КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Образование. Образование — это крупнейшая отрасль социально-культурного комплекса, которая рассматривается как система организаций и учреждений
Образование — это крупнейшая отрасль социально-культурного комплекса, которая рассматривается как система организаций и учреждений, осуществляющих образовательную деятельность; это процесс обучения и воспитания в интересах человеческого развития, направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, физическом развитии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей национальной экономики. Государственная политика Республики Беларусь в сфере образования основывается на принципах: обязательности общего базового образования; осуществления перехода к обязательному общему среднему образованию; доступности дошкольного, профессионально-технического и на конкурсной основе — сред-пего специального и высшего образования; преемственности и непрерывности уровней и ступеней образования; национально-культурной платформы образования и др. В стране достигнут практически всеобщий уровень грамотности взрослого населения — 99,7 %. Базовое, общее среднее и профессиональное образование имеют 98 % занятого населения. Роль образования в экономике постоянно возрастает. Так, его удельный вес в бюджетных расходах увеличился с 13,0 % в 2005 г. до 15,7 % в 2010 г. По этому показателю образование удерживает лидирующие позиции в системе отраслей социально-культурного комплекса. Национальная система образования включает все виды и формы образовательной деятельности в государственных и частных учреждениях. Управление образованием осуществляют Министерство образования РБ, другие министерства и ведомства, имеющие образовательные учреждения, управления и отделы образования местных исполнительных и распорядительных органов. Основным источником финансирования учреждений образования является государственный бюджет. Динамика удельного веса расходов на образование в ВВП характеризуется следующими цифрами: 1990 г. — 4,3; 1995 г. — 5,5; 2000 г. — 6,2; 2010 г. — 5,1 %. Дополнительное финансирование государственных учреждений образования возможно за счет доходов от платных образовательных услуг, производственной и научной деятельности, гуманитарной помощи, а также в виде имущества и денежных средств, полученных от благотворителей и меценатов.
Дошкольное образование — первая ступень целостной системы образования. Его основными задачами являются: • формирование умений и навыков, необходимых для ориентации и адекватных действий в познаваемом ребенком мире; • выявление и развитие индивидуальных способностей, формирование личности, развитие ее творческого потенциала; • охрана и укрепление здоровья ребенка, привитие основных навыков здорового образа жизни; • подготовка к получению основного образования на последующих этапах. Переход к рыночным отношениям, спад производства, безработица, сказавшаяся прежде всего на женщинах, и другие факторы обусловили резкое сокращение сети дошкольных учреждений в 1990—1995 гг. с 5350 до 4576, или на 16 %. В настоящее время на динамику дошкольного образования влияют в основном факторы депопуляции и старение населения, которые предопределили дальнейшее снижение числа дошкольных учреждений в стране до 4099 к 2010 г. Однако уровень охвата ими детей за период с 1990 г. по 2010 г. возрос с 67,7 до 76,7 %, в том числе в городах — до 82,9 %, в сельской местности — до 56 %, что свидетельствует о качественном совершенствовании данной подсистемы. Предусматривается развитие новых форм дошкольного образопания, укрепление материальной базы детских дошкольных учреждений. Общее среднее образование призвано обеспечить духовное и физическое становление личности, подготовку молодого поколения к полноценной жизни в обществе, воспитание гражданина Республики Беларусь. В XXI в. оно претерпевает значительные преобразования: изменяется соотношение между ступенями образования, создаются новые типы учебных учреждений, открываются частные учебные заведения. К учреждениям, обеспечивающим получение общего среднего образования, относятся: начальная, базовая и средняя школа, вечерняя (сменная) школа, гимназия, лицей, школа-интернат, санаторная школа-интернат. В общеобразовательных школах могут создаваться гимназические и лицейские классы, классы с углубленным (профильным) изучением отдельных предметов. Получение общего среднего образования осуществляется также в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования. В подсистеме общего среднего образования функционируют учебные заведения различных типов. Всего на начало 2010/11 учебного года работало 3,7 тыс. учебных заведений,
в которых обучалось 962,3 тыс. школьников. Сроди новых типов учебных заведений следует отметить: гимназии — 213, ли-цеи — 31. Частными являлись 9 общеобразовательных учреждений (всего — 658 учащихся). Динамика сети общеобразовательных школ характеризуется значительным сокращением общего их числа, прежде всего за счет сельских начальных и базовых школ. Так, за период с 1990/91 по 2010/11 учебный год количество печальных школ уменьшилось с ИЗО до 212, базовых с 1427 до 564, а гимназий и лицеев возросло с 17 до 244. Система профтехобразования Беларуси на начало 2010/11 учебного года включала 219 учебных заведений, где обучалось 106 тыс. учащихся. Интересы производства определяют дальнейшее проведение целенаправленной работы по обновлению профессионально-квалификационной структуры подготовляемых здесь кадров с учетом спроса на рынке труда. Среднее специальное образование направлено па развитие творческого потенциала личности, получение специальной теоретической и практической подготовки, решение задач обеспечения отраслей национальной экономики квалифицированными специалистами среднего звена. В республике сложилась следующая система средних специальных учебных учреждений, обеспечивающих получение: • техникумы (училища) — среднего специального образования; • колледжи — среднего специального образования, интегрированного с высшим; • высшие колледжи — среднего специального образования, интегрированного с высшим, и по отдельным специальностям — высшего образования первой ступени; • высшие профессиональные училища и профессионально-технические колледжи — среднего специального образования по специальностям, интегрированным со специальностями (профессиями) профтехобразования. На начало 2010/11 учебного года подсистема среднего специального образования включала 214 учебных заведений с общим числом учащихся 167,6 тыс. чел. В1990—2010 гг. отмечается рост числа средних специальных учебных заведений на 46 % и численности учащихся в них — на 17 %. Дальнейшее развитие среднего специального образования в стране определяется потребностью в современных специалистах среднего звена в отраслях национальной экономики. Это предполагает увеличение числа учащихся в учебных заведени-
ях нового типа — высших колледжах, высших профессиональных училищах и профессионально-технических колледжах, а также расширение интеграции среднего специального и высшего образования. Высшее образование призвано обеспечить наиболее полное развитие способностей и интеллектуально-творческого потенциала личности с целью удовлетворения потребностей общества и государства в специалистах высокой квалификации. Структура высшего образования включает две ступени, в том числе магистратуру научной и практической направленности. К учреждениям, обеспечивающим получение высшего образования, относятся: классический университет, профильный университет (академия), институт, высший колледж. Обучение в высших учебных заведениях проводится на основе интеграции учебного процесса с научной, творческой, исследовательской деятельностью преподавателей и студентов. Наряду с подготовкой специалистов с высшим образованием вузы организуют переподготовку и повышение квалификации кадров. Современная система высшего образования Республики Беларусь, но состояншо па начало 2010/11 учебного года, включает 45 государственных высших учебных заведений, в том числе 31 университет, 7 академий, 3 института, 4 высших колледжа. В них обучается 382,8 тыс. студентов. Крупнейшими вузами являются: Белорусский государственный университет, Белорусский национальный технический университет, Белорусский государственный экономический университет, Белорусский государственный педагогический университет, Гродненский государственный университет, Белорусская государственная сельскохозяйственная академия. В 1991 г. в национальной системе образования появились частные высшие учебные заведения. На начало 2010/11 учебного года работало 10 частных вузов, в которых обучалось 60,1 тыс. студентов. Прием в высшие учебные заведения в последние годы почти в 3 раза превышает уровень 1990 г, По численности студентов вузов на 10 тыс. насолопия (467 чел.) Беларусь превзошла многие экономически развитые страны мира. Подготовка в высших учебных заведениях ведется сегодня по 15 профилям, включающим порядка 350 специальностей и свыше 1000 специализаций, что позволяет обеспечивать национальную экономику специалистами практически по всем направлениям. В структуре подготовки за 1991—2010 гг. 44,7 % общего числа студентов государственных вузов приходилось ва специальности экономического и гуманитарного профилей,
а доля студентов, например естественно-научных специальностей, составляла только 3 %, что не в полной мере соответствует потребностям экономики и ставит на повестку дня необходимость изменения этих пропорций. В республике осуществлен переход на дифференцированные сроки подготовки специалистов, а также на двухступенчатую систему высшего образования. На первой ступени обеспечивается подготовка высококвалифицированных кадров, способных работать в различных отраслях экономики; на второй — формируются навыки научно-исследовательской работы и осуществляется подготовка магистров по научно и практически ориентированным направлениям. Сроки обучения определены в зависимости от содержания специальности, специфики подготовки кадров для конкретной отрасли. Предусматривается следующая продолжительность учебы: 4—5 лет (в основном 4 года) — для специальностей педагогического, экономического, сельскохозяйственного, гуманитарного и ряда других профилей; 4,5—5 лет — естественно-научных специальностей с технической ориентацией на развитие наукоемкого производства и создание сложной техники и технологий, архитектуры и строительства; 6 лет — медицинских; от 1 года до 2 лет — в научно и практически ориентированной магистратуре. В 2011 г. в Беларуси вступил в действие первый на территории СНГ Кодекс об образовании, в котором определены параметры, условия и нормативно-правовая база функционирования и развития системы образования. Кроме того, развернута подготовка новых образовательных стандартов, предполагающих интеграцию страны в мировое образовательное пространство, участие в Болонском процессе. 5.6.2. Здравоохранение Здравоохранение представляет собой систему осуществляемых соответствующими учреждениями государственных и общественных медицинских мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья людей, профилактику и лечение заболеваний. Развитие здравоохранения ориентировано на обеспечение надлежащего состояния окружающей среды, в которой живет человек; создание благоприятных условий труда, быта и отдыха для его активного долголетия; своевременное оказание полноценной медицинской помощи больным; предупреждение возникновения и распространения заболеваний среди населения.
Место здравоохранения в экономике Беларуси характеризуется следующими показателями; в отношении к ВВП его доля (включая физическую культуру и социальное обеспечение) составляет 3,1 %; здесь сосредоточено 7,2 % общей численности занятого населения. Уровень развития отрасли отражается на социальном и экономическом благосостоянии жителей страны, результатах производственной деятельности, демографических процессах и качестве народонаселения. Министерство здравоохранения РБ руководит всеми подведомственными ему медицинскими, санитарно-эпидемиологическими, фармацевтическими и иными учреждениями данного профиля, а также осуществляет методическое руководство медицинскими учреждениями других ведомств и общественных организаций, выдает лицензии и контролирует деятельность частных медицинских учреждений и врачей. Законом Республики Беларусь «О здравоохранении» (2002 г., в ред. 2010 г.) определены следующие принципы государствен' ной политики в области здравоохранения: • создание условий для сохранения, укрепления и восстановления здоровья населения; • обеспечение доступности медицинского обслуживания, в том числе лекарственными препаратами; • приоритетность мер профилактической направленности; • приоритетность развития первичной медицинской помощи; • приоритетность медицинского обслуживания, в том числе лекарственного обеспечения, несовершеннолетних, женщин во время беременности, родов и в восстановительный период после родов, ипвалидов и ветеранов в соответствии с законодательством; • обеспечение санитарно-эпидемического благополучия нынешнего и будущих поколений; • формирование ответственного отношения населения к сохранению, укреплению и восстановлению собственного здоровья и здоровья окружающих; • ответственность республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов и других организаций за состояние здоровья жителей страны; • ответственность нанимателей за состояние здоровья работников. В республике сохранено гарантированное Конституцией право на бесплатное медицинское обслуживание всем социальным
слоям населения. Функционируют 661 больничное учреждение па 108,7 тыс. коек и 2228 врачебных амбулаторпо-поликлипи-чсских учреждений, число посещений в смену в которых достигло 1128. В отрасли работают 50,8 тыс. врачей и 122,4 тыс. среднего медицинского персонала. Уровень обеспеченности врачебными кадрами (58,6 на 10 тыс. жителей) и коечным фондом (114,6 на 10 тыс. жителей) в сравнении с экопомически развитыми странами традиционно характеризуется как высокий. По оценкам ВОЗ, на начало XXI в. Беларусь находилась ва 53-м месте по общим достижениям системы здравоохранения среди 190 государств. Это относительно высокое место в сравнении со странами, близкими по уровню социально-экономического развития. Для улучшения физического и духовного оздоровления населения осуществляется реформа системы оздоровления. Принимаются меры законодательного, политического, культурно-просветительного, научного медицинского, санитарно-гигиенического, кадрового и ипого характера. Деятельность здравоохранения как отрасли национальной экономики осуществляется по следующим направлениям: • лечебно-профилактическая помощь; • охрапа здоровья матери и ребенка; • санаторно-курортное лечение; • санитарно-эпидемиологическая служба; • лекарственное обеспечение населения; • медицинская экспертиза; • медицинская наука и образование. Лечебно-профилактическая помощь представляет собой комплекс медицинских мероприятий по сохранению и укреплению здоровья людей (профилактика, диагностика, лечение, реабилитация и протезирование). Составляющими лечебно-профилактической помощи являются, во-первых, первичная медико-санитарная помощь (в том числе скорая медицинская) — наиболее доступный для каждого человека вид медицинской помощи, включающий лечение наиболее распространенных болезней, проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, медиципскую профилактику и т.д.; во-вторых, специализированная медицинская помощь. Следует отметить рост обеспеченности амбулаторно-поликлинической помощью. Так, с 1990 по 2010 г. число посещений в год на одного жителя увеличилось с 9,9 до 13,8 %, а поликлинической по* мощью охвачено свыше 80 % населения страны. В настоящее время расширяется использование в здравоохранении элск-
тронных информациошю-коммуникшщопньгх технологий, в числе которых и электронная запись па прием к специалистам узкого профиля через Интернет, и инфокиоски, и электронный документооборот, охвативший и участковых врачей. Стационарная медицинская помощь оказывается в учреждениях, специально предназначенных для этой цели. Многопрофильные больницы оказывают помощь по 5—10 и более профильным направлениям; специализированными больницами являются онкологические, туберкулезные, кардиологические, психиатрические, инфекционные, детские, госпитали для инвалидов и др. В больничных организациях Беларуси в 2010 г. было развернуто 108,7 тыс. коек, что на 20 % меньше, чем в 1990 г. Это отрицательно сказалось ва уровне обеспеченности населения больничными койками, который снизился на 14 % и составил 114,6 коек на 10 тыс. жителей. Охрана здоровья матери и ребенка — это совокупность государственных и общественных мероприятий, позволяющих женщине совмещать материнство и воспитание детей с участием в производственной и общественной жизни, сохранять и укреплять здоровье подрастающего поколения. Сегодня в Беларуси функционируют 20 самостоятельных родильных домов в крупных городах и 136 родильных отделений в районных больницах. Амбулаторно-поликлиническую помощь детям и матерям обеспечивают 345 детских поликлиник и 330 женских консультаций. До 2010 г. успешно реализовывалась программа ♦Дети Беларуси». Осуществляется углубленная диспансеризация детей, проживающих в сельской местности и городских населенных пунктах районного подчинения. Санаторно-курортное лечение занимает особое место в комплексе лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий, направленных на укрепление здоровья человека. Оно рассматривается как ведущая часть системы медицинской реабилитации и при эффективности последней позволяет в 2—6 раз снизить число обострепий заболеваний у взрослых и детей. Следует отметить появление новой отрасли национальной экономики — санаторно-курортного хозяйства, включающего также учреждения сферы отдыха и туризма. В отрасли на конец 2010 г. работали 334 санаторно-курортных учреждения и организации отдыха суммарной мощностью 43,6 тыс. мест. Таким образом, в 1990—2010 гг. численность обслуженных увеличилась в 1,7 раза и на конец периода составила 742,8 млн чел. Санаторно-курортные учреждения Беларуси пользуются большой популярностью не только у жителей страны, ио и у зарубежных граж-
дан. Высокая заполняемое™, белорусских санаториев ставит на повестку дня задачу увеличения не только количества мест в них, но и общего их числа. Санитарно-эпидемиологическая служба сформировалась как специализированная система государственных учреждений здравоохранения. Она осуществляет государственный санитарный надзор, разработку и проведение сапитарно-профи-лактических и противоэпидемических мероприятий с целью обеспечения охраны здоровья людей. Управление службой осуществляется по административно-территориальному принципу. Основным учреждением является Республиканский центр гигиены и эпидемиологии. На региональном уровне функционируют областные (6), городские (22) и районные (118) центры гигиены и эпидемиологии. Кроме того, созданы близкие по своим задачам и структуре подразделения ведомственной санитарной службы (санитарно-эпидемиологические отряды и станции). Лекарственное обеспечение производится через фармацевтическую (аптечную) сеть. Основная функция аптек по обслуживанию населения сочетается с производством, приготовлением и расфасовкой лекарств, а также организацией заготовок и закупок лекарственного сырья. Обеспечением населения и учреждений здравоохранения лекарственными препаратами и медицинскими товарами занимаются Белорусское республиканское производственное объединение и областные ПО о Фармация», сеть государственных и частных аптек и аптечных пунктов. В системе Министерства здравоохранения РБ насчитывается 2675 аптек всех категорий. Развитие отрасли в перспективном периоде направлено па создание эффективной системы здравоохранения, укрепление ее потенциала для обеспечения каждого гражданина доступной и качественной медико-санитарной помощью. Намечается увеличить долю финансирования отрасли к 2020 г. до 10 % к ВВП. Приоритет в совершенствовании структуры здравоохранения целесообразно отдать развитию профилактической медицины. 5.6.3. Физическая культура и спорт Физическая культура и спорт относятся к числу важных факторов повышения долголетия, продления жизни населения, активного отдыха. Физкультурно-спортивпому движению придан статус одного из главных приоритетов политики государства. С физической культурой и спортом тесно взаимосвязан туризм — новая отрасль национальной экономики.
Законом «О бюджете Республики Беларусь па 2010 год» по отрасли предусмотрены бюджетные ассигнования в размере 0,4 % расходов бюджета. Наряду с этим возрастает роль внебюджетного финансирования, основными источниками поступления средств которого являются такие виды деятельности, как оказание платных спортивно-оздоровительных услуг, сдача в аренду помещений и спортивных сооружений, а также спонсорская помощь. Спорт рассматривается как составпая часть физической культуры, а также средство и метод физического воспитания, система организации и проведения соревнований по различным комплексам физических упражнений и подготовительных учебно-тренировочных занятий. В республике действуют более 30 спортивных ассоциаций, около 60 спортивных клубов, объединений и союзов, свыше 90 федераций по отдельным видам спорта. Материально-техническая база отрасли включает 230 стадионов, 45 спортивных манежей, 278 плавательных бассейнов, 5064 спортивных зала, 944 стрелковых тира, а также базы олимпийской подготовки «Стайки», «Pay бичи», «Ратом-ка», дворцы спорта, тенниса, ледовые дворцы многофункционального назначения. Туризм — крупная межотраслевая система, которая обеспечивает отдых и оздоровление людей, а также является потенциальным источником доходов государственного бюджета. Туристические услуги в стране оказывают свыше 783 туристических организаций, из них 116 — государственной формы собственности. Анализ направлений деятельности этих фирм показывает, что около 90 % из них работают на внешний рынок. Сохраняется тенденция преобладания выездного туризма над въездным. В 2010 г. Беларусь посетили 120,1 тыс. иностранных туристов, 414,7 тыс. наших туристов выехали за рубеж. Несмотря па наличие соответствующего потенциала (по экспертным оценкам, 16 тыс. единиц), в туристических целях используется порядка 10 %. Удельный вес туристических услуг в общем объеме платных услуг составляет 3 %, в отношении к ВВП — лишь 0,3 %. В перспективе предстоит сформировать современный высокоэффективный и конкурентоспособный туристический комплекс рыночного типа, способный удовлетворить потребности отечественных и зарубежных граждан в туристических поездках и тем самым значительно повысить вклад туризма, особенно въездного, в развитие национальной экономики.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 505; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |