КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Инновационный потенциал
Научный и научно-технический потенциалы Научный, научно-технический и инновационный потенциалы 132-133
Таблица 3.6. Распределение среднесписочной численности работников юридических лиц по основным видам экономической деятельности в Республике Беларусь в 2010 г.18
Наибольшим трудовым потенциалом в стране располагают г. Минск, а также Минская и Гомельская области, наименьшим — Гродненская и Могилевская области (табл. 3.7).
18 Отдельные статистические показатели деятельности организаций Республики Беларусь по видам экономической деятельности за 2010 год: стат. бюл. / Нац. стат. ком. РБ. — Минск, 2011. - С. 32. Таблица 3.7. Распределение трудовых ресурсов и занятого населения по регионам Республики Беларусь в 2010 г.19
Важнейшими показателями использования трудового потенциала страны являются удельный вес занятых в экономике в общей численности трудовых ресурсов, а также уровень безработицы. Безработными считаются лица трудоспособного возраста, которые на данный момент не имеют работы, выходят на рынок труда и ведут активный ее поиск. Уровень зарегистрированной безработицы в республике определяется как отношение численности безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, к численности экономически активного населения (занятые и безработные, зарегистрированные в органах но труду, занятости и социальной защите). За последние 20 лет в Беларуси наиболее высокий уровень безработицы наблюдался в 1996 г. (4,0 %) и в 2003 г. (3,1 %); в 2010 г. он снизился до 0,7 %. Одним из основных показателей оценки демографического и трудового потенциалов является уровень образования населения. Республика Беларусь относится к государствам с высоким уровнем образования населения, в том числе занятого в экономике, что является одним из ее конкурентных преимуществ.
10 Составлено по: Трудовые ресурсы и занятость населения Республики Беларусь в 2010 г.: стат. бюл. / Нац. стат. ком. РБ. — Минск, 2011. — С. 5—8.
Для статистической характеристики демографического и трудового потенциалов страны используются такие понятия, как «индекс развития человеческого потенциала» и «человеческий капитал». Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), или индекс человеческого развития, разработан специалистами Программы развития ООП (ПРООН) для сравнения государств по уровню развития человеческих ресурсов, а именно выявления, насколько условия жизни в данной стране близки к общепризнанным критериям благополучия отдельного человека и всей нации — возможность жить долго, получить образование и иметь достойный уровень материального благосостояния. В показателе учитывается значимость как экономических, так и социальных факторов для жизни людей. ИРЧП представляет собой среднюю величину по трем важнейшим индикаторам уровня жизни - индексу ожидаемой продолжительности жизни при рождении, индексу уровня образования населения и индексу реального среднедушевого ВВП, рассчитанного с учетом паритета покупательной способности. ИРЧП может изменяться от 0 до 1 (чем значение ближе к 1, тем выше уровень развития человеческого потенциала). При его значении, равном или больше 0,785, государство относится к категории стран с очень высоким уровнем развития человеческого потенциала; от 0,670 до 0,784 — с высоким; от 0,471 до 0,699 — со средним; менее 0,470 — низким уровнем. ИРЧП публикуются ПРООН в ежегодных «Докладах о развитии человека». В 2010 г. Беларусь по данному показателю (0,732) занимала 61-е место среди 169 стран мира и отнесена к группе государств с высоким уровнем человеческого развития, опередив все страны СНГ (Российская Федерация - - 65-е место, Казахстан — 66-е, Азербайджан — 67-е, Украина — 69-е, а Таджикистан — только 112-е место). Категория «человеческий капитал» появилась в мировой экономической науке во второй половине XX в. Данная концепция изложена в работе лауреата Нобелевской премии 1992 г. американского экономиста Гари Беккера «Человеческий капитал».
Человеческий капитал включает врожденные способности и талант, а также накопление знаний, умений, опыта, образования, квалификации, информации, физического и психологического здоровья, духовного богатства, всесторонней мобильности. Он представляет собой по просто совокупность навыков, знаний, способностей, которыми обладает человек, а их накопленный запас. Общепризнаны два основных подхода к оценке
накопленного человеческого капитала: затратный и доходный (рентный). Затратный подход основан на суммировании совокупных расходов на образование, профессиональную подготовку специалистов, поддержание здоровья и другие затраты общества, относимые обычно к инвестициям в человеческий капитал. Стоимость человеческого капитала определяется накоплением чистых инвестиций в развитие человека как будущего работника на всех стадиях его жизненного цикла. Доходный принцип основан на оценке получаемых работниками доходов, которые отражают отдачу на средства, вложенные в соответствующий образовательный и квалификационный уровень. В стране за годы государственного суверенитета проделана большая работа но проведению активной демографической политики, созданию соответствующей нормативно-правовой базы. В 2007—2010 гг. реализована первая Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь. В результате обеспечено позитивное развитие демографических процессов, наиважнейшие из которых — рост числа родившихся и замедление темпов сокращения численности населения. Убыль населения за этот период снизилась практически в 2 раза — с 36 до 18,8 тыс. человек. Указом Президента Республики Беларусь от 11 августа 2011 г. № 357 утверждена Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2011—2015 годы, разработанная в соответствии с Законом «О демографической безопасности Республики Беларусь». Она включает меры, направленные на стимулирование рождаемости и социально-экономическую поддержку семьи, сохранение института семьи, укрепление здоровья и увеличение продолжительности жизни людей, снижение смертности, оптимизацию миграционных процессов.
В результате реализации программы ожидается, что численность населения нашей страны в 2015 г. стабилизируется на уровне 9,44—9,45 млн чел., будет обеспечен переход к демографическому росту, ожидаемая средняя продолжительность жизни увеличится до 72-73 лет. Улучшение демографической ситуации будет способствовать устойчивому развитию национальной экономики и повышению ее конкурентоспособности. В решении задач социально-экономического развития Беларуси все более важную роль призвана играть научная и инновационная политика государства, что обусловлено внешними и внутренними вызовами, потребностями построения инновационной экономики и экономики знаний. В эпоху глобализации мировой экономики для успешного позиционирования страны в мире национальная экономика должна обладать высокоразвитыми научным, научно-техническим и инновационным потенциалами. Сегодня научный потенциал определяется как совокупность ресурсов и условий осуществления научных исследований (фундаментальных и ориентированных фундаментальных). Научно-технический потенциал — это совокупность ресурсов и условий осуществления прикладных научных исследований и разработок, включая опытно-конструкторские и опытно-технологические работы. Инновационный потенциал представляет собой совокупность всех видов ресурсов и условий обеспечения практического освоения результатов научных исследований и разработок, повышающих эффективность способов и средств осуществления конкретных процессов, в том числе освоения в производстве новой продукции и технологии. Таким образом, научный, научно-технический и инновационный потенциалы являются взаимосвязанными и дополняющими друг друга звеньями научно-инновационного цикла: зарождение идеи - - фундаментальные исследования - - прикладные исследования -- опытно-конструкторские и опытно-технологические разработки -- опытный образец — промышленные испытания — освоение в производстве — серийный выпуск — коммерческая реализация — практическая эксплуатация продукции (машин, приборов) и технологий, в том числе организационных и маркетинговых. Центральным звеном данного цикла являются научно-технические разработки и их результат: научно-техническая продукция, т.е. конструкторская, технологическая и сопроводительная документация, программные средства, модели, макеты, опытные образцы веществ, материалов и изделий, а также научная продукция. От научного уровня, новизны, патентной чистоты и защищенности разработок зависит эффективность собственно инновационной (внедренческой) стадии цикла. Руководством Беларуси с середины 1990-х гг. осуществлялись меры по созданию общесистемных условий, благоприятствующих научно-инновационному развитию, и прежде всего в области макроэкономической политики, управления и законодательства, с учетом перехода к рыночным отношениям. Наряду с законодательной базой в стране была создана организационная система научно-инновационной деятельности, а также система органов государственного управления, обеспечивающих реализацию научно-технической политики: Государственный комитет по науке и технологиям (ГКНТ), Национальная академия наук (НАН) Беларуси и Высшая аттестационная комиссия (ВАК). Кроме того, в данной сфере в качестве регуляторов функционируют различные государственные органы власти, фонды, агентства, технопарки и иные структуры, в числе которых Белорусский инновационный фонд, Белорусский республиканский фонд фундаментальных исследований, Парк высоких технологий (ПВТ). Значение, качество и продуктивность потенциалов научной и научно-технической деятельности как креативного ядра инновационной системы страны характеризуют следующие количественные и качественные параметры и показатели: • количество научных организаций, их функциональная структура (по видам деятельности, секторам, отраслям, регионам); • объемы и структура исследований и разработок ИР • научные кадры (численность персонала, занятого ИР), в том числе по категориям и уровню квалификации; • финансовое обеспечение (источники финансирования, объем затрат на ИР и др.); • материально-техническая база (научное оборудование, приборы, производственные помещения и др.); • научно-информационные ресурсы (библиотечные и патентные фонды, компьютерные информационные системы, Интернет-хосты и др.); • система управления научной сферой, процессами ИР. Ключевыми макропараметрами научного и научно-технического потенциалов являются: наукоемкость ВВП, среднегодовая численность работников отрасли «Наука и научное обслуживание», их доля в общей численности занятых в экономике, количество организаций, выполняющих ИР, и др. Эти показатели используются и для международных сопоставлений (табл. 3.8). Таблица 3.8. Макропоказатели научного и научно-технического потенциалов20
20 Составлено по: Инновационная деятельность в Республике Беларусь: стат. сб. / Минстат РБ. — Минск, 2005. — С. 136; Наука и инновационная деятельность в Республике Беларусь: стат. сб. / Нац. стат. ком. РБ. — Минск, 2011. — С. 14—-19; Регионы Республики Беларусь: стат. сб. / Нац. стат. ком. РБ. — Минск, 2011. — С. 101, 196—199. Очевидно, что научный и научно-технический потенциалы республики в период 1.991—2010 гг. понесли определенные потери и находятся в достаточно непростом положении. Наукоемкость ВВП21 снизилась с 1990 по 1995 г. почти в 2,5 раза, тенденция падения показателя продолжалась до 2003 г., когда его значение составило 0,63 %, т.е. значительно ниже критического (1,0 %). Благодаря принятым государством мерам ситуация стабилизировалась, но на уровне (0,7 % в 2010 г.), весьма далеком от высокоразвитых в технологическом: отношении стран, где наукоемкость ВВП достигает 2—3 % и более (СШЛ, Япония, Германия, Финляндия, Швеция и др.). С 1990 но 2005 г. численность работников, выполнявших 11ИОКР, в Беларуси сократилась в 3,5 раза. В 2010 г. этот показатель увеличился но сравнению с 2005 г. на 5 % (за пять лет), тогда как в странах с инновационно развитой экономикой наблюдается его стабильный рост на 3—5 % в год. По отношению к 1990 г. более чем в 3 раза уменьшилось количество исследователей и в последние пять лет остается на уровне 18—19 тыс. чел. Для сравнения: в настоящее время на каждые 10 тыс. жителей республики приходится около 20 исследователей, тогда как в СШЛ — 52, Израиле — 38, России -32, ФРГ — 29, Франции -- 26, Южной Корее — 24. В то же время исследователи и разработчики -- основное креативное звено научно-технического потенциала. От их профессиональной подготовки, квалификации, компетентности, новаторского мышления зависит не только конкурентоспособность разработок, основанных на новых методах, продуктах, но и их коммерциализация, влияющая в конечном счете и на приток финансовых ресурсов в науку. Поэтому ключевой характеристикой научных кадров является качественный состав исследователей, их квалификационный уровень, прежде всего число докторов и кандидатов наук, — главный фактор высокой результативности ИР. В 2010 г. в качестве исследователей работали 746 докторов (в 2005 г. — 780) и 3143 кандидата наук (в 2005 г. 3232). Большинство из них занято в технических и естественных науках. В целом по отрасли «Наука и научное обслуживание» доля ее работников в общей численности занятых в экономике уменьшилась с 1990 г. с 2,0 до 0,75 % (до 35 тыс. чел.), т.е. почти в 3 раза. В 2005—2010 гг. сократилось количество научно-исследо вательских, а также конструкторских, проектно-конструкторских
21 Наукоемкость ВВП определяется отношением внутренних затрат на научные исследования и разработки к валовому внутреннему продукту (в процентах). и технологических организаций. Это негативный процесс, {поскольку указанные структуры традиционно являются источниками и разработчиками инновационных идей, конструкций, технологий. Вместе с тем за указанный период увеличилось количество проектных и проектно-изыскательских организаций строительства; опытных (экспериментальных) организаций; учреждений, обеспечивающих получение высшего образования; промышленных организаций. В целом число организаций, выполняющих НИР, в 2010 г. возросло в основном за счет включения в 2009 г. в статистику субьектов малого предпринимательства. Организационная структура научной сферы. Наряду с макропараметрами организации, выполняющие ИР, классифицируются и характеризуются но отраслевым (ведомственным) и региональным аспектам, по формам собственности (государственная, частная, иностранная), по секторам деятельности (государственный, предпринимательский, высшего образования) и типам организаций. Основная часть научного потенциала республики сосредоточена в ПАИ Беларуси, Министерстве промышленности, Министерстве образования, Министерстве здравоохранения, Министерстве сельского хозяйства и продовольствия, Министерстве архитектуры и строительства, Государственном военно-промышленном комитете, концерне «Белнефтехим»: около 60 % организаций, 86 % работников, выполнявших ИР, 87 % внутренних текущих затрат па науку. Наиболее мощной (и с высшим научным статусом) организацией является Национальная академия наук Беларуси, и которой выполнением ИР заняты свыше 10 тыс. работников. Сегодня ПАН Беларуси осуществляет организацию, проведение и координацию фундаментальных и прикладных исследований и разработок с отдельными функциями республиканского органа управления в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности. В региональном разрезе основное число организаций, выполняющих ИР, расположено в Минске. В последние годы происходят позитивные изменения в распределении научных организаций по формам собственности. Если в 2005 г. 90 % из них находились в государственной собственности, то в 2010 г. — только 73 %. Соответственно, доля частной собственности возросла за этот период с 10 до 26 %. Научные кадры. Наиболее значимой проблемой, подлежащей системному решению, является повышение уровня образования работников научной сферы. В 2010 г. доля персонала
с высшим образованием снизилась до 76 %, сократилось число докторов и кандидатов наук (см. табл. 8.8), продолжается «старение» научных кадров. Для преодоления этих негативных тенденций необходимо кардинальное улучшение работы аспирантуры и докторантуры, совершенствование мотивации труда ученых. Финансирование науки. Финансовые ресурсы науки определяются как общие затраты на научные исследования и разработки, которые складываются из внутренних затрат на работы, выполняемые собственными силами организаций, и внешних затрат на работы, выполняемые соисполнителями. В 2010 г. первые составили 0,7 % к ВВП, вторые - около 14 % внутренних затрат. Несмотря на достаточно скромные по международным стандартам расходы на ИР, крайне остро стоит проблема их рационального использования, оптимизации механизма финансирования научной и научно-технической деятельности, поиска новых источников финансирования в условиях становления рыночных отношений. Речь идет прежде всего о соотношении затрат по регионам, секторам деятельности, видам научных работ, источникам финансирования. В региональном разрезе ведущие позиции занимает г. Минск — порядка 80 % внутренних текущих затрат на ИР, далее следуют Гомельская (около 8 %) и Минская (около 6 %) области. Доля остальных регионов колеблется от 1 до 2 %. Среди секторов деятельности превалируют государственный и предпринимательский. Доля первого в 2010 г. по отношению к 2005 г. снизилась с 38,5 до 26,7 %, второго — возросла с 44,4 до 60,7 %. В то же время доля сектора высшего образования сократилась с 17 до 12,6 %, что вызывает определенную тревогу, поскольку, как показывает мировой опыт, этот сегмент науки должен играть значительно большую роль. Важное значение для характеристики научно-технического потенциала имеет структура затрат по видам работ: фундаментальные (ФИ) и прикладные (ПИ) исследования, разработки. Доля ФИ в течение 2005—2010 гг. снизилась до 16,5 %, доля ПИ — с 29 до 25,9 %, разработок —- возросла до 57,6 %, что в целом является позитивным трендом. При этом в государственном секторе и секторе высшего образования преобладающая доля расходов приходится на исследования, в предпринимательском секторе —- на разработки. Вместе с тем остается неоптимальным соотношение затрат на исследования и затрат на разработки: в 2000 г. оно составило
1:1,3, в 2005 г. — 1: 1,02, в 2010 г. — 1:1,36 (в 1990 г. — 1:2). Оптимальным, по зарубежным экспертным оценкам, считается соотношение 1:10. Низкая доля затрат на разработки свидетельствует о слабой инновационной направленности научного потенциала страны и, прежде всего, о недостаточной востребованности результатов ФИ и ПИ в отраслях экономики и необходимости отлаживания механизма коммерциализации результатов ИР. Важной качественной характеристикой научного и научно-технического потенциалов является структура затрат по отраслям наук. Традиционно выделяются естественные, технические, медицинские, сельскохозяйственные, общественные и гуманитарные науки. В последние годы (2005-2010) ведущие позиции занимают технические науки -- 60—65 % затрат. Остальные затраты распределяются следующим образом: естественные на-: уки -- 16—20 %, сельскохозяйственные — свыше 7, общественные — свыше 7, медицинские - около 5 и гуманитарные науки — менее 2 %. В таких же пропорциях выполняются и исследования. Преобладание технических и естественных наук, отражающее специализацию Беларуси на машино- и приборостроении, создает потенциальные возможности для поддержания и развития известных национальных научных школ в сфере математики, физики, механики, химии, биологии, а также разработок в области лазерных и плазменных технологий, оптоэлек-троники, новых материалов с особыми свойствами, методов технической диагностики, машиностроения, химического синтеза веществ, селекции растений, биотехнологии, способов обработки информации, специальной вычислительной техники. Важнейшей характеристикой механизма финансирования является соотношение источников покрытия затрат на ИР. В 2010 г. в общей сумме внутренних затрат основную часть средств предоставили бюджет (около 57 %), организации, занятые ИР (более 12 %), иностранные инвесторы (свыше 13 %), другие организации (около 15 %). Функционирующие внебюджетные фонды в 2005 г. внесли 5 %, в 2010 г. — около 1 %. Материально-техническая база науки (МТБ) включает основные средства (здания, сооружения, специальное лабораторное и технологическое оборудование) научных, конструкторских и технологических организаций и предприятий, объектов инфраструктуры. Ее ядром являются приборы и оборудование для научных целей. Наметившаяся в 1990-х гг. тенденция старения МТБ в целом и приборного парка в частности до настоящего времени не
преодолена. Треть зданий имеет износ более 60 %, прогрессирует износ активной части основных средств. Крайне медленно растет удельный вес лабораторного оборудования и приборов нового поколения. Научная и научно-техническая деятельность. Научный и научно-технический потенциалы во всех своих составляющих реализуются в научно-инновационной деятельности, результатами которой являются: в области ФИ — новые знания (гипотезы, теории, методы); НИ — способы и пути использования новых знаний для разработки технических нововведений; ИР -новые материалы, продукты, устройства, технологические процессы, системы и методы. Оценка состояния и динамики данных процессов в научно-технической сфере осуществляется, как правило, по системе показателей, включающей объемы выполненных научными организациями работ, распределение их по стадиям научного процесса и приоритетам, результаты выполнения государственных программ научных исследований и научно-технических программ и др. Объем выполненных работ в научно-технической сфере в 2010 г. распределился следующим образом: НАН Беларуси -около 31 %, Министерство промышленности — 17, Государственный военно-промышленный комитет — 14, Министерство образования -- 12 %. В совокупности они осуществили 74 % научно-технических работ в стране. В разрезе приоритетных направлений научно-технической деятельности основной объем финансирования занимают работы по ресурсосберегающим и энергоэффективным технологиям производства конкурентоспособной продукции (35,1 %). Объем финансирования по информационным и телекоммуникационным технологиям составил 18,7 %, по новым материалам и новым источникам энергии — 14,1 %, по технологиям производства переработки и хранения сельскохозяйственной продукции — 8,8 %. Среди зарегистрированных превалируют работы, выполняемые по заданиям республиканских органов государственного управления, по договорам с организациями Республики Беларусь, а также в рамках государственных научно-технических программ (более 50 %). Фундаментальные научные исследования. В республике ежегодно выполняются государственные программы фундаментальных и прикладных исследований, ориентированных фундаментальных исследований, научных прикладных исследований, а также государственные комплексные программы научных исследований. По ряду направлений Беларусь не отстает от мировых тенденций и удерживает позиции среди лидеров в разработке фундаментальных проблем в области физики, математики, новых материалов, программных продуктов для ЭВМ. Фонд идей и концепций, традиционные и новые научные заделы позволяют отечественной науке и экономике успешно сотрудничать с мировым научным сообществом по таким направлениям, как электроника, информатизация и программное обеспечение, нанотехнологии и наноматериалы, энергоэффективные технологии, генетика и биотехнологии, экологическая устойчивость и радиационная безопасность и др. Только в последние годы белорусские ученые участвовали в реализации почти 400 совместных международных научных или научно-технических проектов по тематике или в рамках заданий государственных программ фундаментальных исследований (ГПФИ). Полученные результаты использовались в качестве научной основы при выполнении заданий ряда государственных и региональных научно-технических программ, хозяйственных договоров с отечественными потребителями научно-технической продукции. Прикладные исследования и разработки. Ежегодно в стране выполняются 30—35 государственных научно-технических программ (ГНТП), включенных в Перечень ГНТП по реализации наиболее значимых народнохозяйственных, экологических и социальных проблем па пятилетие, а также отраслевые, региональные научно-технические программы, инновационные проекты государственного уровня по социальным проблемам и созданию новых технологий, машин и материалов. Результаты ГНТП последних лет обеспечили достижения в области автомобиле- и тракторостроения, городского транспорта, микроэлектроники, создания искусственных алмазов, техники для ликвидации чрезвычайных ситуаций, современных телевизоров, медицинской техники, лекарственных препаратов, сенсорной техники и др. Однако значительная часть завершенных в последние годы научно-технических разработок до настоящего времени остаются не востребованными производством и экономикой в целом. В то же время инновация считается состоявшейся, если она реализовалась на рынке продукции или услуг. Открытия, ноу-хау, изобретения, патенты, лицензии, полезные модели, промышленные образцы, информационные технологии, концепции, предложения органам управления и рекомендации по социально-экономическому развитию — любой существенный научный результат, имея самостоятельную ценность для
пауки, приобретает рыночную значимость и оценку (стоимость) лишь после прохождения инновационного этапа. Поэтому столь важно для страны иметь современную инновационную сферу, мощный инновационный потенциал, адекватный рыночным отношениям. Успешность инновационной деятельности зависит от уровня развития адаптационной способности экономики, мощности ее инновационного потенциала, состояние которого характеризуют следующие показатели: • уровень научно-технических разработок (потенциальная конкурентоспособность в сравнении с мировыми аналогами, • состояние и мощность опытно-экспериментальной базы отраслей и предприятий; • наличие резервных производственных площадей для освоения опытных образцов; • уровень технологической базы производства и технологического оборудования; • наличие эффективных систем подготовки производства и • степень инновационной активности предприятий, инновационной ориентации систем управления и сбыта; • наличие и уровень системы подготовки кадров-инноваторов; • уровень финансового обеспечения. Ядром инновационной сферы является производственное предприятие. Его технологический уровень, конкурентоспособность продукции, эффективность производства, позиции на рынке, стабильность финансового положения определяют устойчивый и возрастающий спрос на знания, новые технологии, продукты, методы и системы управления. Инновационность экономики — это способность и стремление организаций к постоянному поиску и применению на практике результатов ИР, новых концепций, идей и изобретений. Степень инновационности определяется масштабом и интенсивностью использования научного, научно-технического и инновационного потенциалов экономической системы. Становление инновационного потенциала Республики Беларусь охватывает два периода: первый — с 1991 по 2005 гг., когда развитие науки и техники шло по традиционному пути реализации советских концепций о роли НТП, административных методов разработки и внедрения научно-технических достижений; второй — с 2006 г., когда была сформирована и реализована в 2007—2010 гг. Государственная программа инновационного развития страны в новых рыночных условиях с учетом внешних и внутренних вызовов. Оставшийся от советского периода научно-технический потенциал с архаичной структурой плохо вписывался в новый рыночный контекст, поскольку унаследовал и старые проблемы (самодостаточность науки, ее отрыв от нужд производства, слабую восприимчивость экономики к НТП, технологическое отставание многих отраслей и предприятий) и приобрел новые, не менее сложные для решения проблемы (отсутствие органичных для рынка связи научной, производственной и финансовой сфер; трудности с созданием недостающих звеньев инновационного процесса, прежде всего инфраструктуры освоения и ком-мерциализации новшеств, а также построением адекватной рыночной экономике институционально-правовой среды). Принятая в 1996 г. Программа развития научно-инновационной деятельности, постановления Правительства о приоритетных направлениях создания новых и высоких технологий и критериях их оценки (1997 I1.), об инкубаторах малого предпринимательства (1997 г.), о научно-технологическом парке (1997 г.), о создании Белорусского инновационного фонда (1998 г.) позволили но только заложить основы законодательного регулирования в данной сфере, но и принять ряд практических мер по сохранению и эффективному использованию научного и научно-технического потенциалов, формированию рыночно ориентированных ее звеньев, и прежде всего инновационной инфраструктуры, в новых условиях. Сегодня инновационный потенциал — очень сложный комплекс, требующий высокого уровня развития экономики и глубоких базисных структур в таких областях, как человеческий капитал, затраты на ИР, капитальные вложения, венчурный капитал, ПИИ, технологический трансфер, сетевые кластеры, корпоративный менеджмент и межфирменное сотрудничество. Этот комплекс описывается и исследуется в системах статистики и мониторинга как на национальном, так и международном уровнях. Наибольшие известность и масштаб применения получили научно обоснованные методики оценки инновационного потенциала, разработанные в ООН, МВФ, ВБ, ОЭСР, ЕС. Статистика в научно-инновационной сфере Беларуси в определенной мере корреспондируется с международными система-
ми. Она изменилась в последние годы в связи с активными внешнеэкономическими контактами, новым содержанием и трактовкой инновационных процессов и перестройкой хозяйственного механизма в соответствии с рыночными принципами, но главное — в связи с разработкой и реализацией Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2007—2010 годы (ГПИР-2010), которая стала главным инструментом оценки инновационного потенциала и его динамики. Реализация инновационной программы. В качестве стратегической цели Программы было определено создание инновационной, конкурентоспособной на мировом рынке, наукоемкой, ресурсосберегающей, экологозащитной, социально ориентированной экономики Беларуси, обеспечивающей устойчивое социально-экономическое развитие и повышение качества жизни белорусского народа. Основными задачами ГПИР-2010 стали: • построение национальной инновационной системы (НИС); • формирование благоприятной для инновационной деятельности экономической, правовой и социально-культурной среды; • модернизация материально-технической базы производства и социальной сферы на основе новых и высоких технологий; • достижение качественно нового технологического уклада в отраслях экономики; • повышение уровня высокотехнологического экспорта, импортозамещения, экономической и энергетической безопасности; • развитие интеллектуального потенциала и творческой активности населения. В Программе определены также направления и меры по достижению целей, приоритетов инновационного развития и формирования НИС. Важнейшим приоритетом построения инновационной экономики являются модернизация и технологическое перевооружение производства. Для его реализации ГПИР-2010 содержит целевые параметры и совокупность проектов. В табл. 3.9 включена выборка из основных показателей инновационного развития и индикаторов госстатистики (в отношении затрат на инновации и патентования), отражающих характеристики технологической среды, абсорбционную способность производства осваивать инновации.
Составлено по: Отчет о ходе выполнения Плана реализации Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2007— 2010 годы в 2010 году /Г1ШТРБ. -Минск:, 2011. — С. 38; Наука и инновационная деятельность в Республике Беларусь: стат. сб. / Нац. стат. ком. РБ. — Минск, 2011..- С. 128.
Реализация Программы позволила промышленным организациям освоить широкий спектр импортозамещающей продукции, не производимой ранее в стране. В настоящее время Беларусь не закупает (как прежде), а экспортирует бесшовные горячекатаные трубы, полированное стекло, автобусы, зерноуборочные комбайны, многие типы дизельных двигателей и др. Кроме того, создан широкий спектр современной высокопроизводительной сельхозтехники; в нефтехимической промышленности выпущено более 280 видов новой продукции; в энергетической сфере модернизированы крупнейшие ТЭЦ, построено 6 мини-ГЭС, 3 ТЭЦ на местных видах топлива, многие котельные преобразованы в мини-ТЭЦ; отечественная фармацевтическая промышленность производит лекарственные средства практически из всех фармакотерапевтических групп, что значительно экономит валютные средства. Вместе с тем все еще нет оснований говорить о крупномасштабных технологических прорывах в белорусской промышленности, интенсивном освоении предприятиями результатов исследований и разработок. Восприимчивость производства к нововведениям, особенно технологического характера, остается низкой. В стране не увеличивается количество инновационно активных организаций, основным видом экономической деятельности которых является производство промышленной продукции. К главным проблемам, нерешенность которых негативно влияет на развитие отечественного инновационного потенциала, относятся: • ограниченный платежеспособный спрос на внутреннем • неразвитость современных форм инновационного менеджмента и коммерциализации нововведений, невысокая инновационная активность ведущих промышленных предприятий; • недостаточная информационная прозрачность инновационной сферы, отсутствие в необходимых объемах прежде всего информации о новых технологиях и возможных рынках сбыта принципиально нового (инновационного) продукта, слабая координация компонентов национальной инновационной системы; • отсутствие законодательной базы, позволяющей предусматривать прибыль (рентабельность) при осуществлении передачи результатов НИОК(Т)Р внедренческой организации; • низкий уровень наукоемкости значительного числа производственных предприятий республики; • недостаточная роль малого и среднего инновационного бизнеса. Данные факторы обусловливают сравнительно низкий уровень инновационности отечественной экономики в сравнении с зарубежными сводными инновационными индексами. Анализ научно-инновационного потенциала и его составляющих позволяет отметить тот факт, что позитивные процессы в инновационной сфере развиваются пока медленно, кризисные явления, возникшие в начале 1990-х гг., не преодолены. В результате затраты на науку в расчете на одного исследователя в Беларуси в настоящее время в десятки раз меньше, чем во многих других государствах. Наукоемкость ВВП стабилизировалась на уровне ниже 1 % (критического для нормального развития значения). Моральное устаревание материальной базы науки происходит в короткие сроки, темпы ее обновления не компенсируют этот процесс. Уровень макропараметров инновационной сферы по сравнению с высокоразвитыми странами достаточно низок. Из используемых в экономике технологий 80 % составляют преимущественно традиционные. Кроме того, продолжает сохраняться разрыв между наукой, образованием, производством и рынком, научными исследованиями и практической реализацией результатов ИР. Перспективные технологии не включаются в хозяйственный оборот, применение информационных технологий в процессах производства, управления и проектирования на порядок ниже, чем в ведущих государствах мира. Актуальными остаются проблемы использования объектов интеллектуальной собственности, организации их правовой охраны, а также коммерциализации нововведений. Наиболее существенными барьерами для инноваций на технологически развитых предприятиях являются: отсутствие финансовых средств, недостаток квалифицированных кадров-ин-
новаторов, отсутствие доступа к новым технологиям и информации о них, узость рынка технологий, высокие издержки и риски внедрения новшеств. В результате менее 16 % промышленных предприятий осуществляют разработку и освоение инноваций (в 1990 г. — до 70 %). Таким образом, по основным компонентам инновационного потенциала инновационная сфера страны не в полной мере соответствует современным требованиям организации разработки и внедрения нововведений, эффективной коммерциализации отечественной интеллектуальной собственности, использования новейших зарубежных технологий, привлечения инвестиций для финансирования инновационных программ. В целях повышения инновационного потенциала правительством принята Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2011—2015 годы, предусматривающая ускоренное создание высокотехнологичных предприятий и производств V и VI технологических укладов. Главным направлением преобразований научно-инновационного и производственного потенциалов в этот период определено внедрение новых высоких технологий (информационных, нано-электронно-оптических, тонкой химии, биологических и др.), обладающих наибольшей добавленной стоимостью и низкой энерго- и материалоемкостью, способных предложить принципиально новые виды товаров и услуг, новейшие экологически безопасные (чистые) материалы и продукты, а также наладить производство традиционных товаров и услуг с новыми свойствами и параметрами, недостижимыми в рамках предыдущих технологических укладов.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 580; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |