффективностьадминистративно-командной экономики, смена теоретической парадигмы развития, разрыв хозяйственных связей с поставщиками сырья и покупателями продукции белорусских предприятий, оказавшимися теперь за рубежом. Большинство стран Центральной и Восточной Европы, а также бывшего СССР столкнулось с аналогичными проблемами при переходе от централизованно управляемой к рыночной модели экономики и прибегло к применению в макроэкономической политике рецептов неоклассиков. Эти рекомендации, объединенные термином «шоковая терапия», предполагали проведение приватизации государственной собственности в кратчайшие строки, реорганизацию предприятий путем их разукрупнения, отказ от государственного регулирования рынков товаров (ценового регулирования), труда (государственной поддержки занятости). В не-которых странах, например Польше, Венгрии, Эстонии, подобные токовые мероприятия на фоне кредитной поддержки со стороны международных финансовых организаций прошли успешно; в ряде постсоветских государств (Россия, Украина, Молдова) они привели к социальной напряженности и длительному экономическому спаду. На начальных этапах переходного периода Беларусь следовала неоклассическим рецептам, снижая участие государства в управлении экономикой. К середине 1990-х гг. стало очевидно, что в белорусских условиях продолжение реформ в этом направлении может вызвать экономический коллапс, поскольку основу хозяйственного комплекса республики составляют крупные экспортоориентированные предприятия, мощности которых многократно превышали потребности внутреннего рынка. Конкурентоспособность этих предприятий по сравнению с зарубежными компаниями была значительно ниже, их разукрупнение влекло за собой риск банкротства, а инвестиций для
создания нового промышленного комплекса не существовало. Таким образом, выбор концептуальных подходов к развитию экономики был продиктован жизненной необходимостью, т.е. исторически обусловлен: в середине 1990-х гг. только государство могло взять на себя функции гаранта социальной стабильности, коренным образом изменив макроэкономическую политику. Несмотря на сложные условия переходного периода для научной системы страны, ученые, НИИ, вузы внесли и продолжают вносить свой вклад в решение проблем становления национальной экономики. Речь идет о формировании отечественных научных школ и их участии в подготовке важнейших стратегических и тактических документов развития экономики страны. Позитивные традиции белорусской экономической школы — целостное видение национальной экономики как единой системы, конкретно-исторический подход к анализу процесса воспроизводства в его единстве, государственное мышление, владение современной методологией создания прогнозов и программ по решению стратегических проблем экономического развития и выработке экономической политики - нашли отражение в подготовке многих правительственных документов. В их числе: Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь до 2010 года (и до 2020 г.), Концепция социально-экономического развития Республики Беларусь до 2015 года, Концепция и Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000 годы (и до 2010 г.), Программа совершенствования агропромышленного комплекса Республики Беларусь на 2001-2005 годы, Концепция и Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996--2000, 2001 -2005, 2006-2010 годы, программы по другим секторам и сферам деятельности (структурной перестройке, приватизации, местной и легкой промышленности и т.д.), Национальная программа развития экспорта, Национальная программа развития туризма, Комплексный прогноз НТП до 2020 года (и до 2025 г.), Концепция национальной инновационной системы (НИС) Беларуси и разработанная на ее основе Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2007 -2010 годы, ежегодные Прогнозы социально-экономического развития Республики Беларусь и ряд других. В последние годы в стране сложились и действуют научные школы но устойчивому развитию, национальной экономике Бе- ларуси. По обоим направлениям в БГЭУ, БГУ, Академии управления при Президенте Республики Беларусь созданы научно-педагогические структуры и преподаются соответствующие учебные дисциплины. 13 НЛП Беларуси получили развитие инновационные научно-практические центры по ряду отраслей народного хозяйства, в БГУ ведутся исследования и разработки по экономико-математическому моделированию и т.д. Ученые НИИ и вузов принимают активное участие в подготовке проектов законодательных актов и проведении экспертиз прогнозов и программ социально-экономического развития Беларуси. Научное сообщество, научные школы и исследовательские центры стремятся своевременно и адекватно реагировать на возрастающую сложность проблем развития социума, взаимодействия государства, экономики и науки на основе поиска новых методов научного исследования, техники проведения комплексных НИР на базе междисциплинарных, синергетических подходов, способных адекватно отражать те социально-экономические процессы и взаимосвязи, которые не удается в полной мере описать классической и неоклассической экономической теорией. К 2002 г. в науке и практике страны сложились основные черты белорусской модели развития, т.е. государственной экономической политики с сильной социальной составляющей, важной ролью государственных регуляторов, избирательной приватизацией и многовекторностью внешнеэкономических связей. Начиная с 2008 г., правительство постепенно ликвидирует старые институты, препятствующие предпринимательству и инновациям, и создает новые. В частности, отменен закон о «золотой акции», предоставляющий государству право участия в управлении крупными акционерными обществами; в малых городах и сельских населенных пунктах установлен режим льготного налогообложения; определены важнейшие меры стимулирования деловой активности и развития предпринимательской инициативы, предусматривающие переход к рыночным механизмам ценообразования, исключение протекционизма во внешней и межрегиональной торговле, обеспечение электронной государственной регистрации бизнеса, гарантирование права частной собственности и необратимости приватизации государственного имущества, упрощение налогового законодательства и снижение налоговой нагрузки. Таким образом, реализуемые в стране меры по либерализации экономики на данном этапе ее развития в целом обоснованы положениями новой институциональной экономической теории.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 431; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |