Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инновационный потенциал




Научный и научно-технический потенциалы

Научный, научно-технический и инновационный потенциалы

132-133

непроизводственные виды бытового обслуживания населения 1,0 20,5 76,9 17,4 5,1 2,0 2,6
          -----------------  
здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение 7,2 90,9 8,9 4,8 2,3 0,4 0,2
             
образование 9,5 96,3 3,6 2,0 0,9 0,1 0,1
культура и искусство 2,0 81,3 16,5 6,4 1,2 2,5 2,2
наука и научное обслуживание 0,7 76,6 23,1 5,1 16,9 0,3 0,3
прочие 7,7 —

 

 

 

Таблица 3.6. Распределение среднесписочной численности работников

юридических лиц по основным видам экономической деятельности

в Республике Беларусь в 2010 г.18

 

Код но ОКЭД Вид экономической деятельности % к итогу по республике
  Всего 100,0
А В том числе: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 10,4
В рыболовство, рыбоводство 0,1
С горнодобывающая промышленность 0,4
D Е обрабатывающая промышленность производство и распределение электроэнер­гии, газа и воды 23,6 2,9
F строительство 8,5
G торговля; ремонт автомобилей, бытовых изде­лий и предметов личного пользования 10,8
H гостиницы и рестораны 2,1
I транспорт и связь 7,5
J финансовая деятельность 1,7
К операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг потребителям 6,1
м образование 10,8
N здравоохранение и предоставление социаль­ных услуг 7,5
  предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг 3,7
  прочие 3,9

 

Наибольшим трудовым потенциалом в стране располагают г. Минск, а также Минская и Гомельская области, наимень­шим — Гродненская и Могилевская области (табл. 3.7).

 

18 Отдельные статистические показатели деятельности организаций Республи­ки Беларусь по видам экономической деятельности за 2010 год: стат. бюл. / Нац. стат. ком. РБ. — Минск, 2011. - С. 32.


Таблица 3.7. Распределение трудовых ресурсов и занятого населения по регионам Республики Беларусь в 2010 г.19

 

Область Трудовые ресурсы Экономически ак­тивное население Занято в экономике
тыс. чел. удельный вес в рес­публике, % тыс. чел. удельный вес в рес­публике, % тыс. чел. удельный вес в рес­публике, %
Брестская 852,9 14,0 649,8 13,8 643,4 13,8
Витебская 765,8 12,6 577,9 12,3 571,7 12,2
Гомельская 898,7 14,8 672,5 14,3 665,6 14,3
Гродненская 656,0 10,8 512,0 10,9 506,7 10,9
Минская 804,1 13,2 688,6 14,6 683,2 14,6
Могилевская 684,8 11,3 513,8 10,9 509,0 10,9
г. Минск 1416,2 23,3 1090,5 23,2 1086,3 23,3
Республика Беларусь 6078,5 100,0 4705,1 100,0 4665,9 100,0

 

Важнейшими показателями использования трудового по­тенциала страны являются удельный вес занятых в экономике в общей численности трудовых ресурсов, а также уровень безра­ботицы. Безработными считаются лица трудоспособного воз­раста, которые на данный момент не имеют работы, выходят на рынок труда и ведут активный ее поиск. Уровень зареги­стрированной безработицы в республике определяется как от­ношение численности безработных, зарегистрированных в ор­ганах по труду, занятости и социальной защите, к численности экономически активного населения (занятые и безработные, за­регистрированные в органах но труду, занятости и социальной защите). За последние 20 лет в Беларуси наиболее высокий уровень безработицы наблюдался в 1996 г. (4,0 %) и в 2003 г. (3,1 %); в 2010 г. он снизился до 0,7 %.

Одним из основных показателей оценки демографического и трудового потенциалов является уровень образования насе­ления. Республика Беларусь относится к государствам с высо­ким уровнем образования населения, в том числе занятого в экономике, что является одним из ее конкурентных преиму­ществ.

 


---------------

10 Составлено по: Трудовые ресурсы и занятость населения Республики Беларусь в 2010 г.: стат. бюл. / Нац. стат. ком. РБ. — Минск, 2011. — С. 5—8.

 

 

Для статистической характеристики демографического и трудового потенциалов страны используются такие понятия, как «индекс развития человеческого потенциала» и «челове­ческий капитал».

Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), или индекс человеческого развития, разработан специалистами Программы развития ООП (ПРООН) для сравнения государств по уровню развития человеческих ресурсов, а именно выявле­ния, насколько условия жизни в данной стране близки к об­щепризнанным критериям благополучия отдельного человека и всей нации — возможность жить долго, получить образова­ние и иметь достойный уровень материального благосостояния. В показателе учитывается значимость как экономических, так и социальных факторов для жизни людей.

ИРЧП представляет собой среднюю величину по трем важ­нейшим индикаторам уровня жизни - индексу ожидаемой продолжительности жизни при рождении, индексу уровня об­разования населения и индексу реального среднедушевого ВВП, рассчитанного с учетом паритета покупательной способности. ИРЧП может изменяться от 0 до 1 (чем значение ближе к 1, тем выше уровень развития человеческого потенциала). При его значении, равном или больше 0,785, государство относится к категории стран с очень высоким уровнем развития человече­ского потенциала; от 0,670 до 0,784 — с высоким; от 0,471 до 0,699 — со средним; менее 0,470 — низким уровнем.

ИРЧП публикуются ПРООН в ежегодных «Докладах о раз­витии человека». В 2010 г. Беларусь по данному показателю (0,732) занимала 61-е место среди 169 стран мира и отнесена к группе государств с высоким уровнем человеческого развития, опередив все страны СНГ (Российская Федерация - - 65-е место, Казахстан — 66-е, Азербайджан — 67-е, Украина — 69-е, а Тад­жикистан — только 112-е место).

Категория «человеческий капитал» появилась в мировой экономической науке во второй половине XX в. Данная концеп­ция изложена в работе лауреата Нобелевской премии 1992 г. американского экономиста Гари Беккера «Человеческий ка­питал».

Человеческий капитал включает врожденные способности и талант, а также накопление знаний, умений, опыта, образова­ния, квалификации, информации, физического и психологи­ческого здоровья, духовного богатства, всесторонней мобиль­ности. Он представляет собой по просто совокупность навыков, знаний, способностей, которыми обладает человек, а их накоп­ленный запас. Общепризнаны два основных подхода к оценке

 

накопленного человеческого капитала: затратный и доходный (рентный). Затратный подход основан на суммировании сово­купных расходов на образование, профессиональную подготовку специалистов, поддержание здоровья и другие затраты общест­ва, относимые обычно к инвестициям в человеческий капитал. Стоимость человеческого капитала определяется накоплением чистых инвестиций в развитие человека как будущего работни­ка на всех стадиях его жизненного цикла. Доходный принцип основан на оценке получаемых работниками доходов, которые отражают отдачу на средства, вложенные в соответствующий образовательный и квалификационный уровень.

В стране за годы государственного суверенитета проделана большая работа но проведению активной демографической по­литики, созданию соответствующей нормативно-правовой ба­зы. В 2007—2010 гг. реализована первая Национальная про­грамма демографической безопасности Республики Беларусь. В результате обеспечено позитивное развитие демографических процессов, наиважнейшие из которых — рост числа родивших­ся и замедление темпов сокращения численности населения. Убыль населения за этот период снизилась практически в 2 ра­за — с 36 до 18,8 тыс. человек.

Указом Президента Республики Беларусь от 11 августа 2011 г. № 357 утверждена Национальная программа демогра­фической безопасности Республики Беларусь на 2011—2015 го­ды, разработанная в соответствии с Законом «О демографиче­ской безопасности Республики Беларусь». Она включает меры, направленные на стимулирование рождаемости и социально-экономическую поддержку семьи, сохранение института семьи, укрепление здоровья и увеличение продолжительности жизни людей, снижение смертности, оптимизацию миграционных процессов.

В результате реализации программы ожидается, что числен­ность населения нашей страны в 2015 г. стабилизируется на уровне 9,44—9,45 млн чел., будет обеспечен переход к демогра­фическому росту, ожидаемая средняя продолжительность жиз­ни увеличится до 72-73 лет. Улучшение демографической си­туации будет способствовать устойчивому развитию националь­ной экономики и повышению ее конкурентоспособности.

В решении задач социально-экономического развития Бела­руси все более важную роль призвана играть научная и инновационная

политика государства, что обусловлено внешними и внутренними вызовами, потребностями построения инноваци­онной экономики и экономики знаний.

В эпоху глобализации мировой экономики для успешного позиционирования страны в мире национальная экономика должна обладать высокоразвитыми научным, научно-техниче­ским и инновационным потенциалами.

Сегодня научный потенциал определяется как совокуп­ность ресурсов и условий осуществления научных исследова­ний (фундаментальных и ориентированных фундаментальных).

Научно-технический потенциал — это совокупность ресур­сов и условий осуществления прикладных научных исследова­ний и разработок, включая опытно-конструкторские и опыт­но-технологические работы.

Инновационный потенциал представляет собой совокуп­ность всех видов ресурсов и условий обеспечения практическо­го освоения результатов научных исследований и разработок, повышающих эффективность способов и средств осуществле­ния конкретных процессов, в том числе освоения в производ­стве новой продукции и технологии.

Таким образом, научный, научно-технический и инноваци­онный потенциалы являются взаимосвязанными и дополня­ющими друг друга звеньями научно-инновационного цикла: зарождение идеи - - фундаментальные исследования - - при­кладные исследования -- опытно-конструкторские и опытно-технологические разработки -- опытный образец — промыш­ленные испытания — освоение в производстве — серийный вы­пуск — коммерческая реализация — практическая эксплуата­ция продукции (машин, приборов) и технологий, в том числе организационных и маркетинговых.

Центральным звеном данного цикла являются научно-тех­нические разработки и их результат: научно-техническая про­дукция, т.е. конструкторская, технологическая и сопроводи­тельная документация, программные средства, модели, маке­ты, опытные образцы веществ, материалов и изделий, а также научная продукция. От научного уровня, новизны, патентной чистоты и защищенности разработок зависит эффективность собственно инновационной (внедренческой) стадии цикла.

Руководством Беларуси с середины 1990-х гг. осуществля­лись меры по созданию общесистемных условий, благоприят­ствующих научно-инновационному развитию, и прежде всего в области макроэкономической политики, управления и зако­нодательства, с учетом перехода к рыночным отношениям.

Наряду с законодательной базой в стране была создана ор­ганизационная система научно-инновационной деятельности, а также система органов государственного управления, обеспе­чивающих реализацию научно-технической политики: Госу­дарственный комитет по науке и технологиям (ГКНТ), Нацио­нальная академия наук (НАН) Беларуси и Высшая аттестаци­онная комиссия (ВАК). Кроме того, в данной сфере в качестве регуляторов функционируют различные государственные орга­ны власти, фонды, агентства, технопарки и иные структуры, в числе которых Белорусский инновационный фонд, Белорус­ский республиканский фонд фундаментальных исследований, Парк высоких технологий (ПВТ).

Значение, качество и продуктивность потенциалов научной и научно-технической деятельности как креативного ядра ин­новационной системы страны характеризуют следующие коли­чественные и качественные параметры и показатели:

• количество научных организаций, их функциональная структура (по видам деятельности, секторам, отраслям, регио­нам);

• объемы и структура исследований и разработок ИР
(фундаментальные и прикладные исследования, государствен­ные научно-технические программы, отраслевые ИР и др.);

• научные кадры (численность персонала, занятого ИР), в том числе по категориям и уровню квалификации;

• финансовое обеспечение (источники финансирования, объем затрат на ИР и др.);

• материально-техническая база (научное оборудование, приборы, производственные помещения и др.);

• научно-информационные ресурсы (библиотечные и патен­тные фонды, компьютерные информационные системы, Интер­нет-хосты и др.);

• система управления научной сферой, процессами ИР.

Ключевыми макропараметрами научного и научно-техни­ческого потенциалов являются: наукоемкость ВВП, среднего­довая численность работников отрасли «Наука и научное обслу­живание», их доля в общей численности занятых в экономике, количество организаций, выполняющих ИР, и др. Эти пока­затели используются и для международных сопоставлений (табл. 3.8).

Таблица 3.8. Макропоказатели научного и научно-технического потенциалов20

    Годы    
         
Наукоемкость ВВП, % Число организаций, выполнявших ИР, — всего 2,27 312 0,95 286 0,68 322 0,70 468
В том числе: научно-исследовательские органи­зации 1.33      
конструкторские, проектно-кон-структорские, технологические ор­ганизации        
проектные и проектно-изыскатель-ские организации строительства -- --    
опытные (экспериментальные) орга­низации    
учреждения, обеспечивающие полу­чение высшего образования        
промышленные организации        
прочие ____ __    
Численность персонала, занятого ИР (на конец года), чел. 107 206 39 300 30 222 31 712
В том числе исследователи 59 030 26 902 18 267 19 879
Из них: доктора наук        
кандидаты наук        
техники ____ _    
вспомогательный и прочий персо­нал 10 645  
Доля работников отрасли «Паука и на­учное обслуживание» в общей числен­ности занятых в экономике, % 2,0 1,0 1,0 0,75

 

20 Составлено по: Инновационная деятельность в Республике Беларусь: стат. сб. / Минстат РБ. — Минск, 2005. — С. 136; Наука и инновационная дея­тельность в Республике Беларусь: стат. сб. / Нац. стат. ком. РБ. — Минск, 2011. — С. 14—-19; Регионы Республики Беларусь: стат. сб. / Нац. стат. ком. РБ. — Минск, 2011. — С. 101, 196—199.

Очевидно, что научный и научно-технический потенциалы республики в период 1.991—2010 гг. понесли определенные по­тери и находятся в достаточно непростом положении. Наукоемкость ВВП21 снизилась с 1990 по 1995 г. почти в 2,5 раза, тен­денция падения показателя продолжалась до 2003 г., когда его значение составило 0,63 %, т.е. значительно ниже критическо­го (1,0 %). Благодаря принятым государством мерам ситуация стабилизировалась, но на уровне (0,7 % в 2010 г.), весьма дале­ком от высокоразвитых в технологическом: отношении стран, где наукоемкость ВВП достигает 2—3 % и более (СШЛ, Япо­ния, Германия, Финляндия, Швеция и др.).

С 1990 но 2005 г. численность работников, выполнявших 11ИОКР, в Беларуси сократилась в 3,5 раза. В 2010 г. этот пока­затель увеличился но сравнению с 2005 г. на 5 % (за пять лет), тогда как в странах с инновационно развитой экономикой наб­людается его стабильный рост на 3—5 % в год.

По отношению к 1990 г. более чем в 3 раза уменьшилось ко­личество исследователей и в последние пять лет остается на уровне 18—19 тыс. чел. Для сравнения: в настоящее время на каждые 10 тыс. жителей республики приходится около 20 ис­следователей, тогда как в СШЛ — 52, Израиле — 38, России -32, ФРГ — 29, Франции -- 26, Южной Корее — 24.

В то же время исследователи и разработчики -- основное креативное звено научно-технического потенциала. От их про­фессиональной подготовки, квалификации, компетентности, новаторского мышления зависит не только конкурентоспособ­ность разработок, основанных на новых методах, продуктах, но и их коммерциализация, влияющая в конечном счете и на при­ток финансовых ресурсов в науку. Поэтому ключевой характе­ристикой научных кадров является качественный состав иссле­дователей, их квалификационный уровень, прежде всего число докторов и кандидатов наук, — главный фактор высокой резуль­тативности ИР. В 2010 г. в качестве исследователей работали 746 докторов (в 2005 г. — 780) и 3143 кандидата наук (в 2005 г. 3232). Большинство из них занято в технических и естествен­ных науках. В целом по отрасли «Наука и научное обслужива­ние» доля ее работников в общей численности занятых в эконо­мике уменьшилась с 1990 г. с 2,0 до 0,75 % (до 35 тыс. чел.), т.е. почти в 3 раза.

В 2005—2010 гг. сократилось количество научно-исследо вательских, а также конструкторских, проектно-конструкторских

 

 

21 Наукоемкость ВВП определяется отношением внутренних затрат на научные исследования и разработки к валовому внутреннему продукту (в процентах).

и технологических организаций. Это негативный процесс, {поскольку указанные структуры традиционно являются источ­никами и разработчиками инновационных идей, конструкций, технологий. Вместе с тем за указанный период увеличилось ко­личество проектных и проектно-изыскательских организаций строительства; опытных (экспериментальных) организаций; уч­реждений, обеспечивающих получение высшего образования; промышленных организаций.

В целом число организаций, выполняющих НИР, в 2010 г. возросло в основном за счет включения в 2009 г. в статистику субьектов малого предпринимательства.

Организационная структура научной сферы. Наряду с макропараметрами организации, выполняющие ИР, классифи­цируются и характеризуются но отраслевым (ведомственным) и региональным аспектам, по формам собственности (государ­ственная, частная, иностранная), по секторам деятельности (го­сударственный, предпринимательский, высшего образования) и типам организаций.

Основная часть научного потенциала республики сосредото­чена в ПАИ Беларуси, Министерстве промышленности, Мини­стерстве образования, Министерстве здравоохранения, Мини­стерстве сельского хозяйства и продовольствия, Министерстве архитектуры и строительства, Государственном военно-про­мышленном комитете, концерне «Белнефтехим»: около 60 % организаций, 86 % работников, выполнявших ИР, 87 % внут­ренних текущих затрат па науку.

Наиболее мощной (и с высшим научным статусом) организа­цией является Национальная академия наук Беларуси, и кото­рой выполнением ИР заняты свыше 10 тыс. работников. Сегод­ня ПАН Беларуси осуществляет организацию, проведение и ко­ординацию фундаментальных и прикладных исследований и разработок с отдельными функциями республиканского органа управления в сфере научной, научно-технической и инноваци­онной деятельности. В региональном разрезе основное число организаций, выполняющих ИР, расположено в Минске.

В последние годы происходят позитивные изменения в рас­пределении научных организаций по формам собственности. Если в 2005 г. 90 % из них находились в государственной соб­ственности, то в 2010 г. — только 73 %. Соответственно, доля частной собственности возросла за этот период с 10 до 26 %.

Научные кадры. Наиболее значимой проблемой, подлежа­щей системному решению, является повышение уровня образо­вания работников научной сферы. В 2010 г. доля персонала

 

с высшим образованием снизилась до 76 %, сократилось число докторов и кандидатов наук (см. табл. 8.8), продолжается «ста­рение» научных кадров. Для преодоления этих негативных тенденций необходимо кардинальное улучшение работы аспи­рантуры и докторантуры, совершенствование мотивации труда ученых.

Финансирование науки. Финансовые ресурсы науки опре­деляются как общие затраты на научные исследования и разра­ботки, которые складываются из внутренних затрат на работы, выполняемые собственными силами организаций, и внешних затрат на работы, выполняемые соисполнителями. В 2010 г. первые составили 0,7 % к ВВП, вторые - около 14 % внутрен­них затрат.

Несмотря на достаточно скромные по международным стан­дартам расходы на ИР, крайне остро стоит проблема их рацио­нального использования, оптимизации механизма финанси­рования научной и научно-технической деятельности, поиска новых источников финансирования в условиях становления рыночных отношений. Речь идет прежде всего о соотношении затрат по регионам, секторам деятельности, видам научных ра­бот, источникам финансирования.

В региональном разрезе ведущие позиции занимает г. Минск — порядка 80 % внутренних текущих затрат на ИР, далее следуют Гомельская (около 8 %) и Минская (около 6 %) области. Доля остальных регионов колеблется от 1 до 2 %.

Среди секторов деятельности превалируют государствен­ный и предпринимательский. Доля первого в 2010 г. по отноше­нию к 2005 г. снизилась с 38,5 до 26,7 %, второго — возросла с 44,4 до 60,7 %. В то же время доля сектора высшего образова­ния сократилась с 17 до 12,6 %, что вызывает определенную тревогу, поскольку, как показывает мировой опыт, этот сег­мент науки должен играть значительно большую роль.

Важное значение для характеристики научно-технического потенциала имеет структура затрат по видам работ: фунда­ментальные (ФИ) и прикладные (ПИ) исследования, разработ­ки. Доля ФИ в течение 2005—2010 гг. снизилась до 16,5 %, до­ля ПИ — с 29 до 25,9 %, разработок —- возросла до 57,6 %, что в целом является позитивным трендом. При этом в государ­ственном секторе и секторе высшего образования преоблада­ющая доля расходов приходится на исследования, в предпри­нимательском секторе —- на разработки.

Вместе с тем остается неоптимальным соотношение затрат на исследования и затрат на разработки: в 2000 г. оно составило

 

1:1,3, в 2005 г. — 1: 1,02, в 2010 г. — 1:1,36 (в 1990 г. — 1:2). Оптимальным, по зарубежным экспертным оценкам, счи­тается соотношение 1:10. Низкая доля затрат на разработки свидетельствует о слабой инновационной направленности науч­ного потенциала страны и, прежде всего, о недостаточной вос­требованности результатов ФИ и ПИ в отраслях экономики и необходимости отлаживания механизма коммерциализации результатов ИР.

Важной качественной характеристикой научного и научно-технического потенциалов является структура затрат по отрас­лям наук. Традиционно выделяются естественные, технические, медицинские, сельскохозяйственные, общественные и гумани­тарные науки. В последние годы (2005-2010) ведущие позиции занимают технические науки -- 60—65 % затрат. Остальные затраты распределяются следующим образом: естественные на-: уки -- 16—20 %, сельскохозяйственные — свыше 7, общест­венные — свыше 7, медицинские - около 5 и гуманитарные на­уки — менее 2 %. В таких же пропорциях выполняются и ис­следования.

Преобладание технических и естественных наук, отража­ющее специализацию Беларуси на машино- и приборострое­нии, создает потенциальные возможности для поддержания и развития известных национальных научных школ в сфере ма­тематики, физики, механики, химии, биологии, а также разра­боток в области лазерных и плазменных технологий, оптоэлек-троники, новых материалов с особыми свойствами, методов технической диагностики, машиностроения, химического син­теза веществ, селекции растений, биотехнологии, способов об­работки информации, специальной вычислительной техники. Важнейшей характеристикой механизма финансирования является соотношение источников покрытия затрат на ИР. В 2010 г. в общей сумме внутренних затрат основную часть средств предоставили бюджет (около 57 %), организации, заня­тые ИР (более 12 %), иностранные инвесторы (свыше 13 %), другие организации (около 15 %). Функционирующие внебюд­жетные фонды в 2005 г. внесли 5 %, в 2010 г. — около 1 %.

Материально-техническая база науки (МТБ) включает основные средства (здания, сооружения, специальное лабора­торное и технологическое оборудование) научных, конструк­торских и технологических организаций и предприятий, объ­ектов инфраструктуры. Ее ядром являются приборы и оборудо­вание для научных целей.

Наметившаяся в 1990-х гг. тенденция старения МТБ в це­лом и приборного парка в частности до настоящего времени не

 

 

преодолена. Треть зданий имеет износ более 60 %, прогрессиру­ет износ активной части основных средств. Крайне медленно растет удельный вес лабораторного оборудования и приборов нового поколения.

Научная и научно-техническая деятельность. Научный и научно-технический потенциалы во всех своих составляющих реализуются в научно-инновационной деятельности, результа­тами которой являются: в области ФИ — новые знания (гипоте­зы, теории, методы); НИ — способы и пути использования но­вых знаний для разработки технических нововведений; ИР -новые материалы, продукты, устройства, технологические про­цессы, системы и методы. Оценка состояния и динамики дан­ных процессов в научно-технической сфере осуществляется, как правило, по системе показателей, включающей объемы вы­полненных научными организациями работ, распределение их по стадиям научного процесса и приоритетам, результаты вы­полнения государственных программ научных исследований и научно-технических программ и др.

Объем выполненных работ в научно-технической сфере в 2010 г. распределился следующим образом: НАН Беларуси -около 31 %, Министерство промышленности — 17, Государ­ственный военно-промышленный комитет — 14, Министерство образования -- 12 %. В совокупности они осуществили 74 % научно-технических работ в стране.

В разрезе приоритетных направлений научно-технической деятельности основной объем финансирования занимают рабо­ты по ресурсосберегающим и энергоэффективным технологиям производства конкурентоспособной продукции (35,1 %). Объем финансирования по информационным и телекоммуникацион­ным технологиям составил 18,7 %, по новым материалам и но­вым источникам энергии — 14,1 %, по технологиям производ­ства переработки и хранения сельскохозяйственной продук­ции — 8,8 %. Среди зарегистрированных превалируют работы, выполняемые по заданиям республиканских органов государ­ственного управления, по договорам с организациями Респуб­лики Беларусь, а также в рамках государственных научно-тех­нических программ (более 50 %).

Фундаментальные научные исследования. В республике ежегодно выполняются государственные программы фундамен­тальных и прикладных исследований, ориентированных фун­даментальных исследований, научных прикладных исследова­ний, а также государственные комплексные программы науч­ных исследований. По ряду направлений Беларусь не отстает

от мировых тенденций и удерживает позиции среди лидеров в разработке фундаментальных проблем в области физики, ма­тематики, новых материалов, программных продуктов для ЭВМ. Фонд идей и концепций, традиционные и новые научные за­делы позволяют отечественной науке и экономике успешно со­трудничать с мировым научным сообществом по таким направ­лениям, как электроника, информатизация и программное обеспечение, нанотехнологии и наноматериалы, энергоэффек­тивные технологии, генетика и биотехнологии, экологическая устойчивость и радиационная безопасность и др. Только в по­следние годы белорусские ученые участвовали в реализации почти 400 совместных международных научных или научно-технических проектов по тематике или в рамках заданий госу­дарственных программ фундаментальных исследований (ГПФИ). Полученные результаты использовались в качестве научной ос­новы при выполнении заданий ряда государственных и регио­нальных научно-технических программ, хозяйственных дого­воров с отечественными потребителями научно-технической продукции.

Прикладные исследования и разработки. Ежегодно в стра­не выполняются 30—35 государственных научно-технических программ (ГНТП), включенных в Перечень ГНТП по реализа­ции наиболее значимых народнохозяйственных, экологичес­ких и социальных проблем па пятилетие, а также отраслевые, региональные научно-технические программы, инновационные проекты государственного уровня по социальным проблемам и созданию новых технологий, машин и материалов.

Результаты ГНТП последних лет обеспечили достижения в области автомобиле- и тракторостроения, городского транс­порта, микроэлектроники, создания искусственных алмазов, техники для ликвидации чрезвычайных ситуаций, современ­ных телевизоров, медицинской техники, лекарственных препа­ратов, сенсорной техники и др. Однако значительная часть за­вершенных в последние годы научно-технических разработок до настоящего времени остаются не востребованными произ­водством и экономикой в целом.

В то же время инновация считается состоявшейся, если она реализовалась на рынке продукции или услуг. Открытия, ноу-хау, изобретения, патенты, лицензии, полезные модели, промышленные образцы, информационные технологии, кон­цепции, предложения органам управления и рекомендации по социально-экономическому развитию — любой существен­ный научный результат, имея самостоятельную ценность для

 

 

пауки, приобретает рыночную значимость и оценку (стоимость) лишь после прохождения инновационного этапа. Поэтому столь важно для страны иметь современную инновационную сферу, мощный инновационный потенциал, адекватный рыночным отношениям.

Успешность инновационной деятельности зависит от уровня развития адаптационной способности экономики, мощности ее инновационного потенциала, состояние которого характеризу­ют следующие показатели:

• уровень научно-технических разработок (потенциальная конкурентоспособность в сравнении с мировыми аналогами,
количество изобретений, патентов);

• состояние и мощность опытно-экспериментальной базы отраслей и предприятий;

• наличие резервных производственных площадей для ос­воения опытных образцов;

• уровень технологической базы производства и технологи­ческого оборудования;

• наличие эффективных систем подготовки производства и
ресурсов для серийного выпуска новой продукции;

• степень инновационной активности предприятий, иннова­ционной ориентации систем управления и сбыта;

• наличие и уровень системы подготовки кадров-инноваторов;

• уровень финансового обеспечения.

Ядром инновационной сферы является производственное предприятие. Его технологический уровень, конкурентоспособ­ность продукции, эффективность производства, позиции на рын­ке, стабильность финансового положения определяют устойчи­вый и возрастающий спрос на знания, новые технологии, про­дукты, методы и системы управления.

Инновационность экономики — это способность и стремле­ние организаций к постоянному поиску и применению на прак­тике результатов ИР, новых концепций, идей и изобретений. Степень инновационности определяется масштабом и интен­сивностью использования научного, научно-технического и ин­новационного потенциалов экономической системы.

Становление инновационного потенциала Республики Бела­русь охватывает два периода: первый — с 1991 по 2005 гг., когда развитие науки и техники шло по традиционному пути реализации

советских концепций о роли НТП, административных методов разработки и внедрения научно-технических достиже­ний; второй — с 2006 г., когда была сформирована и реализова­на в 2007—2010 гг. Государственная программа инновационно­го развития страны в новых рыночных условиях с учетом внеш­них и внутренних вызовов.

Оставшийся от советского периода научно-технический по­тенциал с архаичной структурой плохо вписывался в новый ры­ночный контекст, поскольку унаследовал и старые проблемы (самодостаточность науки, ее отрыв от нужд производства, сла­бую восприимчивость экономики к НТП, технологическое от­ставание многих отраслей и предприятий) и приобрел новые, не менее сложные для решения проблемы (отсутствие органич­ных для рынка связи научной, производственной и финансовой сфер; трудности с созданием недостающих звеньев инновацион­ного процесса, прежде всего инфраструктуры освоения и ком-мерциализации новшеств, а также построением адекватной ры­ночной экономике институционально-правовой среды).

Принятая в 1996 г. Программа развития научно-инноваци­онной деятельности, постановления Правительства о приори­тетных направлениях создания новых и высоких технологий и критериях их оценки (1997 I1.), об инкубаторах малого пред­принимательства (1997 г.), о научно-технологическом парке (1997 г.), о создании Белорусского инновационного фонда (1998 г.) позволили но только заложить основы законодатель­ного регулирования в данной сфере, но и принять ряд прак­тических мер по сохранению и эффективному использованию научного и научно-технического потенциалов, формированию рыночно ориентированных ее звеньев, и прежде всего иннова­ционной инфраструктуры, в новых условиях.

Сегодня инновационный потенциал — очень сложный комп­лекс, требующий высокого уровня развития экономики и глу­боких базисных структур в таких областях, как человеческий капитал, затраты на ИР, капитальные вложения, венчурный капитал, ПИИ, технологический трансфер, сетевые кластеры, корпоративный менеджмент и межфирменное сотрудничество. Этот комплекс описывается и исследуется в системах статисти­ки и мониторинга как на национальном, так и международном уровнях. Наибольшие известность и масштаб применения по­лучили научно обоснованные методики оценки инновационно­го потенциала, разработанные в ООН, МВФ, ВБ, ОЭСР, ЕС.

Статистика в научно-инновационной сфере Беларуси в опре­деленной мере корреспондируется с международными система-

 

ми. Она изменилась в последние годы в связи с активными внешнеэкономическими контактами, новым содержанием и трактовкой инновационных процессов и перестройкой хозяй­ственного механизма в соответствии с рыночными принципа­ми, но главное — в связи с разработкой и реализацией Государ­ственной программы инновационного развития Республики Бе­ларусь на 2007—2010 годы (ГПИР-2010), которая стала глав­ным инструментом оценки инновационного потенциала и его динамики.

Реализация инновационной программы. В качестве страте­гической цели Программы было определено создание иннова­ционной, конкурентоспособной на мировом рынке, наукоем­кой, ресурсосберегающей, экологозащитной, социально ориен­тированной экономики Беларуси, обеспечивающей устойчивое социально-экономическое развитие и повышение качества жиз­ни белорусского народа.

Основными задачами ГПИР-2010 стали:

• построение национальной инновационной системы (НИС);

• формирование благоприятной для инновационной дея­тельности экономической, правовой и социально-культурной среды;

• модернизация материально-технической базы производ­ства и социальной сферы на основе новых и высоких техноло­гий;

• достижение качественно нового технологического уклада

в отраслях экономики;

• повышение уровня высокотехнологического экспорта, импортозамещения, экономической и энергетической безопас­ности;

• развитие интеллектуального потенциала и творческой ак­тивности населения.

В Программе определены также направления и меры по дос­тижению целей, приоритетов инновационного развития и фор­мирования НИС.

Важнейшим приоритетом построения инновационной эко­номики являются модернизация и технологическое перевоору­жение производства. Для его реализации ГПИР-2010 содержит целевые параметры и совокупность проектов. В табл. 3.9 вклю­чена выборка из основных показателей инновационного раз­вития и индикаторов госстатистики (в отношении затрат на ин­новации и патентования), отражающих характеристики техно­логической среды, абсорбционную способность производства

осваивать инновации.

 

Составлено по: Отчет о ходе выполнения Плана реализации Государ­ственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2007— 2010 годы в 2010 году /Г1ШТРБ. -Минск:, 2011. — С. 38; Наука и инновационная деятельность в Республике Беларусь: стат. сб. / Нац. стат. ком. РБ. — Минск, 2011..- С. 128.

 

Реализация Программы позволила промышленным орга­низациям освоить широкий спектр импортозамещающей про­дукции, не производимой ранее в стране. В настоящее время Беларусь не закупает (как прежде), а экспортирует бесшовные горячекатаные трубы, полированное стекло, автобусы, зерно­уборочные комбайны, многие типы дизельных двигателей и др. Кроме того, создан широкий спектр современной высокопроиз­водительной сельхозтехники; в нефтехимической промышлен­ности выпущено более 280 видов новой продукции; в энергети­ческой сфере модернизированы крупнейшие ТЭЦ, построено 6 мини-ГЭС, 3 ТЭЦ на местных видах топлива, многие котель­ные преобразованы в мини-ТЭЦ; отечественная фармацевтиче­ская промышленность производит лекарственные средства прак­тически из всех фармакотерапевтических групп, что значи­тельно экономит валютные средства.

Вместе с тем все еще нет оснований говорить о крупномасш­табных технологических прорывах в белорусской промышлен­ности, интенсивном освоении предприятиями результатов ис­следований и разработок. Восприимчивость производства к но­вовведениям, особенно технологического характера, остается низкой. В стране не увеличивается количество инновационно активных организаций, основным видом экономической дея­тельности которых является производство промышленной про­дукции.

К главным проблемам, нерешенность которых негативно влияет на развитие отечественного инновационного потенциа­ла, относятся:

• ограниченный платежеспособный спрос на внутреннем
рынке на передовые технологии и нововведения, низкий спрос со стороны реального сектора экономики на перспективные ре­зультаты научно-технической деятельности, отсутствие сложив­шегося рынка инновационной продукции;

• неразвитость современных форм инновационного менедж­мента и коммерциализации нововведений, невысокая иннова­ционная активность ведущих промышленных предприятий;

• недостаточная информационная прозрачность инноваци­онной сферы, отсутствие в необходимых объемах прежде всего информации о новых технологиях и возможных рынках сбы­та принципиально нового (инновационного) продукта, слабая координация компонентов национальной инновационной сис­темы;

• отсутствие законодательной базы, позволяющей преду­сматривать прибыль (рентабельность) при осуществлении пере­дачи результатов НИОК(Т)Р внедренческой организации;

• низкий уровень наукоемкости значительного числа про­изводственных предприятий республики;

• недостаточная роль малого и среднего инновационного бизнеса.

Данные факторы обусловливают сравнительно низкий уро­вень инновационности отечественной экономики в сравнении с зарубежными сводными инновационными индексами.

Анализ научно-инновационного потенциала и его составля­ющих позволяет отметить тот факт, что позитивные процессы в инновационной сфере развиваются пока медленно, кризисные явления, возникшие в начале 1990-х гг., не преодолены. В ре­зультате затраты на науку в расчете на одного исследователя в Беларуси в настоящее время в десятки раз меньше, чем во многих других государствах. Наукоемкость ВВП стабилизиро­валась на уровне ниже 1 % (критического для нормального раз­вития значения). Моральное устаревание материальной базы науки происходит в короткие сроки, темпы ее обновления не компенсируют этот процесс. Уровень макропараметров инно­вационной сферы по сравнению с высокоразвитыми странами достаточно низок. Из используемых в экономике технологий 80 % составляют преимущественно традиционные.

Кроме того, продолжает сохраняться разрыв между наукой, образованием, производством и рынком, научными исследова­ниями и практической реализацией результатов ИР. Перспек­тивные технологии не включаются в хозяйственный оборот, применение информационных технологий в процессах произ­водства, управления и проектирования на порядок ниже, чем в ведущих государствах мира. Актуальными остаются пробле­мы использования объектов интеллектуальной собственности, организации их правовой охраны, а также коммерциализации нововведений.

Наиболее существенными барьерами для инноваций на тех­нологически развитых предприятиях являются: отсутствие фи­нансовых средств, недостаток квалифицированных кадров-ин-

 

новаторов, отсутствие доступа к новым технологиям и инфор­мации о них, узость рынка технологий, высокие издержки и риски внедрения новшеств. В результате менее 16 % промыш­ленных предприятий осуществляют разработку и освоение ин­новаций (в 1990 г. — до 70 %).

Таким образом, по основным компонентам инновационного потенциала инновационная сфера страны не в полной мере со­ответствует современным требованиям организации разработки и внедрения нововведений, эффективной коммерциализации отечественной интеллектуальной собственности, использова­ния новейших зарубежных технологий, привлечения инвести­ций для финансирования инновационных программ.

В целях повышения инновационного потенциала прави­тельством принята Государственная программа инновацион­ного развития Республики Беларусь на 2011—2015 годы, пре­дусматривающая ускоренное создание высокотехнологичных предприятий и производств V и VI технологических укладов. Главным направлением преобразований научно-инновационно­го и производственного потенциалов в этот период определено внедрение новых высоких технологий (информационных, нано-электронно-оптических, тонкой химии, биологических и др.), обладающих наибольшей добавленной стоимостью и низкой энерго- и материалоемкостью, способных предложить принци­пиально новые виды товаров и услуг, новейшие экологически безопасные (чистые) материалы и продукты, а также наладить производство традиционных товаров и услуг с новыми свой­ствами и параметрами, недостижимыми в рамках предыдущих технологических укладов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 580; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.114 сек.