Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Плата за негативное воздействие на окружающую среду




Необходимость проведения государственной политики в области экологии, гражданские права и обязанности при пользовании окружающей природной средой закреплены в Конституции РФ.

Территория РФ характеризуется значительным разнообразием климатических и погодных условий, высокой активностью опасных природных процессов, что оказывает неблагоприятное воздействие на условия жизни населения и темпы развития экономики.

Во многих регионах РФ уровни загрязнения воздуха, водных объектов, почв значительно превышают установленные нормативы; увеличивается площадь земель, отчуждаемых под размещение отходов. Вследствие негативного воздействия меняются природные ландшафты, обостряется проблема сохранения разнообразия животного и растительного мира.

Платность использования природных ресурсов, включающая в себя в том числе вопросы платежей за загрязнение окружающей природной среды и другие виды вредного воздействия, впервые была продекларирована Законом РСФСР от 19 декабря 1991 г. № 2060-1 «Об охране окружающей природной среды». Платежи устанавливались за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов.

Плата за загрязнение представляет собой форму покрытия экономического ущерба от выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду РФ. Плата должна возмещать затраты на компенсацию воздействия выбросов и сбросов загрязняющих веществ и стимулировать снижение или поддержание выбросов и сбросов в пределах нормативов, а также стимулировать осуществление затрат на проектирование и строительство природоохранных объектов.

В развитие указанного Закона РСФСР было издано несколько подзаконных актов (большая часть из них, несмотря на судебные споры, сохранила свою силу).

Постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632 был утвержден Порядок определения платы за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия и предельных размеров этой платы.

В документе предусматривалась возможность дифференциации ставок платы по природопользователям и их категориям, а также корректировки платежей с учетом освоения природопользователями средств на выполнение природоохранных мероприятий и зачета этих средств в счет платежей за загрязнение окружающей среды. Корректировке подлежали платежи, зачислявшиеся в экологические фонды.

Базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов были утверждены Минприроды РФ по согласованию с Минэкономики РФ и Минфином РФ 27 ноября 1992 г. Эти нормативы представляют собой результат умножения двух величин: удельного экономического ущерба от негативного воздействия в пределах допустимых нормативов или лимитов и показателя относительной опасности конкретного загрязняющего вещества для окружающей природной среды и здоровья населения; при этом учитываются коэффициенты индексации платы.

В январе 1993 г. были изданы Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды. Вопросы, связанные с зачислением платы, регулировались Порядком направления 10 процентов платы за загрязнение окружающей природной среды в доход федерального бюджета Российской Федерации, утвержденным Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ от 3 марта 1993 г. № 04-15/61-638, Министерством финансов РФ от 3 марта 1993 г. № 19 и Государственной налоговой службой РФ от 3 марта 1993 г. № ВГ-6-02/10.

До 2002 г. плата за загрязнение окружающей среды являлась налоговым платежом, и на нее распространялись нормы НК РФ. В соответствии с Законом РФ «Об основах налоговой системы» плата за загрязнение окружающей среды рассматривалась в качестве федерального налога.

До 2001 г. платежи распределялись между экологическими фондами и федеральным бюджетом в соотношении 90 и 10 %. Начиная с 2001 г. вся сумма платы подлежит перечислению в бюджетную систему: до 2004 г. в федеральный бюджет зачислялось 19 % общей суммы платежа, в бюджеты субъектов РФ — 81 %. А с 2004 г. распределение изменилось в пользу федерального бюджета: его доля увеличилась до 20 %, соответственно, доля бюджетов субъектов РФ составила 80 %.

Изменение порядка зачисления платежей лишило природопользователей возможности реализовать право на зачет стоимости проведенных природоохранных мероприятий в счет начисленных платежей.

В соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» плата за загрязнение окружающей среды, размещение отходов и иные виды вредного воздействия стала именоваться платой за негативное воздействие на окружающую среду.

Несоответствие положений различных законодательных актов и нормативных документов привело к инициированию судебных исков в отношении правомерности взимания данного платежа. Решением Верховного Суда РФ от 28 марта 2002 г. № ГКПИ 2002-178 по иску налогоплательщика было признано незаконным постановление Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632. Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 4 июня 2002 г. № КАС 02-232 указанное решение оставлено в силе. По запросу Правительства РФ конституционность постановления Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632 была проверена Конституционным Судом РФ. Определением от 10 декабря 2002 г. № 284-О была подтверждена правомерность данного постановления. При этом Конституционный Суд РФ указал на неналоговый характер платежей за негативное воздействие на окружающую среду, и таким образом с 10 декабря 2002 г. эти платежи были выведены за рамки законодательства о налогах и сборах.

В связи с этим Верховный Суд РФ определением от 23 января 2003 г. № ГКПИ 02-178 отменил свои ранее принятые решение и определение кассационной инстанции. Затем решением от 12 февраля 2003 г. № ГКПИ 03-49 Верховный Суд РФ рассмотрел повторное обращение того же налогоплательщика.

В результате рассмотрения был признан незаконным только п. 2 постановления Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632, согласно которому Министерству экологии и природных ресурсов РФ поручалось утвердить базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, а также коэффициенты, учитывающие экологические факторы.

Решение Верховного Суда РФ вступило в силу с 15 мая 2003 г. — с момента вынесения определения кассационной коллегии Верховного Суда РФ № КАС03-167.

В связи с этим базовые нормативы платы и экологические коэффициенты, утвержденные Минприроды РФ 27 ноября 1992 г., с 15 мая 2003 г. не подлежали применению. Ситуация в некоторой степени разрешилась с принятием постановления Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления».

Таким образом, при расчете суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду необходимо руководствоваться следующим.

До 15 мая 2003 г. включительно расчет платы осуществлялся по базовым нормативам, утвержденным Минприроды РФ 27 ноября 1992 г., с учетом положений нормативных правовых актов субъектов РФ.

В период с 16 мая по 28 июня 2003 г. нормативы платы не были установлены.

С 30 июня 2003 г. расчет платы производится по нормативам, установленным постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344.

В настоящее время деятельность, связанная с негативным воздействием на окружающую среду и ее охраной, регулируется в России Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 27 декабря 2009 г.).

Объектами негативного воздействия являются:

земли, недра, почвы;

поверхностные и подземные воды;

леса и иная растительность;

животные и другие организмы и их генетический фонд;

атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

Видами негативного воздействия являются загрязнение, истощение, деградация, порча, уничтожение и иное вредное воздействие хозяйственной и другой деятельности на окружающую среду. В целях ограничения и предотвращения негативного воздействия в РФ проводится нормирование, то есть установление предельных значений таких видов воздействия, как:

выбросы и сбросы веществ и микроорганизмов;

размещение отходов производства и потребления;

физическое воздействие (тепло, шум, вибрация, ионизирующее излучение, напряженность электромагнитных полей и т. д.);

изъятие компонентов природной среды;

антропогенная нагрузка на окружающую среду в целом.

Законодательством РФ и субъектов РФ могут устанавливаться нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной деятельности.

Существует две категории нормативов:

нормативы вредного воздействия на окружающую среду (лимиты), которые представляют собой физические величины и утверждаются по видам загрязняющих веществ, типам загрязнения, видам производств и источников загрязнения;

нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду, которые являются суммовыми величинами и утверждаются по видам загрязняющих веществ и типам загрязнения.

На осуществление деятельности, связанной с негативным воздействием на окружающую среду, необходимо иметь лицензию. При пользовании стационарными и передвижными источниками загрязнения природной среды на условиях аренды лицензия на выбросы, сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов выдается арендатору указанного имущества.

Постановлением Правительства РФ от 24 марта 2000 г. № 251 утвержден перечень вредных веществ, сброс которых в исключительной экономической зоне РФ с судов, других плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений запрещен. При осуществлении сброса нарушитель этого постановления будет привлечен к плате за негативное воздействие на окружающую среду.

Постановлением Правительства РФ от 25 сентября 2000 г. № 726 «Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации» функции по выдаче лицензий были возложены на Министерство природных ресурсов РФ. Выдача лицензий осуществлялась в соответствии с приказом Государственного комитета РФ по охране окружающей среды от 14 декабря 1999 г. № 764. Министерство природных ресурсов РФ также утверждало величины указанных выше нормативов негативного воздействия.

В настоящее время в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» выдачу разрешений осуществляют органы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). Этот орган утверждает нормативы загрязнения окружающей среды, а с 2005 г. ведет в целом администрирование платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Федеральным законом «Об охране окружающей среды» введена плата за негативное воздействие на окружающую среду.

Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами.

К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:

выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ;

сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;

загрязнение недр, почв;

размещение отходов производства и потребления;

загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;

иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством РФ.

Действующие нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления утверждены постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344 (в ред. от 8 января 2009 г.).

Пример

Установленные для Архангельской области нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными источниками (для различных видов топлива) и коэффициенты, учитывающие экологические факторы (состояние атмосферного воздуха и почвы), приведены в табл. 29.1 и 29.2 соответственно.

Таблица 29.1. Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными источниками (для различных видов топлива)

Вид топлива Единица измерения Нормативы платы за 1 единицу измерения, руб.
Бензин неэтилированный Тонна 1,3
Дизельное топливо Тонна 2,5
Керосин Тонна 2,5
Сжатый природный газ Тысяча кубических метров 0,7
Сжиженный газ Тонна 0,9

Таблица 29.2. Коэффициенты, учитывающие экологические факторы (состояние атмосферного воздуха и почвы), по территориям экономических районов РФ

Экономические районы РФ Значение коэффициента
для атмосферного воздуха для почвы
Северный 1,4 1,4

Нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду, установленные Правительством Российской Федерации в 2003 году и в 2005 году, применяются в 2013 году с коэффициентом соответственно 2,20 и 1,79.

Сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду установлены приказом Ростехнадзора от 8 июня 2006 г. № 557.

Приказом Ростехнадзора от 23 мая 2006 г. № 459 утверждены форма расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядок ее заполнения и представления.

Внесение платы не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде.

Предпринимательская деятельность, осуществляемая в целях охраны окружающей среды, поддерживается государством. Государственная поддержка такой предпринимательской деятельности осуществляется посредством установления налоговых и иных льгот в соответствии с законодательством.

В целях защиты имущественных интересов юридических и физических лиц на случай экологических рисков осуществляется экологическое страхование.

В РФ может осуществляться обязательное государственное экологическое страхование.

Вопросы для самоконтроля

1. Перечислите виды негативного воздействия на окружающую среду.

2. Каким законом введена плата за негативное воздействие на окружающую среду?

3. Какой орган власти определяет порядок и предельные размеры платы за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 719; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.