Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Природно-ресурсный и экологический потенциалы




Национальной экономики Беларуси

Система потенциалов

Природные условия и ресурсы служат естественной базой развития экономики страны, в связи с чем важно раскрытие сущности и экономической оценки природно-ресурсного потен­циала.

Под природно-ресурсным потенциалом понимается сово­купность природных ресурсов данной территории, природных условий, явлений и процессов, которые используются или могут

 

быть реально вовлечены в хозяйственную деятельность при данных технических и социально-экономических возможнос­тях общества с условием сохранения среды обитания человека. Размер природно-ресурсного потенциала — это сумма потенци­алов отдельных видов природных ресурсов — земельных, вод­ных, лесных, минерально-сырьевых и др. Он зависит от ряда факторов, в числе которых количество имеющихся в стране природных ресурсов, их количественные и качественные ха­рактеристики (размер запасов, содержание полезного вещест­ва, мощность пластов и др.), возможность комплексного ис­пользования.

Количественная оценка природно-ресурсного потенциала страны возможна в том случае, если все виды ресурсов будут исчисляться по единому принципу. Для этих целей применяют­ся балльная система, стоимостные показатели и абсолютные энергетические потенциалы. Наибольшую значимость в усло­виях становления рыночных отношений приобретает стоимост­ная (денежная), или собственно экономическая, оценка природно-ресурсного потенциала. Однако осуществить на единой методологической основе экономическую оценку разных видов природных ресурсов весьма сложно в силу их специфических особенностей. Поэтому чаще всего размер природно-ресурсного потенциала количественно характеризуют с помощью нату­рально-вещественных показателей (объемы запасов, продук­тивность, площадь и др.).

Земельные ресурсы, представляют собой часть земельного фонда страны, которая пригодна для хозяйственного использо­вания. Они создают основу для сельскохозяйственного про­изводства, ведения лесного хозяйства, а также для городской застройки, расселения сельского населения, размещения про­мышленных предприятий, транспортных коммуникаций и всех других видов наземной деятельности человека.

Земельный фонд Республики Беларусь — это площадь стра­ны, составляющая 20 759,8 тыс. га. В Европе по данному пока­зателю Беларусь занимает 13-е место, следовательно, большин­ство европейских государств обладают гораздо меньшими зе­мельными ресурсами.

Большая часть земельного фонда занята сельскохозяйствен­ными угодьями (участки земли, используемые в сельскохозяй­ственном производстве). Они различаются по природным осо­бенностям и сельскохозяйственному назначению. К основным категориям сельскохозяйственных угодий относятся: пашни, многолетние насаждения (сады, ягодники), залежи (пашни, необрабатываемые в течение длительного времени), сенокосы и пастбища. В структуре земельного фонда Беларуси сельскохозяйственные земли занимают


наибольшую площадь (8897 тыс. га, или 43 %), что свидетельствует о высокой степени сельскохо­зяйственной освоенности территории страны (рис. 3.1).

Вместе с тем за 2001 - 2011 гг. площадь сельскохозяйствен­ных земель сократилась на 361 тыс. га из-за их отводов под различные виды строительства, промышленные объекты, на природоохранные цели. Сказывается также и нерациональное использование земель, когда небольшие по площади сенокосы и пастбища зарастают кустарником и мелколесьем и в резуль­тате передаются государственным лесохозяйственным органи­зациям.

Особую ценность представляют пахотные земли (пашня) — наиболее интенсивно эксплуатируемая часть земельных ресур­сов, систематически обрабатываемая и используемая под посе­вы сельскохозяйственных культур. Пахотные земли республи­ки занимают 5600 тыс. га, распаханность территории достигает 27 %, или почти в 3 раза превышает среднемировые показатели и данные по странам СНГ в целом.

Управление земельными ресурсами в Республике Беларусь определяется проводимой государственной земельной полити­кой, цель которой — повышение эффективности использова­ния и охраны земельных ресурсов как неотъемлемое условие

 

 

устойчивого социально-экономического развития страны.Ос­новной задачей является совершенствование земельных отно­шений и организационно - экономического механизма регулиро­вания землепользования.

Механизм управления земельными ресурсами и регулирова­ния земельных отношений, посредством которого реализуются цели и задачи государственной земельной политики, включает:

• совершенствование законодательной базы, формализу­ющей государственную земельную политику и обеспечива­ющей нормативно-правовое регулирование земельных преоб­разований;

• развитие структуры органов государственного управле­ния в области регулирования земельных отношений, использо­вания и охраны земель;

• проведение землеустройства как системы юридических, экономических и технических мероприятий по практической реализации государственной земельной политики;

• ведение государственного контроля за использованием и охраной земель и разрешение земельных споров с целью соблю­дения земельного законодательства в условиях реформирова­ния земельных отношений;

• создание и ведение современного государственного зе­мельного кадастра как информационной и регистрационной системы, обеспечивающей функционирование и развитие всех элементов механизма управления земельными ресурсами.

Водные ресурсы включают все пригодные для хозяйствен­ного использования запасы поверхностных и подземных вод. По обеспеченности водными ресурсами одного жителя респуб­лики находится в сравнительно благоприятных условиях: нес­колько лучших, чем европейские страны, и значительно луч­ших по сравнению с отдельными соседними государствами. Обеспеченность одного жителя республики водами местного формирования составляет 3,6 тыс. м3, в том числе подземны­ми — 1,4 тыс. м3, что выше, чем в Англии (2,6 и 1,0 тыс. м3 соот­ветственно), Польше (2,2 и 0,95 тыс. м3) и Украине (1,0 и 0,2 тыс. м3). Самые высокие показатели — в Норвегии (89,0 и 27,5 тыс. м3) и европейской части России (9,0 и 2,0 тыс. м3).

Беларуси присуща достаточно высокая степень дифферен­циации водообеспеченности, которая усугубляется неравномер­ным размещением населения и производства. Так, наиболее развитые в хозяйственном отношении и густонаселенные цент­ральные регионы страны (Минская обл. и Минск) располагают гораздо меньшими ресурсами поверхностных вод по сравнению

 

с периферийными регионами, которые обладают также значи­тельным транзитным стоком.

Рост промышленного и сельскохозяйственного производ­ства, высокие темпы урбанизации обусловили расширение ис­пользования водных ресурсов. Забор речных и подземных вод постоянно возрастал, достигнув максимального уровня (2,9 км3 в год) в 1986- -1990 гг. В результате спада производства, начи­ная с 1991 г., отмечено сокращение водопотребления в различ­ных отраслях экономики. Однако в последние годы в результа­те проводимых мероприятий по рационализации использова­ния водных ресурсов (даже при росте объемов производства) оно стабилизировалось на уровне 1,5 км3.

Основными направлениями использования воды являются: производственное (промышленное) водоснабжение — 55,2 % общего водопотребления; хозяйственно-питьевые нужды населения — 36,4 %; сельскохозяйственное водоснабжение и оро­шение — 8,4 %. В региональном аспекте выделяется централь­ная часть Беларуси, где потребляется почти треть всего объема используемых вод, что в основном совпадает с экономическим потенциалом данного региона.

Следует отметить, что реализация мероприятий, направлен- ных на сокращение водопотребления и рациональное использо- вание водных ресурсов в соответствии с Государственной программой по водоснабжению и водоотведению «Чистая вода» на 2006--2010 годы, позволила снизить потребление воды на хо­зяйственно-питьевые нужды в расчете на одного жителя Бела­руси с 213 л/сут в 2000 г. до 142 л/сут в 2010 г., что соответству­ет европейским нормам. Наибольшее удельное водопотребление характерно для крупных городов республики: Минска, Бреста, Гродно, Бобруйска и Могилева.

Обобщенным показателем эффективности использования водных ресурсов, который позволяет сопоставить объем затра­ченной воды с результатами хозяйственной деятельности, яв­ляется водоемкость ВВП. В масштабах экономики страны в це­лом она может рассчитываться по следующей формуле:

W= (R1+R2)/V

где W— водоемкость валового внутреннего продукта, м3/руб.; R1 — годо­вое потребление свежей воды, м3; R2 — годовой объем оборотного водоснаб­жения, м3; V — стоимость годового валового внутреннего продукта, руб.

Главным резервом повышения эффективности использова­ния водных ресурсов (особенно свежей воды) является сокраще­ние потребления в основных водоемких отраслях экономики.

Разработка и реализация водохозяйственных и водоохран­ных мероприятий в республике координируются Министер­ством природных ресурсов и охраны окружающей среды, кото­рое разрабатывает проекты законодательных актов, стандарты, выдает разрешения на использование воды в различных сферах экономики. В существующей системе управления использова­нием и охраной вод большая роль отводится Министерству здравоохранения (установление стандартов качества питьевой воды и проведение соответствующего мониторинга) и Министер­ству жилищно-коммунального хозяйства (планирование, строи­тельство и эксплуатация систем водоснабжения и канализа­ции, установок по очистке сточных вод).

Лесные ресурсы включают стволовые запасы древесины и разнообразные недревесные ресурсы: технические (живицу, пробку и др.), кормовые, охотничье-промысловые, пищевые (грибы, плоды, ягоды, орехи и др.), лекарственные растения. Леса выполняют общественно полезные и защитно-ресурсоохранные функции (водоохранные, климаторегулирующие, поле­защитные, противоорозионные и др.), в том числе рекреацион­ные и эстетические. Лесные ресурсы относятся к возобновляе­мым и рассматриваются вместе с занимаемыми ими землями, которые могут использоваться для сохранения, воспроизвод­ства и повышения продуктивности лесов.

Лесной фонд Беларуси как совокупность всех лесов страны натурального и искусственного происхождения включает по­крытые лесом земли, а также другие земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства. Общая площадь лесного фонда, по состоянию на начало 2011 г., составила 9,275 млн га, в том чис­ле лесопокрытая (без прогалин, высечек, гарей) — 8,1 млн га. По сравнению с 1994 г. она увеличилась на 9,8 % в основном за счет искусственного и естественного облесения малопродук­тивных и неудобных для сельскохозяйственного производства земель.

Степень облесенности территории определяется с помощью показателя лесистости, т.е. отношения лесопокрытой площа­ди к общей площади, и выражается в процентах. Лесистость территории Беларуси на начало 2011 г. составила 39 %, что в целом для нашей страны можно считать оптимальным. По прог­нозу на 2020 г., она может достичь 41,5 %.

Лесные ресурсы республики достаточно хорошо изучены. Запасы древесины составляют 1,5 млрд м3, в том числе возмож­ные для эксплуатации — около 50 млн м3. В значительной сте­пени эти запасы определяются возрастным составом, средний возраст белорусских лесов – 50 лет.

 

Но возрастным категори­ям покрытая лесом площадь распределяется следующим обра­зом: молодняки — 22,5 %, средневозрастные — 49,9; приспева­ющие — 18,6; спелые и перестойные — 9,0 %. Дефицит при­спевающих и спелых насаждений обусловливает возможности дальнейшей эксплуатации лесных ресурсов страны.

В соответствии с экологическим, экономическим и социаль­ным значением, местоположением и выполняемыми функция­ми леса Беларуси делят на две группы:

• первая включает леса, выполняющие преимущественно водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические и оздоро­вительные функции (их доля в лесном фонде приближается к 50%);

• вторую образуют хозяйственные леса, которые наряду с экологическим имеют эксплуатационное значение (в структуре лесного фонда занимают 50,2 %).

Важной составной частью лесных ресурсов являются недре­весные ресурсы (пищевые, лекарственные, технические, кор­мовые и др.). Расширяется использование рекреационных ре­сурсов.

Основные функции лесопользования и лесовосстановления выполняет лесное хозяйство — отрасль национальной эконо­мики, которая обеспечивает потребности страны в древесине и других продуктах леса, сохранение и рациональное использо­вание всего многообразия ресурсов лесного фонда, усиление экологических функций лесов.

Лесопользование осуществляется по принципу непрерыв­ности и неистощительности. В 201.0 г. всеми видами рубок заго­товлено 15,5 млн м3, из них в порядке ведения рубок главного пользования (в спелых древостоях) — 5,8 млн м3. Республика удовлетворяет свои потребности в древесине и поставляет на экспорт 25—30 % заготовляемого леса, при этом имеется ре­сурс для существенного роста данного показателя.

Режим лесопользования в первую очередь определяется раз­мером расчетной лесосеки — нормы ежегодных объемов рубок леса или количества готовой продукции, которая может быть изъята из дальнейшего лесовоспроизводства для заготовки ле­соматериалов. Она рассчитывается исходя из наличия спелой древесины, характера воспроизводства, потребности в древеси­не при соблюдении принципа непрерывного и неистощительного пользования лесом. Эксплуатация леса в пределах расчетной лесосеки является необходимым условием эффективного ис­пользования лесных ресурсов.

 

 

В последние годы расчетная лесосека по рубкам главного пользования использовалась лишь на 70 - 75 %, в 2010 г. —

65,9 % (рис. 3.2). Недоосвоение происходит в основном по мяг-колиственным породам, мелкотоварной древесине и в трудно­доступных местах, где заготовки невыгодны. Следует отметить также то, что отсутствием капитальных вложений сдерживает­ся применение древесины для энергетических нужд. По прог­нозу на 2020 г., ожидается рост расчетной лесосеки главного пользования на 70—75 %, что позволит существенно расши­рить масштабы всех видов лесопользования, а объемы рубок главного пользования довести до 12,0 млн м3.

 

С целью лесовосстановления в разные периоды на террито­рии Беларуси создавались искусственные насаждения (лесные культуры). Их площадь в настоящее время составляет около 3 млн га, или 25 % покрытых лесом земель. Масштабы лесовос-становительных работ, по прогнозу на 2015 г., намечается уве­личить на 70 тыс. га за счет ежегодного пополнения лесов молодняками.

Направлениями перспективной деятельности в лесах Бела­руси, которые определены Концепцией устойчивого развития лесного хозяйства Республики Беларусь до 2015 года, в част­ности являются:

• сохранение многогранной роли и разнообразных функций
всех видов лесов;

• совершенствование мероприятий по охране, рационально­му использованию и сохранению лесов, увеличению лесистости малолесных районов;

• содействие эффективному использованию всего комплек­са товаров и услуг, получаемых за счет эксплуатации лесных угодий и лесных массивов.

Выполнение прогнозируемых и планируемых мероприятий по охране и рациональному использованию лесных ресурсов га­рантирует в перспективе удовлетворение экономики Беларуси в древесной и недревесной лесной продукции, сохранение и уси­ление многообразных функций леса и существенное увеличе­ние экспортного потенциала страны.

Минерально-сырьевые ресурсы — это природные вещества минерального происхождения, используемые для получения энергии, сырья и материалов.

Геологические исследования, интенсивно проводимые во вто­рой половине XX в., опровергли ранее существовавшее пред­ставление о Беларуси как о стране, бедной минерально-сырье­выми ресурсами. В настоящее время в ее недрах выявлено и разведано почти 5 тыс. месторождений, представляющих около 30 видов минерального сырья. Важнейшими полезными иско­паемыми, добыча которых оказывает наиболее существенное воздействие на национальную экономику, являются калийные и каменные соли, нефть, торф, строительные материалы и сырье для их производства, подземные пресные и минеральные воды. Данные о балансовых запасах минерально-сырьевых ре­сурсов Республики Беларусь приведены в табл. 3.1.

Топливные минеральные ресурсы Беларуси включают нефть, нефтяные газы, торф, бурый уголь и горю­чие сланцы.

Из учтенных месторождений нефти (71) эксплуатируются более 30, остальные относятся к категории разведываемых или законсервированных. В соответствии с количественной оценкой нефтеносности начальные извлекаемые ресурсы нефти оцени­ваются в 355,6 млн т, остаточные запасы промышленных кате­горий А + В + С1 — в 60,3 млн т и 32,3 млрд м3 попутного газа. Обеспеченность разведанными запасами нефти на уровне годо-

 

Таблица 3.1. Минерально-сырьевые ресурсы Республики Беларусь10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Полезные ископаемые Количество место­рождений (2009 г.) Промышленные запасы  
всего в том числе разрабаты­ваемые единица измерения 2009 г. 2020 г. (прогноз)  
        58,9   49,65  
Нефть       млн т      
Торф > 9000   246,0 270,9  
Бурые угли Калийные соли 2 3 1 2 99,1 119,3  
6784,4 21 332 5988,0 21 912  
Каменная соль    
Доломит          
Сапропели (озерные)     млн м3 74,6 63,7  
Формовочные пески       млн т 37,4 29,0  
Формовочные глины   __ 12,3 8,8  
Сырье для производ­ства строительных материалов: пески стекольные   цементное сырье 3 20     20,1   11,2  
  936,0 217,1 824,0 215,6  
мел для извести      
камень строитель­ный     млн м3 602,7 487,0  
камень облицовоч­ный   3,3 7,9  
пески строительные     478,2 534,0  
посочно-гравийныо смеси глины кирпичные 185 214 93 19 717,4 696,0  
млн т 257,4 291,0  
глины тугоплавкие   Пресные подземные воды     52,8 53,3  
    тыс. м3/сут   6966,6  
Минеральные воды       57 530  

10 Шимова, О.С. Основы экологии и экономика природопользования: учебник / О.С. Шимова, Н.К. Соколовский. — Минск: БГЭУ, 2010. — С. 172.

 

Окончание табл. 3.1

           
Железные руды   __ млн т 275,4 230,4
Бром   __ тыс. т 48,0 48,0
Йод     млн т 28,4 28,4
Фосфориты   5,1 4,95

вой добычи (1,5—1,8 млн т) составляет примерно 85 лет. Пот­ребности народного хозяйства в нефти возрастают, и нынешние объемы добычи смогут удовлетворить их лишь на 10—15 %.

Торфяные ресурсы значительно истощены вследствие ин­тенсивного использования на предыдущих этапах экономиче­ского развития страны. Если общие прогнозные ресурсы торфа оцениваются в 4,3 млрд т, то для промышленной добычи при-.годно лишь 250 млн т. Остальные запасы находятся в пределах природоохранных зон или входят в состав земельного фонда. Годовая добыча топливного торфа — около 2,0—2,3 млн т и почти столько же добывается для нужд сельского хозяйства.

Бурые угли выявлены на территории Белорусского Полесья, их прогнозные запасы составляют 523 млн т. Наиболее изучены три месторождения — Житковичское, Бриневское и Тонежское (общие запасы — 150 млн т). Разработан проект строительства Житковичского разреза мощностью 2 млн т угля в год. В пер­спективе бурые угли могут стать реальным источником энерге­тического и местного бытового топлива, а также применяться в качестве сырья для отдельных химических производств.

Залежи горючих сланцев на юге Беларуси образуют круп­ный сланцевый бассейн площадью более 20 тыс. км2. Прогноз­ные запасы (до глубины 600 м) оцениваются в 8,8 млрд т, пред­варительно изучены Любанское и Туровское месторождения. Горючие сланцы рассматриваются в качестве потенциальной сырьевой базы для развития энергетики, химической промыш­ленности и производства строительных материалов.

Г о р н о - х и м и ч с с к о е сырье представлено калийны­ми и каменными солями, фосфоритами, минерализованными рассолами. Наибольшее народнохозяйственное значение имеют калийные соли, промышленные запасы которых по двум разве­данным месторождениям (Старобинское и Петриковское) со­ставляют 6,8, прогнозные — свыше 80 млрд т. В настоящее время разрабатывается только Старобинское месторождение, на базе которого работает ОАО «Беларуськалий». Перспективы

 

 

Петриковского месторождения связаны с внедрением высоко­рентабельной технологии получения калийного концентрата из солей с повышенным содержанием хлористого магния.

Запасы каменной соли оцениваются как практически неис­черпаемые. Только на трех разведанных месторождениях (Мо-зырское, Давыдовское и Старобинское) они превышают 22 млрд т. Эксплуатируется Мозырское месторождение (на базе которого работает солевыварочный комбинат) с объемом годовой добычи около 400 тыс. т соли, расширяются поставки пищевой соли на экспорт. Каменная соль может быть также использована в ка­честве сырья для производства кальцинированной соды.

На территории Беларуси выявлены залежи фосфоритов. Сожский фосфоритопосный бассейн (на востоке) включает два предварительно разведанных месторождения (Мстиславльское и Лобковичское), прогнозные запасы которых оцениваются в 30 млн т, а также ряд перспективных площадей. В пределах Принятского бассейна (на юге) обнаружен Брестский фосфори­тоносный район (прогнозные запасы фосфорного ангидрида — 52,9 млн т). Недостаточно благоприятные условия залегания и невысокое качество руды пока не позволяют вести разработку месторождений.

Территория Беларуси перспективна па руды черных и цвет­ных металлов. Открыты два месторождения железных руд (Околовское и Новоселковское) с общими запасами по катего­рии А + В + С1 - 175 млн т и прогнозными — 1,5 млрд т, их использование во многом будет определяться решением топлив­но-энергетической проблемы в стране. Болотные железные ру­ды встречаются почти повсеместно; известно более 300 место­рождений, где до 1860-х гг. работали местные металлургиче­ские предприятия. В настоящее время болотные железные руды служат сырьем для производства минеральных красок. В осадочных породах Припятского прогиба имеются залежи давсонита (Заозерное месторождение), перспективного в каче­стве сырья для производства глинозема и кальцинированной соды. В породах кристаллического фундамента Беларуси обна­ружено месторождение редкоземельно-бериллиевых руд.

Беларусь имеет довольно мощную минерально-сырьевую ба­зу для производства строительных материалов. Наиболее значительны запасы цементного сырья, доломита, мела, строи­тельного и облицовочного камня, глин для производства грубой керамики и легких заполнителей, силикатных и строительных песков, песчано-гравийных и других материалов. Вместе с тем ощущается дефицит в стекольных песках, глинах для про­изводства качественного кирпича.

 

 

Расширяются исследование и вовлечение в эксплуатацию минеральных подземных вод. Разведано 58 источников с общи­ми запасами 14 756 м3/сут, разрабатывается 50 из них. Мине­ральные воды используются для санаторно-курортного лече­ния, а также реализуются через торговую сеть в качестве мине­ральных лечебных и столовых вод.

Богата Беларусь минерализованными рассолами, запасы ко­торых в пределах Припятского прогиба оцениваются в 1830 км3. Высокоминерализованные рассолы (порода получила название «беларусит») могут служить сырьевой базой для получения йода, брома, калия, магния и многих других химических эле­ментов. Разработан проект «Промышленные рассолы Припят­ского прогиба», реализация которого позволит ежегодно полу­чать около 160 т брома и 1,2 т йода.

Перспективны также поиски на территории республики но­вых месторождений руд черных и цветных металлов, алмазов, золота, янтаря и других видов полезных ископаемых.

В целях ускорения работ по расширению минерально-сырье­вой базы страны и повышения ресурсообеспеченности ряда от­раслей национальной экономики в Беларуси проводятся откры­тые международные конкурсы на право подписания ряда согла­шений по разработке месторождений полезных ископаемых. Министерством природных ресурсов и охраны окружающейсреды, Министерством промышленности, Министерством архи­тектуры и строительства при поддержке Национального агент­ства но инвестициям и приватизации разработаны бизнес-про­екты, которые касаются, в частности:

• создания горно-обогатительного комбината по производ­ству металлизированных окатышей на месторождении желез­ных руд «Околовское»;

• добычи и переработки бурых углей месторождений «Бри-невское», «Житковичское», «Тонежское;

• строительства угледобывающего предприятия и твердо­топливной угольной электростанции на базе Лельчицкого мес­торождения бурых углей;

• добычи и переработки горючих сланцев на Туровском и Любанском месторождениях;

• разработки, добычи и обработки гранита на Ситницком месторождении строительного камня;

• промышленной разработки Петриковского месторожде­ния калийных солей со строительством горно-обогатительного комплекса.

Проекты имеют государственную поддержку и направлены на создание собственной железорудной базы для металлургической

 

 

промышленности, удовлетворение потребности эконо­мики республики в углеводородном сырье и продуктах его пере­работки, а также сырье для строительной индустрии.

Важное значение в развитии национальной экономики име­ет экологический потенциал, который характеризует возмож­ность сохранения и функционирования природных систем, ра­ционального использования всех компонентов биосферы в инте­ресах человека. По Н.Ф. Реймсрсу11, экологический потенциал определяется уровнем экологического равновесия природных систем, составляющим лимиты их существования и развития. Он не может быть полностью оценен экономически, так как включает «невесомые полезности» природных условий, одна­ко в качестве экологического ограничения в развитии хозяй­ства должен учитываться наравне с природно-ресурсным по­тенциалом при разработке народнохозяйственных программ и

прогнозов.

Географическое положение в центре Европы обеспечивает Беларуси особое место как стране с высокой долей сохранив­шихся ненарушенных или слабонарушенных экосистем. К ним в первую очередь следует отнести лесные и болотные массивы, особо охраняемые природные территории, которые соединены экологическими коридорами и образуют национальную эколо­гическую сеть. Ее основными структурообразующими элемен­тами являются наименее антропогенно трансформированные природные комплексы ядра системы, характеризующиеся высокими показателями биологического и ландшафтного раз­нообразия. Часть из них имеет статус заповедников и нацио­нальных парков. Связующими звеньями экологической сети выступают русла миграции генофонда (экологические коридо­ры) — долины рек, леса (пущи), отдельные участки сельскохо­зяйственных угодий. По некоторым оценкам, сохранившиеся сплошные массивы слабонарушенных и ненарушенных экосис­тем составляют 53 55 % общей территории Беларуси. Эколо­гический потенциал большей части страны позволяет разви­вать производство экологически чистой сельскохозяйственной, лесной и других видов продукции, расширять внутренний и международный экологический туризм, иные виды хозяйст­венной деятельности.

Вместе с тем при оценке экологического потенциала Белару­си необходимо учитывать все те экологические проблемы, ко­торые накапливались в стране во второй половине XX в.

11 Реймерс, Н.Ф. Природопользование: словарь-справ. / Н.Ф, Реймерс. — М.: Мысль, 1990.

Серьезной экологической проблемой остается радиоактив­ное загрязнение в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС. Значительная часть территории республики площадью 30,1 тыс. км2 (14,5 % общей площади на 01.01.2011 г.) загряз­нена радионуклидами цезия- 137 (плотность загрязнения выше 1 Кu/км2), в том числе 998,7 тыс. га сельскохозяйственных зе­мель, из которых 265,4 тыс. га исключены из сельскохозяй­ственного оборота. Площадь радиоактивно загрязненных лесов составляет в настоящее время 1569,4 тыс. га, или 19,5 % лесопокрытой площади. За прошедшие с момента аварии годы со­держание цезия-137 в почве уменьшилось примерно на одну четверть по причине его естественного распада. Кроме того, ус­тановлено снижение подвижности данного радионуклида вслед­ствие его перехода в необменно-поглощенное состояние, что ог­раничило его доступность для растений в среднем в 1.0—12 раз. В результате из категории радиационного опасных исключено и •вовлечено в сельскохозяйственный оборот 14,6 тыс. га земель. Загрязнение стронцием-90 носит более локальный характер, эти земли находятся в пределах зон распространения цезия-137.

Одной из важнейших проблем в контексте устойчивого раз­вития национальной экономики является защита атмосферы, снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха в круп­ных городах и промышленных центрах Беларуси. Динамика выбросов загрязняющих веществ в атмосферу за последнее де­сятилетие свидетельствует о ярко выраженной тенденции к снижению. Общий их объем сократился с 3403 тыс. т в 1990 г. до 1320 тыс. т в 2010 г., или в 2,6 раза. При этом меняется соот­ношение между выбросами от стационарных и передвижных источников. Если в начале 1980-х гг. объемы выбросов распре­делялись между ними примерно поровну, в 1990 г. на долю автотранспорта приходилось 65,5 %, а стационарных источни­ков - 34,5 %, то в настоящее время эти пропорции составляют 71 и 29 % соответственно. Данная тенденция обусловлена преж­де всего существенным ростом автомобильного парка страны и одновременно переводом энергетики с твердых и жидких видов топлива на природный газ, а также выполнением ряда природо­охранных мероприятий: закрытие или реконструкция устарев­ших производств, деятельность которых сопровождалась выб­росами больших объемов загрязняющих веществ; создание воздухоочистных устройств и др.

Постоянный мониторинг' состояния атмосферного воздуха, проводимый в крупных и средних городах страны, свидетель­ствует о существенном сокращении объемов выбросов стацио-

 

парными источниками и, как следствие, улучшении качества воздушной среды. Однако при неблагоприятных метеоусловиях разовые концентрации основных и специфических примесей в большинстве промышленных центров нередко превышают установленные нормативы в 2—4 раза. Основными загрязня­ющими веществами являются формальдегид, суммарные твер­дые частицы, оксид углерода, диоксид азота, сероводород. Сре­ди стационарных источников выбросов в атмосферный воздух наибольший вклад вносят предприятия энергетики, химиче­ской и нефтехимической промышленности, литейное производ­ство и промышленность строительных материалов.

Экологический потенциал страны в значительной мере за­висит от качества поверхностных и подземных вод. Если по уровню водообеспеченности Беларусь находится в сравнитель­но благоприятных условиях, то проблема качества природ­ных вод стоит весьма остро, несмотря на уменьшение объемов водоотведения и проводимую реконструкцию очистных соору­жений.

Качество вод определяется их химическим составом, форми­рование которого в настоящее время зависит как от природных, так и техногенных факторов. Проблема качества подземных вод, используемых для централизованного питьевого водоснаб­жения населения, связана с относительно высоким содержани­ем в них железа и марганца, а также недостаточной, с точки зрения физиологических потребностей человека, концентраци­ей в воде йода и фтора, что обусловлено природными фактора­ми. В общественных колодцах, эксплуатирующих первый от поверхности водоносный горизонт, примерно в половине случа­ев фиксируется превышение гигиенических нормативов по хи­мическим и в 16 % случаев — по микробиологическим показа­телям, что вызвано антропогенным загрязнением.

Наибольшее количество сточных вод образуется в жилищ­но-коммунальном хозяйство (свыше 60 %) и промышленности (20 %). Значительный вклад в поступление загрязняющих ве­ществ в водные объекты вносят рассредоточенные источники сброса сточных вод с урбанизированных и сельскохозяйствен­ных территорий.

В результате проведения ряда водоохранных мероприятий и снижения производственных потребностей в воде годовой объем сброса сточных вод в Беларуси в начале XXI в. значи­тельно уменьшился: с 1307 млн м3 в 2000 г. до 1052 млн м3 в 2010 г. Из общего объема сточных вод, сбрасываемых в поверх­ностные водоемы (967 млн м3 в 2010 г.), около 30 % являются нормативно-чистыми

(отводятся без очистки), около 70 - нормативно-очищенными и менее 1 % — загрязненными.

Наибольшую нагрузку от сброса сточных вод испытывают реки: Свислочь ниже Минска, Неман ниже Гродно, Березина ниже Бобруйска, Днепр ниже Могилева и Речицы, Западная Двина ниже Новополоцка, Припять ниже Мозыря, Ясельда ни­же Березы, Уза ниже Гомеля. В этих и других речных бассей­нах не хватает водных ресурсов для разбавления сточных вод до нормативов водопользования.

Для улучшения состояния природных вод Беларуси необхо­димы усовершенствование способов очистки сточных вод, соз­дание водоохранных зон, предотвращение попадания в водое­мы стоков животноводческих ферм и комплексов, сокращение объемов водоотведения путем внедрения оборотных систем во­доснабжения, а также экономическое стимулирование водоох­ранных мероприятий.

Устойчивость экологического потенциала страны во многом определяется мерами по рациональному использованию земель в сельскохозяйственном производстве и других отраслях эконо­мики. К сожалению, использование земель зачастую сопровож­дается негативными последствиями, влекущими за собой разру­шение, деградацию или загрязнение верхнего слоя почвенного покрова. На территории Беларуси деградация земель происхо­дит вследствие водной и ветровой эрозии, горнопромышленной деятельности (добыча и переработка полезных ископаемых), ме­лиоративных работ, строительства (дорожное, промышленное), сооружения трубопроводов. По данным почвенных исследова­ний, эродированные и эрозионно опасные земли занимают пло­щадь около 4,0 млн га (19 % территории страны). Для борьбы с эрозией почв применяется система противоэрозионных меро­приятий агротехнического, лесо- и гидромелиоративного харак­тера. Мероприятия проведены на площади более 600 тыс. га, однако в последние годы их об73емы резко сократились.

Проблема химического загрязнения почв характерна глав­ным образом для городов, придорожных полос, территорий, при­легающих к объектам захоронения отходов и промышленным организациям, а также отдельных участков сельскохозяйствен­ных земель. Общая площадь загрязнения тяжелыми металла­ми (преимущественно кадмий, свинец, цинк), нефтепродукта­ми, водорастворимыми соединениями (сульфаты, нитраты, хло­риды и др.) и пестицидами составляет около 210 тыс. га.

Одной из причин нынешней деградации земель является проведение в 1960—1980-х гг. крупномасштабных осушитель-

 

 

ных мелиоративных работ. Общая площадь мелиорированных земель превысила 3,4 млн га (16 % территории страны). При этом было осушено свыше 1 млн га болот, что вызвало ряд нега­тивных экологических последствий (нарушение водного режи­ма, ускоренная деградация почв, увеличение частоты засух и заморозков и др.). В настоящее время осуществляется реализа­ция мероприятий, предусмотренных республиканской прог­раммой по сохранению и использованию мелиорированных зе­мель. Основной объем работ приходится на Полесский регион, где мелиорированные земли имеют жизненно важное значение. Загрязнение земель, связанных с сельскохозяйственным производством, в условиях Беларуси проявляется в избыточ­ном накоплении химических веществ в результате известкова­ния кислых почв, внесения минеральных удобрений и пестици­дов, а также чрезмерного полива сельскохозяйственных угодий стоками животноводческих комплексов. В целом по стране из­быточное накопление биогенных элементов произошло на 6 % пахотных земель. Необходима рациональная система примене­ния минеральных и органических удобрений. При обоснован­ном определении видов, норм, сроков и способов их внесения существенно сокращаются потери питательных веществ, сни­жается вероятность их попадания из почвы в грунтовые воды и водоисточники, уменьшается накопление остаточных веществ в почве и растениях.

Образование и накопление отходов производства и потребле­ния ведет к ослаблению экологического потенциала страны и представляет реальную угрозу здоровью людей. На территории Беларуси в 2010 г. образовалось около 44 млн т таких отходов, из которых утилизировано только 13,6 млн т. Основная часть неиспользованных промышленных отходов вывозится на поли­гоны и шлаконаконители предприятий, остальные — на поли­гоны твердых бытовых отходов или остаются на территории предприятий. Общая площадь земель, занятых под полигонами для захоронения отходов, составляет почти 3 тыс. га, из кото­рых 1,3 тыс. приходится на солеотвалы и шламохранилища ОАО «Беларуськалий». Темпы роста переработки крупнотон­нажных отходов значительно ниже темпов их образования (например, галитовыо отходы используются менее чем на 8 %). К 2009 г. объем накопления крупнотоннажных отходов достиг 911,6 млн т, из них 96,2 % приходится на отходы калийного производства ОАО «Беларуськалий», 2,2 % -- на отходы фосфогипса ОАО «Гомельский химический завод». В районах раз­мещения объектов захоронения галитовых отходов и фосфогипса фиксируется рост

 

содержания загрязняющих веществ в поч­ве и подземных водах.

Приоритетными направлениями государственной политики в области управления отходами являются: сокращение их объе­мов путем внедрения ресурсосберегающих и малоотходных тех­нологий, повышение уровня их переработки, экологобезопасное размещение, организация в городах системы раздельного (селективного) сбора отходов.

Фактором, обусловливающим стабилизацию экологическо­го потенциала, является сохранение и устойчивое использова­ние биологического разнообразия, которое включает не только совокупность форм жизни, но и сочетание биотических сооб­ществ в наземных, почвенных, водных и других средах обитания. Биологическое разнообразие Беларуси имеет большую на­циональную и международную значимость, определяемую гео­графическим положением страны на стыке западно- и восточно­европейской зон, наличием различных уникальных экосистем, в которых сохраняется ценнейший генетический фонд.

В сохранении биологического разнообразия главенствующая роль принадлежит особо охраняемым природным территори­ям: государственным заповедникам, национальным паркам, заказникам, памятникам природы. Данные территории образу­ют единую систему, в которую включены соединяющие их природно-миграционные коридоры, а также водоохранные зоны вдоль рек и озер, санитарно-охранные зоны вокруг крупных го­родов. Это своего рода природный каркас экологической охраны и стабильности биологического разнообразия. К особо охраняе­мым объектам относятся также памятники садово-паркового искусства, ботанические реликвии, геологические памятники природы, ценные насаждения, редкие и вековые деревья, от­дельные виды животных и растений, занесенные в Красную книгу Республики Беларусь. Объекты природно-заповедного фонда страны в целом занимают площадь свыше 1,6 млн га (7,8 % общей территории). Прогнозируется их дальнейшее раз­витие с целью выполнения ряда международных конвенций, достижения оптимального территориального соотношения меж­ду нарушенными и естественными ландшафтами, обеспечения гарантированных условий для сохранения генофонда растений и животных, расширения зон рекреации для населения. Пла­нируется создание новых государственных заповедников, на­циональных парков, заказников. В итоге природно-заповедный фонд к 2020 г. должен достичь 9,0—10,0 % территории рес­публики.

 

 

 

Экологический потенциал Беларуси имеет региональную специфику. Так, регионы, расположенные в пределах Полес­ской низменности (Брестская, Гомельская, южная часть Мин­ской области), характеризуются слабой защищенностью под­земных вод, высокой долей мелиорированных земель, дефля­ционной опасностью. Регионам центральной части страны, рас­положенным в пределах Белорусской возвышенности, присущи высокий уровень сельскохозяйственного освоения земель, на­личие районов с низкой лесистостью и значительной эрозион­ной опасностью. Поозерье (Витебская область) отличается вы­сокой степенью сохранения естественных экосистем с большим количеством озер, которые наиболее уязвимы к загрязнениям антропогенного характера.

Сохранение и стабилизация экологического потенциала тес­нейшим образом связаны с осуществлением идеи устойчивого развития, что предполагает эволюцию экономики, решение со­циальных проблем, сохранение высокого качества окружаю­щей среды, обеспечение международной безопасности. Это гло­бальная стратегия, поэтому успех ее реализации зависит от консолидированных усилий всего мирового сообщества. Одна­ко каждая страна должна определить свою национальную стра­тегию участия в движении к общечеловеческой цели.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 923; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.107 сек.