Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ответственности и наказания 9 страница




При исправительных работах в карательное содержание этого наказания входят лишь правоограничения трудового и материального характера - из заработка осужденного производятся удержания в доход государства в пределах от 5 до 20%, в то время как при ограничении по военной службе помимо денежного удержания имеют место и другие правоограничения - осужденный не может быть повышен в должности, воинском звании, срок этого наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания.

Кроме того, ограничение по военной службе не связано с правоограничениями в трудовой деятельности - не ограничивается продолжительность ежегодного отпуска и т.д.

При злостном уклонении от отбывания ограничения по военной службе законодатель не предусматривает замены наказания иным видом, а исправительные работы могут быть заменены лишением свободы.

 

§ 8. Ограничение свободы

 

Ограничение свободы в существующем виде было введено в уголовное право Федеральным законом от 27 декабря 2009 г. N 377-ФЗ, который в этой части вступил в силу с 10 января 2010 г. <1>. До этого времени ограничение свободы как вид уголовного наказания имел другое содержание. Согласно ч. 1 ст. 53 УК в прежней редакции, ограничение свободы заключалось в содержании осужденного, достигшего к моменту постановления судом приговора 18-летнего возраста, в специальном учреждении без изоляции от общества в условиях осуществления надзора. При введении в действие УК 1996 г. применение ограничения свободы было отсрочено сначала до конца 2001 г., а позднее Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 4-ФЗ продлил отсрочку до конца 2005 г. <2>. За это время предполагалось построить исправительные центры, в которых должны были отбывать наказание осужденные к этому виду наказания.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2009. N 52 (ч. I). Ст. 6453.

<2> СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 130.

 

По действующему УК ограничение свободы - это вид уголовного наказания, не связанный с изоляцией осужденного от общества, заключающийся в установлении судом ряда ограничений, затрагивающих в первую очередь свободу передвижения. Ограничение свободы преследует помимо основных целей наказания (ст. 43 УК) три специальные цели: 1) сократить назначение лишения свободы небольшой продолжительности; 2) способствовать реабилитации лиц, отбывших лишение свободы, и 3) снизить риск совершения ими новых преступлений после освобождения из мест лишения свободы.

Правоограничения, связанные с ограничением свободы, могут быть обязательными и факультативными. Согласно ч. 1 ст. 53 УК суд, назначая данный вид наказания, обязательно накладывает ограничения: 1) на изменение места жительства или пребывания осужденного без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы; 2) на выезд за пределы территории муниципального образования, в котором проживает или пребывает осужденный.

Факультативными являются следующие ограничения: 1) не уходить из дома (квартиры, иного жилища) в определенное время суток; 2) не посещать определенные места, расположенные в пределах территории муниципального образования, в котором проживает или пребывает осужденный; 3) не посещать и не участвовать в массовых или иных мероприятиях; 4) не изменять место работы и (или) учебы. Кроме того, на осужденного возлагается обязанность являться для регистрации в специализированный государственный орган, осуществляющий надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы. Суд вправе установить количество таких явок от 2 до 4 в месяц.

В период отбывания наказания перечень ограничений, наложенных судом, может быть изменен судом по представлению специализированного органа. При этом уголовный закон предусматривает возможность как частичной отмены ограничений, так и дополнения ранее установленных ограничений, что позволяет суду учитывать поведение осужденного во время отбывания наказания.

Отбывание ограничения свободы происходит по месту жительства (пребывания) осужденного. Специализированным государственным органом, осуществляющим надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, является уголовно-исполнительная инспекция по месту жительства осужденного (ст. 47.1 УИК), осуществляющая учет, надзор и контроль за осужденными к ограничению свободы.

Ограничение свободы может быть назначено как в качестве основного наказания за преступления небольшой и средней тяжести на срок от 2 месяцев до 4 лет (напр., за привилегированные составы убийства - ст. ст. 106 - 108, причинение смерти по неосторожности - ст. 109, доведение до самоубийства - ст. 110, ненасильственные формы хищения, совершенные без каких-либо квалифицирующих признаков, - ч. 1 ст. 158, ч. 1 ст. 159, ч. 1 ст. 160, ч. 1 ст. 161 УК), так и в качестве дополнительного наказания к лишению свободы - в случаях, предусмотренных статьями Особенной части УК, на срок от 6 месяцев до 2 лет (напр., за простое и квалифицированное убийство - ст. 105, квалифицированные виды причинения тяжкого вреда здоровью - ч. ч. 2 - 4 ст. 111 УК и др.).

Несовершеннолетним ограничение свободы может быть назначено только в качестве основного наказания на срок от 2 месяцев до 2 лет.

Ограничение свободы как основной и (или) дополнительный вид наказания Федеральным законом от 27 декабря 2009 г. N 377-ФЗ был добавлен в санкции более чем 90 статей Особенной части УК.

Ограничение свободы не назначается военнослужащим, иностранным гражданам, лицам без гражданства и лицам, не имеющим места постоянного проживания на территории РФ.

Срок ограничения свободы, назначенного в качестве основного вида наказания, исчисляется со дня постановки осужденного на учет уголовно-исполнительной инспекцией. Срок ограничения свободы, назначенного в качестве дополнительного наказания, а также при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы исчисляется со дня освобождения осужденного из исправительного учреждения. При этом время следования осужденного из исправительного учреждения к месту жительства (пребывания) засчитывается в срок отбывания ограничения свободы из расчета 1 день за 1 день.

Порядок исполнения наказания в виде ограничения свободы в первую очередь регулируется УИК (ст. ст. 47.1, 49, 50, 54, 57 - 60). Кроме того, Приказом Министерства юстиции РФ от 11 октября 2010 г. N 258 утверждена Инструкция по организации исполнения наказания в виде ограничения свободы <1>, в которой, в частности, предусмотрено, что инспекция обязана не реже 1 раза в месяц, помимо количества регистрации, определенной судом, осуществлять проверку осужденного по месту жительства на предмет соблюдения осужденным установленных ограничений. Инспекция имеет право проводить дополнительные проверки по месту жительства, работы, учебы осужденного.

--------------------------------

<1> Российская газета. 2010. 27 окт.

 

В ст. 60 УИК предусмотрено право уголовно-исполнительной инспекции для обеспечения надзора использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля. Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2010 г. N 198 был утвержден Перечень таких средств <1>. Среди этих средств предусмотрены два вида устройств, которые носят осужденные: электронный браслет, предназначенный для длительного ношения (более 3 месяцев), и персональный трекер - браслет, предназначенный для ношения на теле не более 3 месяцев, способный отслеживать местонахождение осужденного по сигналам спутниковых систем ГЛОНАСС и GPS. Законодательное закрепление возможности использовать такие технические устройства следует оценить положительно. Успешный опыт использования электронных браслетов в последнее десятилетие имеется во многих странах, в том числе в Англии, США, странах Евросоюза.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2010. N 14. Ст. 1663.

 

В случае злостного уклонения осужденного от отбывания ограничения свободы, назначенного в качестве основного вида наказания, суд может заменить неотбытую часть наказания лишением свободы из расчета 1 день лишения свободы за 2 дня ограничения свободы. Инициатором замены наказания выступает уголовно-исполнительная инспекция. При этом злостным уклонением осужденного, согласно ч. 4. ст. 58 УИК, признаются: однократное нарушение порядка и условий отбывания наказания в течение 1 года после применения к осужденному взыскания в виде официального предостережения о недопустимости нарушения ограничения; отказ осужденного от использования в отношении него технических средств надзора и контроля; если осужденный скрылся с места жительства и его местонахождение не установлено в течение более 30 дней; неприбытие осужденного в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства в соответствии с предписанием, выданным администрацией исправительного учреждения при замене неотбытой части лишения свободы ограничением свободы.

Применение данного вида наказания ставит проблему его соотношения с такими институтами уголовного права, как условное осуждение и условно-досрочное освобождение, содержанием которых также может быть ограничение свободы передвижения (ч. 5 ст. 73, ч. 2 ст. 79 УК).

 

§ 9. Принудительные работы

 

Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в российскую систему наказаний был введен новый вид наказания - принудительные работы (ст. 53.1 УК) <1>. Согласно ст. 8 указанного Федерального закона положения о принудительных работах будут применяться с 1 января 2013 г. Введение нового вида наказания направлено на гуманизацию уголовного законодательства, а также в целях расширения возможности для суда назначать наказания, не связанные с лишением свободы. В ст. 53.1 УК специально подчеркивается, что принудительные работы являются альтернативой лишения свободы.

--------------------------------

<1> Российская газета. 2011. 9 дек.

 

Принудительные работы как вид наказания были известны советскому и дореволюционному российскому уголовному законодательству.

В дореволюционном российском законодательстве принудительные работы именовались каторжными работами. Впервые каторжные работы стали применяться в конце XVII в. на строительных работах в Азове. Впоследствии труд каторжан использовался при строительстве Петербурга, Оренбурга, для разработки месторождений соли, руды и т.п. Как справедливо отмечал профессор И.Я. Фойницкий, "каторга была у нас не только и даже не столько уголовным наказанием, сколько местом нужного правительству принудительного труда" <1>. Этого же мнения придерживался и профессор Н.С. Таганцев <2>. Следует обратить внимание, что согласно русскому дореволюционному законодательству принудительные работы не выступали в качестве самостоятельного вида наказания, а были составным элементом каторги или ссылки.

--------------------------------

<1> Фойницкий И.Я. Учение о наказании в связи с тюрьмоведением. М., 2000. С. 251.

<2> См.: Таганцев Н.С. Русское уголовное право: Лекции. Часть Общая. Т. 2. Тула, 2001. С. 148.

 

УК 1922 г. также содержал такой вид наказания, как принудительные работы без содержания под стражей, который мог быть назначен на срок от 7 дней до одного года. Принудительные работы в уголовном законе подразделялись на два вида:

- работы по специальности, при которых осужденный продолжает работать по своей профессии с понижением по тарифному разряду, с обязательными сверхурочными работами и с переводом в другое учреждение или предприятие или в другую местность;

- работы неквалифицированного физического труда.

В Основных началах уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1924 г. и УК 1926 г. сохранились принудительные работы, при этом было изменено название на "принудительные работы без лишения свободы". Принудительные работы могли быть назначены на срок от одного дня до одного года. Основы и Уголовный кодекс упразднили деление принудительных работ на квалифицированные и неквалифицированные принудительные работы.

В Исправительно-трудовом кодексе РСФСР 1933 г. принудительные работы без лишения свободы получили название "исправительно-трудовые работы", а в Основах уголовного законодательства 1958 г. и УК 1960 г. - "исправительные работы" <1>.

--------------------------------

<1> Уголовное право: Общая часть / Под ред. Н.И. Загородникова, С.В. Бородина, В.Ф. Кириченко. М., 1966. С. 342.

 

Согласно принятой ст. 53.1 УК принудительные работы как вид уголовного наказания заключаются в привлечении осужденного к труду в местах, определяемых учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы. Принудительные работы применяются только как основное наказание и могут быть назначены на срок от 2 месяцев до 5 лет. При этом из заработной платы осужденного к принудительным работам в доход государства производятся удержания в пределах, определенных приговором суда, в размере от 5 до 20% заработной платы. Уголовный кодекс в ч. 5 ст. 53.1 устанавливает, что удерживаемые денежные средства направляются на счет соответствующего территориального органа уголовно-исполнительной системы. Существование такого положения в уголовном законе нельзя признать удачным, так как, во-первых, по своему содержанию оно относится к порядку исполнения наказания и должно содержаться в УИК РФ, а во-вторых, Кодекс не содержит подобного указания в отношении исправительных работ, где, так же как и при принудительных работах, обязательно производится удержание части заработной платы осужденного в доход государства, а следовательно, нарушается единообразие законодательства в отношении однородных институтов.

Осужденные к принудительным работам должны отбывать наказание в специальных учреждениях - исправительных центрах, расположенных в пределах территории субъекта РФ, в котором они проживали или были осуждены. Однако при отсутствии на территории субъекта РФ по месту жительства осужденного к принудительным работам или по месту его осуждения исправительного центра или невозможности размещения (привлечения к труду) осужденных в имеющихся исправительных центрах осужденные направляются по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления уголовно-исполнительной системы в исправительные центры, расположенные на территории другого субъекта РФ, в котором имеются условия для их размещения (привлечения к труду). Осужденные, которым принудительные работы назначены в порядке замены иного вида наказания, могут быть направлены по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления уголовно-исполнительной системы для отбывания наказания в исправительный центр, расположенный на территории другого субъекта РФ.

За осужденными к принудительным работам администрацией исправительного центра осуществляются надзор и контроль, в том числе и с использованием аудиовизуальных, электронных и иных технических средств.

Осужденные к принудительным работам, согласно УИК, обязаны постоянно находиться в пределах территории исправительного центра (за исключением случаев, предусмотренных УИК, например, для работ вне территории исправительного центра). Осужденные должны проживать, как правило, в специально предназначенных для осужденных общежитиях на территории исправительного центра. Осужденным запрещается покидать общежития в ночное и нерабочее время, выходные и праздничные дни без разрешения администрации исправительного центра.

Вместе с тем осужденным к принудительным работам, которые не допускали нарушений правил внутреннего распорядка исправительных центров и отбыли не менее 1/3 срока наказания, по их заявлению на основании постановления начальника исправительного центра разрешается проживание с семьей на арендованной или собственной жилой площади в пределах муниципального образования, на территории которого расположен исправительный центр. Указанные осужденные обязаны являться в исправительный центр для регистрации 4 раза в месяц. Дни регистрации устанавливаются постановлением начальника исправительного центра.

Срок принудительных работ исчисляется со дня прибытия осужденного в исправительный центр.

В срок принудительных работ засчитываются время содержания осужденного под стражей в качестве меры пресечения, время следования в исправительный центр под конвоем, а также время краткосрочных выездов, предоставляемых осужденному, из расчета 1 день содержания под стражей, 1 день следования в исправительный центр под конвоем, 1 день краткосрочного выезда за 1 день принудительных работ.

В срок принудительных работ не засчитывается время самовольного отсутствия осужденного на работе или в исправительном центре свыше 1 суток.

Важной особенностью принудительных работ является то, что они применяются как альтернатива лишению свободы в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ, за совершение преступления небольшой или средней тяжести либо за совершение тяжкого преступления впервые. Это положение реализуется в соответствующих статьях Особенной части УК РФ, в санкциях которых предусмотрены принудительные работы как альтернатива лишению свободы. Принудительными работами дополнены санкции многих статей Особенной части, например ст. ст. 106 - 110, 112 - 119 и т.д.

Если, назначив наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет, суд придет к выводу о возможности исправления осужденного без реального отбывания наказания в местах лишения свободы, он постановляет заменить осужденному наказание в виде лишения свободы принудительными работами. Данное нововведение неоднозначно оценивается в литературе <1>. Действительно, исходя из текстуального толкования нормы суд должен, рассмотрев дело, назначить лицу наказание в виде лишения свободы, затем, если это наказание менее 5 лет, суд должен обосновать возможность исправления осужденного без реального отбывания наказания в местах лишения свободы и заменить лишение свободы принудительными работами. При этом замена лишения свободы принудительными работами не зависит от категории совершенного преступления, и такая замена может быть совершена судом и за тяжкое и особо тяжкое преступление, что нельзя признать обоснованным и целесообразным. Единственное ограничение, предусмотренное законом, связано со сроком лишения свободы - при назначении судом наказания в виде лишения свободы на срок более 5 лет замена его принудительными работами не допускается. При этом Кодекс не поясняет, должен ли срок принудительных работ в случае его применения в порядке замены быть равным сроку назначенного наказания в виде лишения свободы или он может не зависеть от этого срока. Однако с учетом положения ч. 6 ст. 53.1 УК, где установлен расчет при замене принудительных работ лишением свободы - 1 день лишения свободы за 1 день принудительных работ, следует полагать, что и при замене лишения свободы принудительными работами суды должны исходить из расчета, что 1 день лишения свободы заменяется 1 днем принудительных работ.

--------------------------------

<1> См.: Крылова Н.Е. К вопросу о гармонизации и гуманизации уголовного закона // Уголовное право. 2011. N 6. С. 26 - 34.

 

Принудительные работы не могут быть назначены несовершеннолетним, лицам, признанным инвалидами первой I или II группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 3 лет, женщинам, достигшим 55-летнего возраста, мужчинам, достигшим 60-летнего возраста, а также военнослужащим.

В случае уклонения осужденного от отбывания принудительных работ они заменяются лишением свободы из расчета 1 день лишения свободы за 1 день принудительных работ.

Изложенное выше показывает, что в принудительных работах соединены элементы исправительных работ (обязанность осужденного трудиться) и ограничения свободы. В литературе высказано мнение, что принудительные работы являются разновидностью такого вида наказания, как ограничение свободы <1>.

--------------------------------

<1> См.: Крылова Н.Е. Указ. соч.

 

Принудительные работы схожи с обязательными и исправительными работами тем, что все эти виды наказания воздействуют на осужденного трудом. Кроме того, общим у принудительных и обязательных работ является то, что часть заработной платы осужденного поступает в доход государства. Особенностью и отличительной чертой принудительных работ является содержание и проживание осужденных к этому виду наказания в специальных исправительных центрах, т.е. принудительные работы связаны с ограничением свободы передвижения и выбором трудовой деятельности.

 

§ 10. Арест

 

Согласно ст. 54 УК арест заключается в содержании осужденного в условиях строгой изоляции от общества и устанавливается на срок от 1 до 6 месяцев. В случае назначения ареста взамен обязательных работ или исправительных работ он может быть назначен на срок менее 1 месяца <1>.

--------------------------------

<1> Данное положение закона неприменимо, поскольку обязательные работы и исправительные работы могут быть заменены только лишением свободы (ч. 3 ст. 49, ч. 4 ст. 50 УК).

 

Сущность ареста как вида наказания заключается в том, что осужденный подвергается исправительному воздействию в условиях строгой изоляции от общества при особом порядке его исполнения.

Арест предусмотрен УК только в качестве основного вида наказания за совершение преступлений небольшой (напр., ч. 1 ст. 115, ч. 1 ст. 118 УК) или средней (напр., ч. 3 ст. 129 УК) тяжести.

Учитывая условия отбывания этого вида наказания, он не применяется к лицам, не достигшим к моменту вынесения судом приговора 16-летнего возраста, а также к беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет.

На основании ст. 69 УИК, определяющей порядок и условия исполнения ареста, осужденные к этому виду наказания должны содержаться в условиях строгой изоляции, изолированно от других категорий лиц, содержащихся под стражей; при этом раздельно размещаются: осужденные мужчины и женщины, несовершеннолетние осужденные и взрослые, а также осужденные, ранее отбывавшие наказание в исправительных учреждениях и имеющие судимость.

На осужденных к аресту распространяются условия содержания, установленные УИК для осужденных к лишению свободы, отбывающих наказание в условиях общего режима в тюрьме. Осужденным не предоставляются свидания, за исключением свиданий с адвокатами и иными лицами, имеющими право оказывать юридическую помощь; запрещено получение посылок, передач и бандеролей, за исключением содержащих предметы первой необходимости и одежду по сезону. При исключительных личных обстоятельствах осужденным к аресту может быть разрешен телефонный разговор с близкими. Общее и профессиональное образование, профессиональная подготовка осужденных не осуществляются; передвижение без конвоя не разрешается. Осужденные вправе ежемесячно приобретать продукты питания и предметы первой необходимости на сумму 400 руб. Несовершеннолетним осужденным предоставляются краткосрочные свидания 1 раз в месяц продолжительностью до 3 часов с родителями или лицами, их заменяющими. Осужденные пользуются правом ежедневной прогулки продолжительностью не менее 1 часа, а несовершеннолетние осужденные - не менее 1,5 часа.

В соответствии с ч. 3 ст. 54 УК военнослужащие отбывают арест на гауптвахте. Статья 154 УИК об особенностях правового положения осужденных военнослужащих устанавливает, что время отбывания ареста в общий срок военной службы и выслугу лет для присвоения очередного воинского звания не засчитывается. Во время отбывания ареста осужденный военнослужащий не может быть представлен к присвоению очередного воинского звания, назначен на вышестоящую должность, переведен на новое место службы или уволен с военной службы, за исключением случаев признания его негодным к такой службе по состоянию здоровья. Осужденным военнослужащим за время отбывания ареста денежное содержание выплачивается в размере оклада по воинскому званию.

В настоящее время существование ареста в системе уголовных наказаний поставлено под сомнение. Это можно объяснить рядом причин. Во-первых, первоначально арест предусматривался как альтернатива лишению свободы, однако условия его отбывания, предполагающие содержание осужденных к аресту в запираемых камерах, лишение их свиданий, возможности получать посылки, передачи и др., в действительности строже, чем при лишении свободы. По существу арест в России является самой жесткой разновидностью тюремного заключения, с полной изоляцией от общества. Условия отбывания ареста не соответствуют ни личности осужденных, которым он может быть назначен, ни тяжести совершенных ими преступлений. В связи с этим арест "выпадает" из системы наказаний (ст. 44 УК), в которой наказания расположены от менее строгого к более строгому. Во-вторых, существенную роль в отмене ареста могут сыграть и финансовые соображения. По расчетам Министерства юстиции РФ, для осужденных к аресту необходимо построить 140 арестных домов, в которых оборудовать камеры на 70 тыс. мест. Строительство специальных учреждений обошлось бы государству в 75 млрд. руб. <1>.

--------------------------------

<1> См.: Куликов В. Арест - уже не наказание. Решено ограничивать свободу иными методами // Российская газета (федеральный выпуск). 2005. 14 окт.

 

§ 11. Содержание в дисциплинарной воинской части

 

Содержание в дисциплинарной воинской части как вид наказания было известно УК 1960 г. под названием "направление в дисциплинарный батальон". Действующий уголовный закон сохранил в общих чертах сущность данного наказания как наиболее строгого, назначаемого за преступления, совершаемые военнослужащими. Этот вид наказания может назначаться только в качестве основного вида.

Вместе с тем УК расширил круг лиц, к которым данное наказание может быть применено. Содержание в дисциплинарной воинской части назначается военнослужащим: 1) проходящим военную службу по призыву и 2) проходящим военную службу по контракту на должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения приговора не отслужили установленный законом срок службы по призыву (ч. 1 ст. 55 УК). Данный вид наказания не назначается прапорщикам и офицерам, а также лицам, срок прохождения военной службы которых истек.

Так, кассационная инстанция отменила приговор военного суда гарнизона в отношении военнослужащего войсковой части 42651 Б., осужденного за превышение должностных полномочий по п. "а" ч. 3 ст. 286 УК на 1 год 6 месяцев лишения свободы, с заменой этого наказания в соответствии со ст. 55 УК содержанием в дисциплинарной воинской части на тот же срок.

Рассматривая данное дело по кассационному протесту прокурора, окружной суд указал, что согласно ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" срок военной службы для военнослужащих по призыву составляет 24 месяца. На день постановления приговора срок службы Б. составил 26 месяцев и 10 дней, т.е. он отслужил установленный законом срок службы по призыву. Следовательно, суд не вправе был применять в отношении осужденного ст. 55 УК, в которой прямо запрещено заменять данной категории осужденных лишение свободы содержанием в дисциплинарной воинской части. Окружным военным судом дело было направлено на новое судебное рассмотрение <1>.

--------------------------------

<1> Обзор судебной практики Военной коллегии Верховного Суда РФ // СПС "Гарант".

 

Рассматриваемое наказание может быть назначено в случаях, предусмотренных статьями Особенной части УК за совершение преступлений против военной службы на срок от 3 месяцев до 2 лет. Кроме того, содержание в дисциплинарной воинской части может быть назначено в случаях, когда характер преступления и личность виновного свидетельствуют о возможности замены лишения свободы на срок не больше 2 лет этим видом наказания.

Так, в апреле 2009 г. Ж. был осужден за совершение квалифицированного грабежа по п. "г" ч. 2 ст. 161 УК к 2 годам лишения свободы. На основании ст. 55 УК вместо лишения свободы к Ж. было применено содержание в дисциплинарной воинской части на тот же срок <1>.

--------------------------------

<1> Постановление Президиума Московского городского суда от 27 февраля 2009 г. по делу N 44у-76/09 // СПС "КонсультантПлюс".

 

Дисциплинарные воинские части находятся в ведении Министерства обороны РФ. Специальным нормативным актом в этой области является Положение о дисциплинарной воинской части, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 4 июня 1997 г. N 669 <1>. Согласно Положению дисциплинарные воинские части создаются и ликвидируются приказами министра обороны РФ. Дисциплинарные части располагаются отдельно от других воинских частей. Сама дисциплинарная воинская часть и условия содержания в ней во многом схожи с условиями в колонии общего режима. Кроме того, ч. 1 ст. 157 УИК указывает, что режим в дисциплинарной воинской части обеспечивается в соответствии с требованиями гл. 12 "Режим в исправительных учреждениях и средства его обеспечения" УИК. Сказанное свидетельствует о том, что содержание в дисциплинарной воинской части - это наказание, связанное с изоляцией осужденного от общества.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 371; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.074 сек.