Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные типы правопонимания




Правопонимание — это цельная, взаимосвязанная концепция правовых идей, обладающих особым набором свойств. Типологию правопонимания, т.е. определенную классификацию различных видов трактовки права и их разбивку на однотипные (однородные) группы, можно проводить по разным основаниям (критериям).

Естественно-правовая теория правопонимания

Данная теория наиболее логически завершенную форму полу­чила в период буржуазных революций XVII-XVIII вв. Представители: Т. Гоббс, Дж. Локк, А.Н. Радищев и др.

Основные идеи:

1) в рамках данной доктрины разделяется право и закон (на­ряду с позитивным правом, т.е. законами, принимаемыми государством, существует высшее, подлинное, «естественное» право, свойственное человеку от рождения. Это так называемое «непи­саное» право, под которым понимается совокупность естествен­ных и неотъемлемых прав человека и которое выступает крите­рием права позитивного, ибо не всякий закон содержит в себе право);

2) отождествляется право и мораль (по мнению представителей данной теории, такие абстрактные нравственные ценности, как справедливость, свобода, равенство составляют ядро права, опре­деляют собой правотворческий и правоприменительный про­цессы);

3) источник прав человека находится не в законодательстве, а в самой «человеческой природе», они приобретаются от рождения либо от бога.

Историческая школа права

Данная теория правопонимания наиболее логически завершенную форму полу­чила в конце XVIII - начале XIX вв. Представители: Г. Гуго, Ф. Савиньи, Г. Пухта и др.

Основные идеи:

1) право - историческое явление, которое, как и язык, не уста­навливается договором, не вводится по чьему-либо указанию, а возникает и развивается постепенно, незаметно, стихийно;

2) право - это прежде всего правовые обычаи (т.е. исторически сложившиеся правила поведения, влекущие за собой юридические последствия). Законы же производны от права обычного, которое произрастает из недр «национального духа», глубин «народного сознания» и т.д.;

3) отрицание прав человека.

Нормативистская теория правопонимания

Данная теория наиболее логически завершенную форму полу­чила в XX в. Представители: Р. Штаммлер, П.И. Новгородцев, Г. Кельзен и др.

Основные идеи:

1) исходным, в частности для концепции Кельзена, является представление о праве как о системе (пирамиде) норм, где на самом верху находится «основная (суверенная) норма», принятая зако­нодателем, и где каждая низшая норма черпает свою законность в норме более значительной юридической силы;

2) по Кельзену, бытие права принадлежит к сфере должного, а не сущего. Оно, таким образом, не имеет обоснования вне сферы норм долженствования и его сила зависит от логичности и строй­ности системы юридических правил поведения. Поэтому Кельзен считал, что юридическая наука должна изучать право в «чистом виде», вне связи с политическими, социально-экономическими (и другими сущими) оценками;

3) в основании пирамиды норм находятся индивидуальные акты - решения судов, договоры, предписания администрации, которые тоже включаются в понятие права и которые тоже долж­ны соответствовать основной (прежде всего конституционной) норме.

Материалистическая теория права

Данная теория наиболее логически завершенную форму полу­чила в XIX-XX в. Представители: К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин и др.

Основные идеи:

1) право понимается как возведенная в закон воля господству­ющего класса, т.е. как классовое явление;

2) содержание выраженной в праве классовой воли в конечном счете определяется характером материальных производственных отношений, носителями которых выступают классы собственни­ков основных средств производства, держащие в своих руках госу­дарственную власть;

3) право представляет собой социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-нормативное выражение. Право - это такие нормы, которые устанавливаются и охраняют­ся государством.

Психологическая теория права

Данная теория наиболее логически завершенную форму полу­чила в XX в. Представители: Л.И. Петражицкий, А. Росс, М. Рейснер и др.

Основные идеи:

1) психика людей - фактор, определяющий развитие общест­ва, в том числе его мораль, право, государство;

2) понятие и сущность права выводятся, прежде всего, не через деятельность законодателя, а через психологические закономер­ности - правовые эмоции людей, которые носят императивно-ат­рибутивный характер, т.е. представляют собой переживания чув­ства правомочия на что-то (атрибутивная норма) и чувства обязан­ности сделать что-то (императивная норма);

3) все правовые переживания делятся на два вида - пережива­ния позитивного (установленного государством) и интуитивного (личного, автономного) права. Последнее может быть не связано с первым. Интуитивное право, в отличие от позитивного, выступает подлинным регулятором поведения и поэтому должно рассматри­ваться как «действительное» право. Так, разновидностью пережи­ваний интуитивного права считаются переживания по поводу кар­точного долга, переживания детьми своих обязанностей в игре и т.п., которые соответственно формируют «игорное право», «дет­ское право» и т.д.

Социологическая теория права

Данная теория наиболее логически завершенную форму полу­чила в XX в. Представители: Е. Эрлих, Ф. Жени, С.А. Муромцев и др. Основные идеи:

1) разделение права и закона. Право воплощается не в естест­венных правах и не в законах, а в реализации законов. Если закон находится в сфере должного, то право - в сфере сущего;

2) под правом, следовательно, понимаются юридические дейст­вия, юридическая практика, правопорядок, применение законов и т.п. Право - это реальное поведение субъектов правоотноше­ний - физических и юридических лиц. Отсюда другое название данной доктрины - теория «живого» права;

3) формулируют такое «живое» право, прежде всего, судьи в про­цессе юрисдикционной деятельности. Они «наполняют» законы правом, вынося соответствующие решения и выступая в этом слу­чае субъектами правотворчества.


90. Общности права: критерии выделения

В юридической литературе традиционно - со времен римских юристов - выделяют две общности права - частное право и публичное право. При этом до сих пор остается дискуссионным вопрос о критериях их выделения, об их содержании и количестве.

Если исходить из социолого-правового, диалектического подхода к анализу права, то следует предположить, что право суть момент, сторона общества, эволюционирующая вместе с ним и обусловленная социумом как целым, в котором раскрываются его сущностные характеристики. В таком случае рассмотрение общностей права, представляющих собой сегодня группу близких отраслей права и занимающих место «верхнего» уровня в системе права следует начинать с исторического анализа их возникновения.

Одной из сфер можно назвать область имущественных отношений, в которой складываются общественные отношения по поводу имущества, касающиеся, прежде всего, его владения, пользования и распоряжения.

Другой сферой выступает публичная, властная область общественных отношений, получившая институционализацию при возникновении первых государственных образований. Главным показателем этой сферы является появление группы людей, профессионально занимающихся управлением (руководящей строительством ирригационных сооружений, оборонительных комплексов, культово-религиозных сооружений, сбором налогов и т. д.) — то есть формирование публичной государственной власти.

Третьей сферой общества — его «негативной» стороной — являются общественные отношения, связанные с совершением общественно опасных с точки зрения социального целого деяний, с назначением наказаний и (впоследствии) их предупреждений. Это, по сути, те же общественные отношения, складывающиеся в любой сфере общества, но оцениваемые негативно, со «знаком минус», так как они представляют собой угрозу обществу как целому. Именно такие три сферы общества, соотносимые с иерархией социальных ценностей — отношения людей по обмену ценностями, отношения по властному управлению ценностями и отношения по охране ценностей — выделяет в качестве объективно требующих правового опосредования.

Эти три значительно отличающиеся сферы общества не могут быть урегулированы одними и теми же нормами права: для одной области (стороны) общественных отношений требуются одни нормы, для другой — другие, а для третьей — третьи. В связи с естественной эволюцией общества происходит дифференциация норм права.

Для регулирования имущественных отношений складываются управомочивающие нормы права, для регулирования управленческих отношений — обязывающие, а для предупреждения общественно опасных деяний — запретительно-охранительные нормы права, формулирующие запрет и санкцию за его несоблюдение. Эти три группы норм права образуют три «первичные» отрасли права — гражданское, полицейское (право внутреннего государственного управления) и уголовное.

Три «первичные» отрасли в эпоху Нового времени образуют соответственно три общности права — частное, публичное и запретительно-охранительное, когда дополняются такими отраслями права, как семейное и трудовое, административное, конституционное и финансовое, гражданское и уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное и др.

Таким образом, исторический анализ дает основание для выделения не двух общностей права, а трех. Они отличаются, во-первых, относительным единством предмета правового регулирования - той сферой общества, которую призваны регулировать. Во-вторых, методом правового регулирования. Последний представляет собой совокупность приемов, способов воздействия права на общественные отношения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 581; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.