КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Достоин лишь идущий
Человек – это путь. Сент-Экзюпери Современная психология личности, являясь научной дисциплиной, трансформирует умозрительные рассуждения о природе человека в концепции, которые могут быть подтверждены экспериментально, а не полагаться на интуицию, фольклор или здравый смысл. Например, вместо предположений о том, почему подростки выпивают или убегают из дома, исследователи должны сформулировать свое представление о психологии юношеского возраста и личностных механизмах лживости у подростков. В то же время отношение к «науке о личности» достаточно противоречиво, поскольку ее развитие порождает некоторые естественные опасения. Так, каким бы заманчивым ни казалось нам постигнуть причины, лежащие в основе тех или иных наших поступков, мы в то же время сопротивляемся, когда кто-то другой пытается дать объективную картину нашего поведения, как-то нас характеризовать. В самой психологии имеет место определенное сопротивление процессу «объективизации» личности: некоторые психологи доказывают, что попытки в этом направлении могут зайти слишком далеко, а это грозит разрушением представления об уникальности и сложности человеческой натуры. Вместо этого они призывают сконцентрировать усилия на исследовании более неуловимых свойств людей, – их борьбе за личностное и духовное просвещение – которые находят свое выражение, как в литературе, так и произведениях искусства, таких как пьесы Шекспира или живопись Гойи. Однако при том, что литература, искусство, кино, религия действительно могут оказывать существенную помощь в осмысливании человеческого поведения, все же необходимо различать информацию добытую таким путем, от данных научного исследования. Более того, поскольку наука в настоящее время не дает ответов на все вопросы (и, возможно, никогда не даст), мы должны наиболее эффективно использовать эмпирическую информацию, имея в виду ограничения, которые внутренне присущи применению научных методов для изучения людей [64]. На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность самого феномена личности. Каждое из определений личности, имеющихся в литературе (если оно включено в разработанную теорию и подкреплено исследованиями), заслуживает того, чтобы учесть его в поисках глобального определения личности [42]. Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Слово «личность» (persona) первоначально относилось к актерским маскам (сравни «личина»), которые в античном театре были закреплены за определенными типами действующих лиц («ревнивец», «завистник», «герой» и др.). Затем это слово стало означать самого актера и его роль. У римлян слово persona употреблялось обязательно с указанием определенной социальной функции, роли (личность отца, личность царя, судьи и т.д.). Иначе говоря, личность по первоначальному значению – это определенная социальная роль или функция человека. В научной психологии эволюция самого понятия личности от обозначения маски к ее носителю и далее к его роли дала импульс для развития представлений о личности как системе ролевого поведения, обусловленного совокупностью устойчивых социальных ожиданий со стороны ближайшего окружения. Это нашло свое выражение в так называемой ролевой теории личности, в которой она характеризуется главным образом через выполняемые ею социальные роли. В семье – это роль сына, отца, брата и т.п.; на работе – определенная профессиональная роль, вне работы это может быть роль друга, настоящего мужчины, обаятельной женщины и т.п. На данном этапе развития психологической науки понятие личности не сводится только к совокупности усвоенных ею социальных ролей. Социальные роли – это не конечный, а исходный пункт в понимании сущности личности. Для научной психологии важна не роль сама по себе, а ее носитель, субъект. Для понимания существа личности определяющее значение имеет не многообразие социальных ролей, а выбор, принятие и исполнение определенных социальных действий, внутреннее отношение к ним. Принятие или неприятие социальной роли, серьезность ее исполнения, ответственность за последствия своих действий характеризует человека как личность [56]. А.Н. Леонтьев писал, что «идея прямого сведения личности к совокупности «ролей», которые исполняет человек, является – несмотря на всевозможные оговорки адептов этой идеи – одной из самых чудовищных. Конечно, ребенок усваивает то, как он должен вести себя с мамой, скажем, что ее нужно слушаться, и он слушается, но можно ли сказать, что он играет роль сына или дочери? Столь же нелепо говорить, например, о «роли» полярного исследователя, «акцептированной» А. Нансеном: для него это не «роль», а миссия. Иногда человек действительно разыгрывает ту или иную роль, но она все же остается для него «ролью». «Роль» не личность, а скорее изображение, за которым она скрывается» [33, с. 193]. Понятие личности в психологии обозначает особый способ существования человека – существования его как члена общества, как представителя определенной социальной группы. Сущность личности проявляется при изучении положения, позиции человека во взаимоотношениях его с другими людьми, раскрывается в его жизненных целях и стоящих за ними мотивах, в способах поведения и средствах действия применительно общим своим целям и задачам. Понятие личности тесно связано с понятием позиции и соотносимым с ним понятием социальной роли и социального статуса. Статус описывает поведение человека, включенного в систему сложившихся социальных отношений, где для него заданы место и способ действия, тип нормативного поведения. В статусной системе всегда есть нормы, которые регулируют наши отношения, наши действия. В обыденном сознании личность человека отождествляют с его социальным положением, общественным статусом, о личности судят по его социальным действиям, по его социальной роли. Однако понятия статуса и роли не охватывают самой сути личности – способности человека как личности действовать свободно, самостоятельно и ответственно, т.е. выходить за пределы статусно-ролевых ограничений, нормативных предписаний. Человек заявляет о своей собственной полной ответственности за свои действия и поступки. Личностное бытие – это муки выбора, риск социального действия, тяготы ответственности за себя и других. Не все люди соглашаются на такой способ жизни. Но отказ от личностного бытия есть согласие на зависимый, безответственный, социально-приспособительный способ жизни. Это не менее тяжелая доля для человека. Личностный способ бытия обеспечивается благодаря личностным образованиям, которые формируются и складываются только при условии выхода человека на особый уровень жизнедеятельности, при ведении человеком личностного способа жизни [59].
КРАТКИЙ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР
Человек – одно из самых сложных явлений существующего в Мире и самых интересных предметов познания для самого себя. Педагог профессионально работает с людьми, находящимися в очень важной фазе своего развития: детстве и подростничестве. Профессиональный педагог – это антропотехник, владеющий средствами, инструментами управления процессом становления человека в образовании. Целостное описание человека и его психологической организации было представлено через философское и психологическое учение о трехсоставной сути человека – телесной, душевной и духовной. Кроме того, возможно описание человека через его проекции (срезы) как целого. В психологии утвердилось разведение понятий «индивид», «личность», «индивидуальность». Б. Г. Ананьев утверждал, что если личность человека есть вершинный уровень развития человека, то индивидуальность – это его глубинное измерение [2]. В качестве особой проекции человека Б.Г. Ананьев выделял его индивидность, которая предстает в своих половозрастных, индивидуально типических свойствах, в динамике психофизиологических функций, в структуре органических потребностей. Высшая интеграция индивидных свойств человека представлена в темпераменте и задатках. Познание человека как индивида предполагает изучение природных основ психологии человека. Индивидные свойства человека являются предпосылкой и условием развития его внутреннего мира, его субъективности. Другая проекция человека – это его бытие как субъекта. Б.Г. Ананьев указывал на такие его проявления как способность быть распорядителем и организатором деятельности, общения, познания и поведения. Через субъектность проявляется душевная жизнь человека (желания, воля, чувства и эмоции, разум, способности и характер). Личность в психологии обозначает наиболее развитый уровень человеческой субъективности. «Понятие личности выражает целостность субъекта жизни… Но личность представляет собой целостное образование особого рода. Личность не есть целостность, обусловленная генотипически: личностью не рождаются, личностью становятся… Личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека» [33, с. 196]. Высшим синтезом, интегратором жизненного пути человека в психологии принято считать индивидуальность, фиксирующую одновременно своеобразие и неповторимость человека как индивида, как субъекта, как личности. Если личность определяется через позицию в отношении других, то индивидуальность определяется через определение собственной позиции в жизни [56]. Индивидуальность – это не только и не столько включенность в систему общественных отношений, интеграция их как личностно значимых, сколько выделенность из этих отношений. Выделяют еще одну проекцию человека – его универсальность, как высшую ступень его развития, как осознание своего бытия и места в Мире. Психолого-педагогическая характеристика личности ученика должна включать в себя индивидные, субъектные и личностные проекции целостности человека. Изучение психологического облика человека включает три основных вопроса: Чего хочет человек? Что для него привлекательно? К чему он стремится? Это вопрос о направленности, установках, потребностях, желаниях, интересах, идеалах человека. Что он может? Это вопрос о способностях, дарованиях человека Что он есть? Предполагает выяснение того, как человек использует свои возможности, что из его потребностей и побуждений закрепилось в качестве стержневых особенностей поведения, т.е. составило характер человека. В современной психологии выделяют семь основных подходов к изучению личности. Каждый подход имеет свою теорию, свои представления о свойствах и структуре личности, свои методы их измерения. Можно предложить следующее определение: личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и его окружающих [59]. Психолого-педагогическая характеристика предполагает исследование структуры личности ученика, в которую обычно включаются способности, темперамент, характер и направленность. Кроме того, психолого-педагогическая характеристика включает особенности познавательной сферы (мышления, памяти, внимания и др.), индивидуального стиля деятельности, развитие эмоционально-волевых качеств. Такая характеристика может ограничиться углубленным изучением следующих вопросов: · Учебная и общественная деятельность школьника. · Направленность личности и способности. · Особенности темперамента и характера. Но какой бы аспект изучения личности ни был выбран, в начале характеристики следует осветить первые два пункта схемы (общие данные, взаимоотношения с коллективом и отношение к школе) [45]. Как известно, на развитие личности влияет взаимодействие двух факторов: биологического и социального. Поэтому студенту-практиканту рекомендуется собрать следующие сведения: 1. об условиях семейного воспитания, которые закладывают основы личности учащегося, определяя ее направленность и степень общего развития. Здесь важно выяснить состав семьи, профессиональную деятельность родителей, материальное благополучие и культурный уровень. Необходимо отразить стиль жизни членов семьи, интересы, уровень духовных потребностей, жизненные ценности. Очень важно выявить единство и правильность общей линии воспитания учащегося, систему требований, которые предъявляются родителями, а также эмоциональный климат семьи (любовь, уважение, доброжелательность, взаимная забота или нервозность, подозрительность, невнимание). В исследовании взаимоотношений в семье большую помощь может оказать проективный метод «Рисунок семьи» в случае, если ребенку не больше 11 лет. Следует познакомиться с родителями, побывать дома, побеседовать с ними об ученике, узнать об этой семье из бесед с классным руководителем. Исследование системы семейных отношений может включать семейные правила, стандарты взаимодействия, семейные мифы и истории, семейные подсистемы и границы, нарушения жизнедеятельности семьи и т. д. [14, 45, 71]. 2. о состоянии здоровья и физическом развитии учащегося. В этом помогут наблюдения за школьником, изучение истории его учебы по документам (не было ли длительных перерывов по болезни, количество пропусков), беседы со школьным врачом и родителями. Это важно для выяснения причин неуспеваемости, малой трудоспособности, пробелов в знаниях, несформированности умений и навыков учебной деятельности и т. д. Необходимо отметить, что наличие хронических заболеваний, небольших дефектов в анатомическом строении или недостаточностью в функционировании анализаторов или других органов тела может привести к значительному ухудшению не только адаптации к учебному процессу, но и отношений со сверстниками и общего психического самочувствия учащегося. Что может вызвать неадекватные эмоциональные реакции, ослабление концентрации на учебе, снижение самооценки, уверенности в своих силах и т. д. [60]. Кроме того, большое значение имеет ход общего физического развития учащегося и его внешние данные, особенно для подросткового и юношеского периода. Как известно, в этом возрасте вопрос внешности и физических качеств является очень значимым для человека и очень остро переживается им. Осознание собственных внешних недостатков и достоинств может по-разному влиять на многие стороны психики школьника, определяя в одном случае стеснительность, подавленность, робость, а в другом – уверенность, бодрость, жизнерадостность, смелость, свободу общения со сверстниками т. д. [10, 41]. сведения о классном коллективе, в котором учится ребенок, и о его месте в 3. о системе межличностных отношений. Сущность личности человека состоит в позиции человека во взаимоотношениях с другими людьми, тесно связано с понятиями социальной роли и социального статуса. Статус описывает поведение человека, включенного в систему социальных отношений, где для него заданы место и способ действия, тип нормативного поведения. Необходимо узнать, что представляет собой класс, какие ценности в нем преобладают, какое отношение к учебе, труду, общественной работе в нем доминируют, каковы его традиции, успеваемость и дисциплина. Нужно выяснить характер межличностных отношений в классе (симпатии, антипатии, дружба, товарищество, коллективизм, поддержка), и то место, которое в них занимает изучаемый ученик (любят ли его, уважают, отвергают). Это определяет состояние эмоционального благополучия учащегося, влияя во многом на его общее отношение к школе, содействуя формированию тех или иных качеств личности. Влияние классного коллектива на формирование личности учащегося может быть очень сильным, особенно в среднем и старшем школьных возрастах. Конечно, большую роль играют индивидуальные особенности личности, например, сила темперамента, уровень поленезависимости, локус контроля, особенности интеллектуальной деятельности, акцентуации характера и т. д. [62, 63]. Многое зависит от того, насколько благоприятна ситуация в коллективе и насколько учащийся может ассимилировать все положительное, что дает коллектив, и противостоять негативным, разрушительным влияниям. В психолого-педагогической характеристике необходимо отразить те отношения, которые складываются у школьника со сверстниками, и показать воздействие коллектива на личность. 4. данные об общем уровне психического развития учащегося, включающего в себя общий кругозор, уровень умственного развития, способность к обучению и креативность [14]. Общий кругозор учащегося определяется его начитанностью, осведомленностью в различных областях знания, что может быть выявлено при наблюдении, при непосредственных беседах со школьником, при ознакомлении с его читательскими формулярами, по сочинениям и т. д. Уровень умственного развития определяется при наблюдении, анализе результатов учебной деятельности, при тестировании на общий уровень интеллекта, на развитие мыслительных операций (школьный тест умственного развития), необходимо изучить степень самостоятельности, гибкости и критичности мышления школьника. Способность к обучению определяется при анализе результатов учебной деятельности, при наблюдении и тестировании на способность к обучению. Креативность включает в себя способность к творчеству, к творческому решению проблемных ситуаций и учебных задач. 5. сведения об особенностях развития психических процессов: речи, внимания, памяти, мышления, воображения учащегося [45]. Непосредственно с развитием мышления связано развитие речи. В психологической характеристике необходимо описание уровня как устной, так и письменной речи. Нужно отметить богатство словарного запаса, свободу, правильность, точность, выразительность, эмоциональность, логичность и последовательность исследуемого вида речи. Это является важным для правильной организации учителем дальнейшего развития речи школьника [10, 11, 12, 18, 34, 35, 37, 53, 63]. Продуктивность учебной деятельности во многом зависит от особенности внимания школьника: непроизвольного, произвольного и послепроизвольного. Важно отметить в психолого-педагогической характеристике, насколько развиты эти виды внимания. Может ли школьник подчинять свою деятельность сознательно поставленным целям или находится во власти внешних впечатлений? Это можно определить при наблюдении за работой учащегося: на что направлено внимание на уроке? Как часто отвлекается? Способен ли он выполнять неинтересное задание? На данные вопросы можно ответить наблюдая за внешними проявлениями внимания (выражение глаз, лица, позе), по результатам и качеству труда, по тестам на развитие внимания. В области внимания проявляются возрастные особенности: подросток обладает более устойчивым вниманием, может распределять его между несколькими видами деятельности, для младшего школьника необходимо часто менять виды деятельности и разнообразить труд на уроке, чтобы сохранить работоспособность и предотвратить утомление [10, 17, 38, 67]. При изучении уровня развития памяти школьника важно определить степень осмысленности запоминания – опирается ли ученик при запоминании на логические ассоциации. Необходимо знать степень овладения приемами запоминания (повторение, самоконтроль, составление планов, схем, записи по ходу урока, установление ассоциаций и т. д.), развитие преднамеренной памяти, связанной с целенаправленностью и осознанностью процессов запоминания, включающих в себя волевые усилия. Нужно отметить индивидуальные и типологические свойства памяти Индивидуальные различия обнаруживаются при таких показателях как скорость запоминания, прочность сохранения и легкость воспроизведения. Кроме того, индивидуальные различия проявляются в своеобразном развитии ее типов: у некоторых больше развита наглядно - образная, у других - словесно-логическая память. Одни лучше запоминают, когда читают (зрительная память), другие, когда слушают (слуховая память), третьи, когда записывают (двигательная память), четвертые при запоминании учебного материала опираются на все вышеперечисленные виды памяти. Учителю важно учитывать индивидуальные особенности памяти для организации учебного процесса и дальнейшего развития памяти школьника [3, 8, 21, 32, 34, 38, 52]. Изучение уровня развития мышления предполагает исследование, как общих интеллектуальных способностей (например, коэффициента JQ), так и развитие отдельных мыслительных операций (обобщения, классификации, аналогии и пр.). В приложении 2 имеются методики определения уровня Развития мыслительных операций у школьников. При изучении воображения необходимо исследовать его виды: воссоздающее и творческое. Актуализация воссоздающего воображения обусловливает глубину и эмоциональность усвоения материала, она определяется, например, по способности воссоздать на уроках литературы по авторскому описанию образ героя или пейзаж, на уроках математики – по данным задачи геометрическую фигуру и все связи отношения в ней, на уроках труда – по чертежу деталь в готовом виде. Творческое воображение связано с самостоятельным созданием образов на основе имеющихся знаний, что выявляется в беседах со школьником, в сочинениях, особенно на свободную тему, стихотворениях, рисунках, различных поделках [11, 25, 41, 51]. 6. об особенностях эмоциональной сферы ученика (настроение, общий эмоциональный фон учащегося, подверженность аффектам, глубина, устойчивость, лабильность-ригидность испытываемых эмоций, эмоциональная возбудимость, эмоциональная отзывчивость, экспрессивность, впечатлительность, способность к эмпатии, к распознаванию собственных эмоций и эмоций другого и др.) [7, 15, 22, 23, 49, 72]. Развитие нравственных, интеллектуальных и эстетических чувств учащегося. 7. данные о развитии волевых качеств учащегося [13, 24, 53, 58, 69, 70]. Проявление воли, а точнее волевого усилия, «силы воли» в различных специфических ситуациях позволяет судить о развитии волевых качеств личности. Наличие развитой волевой сферы позволяет добиваться намеченных целей, преодолевать жизненные трудности и препятствия, проявлять терпение в неблагоприятных ситуациях (усталости, голода, жажды, боли и др.). Сильная воля в сочетании со сформированной нравственностью образует внутренний стержень человека, позволяющий противостоять вредным для человека внешним влияниям, противоречащим внутренним убеждениям, осуществлять саморегуляцию и самоконтроль, не поддаваться искушениям, подавлять сильные влечения и желания. Волевые качества определяются использованием при достижении цели волевого усилия. Сила волевого усилия при достижении цели, длительность и устойчивость его удержания, широта специфических видов ситуаций, в которых сила воли может быть применена и характеризует уровень развития волевых свойств человека. Все волевые качества можно разделить на два вида: собственно волевые (простые), характеризующие целеустремленность и самообладание личности, и морально-волевые (сложные) [24]. Рассмотрим волевые качества, связанные с целеустремленностью личности. Целеустремленность – это сознательная направленность личности на достижение более или менее отдаленной по времени цели, связана с проявлением двух видов волевых усилий: 1. усилия, направленные на подавление побуждений, препятствующих достижению целей. Это могут быть неблагоприятные состояния (страх, утомление, фрустрация), которые подталкивают человека к прекращению действия; 2. усилия, стимулирующие активность, направленные на достижение цели. Волевые качества, связанные с целеустремленностью: терпеливость, упорство, настойчивость, внимательность. Терпеливость – однократное длительное противодействие неблагоприятным факторам, вызывающим утомление, гипоксию (недостаток кислорода), чувство голода, жажды, боль. Чем сильнее потребность и больше энергетические ресурсы организма, тем дольше человек может сохранять волевое напряжение. Терпеливость начинается проявляться с того момента, когда человек встречается с внутренним препятствием физиологического характера (неблагоприятное состояние), начинает испытывать какое-либо внутреннее затруднение, когда начинает переживать это затруднение. Упорство – это стремление достичь «здесь и сейчас», т.е. одномоментно, желаемого или необходимого, в том числе и успеха деятельности, вопреки имеющимся трудностям и неудачам. Оно носит характер одноразового приложения волевого усилия для достижения конкретной и близкой (оперативной) цели, например, когда ученик пытается решить трудную математическую задачу, или когда юный музыкант разучивает гаммы, или когда спортсмен осваивает новый элемент техники спортивного упражнения и т.п. Про упорство говорят тогда, когда у человека что-то не получается и он пытается это сделать еще и еще раз, но как говорится за один присест [24]. Настойчивость – систематическое проявление силы воли при стремлении человеком достичь отдаленной по времени цели, несмотря на возникающие препятствия и затруднения. Проявление настойчивости зависит от степени уверенности человека в достижимости цели, от мотивации достижения (стремления к успеху), от наличия волевых установок на преодоление трудностей. Настойчивость определяется как волевое качество личности, характеризующееся длительным сохранением (нередко и повышением) энергии и активности в борьбе за достижение цели, в преодолении многих (в том числе неожиданно возникающих) препятствий [5]. Волевые качества, связанные с самообладанием: выдержка, смелость, решительность. Самообладание – волевые качества, которые связаны с подавлением отрицательных эмоций, вызывающих нежелательные для человека побуждения. Самообладание связано с самоконтролем и саморегуляцией эмоционального поведения, с самоограничением эмоционального реагирования. Выдержка – это устойчивое проявление способности подавлять импульсивные, малообдуманные эмоциональные реакции, не поддаваться искушению, т.е. подавлять сильные влечения, желания. Это качество выражается в устойчивом проявлении в случае необходимости состояния сдержанности, внешней невозмутимости, несмотря на сильное желание отомстить обидчику, ответить грубостью на грубость; выдержка также проявляется в подавлении желания съесть то, что запретили врачи, закурить, когда курят рядом другие, если принято решение бросить курить, и т.п. Выдержку нельзя смешивать с эмоциональной невозбудимостью, внутренней невозмутимостью, бесчувственностью. Выдержка связана с подавлением спонтанно возникающей активности, с торможением действия. Несдержанность является поведением, свидетельствующим об отсутствии у человека выдержки. Проявляется несдержанность в агрессивном поведении. Смелость – способность человека подавлять защитные реакции при возникновении страха, боязни и качественно осуществлять свои намерения в объективно или субъективно опасных для жизни, здоровья и престижа ситуациях.Смелость состоит не в отсутствии страха, а в способности человека управлять собой, своими действиями и поступками, несмотря на возникший страх. Чем меньшее дезорганизующее влияние будет оказывать страх на качество действий и деятельности человека, тем выше уровень проявляемой смелости. Решительность – это такое волевое качество, которое характеризуется минимальным временем принятия решения в значимой для человека ситуации, т.е. ситуации, когда принятие неудачного решения может привести к неприятным последствиям для самого человека и его окружения. Сложные морально-волевые качества представляют собой сочетание волевых качеств, обусловленных нравственностью [24]. К ним относятся следующие качества: 3. Самостоятельность – это способность осуществлять какую-либо деятельность без посторонней помощи. Она проявляется в самостоятельном принятии решений, в осуществлении намеченного, самоконтроле, во взятии на себя ответственности за дела и поступки. 4. Дисциплинированность – черта личности, в основе которой лежит стремление и умение управлять своим поведением в соответствии с поставленными задачами, предполагает соблюдении заведенного порядка, организованность, выдержанность. Психологической основой дисциплинированности является умение подавлять свои желания, подчинять свое поведение необходимости. Благодаря дисциплине поведение людей принимает упорядоченный характер, что обеспечивает совместную деятельность людей и функционирование социальных организаций. Различают: а) внутреннюю дисциплину, или самодисциплину; б) дисциплину из соображений выгоды и в) дисциплину по принуждению. Внутренняя дисциплина предполагает глубокое усвоение (интерироризацию) человеком норм, регулирующих поведение людей, формирование у него чувства ответственности, чувства долга. Вследствие этого человек испытывает потребность следовать нормам поведения, а в случае их несоблюдения испытывает угрызения совести, чувство вины, теряет самоуважение. Дисциплина из соображений выгоды и по принуждению опирается на внешние санкции – положительные или отрицательные. Человек действует дисциплинированно в расчете на поощрение или, стремясь избежать наказания. · Старательность – это стремление выполнить какую-нибудь работу, задание хорошо и добросовестно. · Энергичность – способность волевым усилием поднимать активность до необходимого уровня, вплоть до самого высокого. · Принципиальность – это свойство лично личности, отражающее насколько человек твердо (строго) и осознанно придерживается каких-то принципов, т.е. взглядов, идей, убеждений, определяющих норму его поведения, и последовательно проводящий эти принципы, идеи в жизнь. 8. о чертах темперамента и характера учащегося [29,36, 39, 40, 48, 55, 61]. В основе индивидуальных различий лежат особенности нервных процессов - возбуждения и торможения. Выделены следующие свойства высшей нервной деятельности: · сила нервных процессов возбуждения и торможения; · подвижность нервных процессов возбуждения и торможения, т.е. способности процессов возбуждения и торможения быстро сменять друг друга; · уравновешенность нервных процессов возбуждения и торможения. Сила нервных процессов обусловливает работоспособность, выносливость. Подвижность характеризует быстроту реакции на изменяющиеся условия внешней среды. При неуравновешенности нервных процессов, если, например, торможение недостаточной силы, возбуждение большой силы не может полностью уравновешиваться торможением. На основе учения о свойствах нервной системы И.П. Павлов разработал учение о типах высшей нервной деятельности. Типология включала в себя четыре основных типа высшей нервной деятельности, являющихся физиологической базой для четырех типов темперамента: · сангвиник обладает сильным, уравновешенным, подвижным типом нервной системы; · холерик – сильным, подвижным, но неуравновешенным типом нервной системы; · флегматик – сильным уравновешенным, но инертным типом высшей нервной деятельности; · меланхолик – слабый тип высшей нервной деятельности. В.М. Русалов выделяет следующие психологические свойства темперамента [55].: · Эргичность предметная – уровень потребности в освоении предметного мира, стремление к умственному и физическому труду. · Эргичность социальная – уровень потребности в социальных контактах, стремление к лидерству. · Пластичность предметная – легкость переключения с одного предмета на другой. · Пластичность социальная – легкость переключения в процессе общения от одного человека к другому, склонность к разнообразию коммуникативных программ. · Темп, или скорость предметная, - быстрота моторно-двигательных актов при выполнении предметной деятельности · Темп социальный – скоростные характеристики речедвигателных актов в процессе общения. · Эмоциональность предметная – эмоциональная чувствительность к неудачам в работе. · Эмоциональность социальная – эмоциональная чувствительность в коммуникативной сфере. Характер человека складывается на базе темперамента в результате воспитания, социализации личности. Характер определяется как совокупность устойчивых индивидуальных свойств человека, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обусловливающая типичные для него способы поведения. Характер – это общий строй человека, это своего рода каркас, остов, стержень. В характере, как в фокусе, сосредоточены самые выраженные, самые существенные особенности человека как субъекта деятельности, общения, познания. В характер человека включаются те устойчивые свойства, которые выражают отношение человека к основным сторонам жизни и деятельности [59]: · к себе (высокомерие и скромность, чувство собственного достоинства и самоуничижение, самолюбие, эгоизм, гордость, обидчивость, тщеславие, неприхотливость, уверенность, сдержанность, и пр.), · к другим людям (общительность и замкнутость, правдивость и неискренность, тактичность и грубость, и пр.), · к деятельности (добросовестность, исполнительность, ответственность, серьезность и пр.), · к предметному миру (аккуратность и небрежность, бережливость и расточительность, расчетливость и щедрость, практичность и непрактичность, и пр.). Характер проявляется в том, что человек делает, и в том, как он это делает, может выразиться как в целях, которые человек себе ставит, так и в средствах и способах, которыми он их осуществляет. Характер – это действенное отношение, это избирательное, существенное, устойчивое отношение субъекта к главным условиям своей жизнедеятельности, реализуемое в типичном для него способе действий и поведения. 9. о направленности личности, ее установках, потребностях, желаниях, интересах, идеалах. Потребности, интересы, желания, мечты, идеалы, убеждения в своей совокупности составляют направленность личности, выступающую в виде интегративного внутреннего фактора мотивации поведения и деятельности человека [59]. Для понимания личности ребенка очень важно знание того, чего он хочет, что им движет, о чем мечтает и что ценит. 10. о способностях и дарованиях школьника [9, 16, 30, 31, 65, 66, 53]. Основным определением человека как субъекта являются его способности, под которыми понимают свойства или качества человека, делающими его пригодным к успешному выполнению определенной деятельности. Для характеристики ребенка важно выявить уровень развития его общих способностей (свойств и качеств личности, отвечающих требованиям многих видов деятельности), а именно: интеллектуальных способностей, креативных (творческих) способностей и способности к обучению. Общие способности и будут в основном определять как успешность в учебной деятельности, так и в других сферах жизнедеятельности. Выявление данных способностей у неуспешных детей позволит выявить потенциал ученика и позволит произвести коррекцию его развития. Кроме общих способностей существенно выявить наличие специальных способностей ученика (отвечающих требованиям отдельных видов деятельности), например, музыкальных, художественных, математических и др. 11. об учебной деятельности школьника [6, 20, 56, 57]. Анализ рекомендуется начать с изучения успеваемости ученика по всем предметам, выявляя преобладающие оценки. Кроме того, необходимо определить уровень усвоения знаний. Предлагается выделить четыре уровня усвоения знаний: · уровень знакомства. Усвоение на этом уровне ограничено общими представлениями о предмете. Учащийся на основании чувства знакомства может лишь узнать явление или предмет при непосредственном повторном восприятии. Самостоятельно раскрыть существенные признаки, объяснить явление он не может. · уровень репродукции. Характеризуется тем, что ученик, опираясь на память, может воспроизвести то, что он читал или слышал, описать явление, раскрыть его существенные признаки, но решить практическую задачу с применением этих знаний он не может. · уровень умений. Характеризуется применением усвоенной информации к решению практических задач определенного типа на основании данного образца (решение типовых задач). · уровень трансформации. Характеризуется тем, что учащийся приобретает способность трансформировать исходные сведения настолько, что может решать совершенно новые для него задачи. На этом уровне происходит отход от сложившихся стереотипов и деятельность приобретает поисковый, творческий характер [4]. Кроме того, значимо выявить мотивы учебной деятельности учащегося. Выделяют два вида мотивов: А. внешние, возникающие под влиянием внешних факторов («учусь, потому что родители посылают», «потому что все учатся», «потому что боюсь наказания», «чтобы стыдно не было» и т. п.). Внешние мотивы часто носят эпизодический характер и не могут обеспечить постоянного уровня активности. Б. Внутренние, обусловленные познавательными потребностями, удовлетворяемыми в процессе учебной деятельности («хочу много знать», «учиться интересно», «хочу приобрести профессию» и т. п.) Самым существенным внутренним мотивом является интерес к знаниям. Именно наличие интереса к знаниям, согласно исследованиям, обеспечивает высокую степень активности познавательной деятельности в процессе обучения, и действуют постоянно. Мотивы интеллектуального плана сознаваемы, понимаемы, реально действующие. Они осознаются человеком как жажда знаний, необходимость (нужда) в их присвоении, стремление к рачширению кругозора, углублению, систематизации знаний. Это именно та группа мотивов, которая соотносится со специфически человеческой познавательной деятельностью, характеризуемой по Л. И. Божович, положительным эмоциональным тоном и ненасыщаемостью. Исследования показали, что наибольше влияние из социогенных факторов на эффективность учебной деятельности оказывает потребность в достижении. Эта потребность заставляет больше концентрироваться на учебе и в то же время повышает социальную активность. Ю. М. Орловым был получен важный вывод: «наибольшее влияние на академические успехи оказывает познавательная потребность в сочетании с высокой потребностью в достижениях». [44, с. 75]. В педагогическом процессе необходимо опираться на все виды мотивов, стремиться формировать у учащихся устойчивую внутреннюю потребность в знаниях. Студенту-практиканту надлежит разобраться в мотивах учебной деятельности школьника, выявив, к каким учебным интересам он проявляет интерес, как относится к похвале или порицанию учителей и родителей, к мнению товарищей и т. д., и определить наиболее сильно действующие факторы [45, 20]. Рекомендуется исследовать учебно-познавательных навыки (умение учиться ) ученика, включающие в себя: А. Способность организовывать собственную познавательную деятельность (воспринимать материал осознанно и осмысленно, логически его обрабатывать, владение мнемотехническими приемами, видеть собственные ошибки и пробелы, применение навыков мыслительной работы при освоении материала и др.) Б. Умения и навыки самостоятельной работы с книгами (целенаправленность чтения, умение делать конспекты, выписки, составлять планы, схемы, использовать библиографию и т. д.) В. Организованность, дисциплинированность, высокий уровень требовательности к себе.
12. Об особенностях возрастного развития [1, 19, 28, 43]. Развитие человека индивидуально. В его онтогенезе реализуются как общие закономерности развития представителя вида Homo sapiens, так и индивидуальные особенности развития каждого человека. Таким образом, в развитии человека можно рассматривать универсальные и индивидуальные закономерности жизненного цикла, формирования психических способностей и становления психики в целом. Одной из закономерностей развития человека является его цикличность. Периодизация психического развития – это попытка выделить общие закономерности, которым подчиняется жизненный цикл человека. Развитие имеет сложную организацию во времени. Ценность каждого года и даже месяца жизни человека имеет разное значение, которое определяется, прежде всего, тем, какое место этот временной диапазон занимает в цикле развития. Вторая особенность состоит в гетерохронности развития. Это означает, что развитие человека происходит неравномерно как в отношении разных психических процессов, так и в отношении отдельных аспектов индивидуального развития человека. Ответ на вопрос «что происходит с подростком в плане его возрастного развития?», наверное, является одним из самых главных. Вам придется встретиться с проявлениями одного из самых сложных периодов жизни человека: подростничеством, включающим в себя и подростковый кризис, и раннюю юность. Для понимания психологии подростков важно знать, что определяет особенности данного возраста. Существуют основные понятия возрастной психологии, знание которых позволяет понимать сущность происходящих явлений. Ведущая деятельность – эта деятельность, сфера человеческой жизнедеятельности, в рамках которой происходит основное психическое развитие личности в данный возрастной период. У человека возникает в потребность в осуществлении именно ведущей деятельности. Недостаточная включенность ведущей деятельности в жизнь субъекта приводит к отклонениям в психическом развитии. В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность, от успешности которой зависит развитие основных психологических новообразований данного периода, в частности формирования чувства компетентности при благоприятной ситуации развития и комплекса неполноценности при неблагоприятной ситуации. В подростковом возрасте ведущей деятельностью является интимно-личностное общение со сверстниками, значение учебной деятельности отходит на второй план, хотя и сохраняет свою важность в развитии психических функций. В ранней юности особое значение приобретает учебно-профессиональная деятельность. Л.С. Выготский считал, что психическое развитие ребенка имеет стабильные и кризисные этапы. Кризисные этапы – это время поворота в психическом развитии, когда происходит появление психических образований, которые он назвал психологическими новообразованиями. Сущность кризисных периодов заключается в смене ведущей деятельности, когда старые формы отношений приходят в противоречие с новыми потребностями. Сензитивные периоды в развитии – это те периоды в жизни человека, наиболее чувствительные к развитию тех или иных психологи – это временной диапазон, максимально чувствительный и благоприятный для развития той или иной функции, той или иной способности человека. Например, сензитивным периодом в развитии речи является возраст от 9 месяцев до 2 лет. Это не означает, что речевая функция не развивалась ни до, ни после этого периода. Это означает, что именно в этот период ребенок должен иметь опыт речевого общения, поддержку и поощрение взрослых в его речевых попытках, желание выразит свои чувства речевым образом. Подростковый возраст является сензитивным для формирования эго-идентичности, объединения представлений о самом себе, о своих новых ролях в единое целое, осмысление всего этого, получение связи прошлым и проекции в будущее. Если подросток справляется с задачей психосоциальной идентификации, то у него появляется ощущение видения себя в перспективе, продолжении. На этой стадии родители играют только косвенную роль. Кризис подросткового возраста есть результат всех предыдущих. Если у ребенка было доверие к миру, чувство инициативы, компетентности, то его шансы на идентификацию, то есть на опознание собственной индивидуальности, значительно возрастают. Для недоверчивого, стыдливого, неуверенного, осознающего свою неполноценность подростка решить задачу идентификации будет очень сложно. Подросток не может определить свое «Я», и у него появляются симптомы путаницы ролей и неуверенность в понимании того, кто он такой и куда идет. Подобная путаница ролей часто приводит подростков в группы правонарушителей, наркоманов, алкоголиков. Однако отрицательное прохождение кризиса подросткового возраста еще не означает, что человек останется неприкаянным на всю последующую жизнь, а тот, кто обрел ясные представления о своем «Я», не будет разочарован в столкновениях с жизнью. Э. Эриксон подчеркивал, что представляет непрерывную смену аспектов развития, и успешное решение проблем на одной стадии не гарантирует человеку отсутствия проблем на последующих. Подростковый возраст (11-15 лет) – трудный период полового созревания и психологического взросления. В самосознании происходят значительные изменения: появляется чувство взрослости, ощущение себя взрослым человеком. Возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым. Отстаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идет на конфликты с ними. Кроме стремления к эмансипации подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Ведущей деятельностью в это период является интимно-личностное общение. Появляется подростковая дружба и объединение в неформальные группы. Возникают и яркие, но обычно сменяющие друг друга увлечения. Личностная нестабильность порождает противоречивые желания и поступки: подростки стремятся во всем походить на сверстников и пытаются выделиться в группе, хотят заслужить уважение и бравируют недостатками, требуют верности и меняют друзей. Благодаря интенсивному интеллектуальному развитию появляется склонность к самоанализу, впервые становится возможным самовоспитание. У подростка складываются разнообразные образы «Я», первоначально изменчивые, подверженные внешним влияниям. К концу периода они интегрируются в единое целое, образуя на границе ранней юности «Я-концепцию», которую можно считать центральным новообразованием всего периода. Ранняя юность (16, 17 лет) – старшеклассник прощается с деством, со старой привычной жизнью, он весь устремлен в будущее, которое притягивает и тревожит его. Без достаточной уверенности в себе, принятии себя он не может определить свой дальнейший путь. Поэтому самооценка в ранней юности выше, чем в подростковом возрасте. Юность – период стабилизации личности. В это время складывается система устойчивых взглядов на мир и свое место в нем – мировоззрение. Известны связанные с этим юношеский максимализм в оценках, страстность в отстаивании своей точки зрения. Центральным новообразованием является самоопределение, профессиональное и личностное. Старшеклассник решает, кем быть и каким быть в своей будущей жизни. Анализ возрастных особенностей должен включать определение возрастного периода развития, индивидуальных особенностей прохождения данного периода, оценку формирования основных психологических новообразований.
СХЕМА
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 405; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |