Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ответственности и наказания 8 страница




--------------------------------

<1> См.: Милюков С.Ф. Российская система наказаний. СПб., 1998. С. 34 - 35.

<2> См.: Крылова Е.С. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью как вид уголовного наказания по законодательству России и зарубежных стран: Автореф. дис.... к.ю.н. Саратов, 2002. С. 8.

 

Лишение права занимать определенные должности и лишение права заниматься определенной деятельностью могут назначаться в качестве дополнительного вида наказания и в случаях, когда они не предусмотрены соответствующей статьей Особенной части УК в качестве наказания за соответствующее преступление, если с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Лишение права занимать определенные должности и лишение права заниматься определенной деятельностью могут назначаться в качестве дополнительного вида наказания на основании ч. 3 ст. 47 УК, когда они указаны в санкции статьи в качестве одного из основных видов наказаний. Так, например, при назначении основного вида наказания в виде лишения свободы по ч. 1 ст. 286 УК (превышение должностных полномочий) в качестве дополнительного наказания может быть назначено лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, хотя санкцией данной статьи оно предусмотрено в качестве основного вида наказания.

В отношении лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью действует общее правило, в соответствии с которым осужденному как за одно преступление, так и по совокупности преступлений и приговоров указанные наказания не могут быть назначены одновременно в качестве основного и дополнительного. За одно и то же преступление осужденному не может быть назначено одновременно лишение права занимать определенные должности и лишение права заниматься определенной деятельностью.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может быть назначено в качестве наказания и тем лицам, которые выполняли соответствующие служебные обязанности временно, по приказу или распоряжению вышестоящего уполномоченного лица, либо к моменту постановления приговора уже не занимали должности и не занимались деятельностью, с которыми были связаны совершенные преступления <1>. То обстоятельство, что к моменту вынесения приговора лицо не занимало определенной должности или не занималось определенной деятельностью, не лишает суд права назначить данные наказания.

--------------------------------

<1> Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 октября 2009 г. N 20 "О некоторых вопросах судебной практики назначения и исполнения уголовного наказания" // Российская газета. 2009. 11 нояб.

 

При назначении наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью суд должен указывать не какую-либо конкретную должность (напр., главы органа местного самоуправления или начальника штаба воинской части), а категорию должностей, определенную конкретными признаками (напр., должности, связанные с осуществлением функций представителя власти либо организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций). При этом суд должен четко указать срок запрета занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

В соответствии со ст. 38 УИК представители власти, государственные служащие, служащие органов местного самоуправления, служащие государственных или муниципальных учреждений, коммерческих или иных организаций, злостно не исполняющие вступившие в законную силу приговор суда, решение суда или иной судебный акт о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, несут ответственность по ст. 315 "Неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта" УК.

 

§ 4. Лишение специального, воинского или почетного звания,

классного чина и государственных наград

 

В ст. 48 УК фактически предусмотрено 5 видов наказания, связанных с психологическим воздействием на осужденного, а также лишением его определенных карьерных и экономических преимуществ, установленных для лиц, имеющих специальное, воинское или почетное звание, классный чин или государственную награду.

Эти наказания могут применяться лишь в качестве дополнительного вида при осуждении за совершение тяжкого (ч. 4 ст. 15 УК) или особо тяжкого (ч. 5 ст. 15 УК) преступления с обязательным учетом данных о личности виновного. При изменении судом кассационной инстанции квалификации содеянного с тяжкого или особо тяжкого преступления на преступление средней или небольшой тяжести дополнительное наказание в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград не назначается.

По своему содержанию эти наказания заключаются в аннулировании юридически закрепленных заслуг, поскольку факт осуждения лица за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления с учетом при этом личности осужденного дискредитирует указанные выше звания, классный чин, государственные награды.

Обращает на себя внимание незначительный удельный вес данного вида наказания в общем числе наказаний, назначаемых судом. Так, в 2008 г. к данной мере были приговорены лишь 246 человек, что составило 0,03% от общего числа осужденных <1>.

--------------------------------

<1> Обзор деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей в 2008 г. Текст документа размещен на официальном сайте Судебного департамента при Верховном Суде РФ www.cdep.ru/statistics.asp.

 

Заметим, что государство регулярно устанавливало право на лишение своих граждан учрежденных им наград <1>. Например, порядок лишения российских императорских медалей устанавливался в Своде учреждений государственных 1892 г. (кн. 8, гл. 5, отд. 7), по которому "в случае преступления медаль с изображением Его Императорского Величества снимается с пожалованного ею не иначе, как по суду уголовному, с Высочайшего соизволения, сообразно порядку, установленному в правилах о судопроизводстве уголовном" <2>.

--------------------------------

<1> Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11 января 2007 г. N 2 "О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания" // Российская газета. 2007. 24 янв.

<2> Цит. по: Кузнецов А.А. Энциклопедия русских наград. М., 2002. С. 513.

 

Возможность лишения государственных наград предусматривалась и советским законодательством. Так, Общим положением об орденах Союза ССР, утвержденным Постановлением ЦИК и СНК СССР от 30 апреля 1930 г., определялось, что "награжденные орденами Союза ССР лишаются этих орденов лишь специальным постановлением ЦИК Союза ССР или его Президиума на основании судебных приговоров за порочащие данного гражданина или данный коллектив поступки и за систематическое невыполнение обязанностей, возлагаемых на них статутом соответствующего ордена" <1>. Общее положение об орденах, медалях и почетных званиях СССР, утвержденное Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 июля 1979 г., содержало отдельную гл. IX "Лишение государственных наград", в которой определялись основания для лишения государственных наград СССР: а) осуждение за тяжкое преступление; б) совершение лицом проступка, порочащего его как награжденного; в) лишение гражданства СССР. При этом лишение государственной награды при осуждении награжденного за тяжкое преступление осуществлялось по представлению суда на основании и в порядке, установленных законодательством, а за совершение лицом проступка, порочащего его как награжденного, - по представлению органа, обладающего правом внесения представлений о награждении <2>. Аналогичные нормы были включены в Положение о государственных наградах РСФСР <3>.

--------------------------------

<1> СЗ СССР. 1930. N 26. Ст. 287.

<2> Ведомости Верховного Совета СССР. 1979. N 28. Ст. 479.

<3> Глава VII Положения о государственных наградах РСФСР, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 27 января 1983 г. (Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1983. N 5. Ст. 164).

 

Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград как виды уголовных наказаний не предусмотрены ни в одной статье Особенной части УК. Суд при осуждении за тяжкое или особо тяжкое преступление самостоятельно решает вопрос о назначении этих дополнительных наказаний независимо от того, каким будет основное наказание.

Специальные звания присваиваются работникам государственной службы различных ведомств, например органов внутренних дел, дипломатической, таможенной, налоговой службы и др.

Воинские звания определяют служебно-правовое положение (статус) военнослужащего по отношению к другим военнослужащим. Воинские звания присваиваются в соответствии со служебным положением военнослужащего, военной или специальной подготовкой, выслугой лет, принадлежностью к виду вооруженных сил, роду войск (службы) и заслугам. Воинские звания устанавливаются Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1998. N 13. Ст. 1475.

 

Почетные звания <1> устанавливаются в целях поощрения граждан за высокое профессиональное мастерство, многолетний добросовестный труд в различных сферах деятельности, например в науке, литературе, искусстве.

--------------------------------

<1> Указ Президента РФ от 30 декабря 1995 г. N 1341 "Об установлении почетных званий Российской Федерации, утверждении положений о почетных званиях и описания нагрудного знака к почетным званиям Российской Федерации" // СЗ РФ. 1996. N 2. Ст. 64.

 

Классный чин - это особое звание, присваиваемое гражданским служащим в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы в пределах группы должностей гражданской службы, установленное Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ <1> "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215.

 

Государственные награды - это ордена, медали, знаки отличия Российской Федерации, предусмотренные Положением о государственных наградах РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 2 марта 1994 г. N 442 <1>.

--------------------------------

<1> Российская газета. 1994. 10 марта.

 

В литературе высказывалось мнение о том, что невозможно лишить гражданина, удостоенного, например, медали "За спасение погибавших", поскольку, как бы ни сложилось в дальнейшем, та заслуга перед государством, за которую его наградили медалью (спасение людей во время стихийных бедствий, на воде, под землей, при тушении пожаров и других обстоятельствах <1>), не исчезла. Эту заслугу невозможно аннулировать, изъять из биографии награжденного лица, из жизни лица спасенного, даже судебным решением <2>.

--------------------------------

<1> Положение о медали "За спасение погибавших", утв. Указом Президента РФ от 2 марта 1994 г. N 442 (в ред. Указа Президента РФ от 6 января 1999 г. N 19) // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1994. N 10. Ст. 775; СЗ РФ. 1999. N 2. Ст. 269.

<2> См.: Винокуров В.А. Указ. соч. С. 142.

 

Учитывая личность подсудимого, суд вправе принять решение о применении как одного, так и нескольких указанных в ст. 48 УК правоограничений, например, при наличии у виновного и воинского звания, и государственных наград. При наличии нескольких званий, орденов и пр. суд вправе лишить их всех или части. В каждом таком случае решение суда должно быть тщательно мотивировано.

В соответствии со ст. 61 УИК суд, назначивший лишение осужденного специального, воинского или почетного звания, классного чина или государственных наград, направляет копию приговора должностному лицу, присвоившему осужденному звание, классный чин или наградившему его государственной наградой. Должностное лицо в установленном порядке вносит в соответствующие документы запись о лишении осужденного специального, воинского или почетного звания, классного чина или государственных наград, а также принимает меры по лишению его прав и льгот, предусмотренных для лиц, имеющих соответствующие звание, чин или награды. Копия приговора суда в отношении военнослужащего запаса направляется в военный комиссариат по месту воинского учета.

В течение одного месяца со дня получения копии приговора соответствующее должностное лицо обязано сообщить в суд, вынесший приговор, о его исполнении.

 

§ 5. Обязательные работы

 

Обязательные работы являются новым видом наказания, ранее неизвестным российскому уголовному законодательству. Несмотря на их наличие в системе наказаний (ст. 44 УК), обязательные работы в течение 8 лет после введения в действие УК 1996 г. не применялись. Они были введены в действие лишь на основании Федерального закона от 28 декабря 2004 г. N 177-ФЗ <1> с 10 января 2005 г.

--------------------------------

<1> Российская газета. 2004. 30 дек.

 

Обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ (ст. 49 УК). Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями <1>. В 2005 г. во всех субъектах РФ органами местного самоуправления был определен и согласован с уголовно-исполнительными инспекциями перечень предприятий для отбывания обязательных работ. В основном это муниципальные предприятия жилищно-коммунального хозяйства. Виды работ определяются исходя из общественных потребностей конкретного населенного пункта, возраста и состояния здоровья осужденного.

--------------------------------

<1> Об исполнении наказания в виде обязательных работ см. Приказ Министерства юстиции РФ от 20 мая 2009 г. N 142 "Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества".

 

Обязательные работы превалируют в главах об экологических преступлениях (63,9%), о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (54,5%), против семьи и несовершеннолетних (46,2%); не применяются в главах о транспортных преступлениях, преступлениях против военной службы, мира и безопасности человечества <1>.

--------------------------------

<1> См.: Лопашенко Н.А. Уголовное наказание в России: состояние и проблемы закона, практики и уголовной политики: Сборник статей второго международного форума "Преступность и уголовное право в эпоху глобализации". Пекин, 2010. С. 408.

 

Обязательные работы устанавливаются на срок от 60 до 480 часов и отбываются не свыше 4 часов в день. В основном работа заключается в уборке скверов и улиц, покраске и ремонте объектов ЖКХ, мойке окон, выносе мусора и выполнении других неквалифицированных операций.

Заметим, что в УИК установлен несколько иной порядок выполнения обязательных работ: осужденный должен работать не более 2 часов в будние дни и только с его согласия - 4 часа, в выходные дни - не более 4 часов (ст. 27).

Обязательные работы применяются только в качестве основного вида наказания за преступления небольшой (напр., ст. ст. 115, 116, 118, ч. 1 ст. 119 УК) или средней (напр., ст. 136) тяжести.

В связи с тем что данное наказание связано с занятием трудовой деятельностью, оно не назначается лицам, признанным инвалидами I группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 3 лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.

В соответствии с ч. 3 ст. 49 УК в случае злостного уклонения осужденного от отбывания обязательных работ они заменяются принудительными работами или лишением свободы. При этом время, в течение которого осужденный отбывал обязательные работы, учитывается при определении срока принудительных работ или лишения свободы из расчета один день принудительных работ или один день лишения свободы за 8 часов обязательных работ.

Злостно уклоняющимся от отбывания обязательных работ признается осужденный: а) более двух раз в течение месяца не вышедший на обязательные работы без уважительных причин; б) более двух раз в течение месяца нарушивший трудовую дисциплину; в) скрывшийся в целях уклонения от отбывания наказания (ст. 30 УИК). При этом злостно уклоняющийся от отбывания наказания осужденный, местонахождение которого неизвестно, объявляется в розыск и может быть задержан на срок до 48 часов, который в случае необходимости продлевается судом до 30 суток. В отношении злостно уклоняющихся от отбывания обязательных работ уголовно-исполнительные инспекции направляют в суды представления о замене данного вида наказания лишением свободы или принудительными работами.

В последнее время наметилась тенденция к увеличению количества осужденных к обязательным работам. На 1 января 2006 г. в уголовно-исполнительных инспекциях состояло на учете 10 тыс. осужденных к обязательным работам, из них каждый десятый - несовершеннолетний, а на 1 января 2009 г. - уже 15739 человек <1>. В 2009 г. к обязательным работам было приговорено уже 66480 человек - 7,4% от общего числа осужденных <2>. В 2010 г. рассматриваемая тенденция сохранилась, и число лиц, осужденных к обязательным работам, составило 79874 человека, что позволяет сделать вывод о высокой востребованности и отчасти признании судьями эффективности данного вида уголовного наказания.

--------------------------------

<1> Характеристика лиц, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях. Текст документа размещен на официальном сайте Федеральной службы исполнения наказаний http://www.fsin.su.

<2> Сводные статистические сведения о состоянии судимости в России за 2009 г. Текст документа размещен на официальном сайте Судебного департамента при Верховном Суде РФ www.cdep.ru.

 

§ 6. Исправительные работы

 

По своему содержанию исправительные работы представляют собой принудительное привлечение к труду на определенный срок осужденного, имеющего основное место работы, а равно не имеющего его. Осужденный, имеющий основное место работы, отбывает исправительные работы по основному месту работы с удержанием определенной приговором суда части заработка в доход государства. Осужденный, не имеющий основного места работы, отбывает исправительные работы в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного (ст. 50 УК) <1>.

--------------------------------

<1> В дореволюционной России широко практиковалось применение принудительных (каторжных) работ без изоляции осужденного от общества. Такие работы обычно осуществлялись приговоренными к ссылке. В литературе того периода обсуждался вопрос о дополнении системы имущественных наказаний отдачей в заработки в качестве замены денежной пени (штрафа) в случае несостоятельности лица. Однако сколько-нибудь широкого развития эта мера не получила, так как ее практическое осуществление представляло значительные трудности.

Исправительные работы как самостоятельный вид наказания появились в уголовном законодательстве с первых дней существования Советской власти. Первоначально в законе предусматривалось два вида наказания - ссылка, соединенная с принудительными работами, и исправительно-трудовые работы, отбываемые по месту жительства осужденного.

В процессе совершенствования этого вида наказания он стал подразделяться на исправительные работы, отбываемые по месту работы осужденного, и исправительные работы, отбываемые в местах, определяемых органами, ведающими исполнением приговора, но обязательно в районе места жительства осужденного (ст. 27 УК 1960 г.).

 

Наметился рост назначения данного вида наказания судами: в 2009 г. исправительные работы были назначены 5,2% <1> осужденных, в 2008 г. - 5,4% осужденных, в то время как в 2007 г. - 4,7% <2>, в 2006 г. - 2,9%, в 2005 г. - 1,5% <3>.

--------------------------------

<1> Сводные статистические сведения о состоянии судимости в России за 2009 г. Текст документа размещен на официальном сайте Судебного департамента при Верховном Суде РФ www.cdep.ru.

<2> Обзор деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей в 2008 г. Текст документа размещен на официальном сайте Судебного департамента при Верховном Суде РФ www.cdep.ru/statistics.asp.

<3> Обзор деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей в 2006 г. Текст документа размещен на официальном сайте Судебного департамента при Верховном Суде РФ www.cdep.ru/statistics.asp.

 

Исправительные работы устанавливаются на срок от 2 месяцев до 2 лет. Из заработной платы осужденного к исправительным работам производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от 5 до 20%.

При назначении наказания по совокупности преступлений, за каждое из которых назначены исправительные работы, при применении принципа полного или частичного сложения наказаний сложению подлежат только сроки исправительных работ, но не проценты удержаний из заработной платы. При назначении наказания в виде исправительных работ по нескольким приговорам суд, назначив за последнее преступление данное наказание с удержанием из заработной платы определенного процента в доход государства, полностью или частично присоединяет к назначенному по последнему приговору наказанию неотбытый срок исправительных работ по предыдущему приговору, оставляя для присоединяемого срока прежний размер удержаний <1>.

--------------------------------

<1> Пункт 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 октября 2009 г. N 20 "О некоторых вопросах судебной практики назначения и исполнения уголовного наказания" (Российская газета. 2009. 11 нояб.).

 

Исправительные работы относятся к подсистеме наказаний, ограничивающих трудовые и связанные с ними иные экономические права. По самостоятельности назначения они относятся к основным, по срочности - к срочным видам наказания.

Исправительные работы могут применяться лишь в случаях, предусмотренных санкцией статьи Особенной части УК. Кроме того, исправительные работы могут быть определены осужденному в порядке назначения более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление (ст. 64 УК), и при замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания (ст. 80 УК).

Поскольку исправительные работы предполагают привлечение осужденного, как правило, к физическому труду, суд должен выяснять трудоспособность такого лица, место его постоянного жительства и другие обстоятельства, свидетельствующие о возможности исполнения данного наказания.

Исправительные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами I группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 3 лет, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву (ч. 5 ст. 50 УК).

В случае заболевания осужденного тяжелой болезнью, препятствующей отбыванию наказания, он может быть освобожден от отбывания наказания на основании ч. 2 ст. 81 УК. В случае признания его инвалидом I группы он подлежит освобождению от указанного наказания в силу ч. 5 ст. 50 УК. Женщина, осужденная к исправительным работам, в случае наступления беременности вправе обратиться в суд с ходатайством об отсрочке отбывания наказания со дня предоставления ей отпуска по беременности и родам (ч. 1 ст. 82 УК, ч. 5 ст. 42 УИК, п. 17 ст. 397 УПК).

Осужденные к исправительным работам направляются уголовно-исполнительными инспекциями для отбывания наказания не позднее 30 дней со дня поступления в нее соответствующего распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления). УИК накладывает определенные ограничения на трудовую деятельность осужденного. В период отбывания исправительных работ осужденный не может уволиться по собственному желанию без письменного разрешения уголовно-исполнительной инспекции, не вправе отказаться от предложенной ему работы.

Нарушением порядка и условий отбывания осужденным исправительных работ являются: а) неявка на работу без уважительных причин в течение 5 дней со дня получения предписания уголовно-исполнительной инспекции; б) неявка в уголовно-исполнительную инспекцию без уважительных причин; в) прогул или появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения (ч. 1 ст. 46 УИК).

Злостно уклоняющимся от отбывания исправительных работ признается осужденный, допустивший повторное нарушение порядка и условий отбывания наказания после объявления ему предупреждения в письменной форме за любое из вышеперечисленных нарушений, а также скрывшийся с места жительства осужденный, местонахождение которого неизвестно (ч. 3 ст. 46 УИК).

В случае злостного уклонения осужденного от отбывания исправительных работ суд может заменить неотбытое наказание принудительными работами или лишением свободы из расчета 1 день принудительных работ или 1 день лишения свободы за 3 дня исправительных работ.

Необходимо рассмотреть различия таких видов наказания, как штраф и исправительные работы. Штраф является в основном единовременным взысканием (за исключением случаев рассрочки платежа), а исправительные работы являются протяженными во времени. В этом заключается первое отличие штрафа от исправительных работ. Во-вторых, исправительные работы накладывают на осужденного определенные ограничения в трудовых отношениях, а штраф - нет. В-третьих, в случае уклонения от исправительных работ они могут быть заменены лишением свободы, а штраф - нет. В-четвертых, исправительные работы назначаются только как основной вид наказания, а штраф может быть как основным, так и дополнительным видом наказания. Кроме того, исправительные работы не могут назначаться нетрудоспособным лицам в отличие от штрафа.

 

§ 7. Ограничение по военной службе

 

Ограничение по военной службе назначается осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, на срок от 3 месяцев до 2 лет за совершение преступлений против военной службы в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК. Кроме того, данное наказание может быть назначено тем же лицам вместо исправительных работ, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК.

Из денежного довольствия осужденного к данному наказанию производятся удержания в доход государства в размере, предусмотренном приговором суда, но не более 20%. При этом минимальный размер удержаний УК не определен. Кроме материальных правоограничений осужденный во время отбывания этого наказания не может быть повышен в должности, воинском звании, а срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания.

Ограничение по военной службе назначается только в качестве основного наказания.

В соответствии со ст. 144 УИК установленный приговором суда размер удержаний исчисляется от должностного оклада, оклада по воинскому званию, ежемесячных и иных надбавок и других дополнительных денежных выплат.

Если с учетом характера совершенного преступления и иных обстоятельств осужденный военнослужащий не может быть оставлен в должности, связанной с руководством подчиненными, то он по решению командира воинской части перемещается на другую должность как в пределах воинской части, так и путем перевода в другую часть или местность, о чем извещается суд, вынесший приговор (ст. 145 УИК).

В случае увольнения осужденного с военной службы до истечения сроков назначенного наказания суд может заменить неотбытую часть ограничения по военной службе более мягким видом наказания либо освободить от наказания на основании представления командира воинской части (ст. 148 УИК).

Замены ограничения по службе в случаях злостного уклонения осужденного другим видом наказания закон не предусматривает.

Ограничение по военной службе является определенной модификацией наказания в виде исправительных работ, но только применительно к военнослужащим. Кроме отличий по субъекту (в случае исправительных работ - это любые трудоспособные осужденные, а в случае ограничения по военной службе - это только осужденные военнослужащие, проходящие военную службу по контракту) эти виды наказаний имеют и другие отличия. Так, различны минимальные сроки наказания: для ограничения по военной службе он составляет 3 месяца (при этом минимальный процент удержания из денежного содержания осужденного в доход государства ст. 51 УК не установлен), а для исправительных работ - 2 месяца, и при этом ст. 50 УК установлен минимальный процент удержания из заработка осужденного.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 320; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.069 сек.