Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Строительный комплекс




Строительный комплекс традиционно является важнейшим компонентом реального сектора экономики, выполняющим функцию расширенного воспроизводства посредством создания и обновления основного капитала. Комплекс представляет собой межотраслевую систему, включающую совокупность предприятий, объединений и организаций, деятельность которых направлена на создание, ремонт и реконструкцию объектов производственного и непроизводствешюго назначения. И в системе ОКОНХ, и в системе ОКЭД он представлен двумя взаимосвязанными совокупностями видов деятельности — собственно строительство и промышленность строительных материалов и конструкций64.

Строительный комплекс объединяет подрядные и специализированные строительные организации, предприятия промышленности строительных материалов и строительной индустрии, механизации и транспорта, проектно-изыскательские, конструкторско-технологические и научно-исследовательские организации, строительные фирмы, биржи и другие формирования, специализирующиеся в области строительства (независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности), а также учреждения по подготовке кадров и отраслевые органы управления. Все подразделения комплекса объединяют экономические, технологические и производственные связи; на него работает строительное и дорожное машиностроение. Продукцией строительного комплекса считаются полностью завершенные строительством и сданные в эксплуатацию здания и сооружения, производственные мощности, объекты социальной инфраструктуры, т.е. все объекты, образующие основные средства.

Строительный комплекс Беларуси включает 6853 организации (на конец 2010 г.), в том числе 6344 (92,6 %) частных, входящих в состав или находящихся в подчинении более чем 20 органов государственного управления, концернов и объединений. К самым крупным из них относятся 109 строительных трестов и объединений, 200 предприятий промышленности


 

строительных материалов и стройиндустрии, свыше 40 проектных институтов, около 20 научно-исследовательских и кон-структорско-техпологических организаций. Наиболее значимыми субъектами строительной деятельности республики являются Министерство архитектуры и строительства, Министерство транспорта и коммуникаций, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство промышленности, Министерство связи и информатизации. Министерства энергетики.

Координацию и методологическое руководство деятельностью всех организаций строительного комплекса, независимо от формы собственности и ведомственной подчиненности, осуществляет Министерство архитектуры и строительства РБ, основными видами деятельности которого являются: проведение единой государственной технической политики в области строительства, градостроительства, проектирования, производства строительных материалов и конструкций, инженерного оборудования, машин и механизмов; координация научных исследований; разработка государственных программ; экспертиза проектно-сметной документации и надзор за ведением работ в строительстве;.экспорт строительных услуг и промышленной продукции.

Правовой основой функционирования отрасли являются Гражданский кодекс, Инвестиционный кодекс, Жилищный кодекс, Закон «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь», нормативные правовые акты Президента Республики Беларусь, постановления Совета Министров Республики Беларусь, Министерства архитектуры и строительства РБ, устанавливающие основные принципы, правила, стапдарты и нормы строительной деятельности.

Строительный комплекс составляет основу инвестиционного потенциала страны. Его функционирование и развитие обусловлено проводимой инвестиционной политикой, представляющей собой одно из звеньев экономической политики, систему мероприятий, определяющих объем, структуру и направления капитальных вложений, рост основных средств и их восстановление. Через инвестиционную политику обеспечивается реализация приоритетных направлений социально-экономического развития Беларуси, осуществляются концентрация капитальных вложений и повышение их эффективности.

Падение инвестиционной активности в 1991—1995 гг. привело к серьезному снижению объемов строительного производ


 

ства, которые однако стабилизировались в 1996 г., а с 1997 г. наметилась тенденция их устойчивого роста, определяемая динамикой инвестиций в основной капитал (табл. 5.19)-

Строительство (в системе ОКОНХ - капитальное строи­тельство) рассматривается как вид экономической деятельно­сти по созданию новых, реконструкции и техническому перево­оружению уже действующих основных средств. В соответствии с назначением и особенностями возведения отдельных объектов различают следующие виды строительства: промышленное, жилищно-коммунальное, транспортное, энергетическое, сель­скохозяйственное и др.

Строительство существенно отличается от других видов эко­номической деятельности особым характером продукции, усло­виями вложения денежных средств, их освоения и возврата.

 


 

Строительная продукция, в стоимостной форме измеряемая объемом подрядных или строительно-монтажных работ, создается на определенном земельном участке и в точение всего периода создания и эксплуатации остается нетранспортабельной. Продолжительность возведения любого объекта исчисляется по только месяцами, по и годами, что вызывает отвлечение капитала из оборота и практическое его замораживание на продолжительное время. Длительность технологического цикла обусловила особую форму расчетов за строительную продукцию. Они ведутся за условпо готовую продукцию — за этапы работ, выполнение конструктивных частей зданий или видов работ. Это предопределяет необходимость устаповлевия цепы не только за объект в целом, по и за отдельные виды и этапы работ,

Одним из главных направлений рыночных преобразований в отрасли стал отказ от закрепления заказчиков за подрядчиками и переход к рынку подрядных работ. Постепенно сформировалась негосударственная форма собственности, образовалось значительное число кооперативных, арендных, малых Предприятий и организаций, что позволяет размещать заказы на проектирование и строительство объектов на конкурсной основе в форме подрядных торгов.

Сегодня строительство в национальной экономике производит 11,0 % ВВП, приносит 7,8 % прибыли, оказывает 32,2 % бытовых услуг населению; в нем работает 9,5 % от общей численности занятых, используется 3,2 %*основных средств, на долю отрасли приходится 3,9 % инвестиций в основной капитал. Строительство обладает третьей по величине (после отраслей связи и промышленности) долей активной части основного капитала (40,0 %), обеспечивает самую высокую среди производящих товары отраслей долю добавленной стоимости (46,0 %) в валовом выпуске продукции и благодаря этому — самую высокую среди производителей товаров динамику удельного веса в ВВП страны.

Строительные организации осваивают примерно половину объема инвестиций в основной капитал (промышленность строительных материалов и конструкций — 25,5 %, жилищное строительство 21,6 %), что подтверждает ведущую роль строительства в формировании и реализации инвестиционного потенциала страны.

Жилищное строительство в нашем государстве относится к одному из приоритетных направлений социально-экономического развития. Принят ряд нормативных и правовых документов, предусматривающих меры по увеличению объемов жилищных инвестиций, а также снижению стоимости жилья


 

Динамика жилищного строительства в конце периода 1996—2010 гг. характеризуется ростом ввода в действие жилых домов как в городах, так и в сельской местности при веко-тором замедлении темпов в 1996—2005 гг. Так, если в 1991— 1995 гг. было введено 19,0 млн м2 общей площади, в 1996— 2000 и в 2001—2005 гг. — по 16,1 млн м2, то в 2006—2010 гг. ввод жилья достиг 26,2 млн м2 (в 1986—1990 гг. данный показатель составил менее 26 млн м2).

Вместе с тем сложной проблемой остается незавершенное строительство, которое включает строящиеся объекты в пределах нормативных сроков и с их превышением, а также временно остановленное, законсервированное и окончательно приостановленное строительство. По состоянию на 1 января 2011 г., в незавершенном строительстве (без учета индивидуальных застройщиков) находилось 13 262 объекта (на 1 января 2006 г. — 15 019), из них 38,1 % составляют производственные объекты. Временно приостановлено и законсервировано строительство 2059 объектов (на 1 января 2006 г. — 4227).

Промышленность строительных материалов и конструкций является важнейшей структурной составляющей строительного комплекса. Ее ядро образуют 526 предприятий но производству строительных материалов, а также стекольной и фарфоро-фаянсовой продукции. Они представляют около 25 направлений деятельности по изготовлению свыше 150 видов строительных материалов и изделий.

На долю отрасли приходится 5,4 % общего объема продукции и стоимости основных средств, 5,1 % численности запятых в промышленности Беларуси. Отрасль формировалась в течение десятилетий и была запрограммирована на поступательный рост крупномасштабного строительства в составе единого народнохозяйственного комплекса СССР. К моменту обретения независимости объемы производства значительно превышали потребности страны, вследствие чего в 1990-х гг. произошло сокращение производства мпогих видов продукции (табл. 5.20).

Однако, начиная с 2001 г., динамичный рост объемов строительно-монтажных работ в стране, а также развитие экспорта цемента, стеновых, кровельных, облицовочпых, нерудных строительных материалов обусловили устойчивое увеличение объемов производства строительных материалов и конструкций.

Основными отраслями промышленности строительных материалов являются: цементная промышленность, производство сборных железобетонных конструкций и изделий, промышленность стеновых материалов, производство облицовочпых мА


 

териалов, производство мягких кровельных материалов, производство известковых и гипсовых материалов, производство нерудных строительных материалов, стекольная и фарфоро-фаянсовая промышленность, производство оборудования и оснастки для выпуска стройматериалов.

Благодаря реализации в 2006—2010 гг. на предприятиях отрасли свыше 100 инвестиционных проектов в 1,5—3,0 раза увеличены объемы выпуска основных строительных материалов. Проведена работа по прямому введению международных (ISO) и европейских (EN) стандартов в качестве государственных стандартов Республики Беларусь.

Перспективы развития строительного комплекса. Развитие строительной деятельности и промышленности строительных материалов и конструкций осуществляется в соответствии с Концепцией развития строительного комплекса Республики Беларусь на 2011—2020 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.10.2010 г. № 1589 (далее — Концепция—2020), а также в соответствии с НСУР— 2020 и Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011—2015 годы.

Основной целью дальнейшего развития строительного комплекса является создание современных энергоэффективных и ресурсоэкономичных, экологически безопасных зданий и сооружений, новых конкурентоспособных на внутреннем и внешних рынках строительных материалов, не уступающих по своему качеству европейским. Опережающее развитие получит производство строительных материалов и конструкций на основе использования местных сырьевых ресурсов для строительства жилых домов с невысокой стоимостью, отвечающих требованиям стандартов и эксплуатируемых на базе возобновляемых источников энергии. К 2015 г. намечено довести объемы строи-

334

тельства энергоэффективного жилья до 6 млн м2, что составит около 60 % общей площади вводимых домов.

Выпуск цемента к 2013 г. планируется увеличить на 5,4 млн т, производственные мощности по выпуску гранитного щебня — на 3 млн т в год; мощности по производству гнутого автомобильного и архитектурного стекла — до 1,8, зеркального стекла — 3, ламинированного — 3, энергосберегающего — 4 млн м2 в год. Мощности по производству теплоизоляционных изделий из стекловаты (рулоны, маты и иная продукция) в 2012 г. составят 15 тыс. т в год, что должно полностью обеспечить потребность внутреннего рынка в указанных видах продукции и позволит нарастить экспортный потенциал.

В сфере международного сотрудничества предполагается осуществить: гармонизацию нормативной и сертификационной баз с законодательством государств — участников СНГ и стран Европейского Союза; заимствование европейского опыта организации строительства и освоение новых перспективных технологий; привлечение ипострапных инвестиций для создания инновационных технологических мощностей.

Прогнозируется поэтапное с учетом выхода на рынки Средней Азии, России и Южной Америки увеличение экспорта строительных услуг с последующим достижением положительного сальдо внешней торговли.

Реализация Концепции—2020 должна обеспечить достижение следующих показателей устойчивого развития строительного комплекса: рост производительности труда в 1,7—1,9 раза, снижение материалоемкости на 5 %, ввод в эксплуатацию 1 м2 общей площади жилых домов на одного жителя республики в год, достижение рентабельности реализованной продукции 14—15 %, увеличение экспорта работ (услуг) в 1,8—2,0 раза.

5.5. Транспорт и связь

Транспорт и связь обеспечивают перевозки грузов и пассажиров, передачу и распространение информационных потоков в целях удовлетворения потребностей населения, нормального функционирования производственных процессов всех субъектов хозяйствования и управления государством. Основная экономическая функция транспорта и связи как отраслей производственной инфраструктуры заключается в том, что они продолжают процесс производства в сфере обращения, ускоряют


 

оборот капитала, в значительной степени влияют на структуру и темпы роста основного производства, экономию всех без исключения ресурсов и в конечном счете — на результаты функционирования национальной экономики в целом67.

Транспортный комплекс — совокупность различных видов транспорта, развивающихся во взаимодействии и взаимозависимости, дополняющих друг друга, обеспечивая тем самым эффективное использование каждого вида.

Транспорт общего пользования осуществляет перевозки для всех субъектов рынка независимо от их организационно-правового статуса. Транспорт внутреннего (необщего) пользования принадлежит отдельным субъектам рынка и удовлетворяет их потребности в транспортных услугах. Данные виды транспорта отличаются друг от друга использованием разных естественных или искусственных путей сообщения. Транспортом общего пользования является магистральный железнодорожный, автомобильный, речной, морской, воздушный, трубопроводный; необщего пользования — внутрипроизводственный транспорт отдельных организаций, а также индивидуальный. По характеру выполняемой работы транспорт делится на пассажирский и грузовой.

Транспортный комплекс Беларуси — одно из крупнейших звеньев ее экономики. Он производит 7,3 % ВВП, 10,6 % прибыли, 13,3 % платных услуг населению; в нем работает 6,2 % от общей численности занятых, используется 15,7 % основных средств; на его долю приходятся 6,3 % инвестиций в основной капитал. В общем объеме экспорта услуг 63,5 % составляют транспортные. Транспортная сеть общего пользования включает 5,5 тыс. км железных дорог, в том числе 1,6 тыс. км двухпутных магистралей; 74,7 тыс. км автомобильных дорог с твердым покрытием; 11,3 тыс. км магистральных трубопроводов.

Транспортная деятельность регулируется Гражданским кодексом РБ, Законом Республики Беларусь «Об основах транспортной деятельности», транспортными уставами, кодексами и иными актами законодательства, которые определяют правовые, экономические и организационные основы, а также принципы ее осуществления, создают условия для интеграции отечественных субъектов транспортной деятельности в международный рынок транспортных работ и услуг.

Государственное регулирование и управление в области автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорож-

67 В ОКЭД функционирование транспорта и связи приведено в разделах 60—64 секции I.

 


 

ного, городского электрического транспорта и метрополитена, гражданской авиации, дорожной деятельности осуществляет Министерство транспорта и коммуникаций РБ,

Экономические показатели работы транспорта. Для оценки работы транспорта используются следующие основные параметры: объем перевозок (отправлений) грузов, объем перевозок (отправлений) пассажиров, грузооборот, пассажирооборот. Эффективность использования того или иного вида транспорта характеризуют скорость, пропускная способность, маневренность, надежность, регулярность, безопасность движения, себестоимость и др. Общим показателем для всех видов транспорта является стоимость перевозок.

' В транспортной системе Беларуси значение отдельных видов транспорта различно (табл. 5.21, 5.22).

Как свидетельствуют данные, приведенные в табл. 5.21 и 5.22, роль отдельных видов транспорта изменялась по пятилетиям в зависимости от геополитических и геоэкономических факторов, оказавших значительное влияние на макроэкономические процессы в национальной экономике. Разрушение единой транспортной системы бывшего СССР, спад производства в начале 1990-х гг., снижение реальных доходов населения, другие негативные процессы в экономической, политической и социальной сферах привели к сокращению спроса на услуги всех видов транспорта. В итоге за 1991—2000 гг. грузооборот уменьшился на 40 %. Одновременно происходили изменения в структуре транспортной работы: при снижении доли автомобильного и железнодорожного транспорта существенно увеличился удельный вес трубопроводного транспорта. Пассажиро-оборот также сократился. Для значительной части населения из-за низких доходов и высоких пассажирских тарифов стали труднодоступными услуги таких видов транспорта, как таксомоторный, воздушный, междугородный и пригородный автобусный. Однако роль железнодорожного транспорта в перевозках пассажиров в пригородном и междугородном сообщении возросла.

Роль отдельных видов транспорта, направленность и интенсивность транспортных потоков существенно изменились в 2006—2010 гг. Более половины общего грузооборота выполняет трубопроводный, свыше трети — железнодорожный транспорт. На автомобильный транспорт общего пользования приходится 12,5 % грузооборота, что несколько ниже, чем в 1990 г. В пассажирообороте наибольший удельный вес занимает авто-


 

бус на фоне сокращения доли железнодорожного транспорта. Высокими темпами растет пассажирооборот воздушного транспорта, повышается доля метрополитена. Снижение уровня использования таксомоторов как транспортных средств обусловлено значительным увеличением числа частных легковых автомобилей.

Опережающая динамика автомобильного транспорта определяет особенности развития транспортной инфраструктуры (табл. 5.23). При стабилизации протяженности железнодорожных путей и магистральных трубопроводов плотность автомобильных дорог с твердым покрытием в 2010 г. возросла на 61 % по сравнению с 1990 г. и на 13 % по отношению к 2000 г.


образование Единого экономического пространства (ЕЭП) трех государств расширяют грапицы интеграции национальной транспортной системы. Республика выработала собственное видение транспортной интеграции: единая трапспортпая система ЕЭП должна быть йнтегрировапа в европейскую и общемировую транспортные инфраструктуры.

На решение данной проблемы направлена утвержденная Правительством Стратегия развития транзитного потенциала Республики Беларусь па 2011—2015 годы. Документ содержит ряд проектов и направлений развития железнодорожного, автомобильного, трубопроводного, морского, воздушного транспорта, а также связи, в том числе: реконструкция и строительство новых автодорожных и железнодорожных пунктов пропуска через государственную границу; реконструкция республиканских автомобильных дорог, соединяющих Минск с областными центрами, а также включенных в международные транспортные коридоры; разработка и внедрение современных информационно-управляющих технологий в сфере транспорта и логистики; развитие придорожного сервиса и трапспортпо-логисти-ческих центров; обновление и модернизация технологического оборудования во всех отраслях экономики, обеспечивающих устойчивое и безопасное осуществление транзита через территорию страны.

Связь — отрасль производственной и социальной инфраструктур экономики страны, в настоящее время представляет собой так называемый телекоммуникационный комплекс, или совокупность технических средств, технологий передачи, обработки и распределения информации. Важнейшей особенностью связи является проявление основного эффекта от использования ее услуг за пределами отрасли. По данным научных исследований71, не менее 90—95 % данного эффекта проявляется у потребителей и лишь 5—10 % — непосредственно у производителей услуг в виде прибыли предприятий связи.

В отрасли производится 2,2 % ВВП, 5,6 % прибыли, 22,1 % платных услуг населению; в ней работает 1,4 % от общей численности занятых, используется 3,4 % основных средств; на ее долю приходится 2,8 % инвестиций в основной капитал. В национальной экономике связь обладает самой большой долей активной части основного капитала (51,5 %), обеспечивает самую высокую рентабельность активов организаций (7,1 %), характеризуется наименьшей долей материальных затрат (21,3 %),

 


 

занимает второе место после жилищно-коммунального хозяйства по объему платных услуг населению.

Органом государственного управления, определяющим государственную политику в сфере связи и организацию процессов информатизации в стране, является Министерство связи и информатизации РБ.

Состав, структура и показатели развития отрасли связи. В структуре отрасли выделяются две главные составляющие; электросвязь и почтовая связь.

Электросвязь объединяет в своем составе документальную, междугородную телефонную, местную (городскую и сельскую) телефонную связь, звуковое проводное вещание и телерадиокомплекс. Сеть электросвязи строится па основе интеграции в цифровом формате сетей, предназначенных для передачи различного рода информации, с обеспечением взаимного дополнения и взаимозаменяемости услуг, а, значит, и более эффективного использования технических средств ее передачи и распределения.

Почтовой связью (почтой) осуществляется регулярная доставка письменной корреспонденции, периодических изданий, денежных переводов, посылок, бандеролей. Услуги населению и юридическим лицам предоставляют городские и районные узлы связи и их отделения.

Основные показатели функционирования связи общего пользования (табл. 5.24) указывают на опережающую динамику развития электросвязи по сравнению с почтовой. Даже заметный рост числа посылок, денежных переводов и сокращение количества пенсионных выплат в 2001—2010 гг. являются прямым следствием развития электронной коммерции в форме розничной Интернет-торговли и распространения среди пенсионеров банковских пластиковых карточек.


 

Таким образом, удельный вес электросвязи за последние 10 лет возрос с 82,0 до 92,2 % в общем объеме тарифных доходов отрасли, что привело к существенным изменениям в структуре услуг связи. В результате широкого распространения в республике современных телекоммуникационных технологий и видов связи (табл. 5.25) количество абонентов сотовой подвижной электросвязи превысило численность населения страны, ликвидированы очереди на установку местных телефонных аппаратов, стремительно развивается сетевая компьютеризация — приближается к насыщению количество пользователей сети Интернет, системами кабельного телевидения обслуживаются все крупные населепные пункты, ведется работа по их внедрению в сельской местности.

Уровень и динамика развития отечественных информацион-но-коммупикационных технологий получили высокую оценку в ежегодном докладе (сентябрь 2011 г.) Международного союза электросвязи «Измерение информационного общества». Беларусь вошла в десятку стран с наибольшими темпами развития экономики по группам показателей «доступ к ИКТ» и «использование ИКТ», что позволило ей запять 52-е место (самое высо-


 

Весьма значительна роль отрасли связи в укреплении информационной безопасности страны. Для обеспечения целостности, достоверности и конфиденциальности информации, подтверждения ее авторства, а также защиты объектов информатизации от внешних и внутренних угроз, создания юридически значимого документооборота с использованием электронной цифровой подписи в рамках Закона Республики Беларусь «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» создастся Государственная система управления открытыми ключами (ГосСУОК).

Развитие отрасли происходит в соответствии с утвержденной Правительством Национальной программой ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммупикационных технологий (ИКТ) на 2011—2015 годы. Основными целями Программы являются содействие информатизации общества па инновационной основе, повышение качества и эффективности информационных отношений населения, бизнеса и государства, в том числе путем формирования Государственной системы оказания электронных услуг (ГСОЭУ).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 835; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.