КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Плата за пользование водными объектами
Введенная с 2007 г. неналоговая плата за пользование водными объектами взимается с водопользователей, которые заключили соответствующие договоры водопользования в соответствии с Водным кодексом РФ (ВК РФ). Договор водопользования заключается между водопользователем и исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в зависимости от того, в чьей собственности находится водный объект. Договор признается заключенным с момента его регистрации в государственном водном реестре (ст. 12 ВК РФ). Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2004 г. № 282 установлено, что государственный реестр договоров пользования водными объектами и государственный водный кадастр ведет Федеральное агентство водных ресурсов. Договор водопользования должен содержать: сведения о водном объекте, в том числе описание его границ, в пределах которых предполагается осуществлять водопользование; цель, виды и условия использования водного объекта (в том числе объем допустимого забора водных ресурсов); срок действия договора водопользования; размер платы за пользование водным объектом, условия и сроки внесения данной платы; порядок прекращения пользования водным объектом; ответственность сторон договора водопользования за нарушение его условий. Перечень этих позиций не является исчерпывающим. В соответствии с ВК РФ договор может содержать и иные условия по соглашению сторон. Предельный срок действия договора — не более 20 лет. Это касается и тех договоров, которые по каким-либо причинам заключаются на более длительный период. Их действие после истечения 20 лет автоматически прекращается. Ставки платы за пользование водными объектами, порядок ее расчета и взимания устанавливаются Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления (в зависимости от того, в чьей собственности находятся водные объекты). Правительство РФ приняло два постановления: от 14 декабря 2006 г. № 764 «Об утверждении Правил расчета и взимания платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности»; от 30 декабря 2006 г. № 876 «О ставках платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности». Правила, утвержденные постановлением № 764, устанавливают порядок расчета и взимания платы за пользование поверхностными водными объектами для следующих видов водопользования (на основании соответствующих договоров): забор водных ресурсов из водных объектов или их частей; использование водных объектов или их частей без забора водных ресурсов для производства электрической энергии; использование акватории водных объектов или их частей, в том числе для рекреационных целей. Для других целей водные объекты предоставляются в пользование на основании решений либо вообще не требуется заключения договора водопользования или принятия соответствующего решения. Плата за водопользование в таких случаях не взимается. Согласно постановлению № 764 плата за пользование водными объектами устанавливается на основе таких принципов, как: стимулирование экономного использования водных ресурсов, а также охрана водных объектов. Это означает, что уровень платы должен быть достаточно высоким. За забор водных ресурсов в объеме, превышающем установленный договором водопользования, Водный кодекс предусматривает штраф в пятикратном размере ставки платы за пользование водным объектом; дифференциация ставок платы в зависимости от речного бассейна. Ставки платы должны учитывать климатические и природно-географические особенности территорий, где располагаются водные объекты; равномерность поступления платы в течение календарного года. Структура ставок платы за пользование водными объектами отличается от схем налоговых ставок, установленных гл. 25.2 «Водный налог» НК РФ. Ставки водного налога предусмотрены за забор воды из поверхностных и подземных водных объектов по экономическим районам страны (ст. 333.12 НК РФ). Внутри каждого района налоговые ставки дифференцированы по бассейнам рек и озер. Например, в Северный экономический район входят бассейны рек Волги, Невы, Печоры, Северной Двины и бассейны прочих рек и озер. По данному экономическому району установлены четыре налоговые ставки за забор воды из поверхностных водных объектов и четыре ставки за забор воды из подземных водных объектов, относящихся к бассейнам указанных рек. Что касается неналоговой платы за пользование водными объектами, то в разделе I постановления № 876 указаны ставки платы за забор водных ресурсов только из поверхностных водных объектов сразу по речным бассейнам конкретных рек или рек бассейнов соответствующих морей. Внутри каждого такого бассейна ставки дифференцированы по субъектам РФ. Например, по бассейну реки Северной Двины установлены ставки при заборе воды с указанием субъектов РФ: Республика Коми, Архангельская, Вологодская и Кировская области. Группировка по экономическим районам здесь не применяется. В разделе II постановления № 876 ставки платы установлены по водным объектам в пределах территориального моря России. В разделе III постановления № 876 указаны ставки платы за использование водных объектов без забора водных ресурсов для целей производства электрической энергии. Эти ставки установлены в рублях за 1 тыс. кВт ∙ ч электроэнергии по речным бассейнам основных рек, а также по рекам бассейнов морей и Тихого океана. Аналогичным образом установлены и ставки водного налога. В разделе IV постановления № 876 указаны ставки платы (в тысячах рублей) в год за использование 1 км2 акватории поверхностных водных объектов. Эти ставки установлены по речным бассейнам основных рек, а также по рекам бассейнов морей и Тихого океана. Пример Ставки платы за пользование водными объектами, утвержденные постановлением № 876 для Архангельской области, приведены в табл. 31.1.–31.4. Таблица 31.1. Ставки платы за забор водных ресурсов из поверхностных водных объектов или их отдельных частей (за исключением морей) в пределах объема допустимого забора водных ресурсов, установленного договором водопользования
Примечания 1. Ставка платы за забор водных ресурсов из поверхностных водных объектов или их частей для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения устанавливается в размере 70 руб. за 1 тыс. м3 водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта. 2. Ставка платы за забор водных ресурсов, установленная по речному бассейну, применяется в отношении всех поверхностных водных объектов, расположенных на территории речного бассейна. Таблица 31.2. Ставки платы за забор водных ресурсов из водных объектов или их отдельных частей в пределах объема допустимого забора водных ресурсов, установленного договором водопользования
Таблица 31.3. Ставки платы за использование водных объектов или их частей без забора водных ресурсов для целей производства электрической энергии
Таблица 31.4. Ставки платы за использование акватории поверхностных водных объектов или их частей
Принцип равномерности поступления неналоговой платы в течение календарного года обеспечивается в первую очередь за счет того, что установлен единый платежный период. Согласно постановлению № 764 платежным периодом для всех категорий водопользователей признан квартал. Плата должна вноситься за фактическое водопользование не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим платежным периодом. У конкретных водопользователей суммы платы, подлежащие внесению в бюджет, могут различаться по периодам в силу цикличного характера деятельности. У промышленных предприятий в течение года ассортимент и объемы выпускаемой продукции могут изменяться, что отражается на уровне затрат на электроэнергию и расход воды. С учетом этих обстоятельств размер платы может существенно колебаться. Исходя из правил, утвержденных постановлением № 764, размер платы определяется как произведение платежной базы и соответствующей ей ставки. Платежная база устанавливается в договоре по каждому виду водопользования и рассчитывается отдельно по каждому водному объекту или его части. Платежной базой является: для плательщиков, осуществляющих забор водных ресурсов из водных объектов, — объем допустимого забора водных ресурсов за платежный период; для плательщиков, использующих водные объекты без забора водных ресурсов для целей гидроэнергетики, — количество производимой за платежный период электроэнергии; для плательщиков, использующих акватории водных объектов, — площадь предоставленной акватории водного объекта. В платежную базу по неналоговой плате, так же как и по водному налогу, не включен сброс сточных вод в водные объекты. По объекту обложения между платой и водным налогом есть отличие. Водный налог уплачивается при пользовании как поверхностными, так и подземными водными объектами, а плата взимается только за пользование поверхностными водными объектами. При уменьшении объема забора водных ресурсов, уменьшении (увеличении) количества произведенной электроэнергии по сравнению со значениями, установленными договором, плательщики делают перерасчет размера платы. Он производится по мере необходимости после окончания соответствующего платежного периода. Такой перерасчет возможен, только если это прямо отражено в договоре водопользования. Согласно постановлению № 764 при перерасчете размера платы фактическая платежная база рассчитывается как: фактический объем забора водных ресурсов из водного объекта, который определяется по показаниям водоизмерительных приборов, отражаемым в журнале первичного учета использования воды. Если водоизмерительные приборы отсутствуют, объем забранной воды рассчитывается исходя из времени работы и производительности технических средств. Если таким образом определить объем забранной воды невозможно, то он рассчитывается исходя из норм водопотребления или с помощью других методов на условиях, которые установлены в договоре водопользования; фактическое количество произведенной электроэнергии, исчисленное на основании данных контрольно-измерительной аппаратуры в порядке, предусмотренном договором водопользования. К первичным документам по определению объемов забора воды из водных объектов относятся: журнал первичного учета использования воды; журнал учета работы технологического оборудования. Журнал первичного учета использования воды водопользователь заполняет ежедневно на основании показателей водоизмерительных приборов. Вопросы для самоконтроля 1. Перечислите платежи за пользование водными объектами. 2. В каких случаях уплачиваются платежи за пользование водными объектами? 3. Какой орган власти контролирует уплату платежей за пользование водными объектами? 4. Чем отличается плата за пользование водными объектами от водного налога? 5. Приведите примеры ставок платы за забор водных ресурсов из поверхностных водных объектов.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1645; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |