Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Части наказания более мягким видом наказания 6 страница




Акты амнистии по многолетней традиции не применяются к лицам, злостно нарушающим режимные правила отбывания наказания.

Освобождение от уголовной ответственности конкретных лиц на основании акта амнистии в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством определяется: на стадии расследования либо в отношении дел, по которым закончено расследование, но не вынесен приговор - постановлением о прекращении уголовного преследования (п. 3 ч. 1 ст. 27 УПК); на стадии судебного разбирательства - определением суда о прекращении уголовного дела. Амнистия может быть реализована обвинительным приговором суда с освобождением от наказания (ст. 302 УПК); постановлением начальника исправительного учреждения, санкционированным прокурором, или постановлением специальной комиссии по освобождению из мест лишения свободы.

Актами амнистии судимость снимается редко. Таким исключением стал акт амнистии от 12 марта 1997 г. "Об объявлении амнистии в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния в связи с вооруженным конфликтом в Чеченской Республике", в соответствии с которым судимость снималась с лиц, освобожденных от отбывания наказания, назначенного за преступления, совершенные в связи с вооруженным конфликтом, и некоторых других категорий лиц, перечень которых приведен в ст. 5 акта амнистии.

Применение амнистии может носить условный характер. Так, ст. 4 акта амнистии в связи с 70-летием Великой Октябрьской социалистической революции (18 июня 1987 г.) предписывалось освобождение из мест лишения свободы условно с обязательным привлечением к труду осужденных к лишению свободы на срок до 3 лет. В случае совершения таким лицом в течение испытательного срока нового преступления применяются правила назначения наказания по совокупности приговоров (ст. 70 УК).

 

§ 2. Помилование

 

Вопрос о правовой природе помилования дискуссионен. Некоторые юристы считают, что она является уголовно-правовой. Другие относят помилование к государственному и уголовному праву. Широко распространено мнение, согласно которому помилование - комплексный институт уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права.

Представляется, что отнесение помилования к уголовному праву необоснованно. Статья 85 УК не входит в систему ни Общей, ни Особенной части Кодекса. Применение помилования не сопряжено ссылками на ст. 85 УК. В прежнем УК 1960 г. нормы о помиловании не было, однако этот институт успешно функционировал.

В ст. 176 "Порядок обращения с ходатайством о помиловании" УИК говорится, что осужденный вправе обратиться к Президенту РФ с ходатайством о помиловании, которое он передает через администрацию учреждения или органа, исполняющего наказание.

Конституцией РФ (п. "о" ст. 71) определено, что в ведении Российской Федерации находится уголовное, уголовно-исполнительное и уголовно-процессуальное законодательство. Если бы помилование входило в уголовное, уголовно-исполнительное или уголовно-процессуальное законодательство, то в специальном отдельном упоминании о нем в Конституции РФ не было бы необходимости. Однако в анализируемой норме Конституции специально указано, что в ведении Российской Федерации находится применение амнистий и помилования, что свидетельствует об их автономности.

Верным представляется отнесение помилования к государственному праву <1>. Н.Д. Дурманов впервые отметил, что помилование не имеет нормативного характера <2>, а является актом применения права в конкретном случае.

--------------------------------

<1> См.: Сергеевский Н.Д. Русское уголовное право: Часть Общая. СПб., 1915. С. 47.

<2> См.: Дурманов Н.Д. Амнистия - государственно-правовой акт // Советское государство и право. М., 1946. N 5 - 6. С. 47.

 

Акт помилования обладает индивидуальным характером, так как в отличие от амнистии применяется к конкретному поименованному лицу. Он служит юридическим основанием для освобождения осужденного от отбывания наказания, его замены другим, более мягким наказанием, для снятия судимости и т.д.

Помилование нельзя понимать как пересмотр приговора, поэтому встречающиеся в ходатайствах о помиловании ссылки на "чрезмерно строгое наказание осужденного" неправомерны.

С.И. Никулин полагает, что помилование аннулирует юридические последствия совершенного преступления <1>, однако это не так. Помилование в самом оптимальном варианте может освободить осужденного от неотбытой части срока наказания и снять при этом судимость. Но осуществление этого акта возможно лишь после отбытия осужденным определенной части наказания - это юридическое последствие совершенного преступления, и аннулировать его помилованием невозможно. Тем более невозможно аннулировать юридические последствия осуждения, например, при замене помилованием неотбытой части срока другим, более мягким наказанием или при сокращении срока отбываемого осужденным наказания.

--------------------------------

<1> Российское уголовное право: Общая часть. М., 1997. С. 385.

 

Некоторые ученые полагают, что помилование лежит вне сферы достижения целей наказания. Этот неверно. Не в полной мере, но частично достижение этих целей учитывается при применении помилования. Во-первых, оно применяется по отбытии осужденным какой-то части срока наказания, в течение которого преследовалось достижение целей восстановления социальной справедливости, исправления осужденного, частной и общей превенции. При этом реализовывалось карательное содержание наказания. Во-вторых, помилование не применяется к злостным нарушителям порядка исполнения наказания. В-третьих, помилование не применяется к тем осужденным, в отношении которых есть основания полагать, что вследствие своего негативного отношения к уголовно-правовым запретам они не оправдают доверия.

Как определено в п. "в" ст. 89 Конституции РФ, правом помилования осужденных наделен Президент РФ как высшее должностное лицо в стране. Президент РФ в соответствии с ч. 2 ст. 80 Конституции РФ является гарантом прав и свобод человека и гражданина. Применяя помилование, он исходит из веры в добро и справедливость, уверенности в том, что проявленное им милосердие будет оценено осужденным и верно понято общественным мнением.

С принятием 28 декабря 2001 г. Указа Президента РФ "О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации" и Положения "О порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации" применение этого института упорядочено.

Прежде всего вместо одной комиссии по помилованию при Президенте РФ аналогичные органы созданы на территории всех субъектов РФ. Эти комиссии предварительно рассматривают ходатайства о помиловании осужденных, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, находящихся на территории соответствующего субъекта РФ, а также лиц, отбывших наказание, но имеющих судимость. Комиссии готовят заключения по материалам о помиловании для дальнейшего их представления высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ).

В такие комиссии входит не менее 11 человек - граждан РФ, имеющих высшее образование, пользующихся уважением у граждан и имеющих безупречную репутацию. Состав комиссии утверждается главой субъекта РФ. Создание комиссий по помилованию во всех субъектах РФ облегчает подготовку материалов о помиловании, обеспечивает их более высокое качество, ускоряет этот процесс.

На комиссии по помилованию возложена и задача обеспечения общественного контроля за своевременным и правильным исполнением указов Президента РФ по вопросам помилования.

Как определено в ст. 2 Положения, помилование в Российской Федерации применяется к лицам: а) осужденным судами РФ и отбывающим наказание на территории РФ; б) осужденным судами иностранного государства, отбывающим наказание на территории РФ в соответствии с международным договором РФ; в) отбывшим назначенное судом наказание и имеющим не снятую и не погашенную судимость.

Осужденный обращается с ходатайством о помиловании к Президенту РФ в письменной форме. Это ходатайство регистрируется администрацией учреждения или органа, исполняющего наказание. Не позднее чем через 20 дней оно направляется администрацией учреждения или органа, исполняющего наказание, в территориальный орган Минюста России с приложением необходимых материалов (копии приговора, решений вышестоящих судебных инстанций относительно судебного приговора; сведений о возмещении материального ущерба, причиненного преступлением; биографических данных об осужденном и его семейном положении; справки о применении в прошлом к осужденному акта амнистии, помилования, условно-досрочного освобождения от наказания; характеристики поведения осужденного в процессе отбывания наказания и других материалов).

Если в орган или учреждение, исполняющее наказание, с поддержкой ходатайства осужденного обращаются его родные, знакомые, депутаты различных уровней, общественные, религиозные и иные формирования и другие лица, их обращения, просьбы прилагаются к перечисленным документам.

Вне регулирования Положением оказалось исполнение наказаний в отношении военнослужащих, поэтому указание в Положении о направлении осужденными ходатайств о помиловании через администрацию учреждения или органа, исполняющего наказание, следует толковать расширительно: для военнослужащих такими "органами и учреждениями" является соответствующее командование воинских частей.

Как было сказано, администрация учреждений и органов, исполняющих наказание, должна не позднее чем через 20 дней направить необходимую документацию о ходатайстве осужденного на имя Президента РФ о помиловании в территориальный орган Министерства юстиции, которому на проверку полноты и надлежащего качества таких материалов отведено 7 дней. Затем документация посылается в комиссию по помилованию субъекта РФ, которая в течение 30 суток должна решить вопрос о целесообразности поддержания ходатайства осужденного о помиловании. Комиссия направляет свое решение высшему должностному лицу субъекта РФ.

Комиссия и высшее должностное лицо субъекта РФ, рассматривая дело о помиловании осужденного, могут потребовать от администрации учреждений, органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления дополнительные сведения и документы, необходимые для подготовки материалов о помиловании осужденного. Такой запрос должен быть удовлетворен не позднее чем через 10 дней.

В течение месяца со дня принятия решения высшим должностным лицом субъекта РФ поддержать ходатайства осужденных о помиловании их список должен быть опубликован в средствах массовой информации субъекта РФ. Это делает процедуру подготовки материалов о рекомендации к помилованию осужденных прозрачной, подконтрольной общественному мнению.

Лицо, имеющее судимость, направляет ходатайство о ее снятии на имя Президента РФ в комиссию по помилованию субъекта РФ. Высшее должностное лицо субъекта РФ в течение 15 дней со дня получения заключения комиссии по вопросам помилования вносит Президенту РФ представление о целесообразности применения акта помилования в отношении лица, имеющего судимость.

Высшее должностное лицо субъекта РФ направляет ходатайства о помиловании в Управление Президента РФ по вопросам помилования, которое должно окончательно подготовить их для представления Президенту РФ в течение 14 дней.

Президент РФ знакомится как с документами о рекомендации применения помилования к осужденным, так и с предложениями об отказе в нем и принимает окончательное решение.

Такова четкая, с точным распределением по времени ее осуществления, процедура решения вопроса о помиловании осужденного Президентом РФ. Она призвана обеспечить объективное применение этого института в минимальные сроки с учетом общественного мнения. С началом ее применения качество подготовки ходатайств о помиловании улучшилось. Возникла возможность проведения выездных заседаний комиссий по помилованию в колониях с участием заинтересованных в помиловании осужденных. Новый порядок рассмотрения дел о помиловании повышает обоснованность и качество принимаемых комиссией решений.

Указ Президента РФ о помиловании в течение 2 дней после его издания направляется главе субъекта РФ, в МВД России, территориальный орган юстиции, администрации учреждения, исполняющего наказание. Об отклонении Президентом РФ ходатайства о помиловании осужденного в письменной форме информирует глава администрации либо по его поручению председатель комиссии.

Повторное обращение осужденного к Президенту РФ возможно не ранее чем через год, за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение для применения акта помилования.

В настоящее время Управление Президента РФ по вопросам помилования считает недопустимым помилование в виде условного осуждения, практиковавшееся ранее. Представляется необходимым введение взамен него условно-досрочного освобождения от отбывания наказания в порядке помилования. Если существует помилование в виде полного освобождения осужденного от неотбытой части срока наказания, то почему невозможно помимо этого применение помилования в виде условно-досрочного освобождения от наказания? Допустим и такой вариант: снижение актом помилования срока лишения свободы в сочетании с условным освобождением от оставшейся части срока этого наказания.

При помиловании осужденного в виде частичного или полного освобождения от лишения свободы возможно и освобождение от дополнительных наказаний.

УК 1996 г. по сравнению с УК 1960 г. значительно увеличил сроки отбывания лишения свободы - до 30 лет. Отказ от применения смертной казни расширил применение пожизненного лишения свободы. В связи с этим возрастает значение помилования лиц, отбывающих лишение свободы в течение продолжительных сроков или пожизненное лишение свободы. Надежда на помилование - важный стимул в стремлении осужденных к исправлению.

В УК предусмотрен широкий перечень различных видов освобождения от наказания: условное осуждение (ст. 73), условно-досрочное освобождение от отбывания наказания (ст. 79), отсрочка отбывания наказания (ст. 82), освобождение от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора суда (ст. 83). Отсюда следует, что помилование должно применяться в исключительных случаях к лицам, его заслуживающим, если к ним не применимы перечисленные виды освобождения от наказания, предусмотренные УК.

Помилование применяется к тем осужденным, которые не имеют нарушений режима исполнения наказания, отбыли при этом значительную часть срока наказания, совершили какой-либо значимый общественно полезный поступок и т.д.

В одной исправительной колонии во время весеннего паводка осужденный Г. спас не умеющего плавать заключенного С., тонувшего в реке. Администрация колонии обратилась с ходатайством о помиловании Г., отбывавшего наказание за умышленные тяжкие телесные повреждения. Это ходатайство было удовлетворено, и Г. был освобожден от отбывания оставшегося двухлетнего срока лишения свободы. В основу акта о помиловании были положены его мужественный поступок и хорошее поведение в процессе отбывания наказания.

Чем выше характер и степень общественной опасности содеянного, тем отчетливее и значительнее должны быть выражены исключительные обстоятельства, дающие основания для применения помилования к осужденному. Прямой зависимости применения помилования от срока отбытого осужденным наказания нет, но чем больше отбытая часть наказания, тем больше оснований для применения помилования, если помимо этого отмечается тенденция к исправлению осужденного и проявлению им раскаяния, осознанию вины.

Многие юристы полагают, что помилование необходимо применять после отбытия осужденным определенной части срока наказания <1>. Установление каких-либо сроков, по отбытии которых возможно применение помилования, противоречит природе этого института, его исключительному характеру и, по сути дела, приближает его к разновидности уголовно-правового досрочного освобождения от наказания. Вместе с тем очевидно, что, чем большая часть срока наказания отбыта осужденным, тем легче и обоснованнее (при наличии иных - исключительных обстоятельств) применение помилования, так как от отбытой части срока наказания зависит уровень достижения целей, стоящих перед ним, степень изученности личности осужденного.

--------------------------------

<1> См., напр.: Дуюнов В.К. Указ. соч. С. 146.

 

Обратим внимание на то, что в мировой практике помилование применяется значительно реже по сравнению с его применением в России. Так, Президент США Клинтон во время своего правления ежегодно осуществлял помилование не более 60 осужденных. Во Франции ежегодно с прошением о помиловании обращается 25 - 35 тыс. осужденных и лишь только около 500 ходатайств удовлетворяется. Помилование в Великобритании применяется чрезвычайно редко, а в Японии в последние 30 лет оно вовсе не применялось. В то же время весьма активно работает институт помилования в Голландии - им охватывается до 30% от числа лиц, обратившихся с ходатайством о его применении. Это значительно больше, чем в России.

Различные масштабы применения помилования в той или иной стране во многом определяются сложившимися в ней обычаями и традициями, уровнем преступности, материальной обеспеченностью органов, исполняющих наказания, и в немалой степени - взглядами, убеждениями лиц, реализующих помилование. Так, Дж. Буш во время исполнения губернаторских функций в штате Техас не помиловал ни одного осужденного к смертной казни.

Рецидив среди помилованных приблизительно в 2 раза ниже обычного криминального рецидива. В связи с этим вызывает сомнение утверждение тех юристов, которые считают любой рецидив после помилования свидетельством ошибочности применения рассматриваемого института. В основе этого явления лежат, как правило, иные причины, и в первую очередь рецидив помилованного свидетельствует об ином - о том, что помилованный не оправдал оказанного ему доверия.

Отметим, что по сравнению с рецидивной преступностью лиц, условно-досрочно освобожденных от наказания, рецидив помилованных несомненно выше. Введение условно-досрочного освобождения от наказания в порядке помилования, несомненно, повысит эффективность института помилования. Вместе с тем данные о рецидивной преступности помилованных свидетельствуют о том, что применение этого института должно осуществляться с особой осторожностью и лишь при наличии очевидных обстоятельств, свидетельствующих о необходимости применения этой исключительной меры милосердия и доверия к осужденному.

Помилование отличается от амнистии следующими признаками.

Помилование осуществляется Указом Президента РФ, а амнистия - правовым актом, принимаемым Государственной Думой РФ.

Помилование не носит нормативного характера, а применяется в индивидуальном порядке. Амнистия имеет нормативный характер и распространяется на индивидуально не определенный круг лиц.

Помилование распространяется только на осужденных, а амнистия может освобождать и от уголовной ответственности.

Указ Президента РФ о помиловании непосредственно реализует освобождение осужденного от отбываемого им наказания, заменяет это наказание другим, более мягким наказанием и т.д. Амнистия реализуется специальными комиссиями или судом.

В отличие от амнистии помилование в принципе не зависит ни от тяжести совершенного осужденным преступления, ни от вида или размера назначенного за это наказания, ни от вида рецидива. Помилование применимо к лицам, совершившим особо тяжкие преступления или совершившим преступления при особо опасном рецидиве. Амнистирование таких лиц невозможно.

Помилование осуществляется только по ходатайству осужденного, а амнистия не ориентирована на волеизъявление лица, совершившего преступление.

 

§ 3. Судимость

 

Судимость является "правовым последствием" осуждения лица за совершенное преступление, что порождает его "особое правовое состояние".

Возможны следующие варианты судимости.

1. Если виновные лица осуждены к срочному наказанию (лишению свободы на определенный срок, исправительным работам и др.), то срок судимости слагается из двух составных частей: судимости в течение срока наказания и судимости после его исполнения.

2. Если помимо основного определено дополнительное наказание, то в этом случае судимость распространяется на срок исполнения основного и дополнительного наказаний. Последний этап судимости начинается после завершения исполнения дополнительного наказания.

3. При условном осуждении (ст. 73 УК), условно-досрочном освобождении (ст. 79 УК) и отсрочке отбывания наказания (ст. 82 УК) испытательный срок является одновременно сроком судимости.

4. Если вступивший в законную силу приговор по каким-либо причинам не приводится в исполнение, то течение срока судимости начинается с момента вступления приговора в законную силу и завершается истечением срока давности исполнения обвинительного приговора (ст. 83 УК).

В ч. 1 ст. 86 УК определено, что судимость "учитывается при рецидиве преступлений и при назначении наказания". Это предписание закона неточно, поскольку судимость имеет значение и для решения иных уголовно-правовых вопросов, влияет на исполнение наказаний.

Судимость, исчисляемая после исполнения наказания, является своеобразным испытательным сроком. Если в это время не будет совершено новое преступление, то она погашается (или снимается) без наступления каких-либо правовых последствий. Ее цель - частная и общая превенция.

Уголовно-правовые последствия судимости:

1. Различное сочетание судимостей за совершение умышленных преступлений (ст. 18 УК) образует рецидив, который, в свою очередь, рассматривается в качестве обстоятельства, отягчающего наказание (ст. 63 УК), и предполагает особый порядок назначения (ст. 68 УК) и исполнения наказаний (ст. 58 УК).

2. В случае совершения лицом, отбывающим наказание, нового преступления правила назначения наказания ужесточаются: невозможно поглощение наказания, а только его полное или частичное сложение (ст. 70 УК).

3. Судимость исключает возможность освобождения от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием (ст. 75 УК) и в связи с примирением с потерпевшим (ст. 76 УК).

4. Условно-досрочное освобождение от наказания возможно только после фактического отбытия осужденным не менее двух третей срока наказания, назначенного лицу, ранее условно-досрочно освобождавшемуся, если условно-досрочное освобождение было отменено по основаниям, предусмотренным ч. 7 ст. 79 УК.

Судимость и амнистия: как правило, лица, более 2 раз осуждавшиеся к лишению свободы, под действие актов амнистии не подпадают. Обычно не подпадают под действие актов амнистии и лица, осужденные в прошлом за ряд тяжких преступлений и вновь осужденные за умышленное преступление (см., напр., п. п. "в" и "г" ст. 9 Постановления Государственной Думы РФ от 24 декабря 1997 г. "Об объявлении амнистии").

Уголовно-исполнительные последствия судимости состоят в том, что осужденные, ранее отбывавшие лишение свободы и имеющие судимость, содержатся отдельно от иных осужденных (ч. 5 ст. 50 УИК); осужденные к лишению свободы могут быть с их согласия оставлены в следственном изоляторе или тюрьме для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию этих учреждений только в тех случаях, когда они впервые осуждаются к лишению свободы на срок свыше 5 лет с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима, и т.д.

Существуют и общеправовые последствия судимости. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 32 Конституции РФ лишаются избирательного права лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы. Лица, имеющие судимость, не могут выполнять определенные трудовые функции, например работать судьей, сотрудником полиции, прокурором, адвокатом, присяжным заседателем и т.д. В соответствии с п. "б" ч. 3 ст. 23 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" 1998 г. не подлежат призыву на военную службу граждане, имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления. В ст. 13 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. "Об оружии" определено, что лицензия на приобретение оружия не выдается гражданам Российской Федерации, имеющим судимость за совершение умышленного преступления. Над некоторыми категориями лиц, имеющих судимость, устанавливается административный надзор органов внутренних дел. Ряд государств устанавливают ограничения для въезда на их территорию лиц, имеющих судимость за некоторые преступления (напр., США). Кроме того, как сказано в ч. 1 ст. 86 УК, судимость влечет за собой иные правовые последствия в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.

Погашение и снятие судимости. Совершенно очевидно, что несудимыми являются лица, освобожденные от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием (ст. 75 УК), в связи с примирением с потерпевшим (ст. 76 УК), в связи с истечением сроков давности привлечения к уголовной ответственности (ст. 78 УК) и по делам о преступлениях в сфере экономической деятельности (ст. 76.1 УК).

Согласно ч. 2 ст. 86 УК несудимыми являются лица, освобожденные от наказания. Это предписание закона относится только к двум видам безусловного освобождения от наказания: освобождению от отбывания наказания вследствие истечения давности исполнения обвинительного приговора (ст. 83 УК) и освобождению несовершеннолетнего от наказания за совершение им преступления небольшой или средней тяжести, а также тяжкого преступления с применением к нему судом мер воспитательного воздействия (ч. ч. 1, 2 ст. 92 УК). Меры воспитательного воздействия не входят в уголовную ответственность, поэтому лица, освобожденные от нее в перечисленных случаях, не являются судимыми.

Военнослужащие, отбывающие арест или содержание в дисциплинарной воинской части, освобождаются от дальнейшего отбывания наказания в случае заболевания, делающего их негодными к несению военной службы (ч. 3 ст. 81 УК). Это безусловное освобождение от отбывания наказания, но оно не сопровождается отпадением судимости, которая имеет годичный срок в соответствии с п. "б" ч. 3 ст. 86 УК.

Все иные виды освобождения от наказания носят условный характер, что предполагает наличие судимости в течение испытательного срока. Такими видами условного освобождения от наказания являются: условное осуждение (ст. ст. 73 и 74 УК); условно-досрочное освобождение от наказания (ст. 79 УК); отсрочка отбывания наказания (ст. 82 УК); освобождение от наказания в связи с болезнью (ч. 4 ст. 81 УК); отсрочка отбывания наказания больным наркоманией (ст. 82.1 УК).

В ст. 86 УК установлены следующие варианты определения сроков судимости.

При условном осуждении испытательный срок является сроком судимости (п. "а" ч. 3 ст. 86 УК).

Если лицо осуждается не к лишению свободы, а к иному наказанию, то срок судимости равен одному году (п. "б" ч. 3 ст. 86 УК). Следовательно, одногодичный срок судимости будет и у лица, осужденного к минимальной сумме штрафа, и у лица, осужденного к исправительным работам на срок 2 года, и у лица, осужденного к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на 5 лет. Различные по тяжести наказания, различны и сроки некоторых из них, а срок судимости один. Обоснованно ли это? Думается, что нет.

Продолжительность срока судимости лиц, осужденных к лишению свободы, определяется категорией совершенного преступления.

В ч. 4 ст. 86 УК определено, что если осужденный в установленном законом порядке был досрочно освобожден от отбывания наказания или неотбытая часть наказания была ему заменена более мягким видом наказания, то срок погашения судимости исчисляется исходя из фактически отбытого наказания с момента освобождения от отбывания основного и дополнительного видов наказания. Это предписание закона неясно. Прежде всего возникает вопрос: о каком виде досрочного освобождения от наказания идет речь? Напомним, что в ч. 2 ст. 86 УК уже упоминалось об освобождении от наказания. Одним из видов освобождения от отбывания наказания является условно-досрочное освобождение. О нем в анализируемой норме нет упоминания. Но из сути этого института следует, что при условно-досрочном освобождении испытательный срок, как и испытательный срок при условном осуждении, является сроком судимости. Порядок определения срока судимости при замене неотбытой части срока наказания иной, о чем будет сказано в дальнейшем. Отметим и то, что в ст. 86 УК продолжительность срока судимости определяется видом наказания, а если это лишение свободы - категорией совершенного преступления, а не "фактическим сроком наказания", поэтому рассматриваемое предписание закона неисполнимо.

При УДО от отбывания наказания судимость слагается из срока отбывания наказания до УДО, и помимо этого она реализуется в течение испытательного срока с момента освобождения от отбывания основного и дополнительного наказания (ч. 7 ст. 79 и ч. 4 ст. 86 УК).

При применении УДО от лишения свободы испытательный срок, являющийся сроком судимости, меньше срока судимости, установленного п. п. "в", "г" и "д" ч. 3 ст. 86 УК. Так, при УДО от лишения свободы лица, осужденного за преступление небольшой тяжести, при назначении судом за содеянное максимального срока этого наказания в виде 3 лет неотбытый его срок будет равен 2 годам, а в п. "в" срок судимости за такие преступления более продолжителен - 3 года.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 372; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.064 сек.