Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Какие нужны учебники




Сложившаяся система преподавания изжила себя, не­случайно подписана Болонская конвенция

Болонский процесс: новое слово

Учебники

Учебник для высшей школы не должен устаревать. Его содержа­ние должно раскрывать логику проблемы и возможные пути ее снятия. Разумеется, надо учить и нормативным требованиям, предъ­являемым к учету, более того, сту­дент должен их правильно пони­мать и интерпретировать, но он еще должен осознавать временной характер подобных документов и знать, что действующий порядок всегда может быть изменен. До­статочно вспомнить, что еще со­всем недавно начисляли амортиза­цию и износ, а теперь эти времена прошли.

Высшее образование становится двухступенчатым. Сначала гото­вят бакалавров, потом магистров. Первые получают квалификацию, т. е. умение работать, вторые — компетенцию, т. е. умение пони мать свою работу. При этом, мож­но хорошо работать и не понимать или слабо понимать то, что дела­ешь, и можно понимать финансо­вую отчетность, не зная, как она составлена.

Отсюда резко меняется значе­ние лекций. Они должны остаться только для больших "оказий", для бесед по большим, спорным или сверхновым проблемам или как "встречи с замечательными людь­ми". В каждом университете следу­ет создать библиотеку звуко- и ви­деозаписей лекций замечательных ученых. И в любом вузе страны любой студент добровольно смо­жет послушать такой курс. И даже увидеть и услышать великих уче­ных, которых уже нет с нами.

Основное обучение должно быть посвящено практическим за­нятиям, семинарам и строгим опросам усвоенного материала. Экзамены должны проводиться то­лько в письменной форме. И ни при каких условиях нельзя превра­щать экзамен в средство консуль­тирования. Необходимо понимать, что у обучения две цели: во-пер­вых, давать знания и, во-вторых, отсекать неспособных. Первая цель преследуется всем педагоги­ческим процессом, вторая — экза­менами, их путать нельзя.

 

 

Не будет лекций — все студенты возьмутся за книги. Поскольку об­разование становится двухступен­чатым, постольку и учебники нуж­ны двух уровней, и сейчас, как ни­когда, следует определить к ним требования и указать отличия.

Для бакалавра, приобретающе­го квалификацию, важно изучение и освоение учетной процедуры, где предполагается выработка услов­ных рефлексов (S -» R), т. е. сти­мул -» реакция. Педагог показыва­ет заполненный бланк докумен­та — это стимул (S), и если студент правильно отвечает, какая должна быть бухгалтерская запись, т. е. демонстрирует знание, то учи­тель должен быть доволен. Одна­ко очень многие педагоги этим не довольствуются, что, в об­щем, правильно, и требуют рас­крыть экономический смысл хозяй­ственной операции. Допустим, сту­денту показывают заполненную накладную. Студент отвечает: "Де­бет счета 41, дебет счета 19 и кре­дит счета 60". Дальше следует объяснение: "Счет 41 "Товары" — активный, увеличение отражается по его дебету, следовательно, при поступлении товаров счет дебету­ется, счет 60 "Расчеты с постав­щиками и подрядчиками" в данном случае пассивный, увеличение кре­диторской задолженности показы­вается по его кредиту, что свойст­венно пассивным счетам. Счет 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" — активный и показывает дебитор­скую задолженность, т. е. право требования организации к налого­вым органам".

Однако в этом объяснении ни о каком — ни экономическом, ни юридическом — содержании речи нет. Ибо весь смысл операции означает выполнение двух догово­ров. Счет 41 дебетуется, ибо адми­нистрация, согласно трудовому до­говору, передает поступившие то­вары на храпение своему агенту, материально ответственному лицу, у которого возникает ответствен­ность перед собственником орга­низации за вверенные кладовщику или продавцу товары, а у собст­венника возникает право требова­ния к ним. Поставщика необходи­мо кредитовать в связи с тем, что согласно договору поставки у орга­низации возникает обязательство возместить стоимость полученных товаров.

Счет 19 дебетуют, показывая, что разность в стоимости, выпла­чиваемой поставщику, и оприходо­ванной стоимостью товаров при­надлежит бюджету до тех пор, пока товар не будет продан или оплачен, или не наступит иной момент, установленный законом. Но имен­но такое объяснение не дается, и содержательная сторона опера­ции остается для студентов неизве­стной.

Однако для бакалавра это и не нужно, ибо на этом этапе студент должен освоить план счетов и условия применения ПБУ, уметь составлять бухгалтерские записи, ознакомиться с содержанием и на­значением первичной документа­ции, системой учетных регистров, правилами заполнения бланков бухгалтерской отчетности и нало­говых деклараций. Разумеется, ба­калавр должен уметь читать нор­мативные документы и свободно владеть компьютером.

Для магистра важно знать основы микро- и макроэкономики, уметь применять юридические нор­мы, свободно интерпретировать показатели финансовой отчетно­сти, хорошо знать теорию и исто­рию бухгалтерского учета, пони­мать роль и особенности аудита, следовать правилам профессиона­льной этики.

Главное, что, обучая бакалавра, мы должны научить его момента­льно на вопрос (S — стимул) да­вать правильные ответы (R — ре­акция). Работая с магистром, мы должны исходить из того, что во­прос всегда важнее ответа, ибо предметом науки всегда выступает проблема, а она, как минимум, имеет два равноценных ответа. И смешно учить магистра, что от­вет А — правильный, а ответ Б — неправильный. Все ответы имеют аргументы "за" и "против".

Учебник для магистров, осо­бенно для современных магист­ров, должен быть построен таким образом, чтобы внимание студен­тов концентрировалось на трех вопросах:

1) в чем смысл бухгалтерских проблем,

2) в чем их сложность,

3) как решить эти проблемы, избегая по возможности искаже­ний.

Эти вопросы связаны с тем, что методология бухгалтерского учета отличается парадоксальностью и сплошь и рядом, в свою очередь, провоцирует возможность выбора парадоксальных решений, а это приводит к получению неоднознач­ных результатов. Таким образом, бухгалтер, как и актер, выбираю­щий стиль игры, все время сталки­вается с риском ошибиться. Ме­неджер, принимающий по учетным данным управленческие решения, также почти всегда сталкивается с риском недоучета достоверности информационного объема, с кото­рым он работает. Этот риск может быть снижен уровнем компетенции человека, эти решения принимаю­щего. Вот о том, что формирует эту компетенцию, и должна идти речь в учебнике.

4) В таком учебнике главными должны стать вопросы, с которы­ми сталкивается бухгалтер и в те­ории, и на практике. Учебник по возможности необходимо сделать сжатым по содержанию, ибо боль­шие толстые книги, по примеру американских, скорее отпугивают ученика, а не вдохновляют его. "Ум, — писал митрополит Фила­рет (1783—1867), — не возбуж­дается к деятельности, па­мять хватает скорее слова, чем мысли".

Но самое трудное — это воз­буждать ум учеников, которые собираются быть магистрами, ибо на скамье слушателей собираются очень серьезные люди с совер­шенно разным образованием. Одни — только что окончили кон­серваторию и знают все о соль­феджио, другие же пять лет вни­кали в тайны двойной бухгалте­рии, проработали бухгалтерами практически многие годы и уже знают все тонкости ее процедуры. Спрашивается: как можно в одной аудитории учить всех? Однако вы­ход есть.

1) Основная идея учебника для магистров в том, чтобы он был одинаково полезен и "юношам в расцвете лет" и бухгалтеру "с се­дою головой". Первые должны увидеть новое дело и решить для себя, созданы они для нашей про­фессии или нет, вторые — увидеть свое дело в его глубинных прояв­лениях, в существенной степени понять то, что часто в повседнев­ной жизни скрыто от глаз тех, кто постоянно работает, ибо "лицом к лицу лица не увидать, большое ви­дится на расстоянии".

Учебники всех уровней должны быть написаны живым языком, чтобы их было интересно читать. Текст не должен выглядеть сле­пым. Его следует "раскрасить" ил­люстрациями, схемами, графика­ми, таблицами, поместить портре­ты великих бухгалтеров, вьщелить основные формулировки, афориз­мы, крылатые слова. В виде врезок следует включить выдержки из га­зетных и журнальных статей, подчеркивающих связь бухгалтерского учета с практикой.

В некоторых западных странах, а также в университетах США в до­полнение к учебнику издаются за­дачники, практикумы. Для магист­рантов также издаются хрестоматии статей и выдержек из классических трудов в области бухгалтерского учета. Не случайно наставление Б. Рассела (1872-1970) о необхо­димости "хорошего знакомства с не­которыми образцами хорошей лите­ратуры..., что будет влиять на стиль не только письма, но и мысли" (Рас­сел Б. Словарь. — Киев: Port-Royal, 1996. С. 135).

Если принять это разграниче­ние, то дело подготовки современ­ных кадров бухгалтерского учета и аудита продвинется вперед.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 437; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.