Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Машиностроительная и металлообрабатывающая промышленность




 

Машиностроение и металлообработка - - ведущая отрасль промышленного комплекса Беларуси. По состоянию па 2010 г., се доля в общем объеме промышленного производства составила 22,0 %; здесь сосредоточено 20,4 % используемых в промышленности основных средств, занято 34,9 % промышленного персонала республики. Особспно велика роль отрасли в поддержании и развитии научного и инновационного потенциалов национальной экономики. Уровень затрат предприятий машиностроения и металлообработки в общих затратах па технологические инновации в 2010 г. достиг 28,5 %. Доля предприятий отрасли в общем объеме отгруженной инновационной продукции составила 43 %, в общем количестве субъектов хозяйствования, осуществляющих технологические инновации, 47 %.

Согласно классификатору ОКОНХ, машиностроение и ме-таллообработка включает более 100 подотраслей, среди которых можно выделить следующие наиболее значимые (в том числе их группы): автомобильную промышленность, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение; станкостроение; строи-тельное, дорожное и коммунальное машиностроение; прибо-ростроение (включая радиотехническую, электротехническую, электронную и оптико-механическую промышленность).

По классификатору ОКЭД, продукция отрасли представлена тремя основными видами деятельности: производство машин и оборудования, производство электро-, электронного и оптического оборудования, производство транспортных средств и оборудования. Каждый из этих видов детализирован на более мелкие классификационные группировки.

К отрасли машиностроения и металлообработки в Беларуси отнесены около 6 тыс. предприятий, которые вовлечены в процессы производственной кооперации и образуют замкнутые технологические и воспроизводственные цепочки по выпуску конечной продукции. Глубина производственной кооперации между предприятиями характеризуется уровнем локализации производства машиностроительной продукции на территории Беларуси, а также способностью возобновлять собственные производственные ресурсы — высококвалифицированный персонал и технологическое оборудование. Чем глубже уровень лока


 

лизации и стабильнее воспроизводственные процессы, тем более устойчивы отдельные предприятия к неблагоприятным внешним воздействиям. И наоборот, сбои и разрывы в технологических и воспроизводственных связях влекут за собой риск потери конкурентоспособности, утраты паучпо-технического и производственного потенциалов.

Как правило, крупнейшие валообразующие предприятия отрасли выпускают конечную продукцию, малые и средние предприятия поставляют детали и комплектующие, материалы и оборудование, необходимые для ее производства. Важную роль в поддержании функционирования воспроизводственных процессов играют исследовательские центры, опытные производства и конструкторские бюро, осуществляющие разработку новых видов техники и занимающиеся усовершенствованием технологических процессов.

За период с 2006 по 2011 г. произошли существенные изменения в структуре собственности машиностроительных предприятий, которые проявились в форме концентрации капиталов в отрасли и привели к появлению прообразов будущих корпоративных структур. На начальном этапе данного процесса наименее жизнеспособные с финансовой точки зрения, но обладающие значительным научно-техническим и производственным потенциалом организации были консолидированы с ведущими валообразующими предприятиями. Последние в свою очередь были преобразованы в открытые акционерные общества, что создаст*возм0жности для дальнейшей концентрации капиталов путем горизонтальной и вертикальной интеграции, в том числе с зарубежными партнерами. Результатом данного процесса должно стать создание мощных национальных и межнациональных корпораций в отдельных сферах деятельности (автомобиле- и сельскохозяйственном машиностроении, производстве бытовой техники), способных занять доминирующее положение ца рынке Единого экономического пространства и быть конкурентоспособными в мировом масштабе.

Динамика объемов производства основных видов конечной продукции машиностроения приведена в табл. 5.11.

Рассмотрим крупнейших производителей конечной продукции, а также их партнеров по производственной кооперации в рамках основных групп подотраслей машиностроения и ме-таллообработки.

Автомобильная промышленность республики представлена такими крупными производителями, как Минский и Белорусский автомобильные заводы, Минский завод колесных тягачей


 

CM0 «Минский автомобильный. яавоВ» (МАЗ) крупной» тоо прод1фИлтяо Беларуси по выпуску большотрулиой аптомо* бильной, а глклш автобусной, троллойбуспой и ирицоипой тох* пики. Mi'o производственные мощности рвссчитдиы на выпуск бол (jo 20 тыс. грузовиков и год. По состоянию пи начало 2011 г., па занодо трудятся спьгПго 26 тыс. чал. Основная часть и роду к НИИ ЭКСПОРТИРУЕТСЯ, при 0TOM ДОЛЯ предприятии НВ РОССИЙСКОМ

рынке составляет более 8,5 %. Поело акционирования и 2000 г. ОАО «МАЗ» и moot холдинговую структуру, в ого состав нромо головного предприятия входят,

• ОАО «Варанйвичский автоагрогатпмй повод», специализирующийся на производство агрегатов и увлов к болыпогрув 278

мой антотохнико и автобусам, а также к подвижному ооотаву железнодорожного транспорта)

• ОАО «Ооипоничский завод автомобильных агрегатов», выпускающий доталИ| узлы и комплектующие ив влюминионо-го литья, стоклонластика, литьоиой пластмассы}

• ОАО ♦Кувпочный аавод тяжелых штамповок* (Жодипо), являющийся основным доставщиком крупногабаритных заго-товок для Ми некого автомобильного завода;

• ОАО *Дзоржипокий окоиоримоптальцо'мохеничоский за* иод». производящий каркасы и кузоваавтобусов семейства МАЗ}

• филиал ОАО «МАЗ» «Завод автомобильных прицопоя и купонов «МАЗ-Купана», выпускающий автофургоны, автомобильные и груооныо ори11,01 (ы, рефрижераторы.

Кроме норочислопных дочерних подрввдолоний в структуру акционерного общества входят оорвиопый центр, лизинговая компания, оярубожныо филиалы (о Азербайджане, Иране),

Б настоянное время, стратегия раввития нродприятия овя> пана о расширением модольно1'о ряда!*рузовиков и автобуооВ| освоением полной.//инойк,и автомобилей стандарта Миро 4, рас* шмроииом сети зарубежных филиалов*

, В отличио от крушюйших проидводитолой грузовых внтомо* бил ой, в том число КамАЗа (Россия), МАЗ но имоот ооботвошдо-го проивводстда днигатолой и традиционно комплектует овою технику двигателями ироолаяокого моторного завода «Автоди-золь». С 2011 г. в целях диверсификации закупок и повышения окологичоских характеристик автомобилей предприятие веку* квот такжо двигатели американской компании <Сишго1пя». ИорспоктинноЙ аадачой в рамках программы импортозамещо-нил является ооноонио выпуска высококачостно1шых автомо бильиых диигатолой по Минском моторном звиодо, что повво* лит повысить урононь локвливации производства автомобиль*

НОЙ тох пики.

ОАО «Белорусский автомобильный $аводФ (ВфаАЭ) — круп-нойюи миро и единственный в СИГ производитель карьерных самосвалом большой и особо большой грувоподъвмнооти (от 80 до 360 т), а такжо других видов идрьорпой техники, в том чиоло для обоопочопил проивводотвопного цикла в карьерах! машин для подоомпмх работ, бульдоворов, погрувчиков, воро* дромиых тягачей. ПолАЗ явллотол вкеиортоорионтирооапиым ироднрилтиом: болоо 70 % продукции роаливуотоя о России. Заводу принадлежит около 80 % мирового рынка кврьорных оамосвалов. По состоянию па качало 2011 г., па предприятии работают И тыс. чоясвок

279

Головпоо предприятие ОАО «БелАЗ» расположено й Жоди-но, В структуру акционерного общества входит также ряд крупных дочерних предприятий:

• Могиловский автомобильный завод им. СМ. Кирова -круппойший па территории СНГ производитель строительно* дорожной, подвемной и сподиальпой техники (катки самоход* ныо, мусоровозы, электрокары под торговой маркой «МоЛЗ»);

• Могиловский вагоностроительный завод, основанный в 2006 г. и являющийся единственным производителем в росиуП лико грузового подвижного железнодорожного состава;

• Стародорожский механический завод, выпускающий до-тали для ОАО «БелАЗ»;

• завод «Кузлитмаш», специализирующийся па произвол* ство кузночно-проссового и литейпого оборудования, а также сельскохозяйственной (почвообрабатывающей) тохники.

В процессах производственной кооперации с БелАЗом за* действовать также другие крупные предприятия Беларуси, России и других стран: па ОАО «Белшипа» выпускаются специальные крупногабаритные шипы для карьерных самосвалоп, дизельные силовые установки поставляет российское ОАО «Коломенский завод», па некоторые мололи устанавливаются двигатели Deutz, Daimler-Benz и Cummins.

ОАО «Минский завод колесных тягачей» (МЗКТ) специализируется на производстве автомобилей большой грузоподъ-омпости, самосвалов, автопоездов различного пазпачопия и прицеп ной техпики. Продукция завода, реализуемая под торговой маркой «Волат», используется предприятиями строительного, машиностроительного и нефтегазового комплексов. Шасси МЗКТ широко применяются в составе различных образцов вооружения и поенной техпики, например зопитно-ракотпых комплексом. Около 95 % выпускаемой продукции экспортируется в основном в Российскую Федерацию,

К производителям автомобильной техники и комплекту* ющих относятся ОАО «Минский подшипниковый завод», ОАО «Мотоввло* и ряд других известных предприятий страны.

IТракторное и сельскохозяйственное машиностроение в 13с-аруси вред ставлено Мипским тракторным заводом, ПО «Гом* ольмаш», ОАО «Лидагропроммаш» и их партнерами но про* [зводствепной кооперации. Щроизводе швейное объединение «Минский тракторный за* од» {МТЗ) выпускает технику под торговой маркой «Вел ару с» входит в восьмерку крупнейших мировых производителей ракторов (8—10 % мирового рынка). В настоящее вромя в ПО

280.

занято свыше 80 тыс. чел.; заказчикам предлагаются 62 модели разпы х видов машин более Чом в 100 сборочных вариантах дли всох климатических и эксплуатационных условий. В ого состав входят восемь предприятий республики и филиалы, в том числе Республиканское унитарное предприятие «Минский тракторный завод», СмбргСпский агрегатный завод, Вобруйский завод тракторных деталей и агрегатов.

ПО «Мипский тракторный завод* водот активную деятельность на рынках более чем 60 государств и имеет сборочные производства в Азербайджане, Алжире, Казахстане, Китае, Российской Федерации, Румынии, Сербии, Словакии, Украине и в других странах.

Производственное объединение «Гомсёлъмаш» многопрофильный производитель техники для возделывания и уборки основных сельскохозяйственных культур. Здесь выпускается около 30 видов сельскохозяйственных машин, основными из которых являются зерно- и кормоуборочпыо комбайны марки «Палессо». Па головном предприятии - ■ РУП «Гомельский завод сельскохозяйственного машиностроения «Гомсольмаш» трудятся свыше 10 тыс. человек.

ПО «Гомсольмаш» входит н пятерку крупнейших мировых производителей сельскохозяйственной техники. Комбайны марки <• I Fa л оосо» поставляются в болео чом 20 стран мира. Кроме того, открыты сборочные производства в России, Казахстане Китар И Украине.

ОАО «Лидагропроммаш» • - предприятие по производству сельскохозяйственной тохники и аапаоных частой, специализирующееся на выпуске зерноуборочных комбайнов. Его продукция поставляется на внутренний рынок Беларуси и на экспорт. Компания осуществляет производственную кооперацию с рядом однопрофильных предприятий Лиды: ОАО * Лидсолшаш*, ПООО «Техмащ», ЗАО «Агропромоельмаш»,

Ключевым партнером но производственной кооперации белорусских предприятий тракторного и сельскохозяйственного машиностроении является ОАО «Минский.моторный завод», выпускающее дизельные двигатели для тракторов и комбайнов. Кроме того, ети двигатели устанавлипаютсл на некоторые марки белорусских автомобилей, автобусов» строитольно-до* рожиых машин, а также экспортируются. Дальнейшее развитие производства дизельных двигатолой связано о переходом с января 2012 г. к стандарту Квро-4, выпуском автомобильных двигателей, а также мощных силовых установок для опоргона-сыщоипых тракторов серии 2600 и выше.

281

В структуру ОАО «Минский моторный завод» входят ОАО «Борисовский завод агрегатов», ОАО «Гомельский завод пусковых двигателей», ОАО «Житковичский моторостроительный завод» и ряд других предприятий.

Производственная кооперация предприятий автомобилестроения, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения ведется не только в рамках технологической цепочки выпуска готовой продукции, но охватывает и воспроизводственный цикл, элементами которого являются:

• система профессионально-технического и высшего технического образования по подготовке кадров для нужд отрасли;

• центры исследований, аккумулирующие научно-технический потенциал и снабжающие производителей продукции инновационными разработками;

• станкостроительная и инструментальная промышленность, осуществляющая поставки технологического оборудования для прочих машиностроительных предприятий.

Беларусь — одна из немногих стран СНГ, которой удалось сохранить систему профессионально-технического образования и обеспечить тем самым воспроизводство рабочих кадров. Научно-технологическим центром автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения в республике является ГНУ «Объединенный институт машиностроения Национальной академии наук Беларуси», которое осуществляет научное обеспечение, организацию и координацию работ по созданию автотракторной и комбайновой техники, проектирование новых электронных и интеллектуальных устройств для транспортных средств.

Станкостроение. Собственное станкостроение в Беларуси многие годы обеспечивало количественное и качественное развитие других отраслей, играя ключевую роль в обновлении парка технологического оборудования. Номенклатура производимых станков охватывает все девять групп по принятой в станкостроении классификации, а также деревообрабатывающие станки. Кроме продукции технического назначения станкостроительные заводы осуществляют капитальный ремонт и модернизацию металлообрабатывающего оборудования, выпускают потребительские товары. Отрасль включает более 19 предприятий, а также специализированные научные и проектные организации. Крупнейшими станкостроительными предприятиями республики выпускаются:

• ПРУП «Минский завод автоматических линий им. П.М. Ма-шерова» — высокопроизводительное металлорежущее оборудование по индивидуальным заказам для предприятий машиностроительной отрасли;


 

• ОАО «Станкостроительный завод им. СМ. Кирова» — протяжные и отрезные станки, а также оборудование для деревообработки и торфяной промышленности;

• ОАО «МЗОР» — фрезерные станки и оборудование для балансировки колес;

• ОАО «Вистан» (Витебск) — шлифовальные станки и деревообрабатывающее оборудование;

• ОАО «Станкозавод «Красный борец» (Орша) — шлифовальные и фрезерные станки;

• ОАО «СтанкоГомель» — обрабатывающие центры с ЧПУ. Станкостроение особенно уязвимо с точки зрения любых

кризисных явлений в экономике ввиду высокой материалоемкости производства, длительного производственного цикла, зависимости объемов реализации от финансового положения других предприятий. Отечественные станкостроительные заводы также испытывают последствия кризиса, в числе которых снижение спроса на традиционных рынках, дефицит финансовых ресурсов и отток квалифицированных кадров. Из-за высокой цены нового оборудования машиностроительные заводы предпочитают проводить технологическое перевооружение за счет приобретения бывших в употреблении модернизированных станков. Данная тенденция характерна сейчас не только для Беларуси, но и для других стран; она определяет стратегию дальнейшего развития отрасли в направлении создания новых дополнительных сфер деятельности, связанных с модернизацией, ремонтом и восстановлением станочного парка. Пока эту пишу белорусского рынка занимают новые малые и средние предприятия, некоторые из них представляют крупнейшие зарубежные холдинги, например компанию «Siemens».

Строительное, дорожное и коммунальное машиностроение представлено широким спектром предприятий.

ОАО «Амкодор» — это холдинг, объединяющий три структурных подразделения без образования юридического лица (заводы «Ударник», «Дормаш» и «Дормашмет»), а также десять дочерних предприятий, расположенных в разных регионах Беларуси. На предприятиях холдинга занято свыше 5 тыс. человек. ОАО специализируется на производстве специальной техники, в том числе погрузчиков, лесозаготовительных машин, машин для уплотнения грунта, экскаваторов. В основу его стратегии заложен принцип комплексной поставки широкого спектра техники: ежемесячно выпускается более 40 моделей. Продукция компании экспортируется более чем в 30 стран мира. ОАО «Амкодор» — одно из наиболее динамично раавивающих-

ся предприятий отрасли. Ежегодный прирост объемов производства составляет 20—30 %.

ОАО «Управляющая компания «Белкоммунмаш» является ведущим промышленным предприятием в области производства и капитального ремонта подвижного состава городского электрического транспорта по только в Республике Беларусь, но и в СНГ. Продукция завода эксплуатируется в 7 белорусских городах и 40 городах России, Украины, Латвии, Сербии, Молдовы, Колумбии и Аргентины.

РУП «Могилевский завод лифтового машиностроения» (Могилевлифтмаш) выпускает пассажирские и грузовые лифты грузоподъемностью от 100 до 6300 кг, а также различные нестандартные лифты. Это оборудование работает во всех странах СНГ и характеризуется высокой надежностью.

Приборостроение объединяет группу наукоемких отраслей машиностроения и металлообработки, включая производство приборов, радио- и электротехническую, электронную и оптико-механическую промышленность. В классификаторе ОКЭД данная группа представлена видом деятельности DL: производство электро-, электронного и оптического оборудования. В приборостроении предъявляются наиболее высокие требования к квалификации производственного и инженерно-технического персонала, а наука и инновации играют ключевую роль в обеспечении развития отрасли.

До 1990-х гг. продукция белорусского приборостроения, работавшего в составе единого народнохозяйственного комплекса СССР, соответствовала техническим характеристикам лучших мировых аналогов. Большинство предприятий входили в состав военно-промышленного комплекса и выпускали продукцию двойного назначения — бытовую технику и наукоемкие изделия военной техники. После распада Советского Союза эти предприятия благодаря высокому уровню научно-технического и производственного потенциалов могли бы удерживать мировое лидерство в сфере производства бытовой техники и электроники, но в действительности их конкурентоспособность постепенно снижалась, а традиционные рынки сбыта заняли зарубежные компании.

Разрыв кооперационных связей между предприятиями наукоемкого машиностроения, расположенными теперь в независимых государствах, проявился в дефиците финансовых ресурсов, необходимых для обновления оборудования; задержках во внедрении новых технологий; узости рынков сбыта, не позволяющей доводить масштабы производства до уровня окупае

284

мости разрабатываемых проектов. Мировой рынок бытовой техники и электропики характеризуется очень коротким (один год и менее) жизненным циклом поколений повой продукции, что требует от производителей максимальной концентрации капиталов и ускорения инновационного цикла. Одни из белорусских предприятий потеряли перспективные быстрорастущие рынки (например, компьютерных комплектующих, оборудования и средств мобильной связи). Другие сумели адаптироваться к условиям глобальной конкурентной среды и сохраняют присутствие на мировом рынке за счет консолидации активов и выстраивания новых кооперационных связей с зарубежны-мифирмами, главным образом России и Китая. Рассмотрим крупнейшие и наиболее успешные отечественные предприятия отрасли.

ОАО «Интеграл» является разработчиком, производителем и экспортером микроэлектронных компонентов — интегральных микросхем, полупроводниковых приборов, средств отображения информации, а также изделий электронной техники. Компания представлена комплексом предприятий и конструкторских бюро, обеспечивающих полный производственный цикл — от проектирования до серийного производства продукции. В ее структуру включены три завода, научно-технический центр, филиалы, вспомогательные производства. Кроме того, ОАО «Интеграл» является учредителем ряда частных инновационно-внедренческих предприятий и сотрудничает с компаниями Китая, Кореи, Гонконга, Сингапура, Индии и других стран.

ЗАО «Атлант» — одно из ведущих предприятий по производству бытовой техники на территории СНГ. Его продукция экспортируется в 34 государства мира. Основными направлениями специализации являются:

• производство бытовой техники — холодильников, морозильников, стиральных машин, плит и чайников;

производство торгового холодильного оборудования;

• производство промышленного оборудования, транспортных и складских систем.

В ЗАО реализован полный технологический цикл производства холодильников. В его структуру входят; Минский завод холодильников; Завод бытовой техники, на котором сосредоточено производство стиральных машин; Барановичский станкостроительный завод, выпускающий компрессоры для холодильников и промышленное оборудование.

ОАО «Горизонт» ■ - холдинговая компания, работающая в нескольких бизпес-паправлепиях, главным из которых являя


 

ется бытовая техника и электроника. Данное бизнес-направление объединяет ряд юридически независимых предприятий, специализирующихся на разработке, производстве, продажей сервисном обслуживании тохники, в частности:

• завод электропики и бытовой техники «Горизонт» — телевизоры и другая электробытовая техпика;

• завод «Белит» (Поставы) — цифровые проигрыватели, бытовая техника и комплектующие;

• Мидеа-Горизонт — СВЧ-печи;

• Аэстон-Горизонт — банкоматы, платежные терминалы, телефоны, оборудование для систем кабельного и цифрового спутникового телевидения.

ОАО «Витязь» (Витебск) — крупнейший белорусский производитель телевизоров и единственное на территории СНГ предприятие, работающее в системе полного цикла изготовления данного вида техники. Кроме того, здесь выпускается широкий спектр изделий бытовой техники: DVD-проигрыватели, СВЧ-печи, пылесосы, чайники, утюги, фены и др. Новым перспективным направлением специализации является производство медицинской техники.

Белорусское оптико-механическое объединение (БелОМО) — многопрофильное предприятие, специализирующееся на разработке и выпуске оптико-электронных, лазерных и оптико-механических изделий. В его структуру входят пять открытых акционерных обществ, в том числе головное предприятие ОАО «БелОМО — ММЗ им. СИ. Вавилова». Объединение производит продукцию как гражданского, так и военного назначения, в том числе фотографические объективы, бинокли, приборы для определения подлинности ценных бумаг, приборы наведения, оптические прицелы, приборы ночного видения.

При БелОМО создано несколько совместных предприятий, выпускающих высокоточные оптические изделия и осветительную технику. Ведущей проектно-конструкторской организацией оптико-механической промышленности является ОАО «Пеленг». Разработка и изготовление оптико-механического и контрольно-измерительного оборудования, микроскопов и прочей медицинской техники ведется также в ГНПО «Планар». Производственно-техническая база этих предприятий, а также высокий уровень квалификации инженерно-технического и производственного персонала позволяют разрабатывать и производить приборы гражданского и военного пазпачепия мирового уровня.


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1068; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.