КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Какие нужны учебники
Сложившаяся система преподавания изжила себя, неслучайно подписана Болонская конвенция Болонский процесс: новое слово Учебники Учебник для высшей школы не должен устаревать. Его содержание должно раскрывать логику проблемы и возможные пути ее снятия. Разумеется, надо учить и нормативным требованиям, предъявляемым к учету, более того, студент должен их правильно понимать и интерпретировать, но он еще должен осознавать временной характер подобных документов и знать, что действующий порядок всегда может быть изменен. Достаточно вспомнить, что еще совсем недавно начисляли амортизацию и износ, а теперь эти времена прошли. Высшее образование становится двухступенчатым. Сначала готовят бакалавров, потом магистров. Первые получают квалификацию, т. е. умение работать, вторые — компетенцию, т. е. умение пони мать свою работу. При этом, можно хорошо работать и не понимать или слабо понимать то, что делаешь, и можно понимать финансовую отчетность, не зная, как она составлена. Отсюда резко меняется значение лекций. Они должны остаться только для больших "оказий", для бесед по большим, спорным или сверхновым проблемам или как "встречи с замечательными людьми". В каждом университете следует создать библиотеку звуко- и видеозаписей лекций замечательных ученых. И в любом вузе страны любой студент добровольно сможет послушать такой курс. И даже увидеть и услышать великих ученых, которых уже нет с нами. Основное обучение должно быть посвящено практическим занятиям, семинарам и строгим опросам усвоенного материала. Экзамены должны проводиться только в письменной форме. И ни при каких условиях нельзя превращать экзамен в средство консультирования. Необходимо понимать, что у обучения две цели: во-первых, давать знания и, во-вторых, отсекать неспособных. Первая цель преследуется всем педагогическим процессом, вторая — экзаменами, их путать нельзя.
Не будет лекций — все студенты возьмутся за книги. Поскольку образование становится двухступенчатым, постольку и учебники нужны двух уровней, и сейчас, как никогда, следует определить к ним требования и указать отличия. Для бакалавра, приобретающего квалификацию, важно изучение и освоение учетной процедуры, где предполагается выработка условных рефлексов (S -» R), т. е. стимул -» реакция. Педагог показывает заполненный бланк документа — это стимул (S), и если студент правильно отвечает, какая должна быть бухгалтерская запись, т. е. демонстрирует знание, то учитель должен быть доволен. Однако очень многие педагоги этим не довольствуются, что, в общем, правильно, и требуют раскрыть экономический смысл хозяйственной операции. Допустим, студенту показывают заполненную накладную. Студент отвечает: "Дебет счета 41, дебет счета 19 и кредит счета 60". Дальше следует объяснение: "Счет 41 "Товары" — активный, увеличение отражается по его дебету, следовательно, при поступлении товаров счет дебетуется, счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" в данном случае пассивный, увеличение кредиторской задолженности показывается по его кредиту, что свойственно пассивным счетам. Счет 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" — активный и показывает дебиторскую задолженность, т. е. право требования организации к налоговым органам". Однако в этом объяснении ни о каком — ни экономическом, ни юридическом — содержании речи нет. Ибо весь смысл операции означает выполнение двух договоров. Счет 41 дебетуется, ибо администрация, согласно трудовому договору, передает поступившие товары на храпение своему агенту, материально ответственному лицу, у которого возникает ответственность перед собственником организации за вверенные кладовщику или продавцу товары, а у собственника возникает право требования к ним. Поставщика необходимо кредитовать в связи с тем, что согласно договору поставки у организации возникает обязательство возместить стоимость полученных товаров. Счет 19 дебетуют, показывая, что разность в стоимости, выплачиваемой поставщику, и оприходованной стоимостью товаров принадлежит бюджету до тех пор, пока товар не будет продан или оплачен, или не наступит иной момент, установленный законом. Но именно такое объяснение не дается, и содержательная сторона операции остается для студентов неизвестной. Однако для бакалавра это и не нужно, ибо на этом этапе студент должен освоить план счетов и условия применения ПБУ, уметь составлять бухгалтерские записи, ознакомиться с содержанием и назначением первичной документации, системой учетных регистров, правилами заполнения бланков бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций. Разумеется, бакалавр должен уметь читать нормативные документы и свободно владеть компьютером. Для магистра важно знать основы микро- и макроэкономики, уметь применять юридические нормы, свободно интерпретировать показатели финансовой отчетности, хорошо знать теорию и историю бухгалтерского учета, понимать роль и особенности аудита, следовать правилам профессиональной этики. Главное, что, обучая бакалавра, мы должны научить его моментально на вопрос (S — стимул) давать правильные ответы (R — реакция). Работая с магистром, мы должны исходить из того, что вопрос всегда важнее ответа, ибо предметом науки всегда выступает проблема, а она, как минимум, имеет два равноценных ответа. И смешно учить магистра, что ответ А — правильный, а ответ Б — неправильный. Все ответы имеют аргументы "за" и "против". Учебник для магистров, особенно для современных магистров, должен быть построен таким образом, чтобы внимание студентов концентрировалось на трех вопросах: 1) в чем смысл бухгалтерских проблем, 2) в чем их сложность, 3) как решить эти проблемы, избегая по возможности искажений. Эти вопросы связаны с тем, что методология бухгалтерского учета отличается парадоксальностью и сплошь и рядом, в свою очередь, провоцирует возможность выбора парадоксальных решений, а это приводит к получению неоднозначных результатов. Таким образом, бухгалтер, как и актер, выбирающий стиль игры, все время сталкивается с риском ошибиться. Менеджер, принимающий по учетным данным управленческие решения, также почти всегда сталкивается с риском недоучета достоверности информационного объема, с которым он работает. Этот риск может быть снижен уровнем компетенции человека, эти решения принимающего. Вот о том, что формирует эту компетенцию, и должна идти речь в учебнике. 4) В таком учебнике главными должны стать вопросы, с которыми сталкивается бухгалтер и в теории, и на практике. Учебник по возможности необходимо сделать сжатым по содержанию, ибо большие толстые книги, по примеру американских, скорее отпугивают ученика, а не вдохновляют его. "Ум, — писал митрополит Филарет (1783—1867), — не возбуждается к деятельности, память хватает скорее слова, чем мысли". Но самое трудное — это возбуждать ум учеников, которые собираются быть магистрами, ибо на скамье слушателей собираются очень серьезные люди с совершенно разным образованием. Одни — только что окончили консерваторию и знают все о сольфеджио, другие же пять лет вникали в тайны двойной бухгалтерии, проработали бухгалтерами практически многие годы и уже знают все тонкости ее процедуры. Спрашивается: как можно в одной аудитории учить всех? Однако выход есть. 1) Основная идея учебника для магистров в том, чтобы он был одинаково полезен и "юношам в расцвете лет" и бухгалтеру "с седою головой". Первые должны увидеть новое дело и решить для себя, созданы они для нашей профессии или нет, вторые — увидеть свое дело в его глубинных проявлениях, в существенной степени понять то, что часто в повседневной жизни скрыто от глаз тех, кто постоянно работает, ибо "лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии". Учебники всех уровней должны быть написаны живым языком, чтобы их было интересно читать. Текст не должен выглядеть слепым. Его следует "раскрасить" иллюстрациями, схемами, графиками, таблицами, поместить портреты великих бухгалтеров, вьщелить основные формулировки, афоризмы, крылатые слова. В виде врезок следует включить выдержки из газетных и журнальных статей, подчеркивающих связь бухгалтерского учета с практикой. В некоторых западных странах, а также в университетах США в дополнение к учебнику издаются задачники, практикумы. Для магистрантов также издаются хрестоматии статей и выдержек из классических трудов в области бухгалтерского учета. Не случайно наставление Б. Рассела (1872-1970) о необходимости "хорошего знакомства с некоторыми образцами хорошей литературы..., что будет влиять на стиль не только письма, но и мысли" (Рассел Б. Словарь. — Киев: Port-Royal, 1996. С. 135). Если принять это разграничение, то дело подготовки современных кадров бухгалтерского учета и аудита продвинется вперед.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 437; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |