Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ цикличности товарного рынка




Развитие товарного рынка подвержено цикличности, т. е. повторяемости тенденций его развития. Различают внутригодовую цикличность, обусловленную сезонными колебаниями, и экономическую цикличность, отражающую закономерности рыночной ситуации в течение нескольких лет.

На первом этапе выявления внутригодовой (сезонной) цикличности рынка выбираются те его параметры, которые подвержены наибольшим колебаниям и строятся их ряды динамики за несколько лет. Для исключения влияния случайных факторов каждый из построенных рядов усредняется, вычисляются его индексы сезонности и средние индексы сезонности. По средним индексам сезонности строится сезонная волна. Построенные сезонные волны характеризуют сезонную цикличность рассмотренных параметров рынка.

Пример 3.3.7. Изучим сезонную цикличность продажи товара Х по данным, приведенным в табл. 3.3.13.

Вычислим индексы сезонности по формуле

, (3.3.15)

где i и j – номера соответственно квартала и года;

– среднее количество проданного товара,

и запишем их в табл. 3.3.14.

Таблица 3.3.13

Количество проданного товара Х, т

Кварталы Годы
     
I        
II        
III        
IV        
       

Таблица 3.3.14

Индексы сезонности, %

Кварталы   Годы
     
I      
II      
III      
IV      

Вычислим среднеквартальные индексы сезонности:

%,

%,

%,

%.

По средним индексам построим сезонную волну (рис. 3.3.7).

Рис. 3.3.7. Сезонная волна

Анализ сезонной волны показывает, что с первого по третий кварталы количество проданного товара уменьшалось, а с третьего по четвертый квартал оно увеличивалось. При этом максимальный объем продаж наблюдался в первом квартале (на 39% выше среднегодового уровня), минимальный – в третьем квартале (на 53,3% ниже среднегодового уровня), объем продаж четвертого квартала близок к среднегодовому уровню.

Упражнение 3.3.6. Изучите сезонную цикличность продажи товара Х по данным следующей таблицы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 572; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.