Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Изучение психических свойств личности




Направленность личности (мотивационно-потребностная сфера; интересы; ценности; идеалы; система отношений к людям, к себе, к учебе, к предметному миру).

Характер (ярко выраженные положительные и отрицательные черты характера; особенности общения и дружбы; отношение к учебе и работе, наличие акцентуаций характера, доминирующая чета характера и др.).

Темперамент (тип темперамента; особенности эмоционально-волевой сферы, связанной с индивидуальными особенностями нервной системы; социальные и предметные пластичность, эргичность, темп и эмоциональность).

Способности (качественная и количественная характеристика способностей, уровень общих способностей, а именно: уровня интеллекта, креативности и обучаемости; наличие специальных способностей).

 

Рекомендуемые методы научной психологии:

беседа, опрос, анализ результатов деятельности, наблюдение, тестирование (см. приложение 3).

 

4. Возрастные характеристики учащегося:

Определение возрастного периода, к которому относится учащийся (стабильный, кризисный), характеристика социальной ситуации развития, ведущей деятельности, развития психических функций и личности учащегося с точки зрения соответствия нормам возрастного развития.

 

Общие психолого-педагогические выводы :

Основные достоинства и недостатки формирующейся личности учащегося. Причины (внутренние и внешние) имеющихся недостатков (условия семейного воспитания, болезни, отсутствие определенных способностей, навыков работы и др.)

Определение важнейших психолого-педагогических задач, стоящих перед учителем, педагогические рекомендации, пути педагогической помощи и воспитательной работы с данным учащимся.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сидя под палящим солнцем,

мальчик наблюдал, как молодой человек

сосредоточенно откалывал

куски от большой скальной глыбы.

-Почему ты делаешь это?

-Потому что внутри спрятан ангел,

и он хочет выйти наружу,-

ответил Микеланджело.

Ник Оуэн

Умение составлять психолого-педагогическую характеристику личности ученика должно сочетаться с пониманием условности данной характеристики, зависимости интерпретации данных от личностных особенностей самого составителя данной характеристики. Очень важно оценивать не только наличную, имеющуюся на данный момент ситуацию, но видеть позитивный потенциал развития личности. Экспериментально доказан закон самореализующегося пророчества, заключающийся в том, что ожидаемые события имеют тенденцию со временем исполниться. Вера в будущее ребенка, его возможности и способности, может принести плоды счастливой, плодотворной судьбы.

Кроме того, существует закон гетерохронного развития, согласно которому темпы развития людей имеют индивидуальные различия. Одни дети опережают в своем развитии сверстников, другие отстают. Очень часто отставание связано с более медленными темпами созревания, и такой ребенок в будущем может намного превзойти в своем развитии опережавших в детстве сверстников. Известно, что великий ученый, физик-теоретик А. Эйнштейн вспоминается его школьными преподавателями как посредственный, ничем непримечательный ученик.

Составленная Вами психолого-педагогическая характеристика личности должна быть построена на основе добродушного, оптимистического отношения к Человеку, доверившему Вам самое сокровенное – свою душу!

Желаю Вам успехов!

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Тест «РИСУНОК СЕМЬИ»

 

Цель применения теста: выявление особенностей внутрисемейных отношений.

Задачи: на основе выполнения изображения, ответов на вопросы оценить особенности восприятия переживаний ребенком отношений в семье.

Материал: для работы необходимо использовать лист белой бумаги 15×20 см или 21×29 см, ручку, набор цветных карандашей, ластик.

Инструкция 1 к тесту «Рисунок семьи»: «Нарисуй свою семью».

При этом не рекомендуется объяснять, что означает слово «семья», а если возникают вопросы «что нарисовать?» следует лишь еще раз повторить инструкцию. При индивидуальном обследовании процедура обычно длится 30 минут, при групповом выполнении теста время чаще ограничивается в пределах 15-30 минут.

При индивидуальном тестировании следует отмечать в протоколе:

1. последовательность рисования деталей;

2. паузы более 15 секунд;

3. стирание деталей;

4. спонтанные комментарии ребенка;

5. эмоциональные реакции и их связь с изображаемым содержанием.

После выполнения задания обычно задаются следующие вопросы:

1. Сажи, кто тут нарисован?

2. Где они находятся?

3. Что они делают? Кто это придумал?

4. Им весело или скучно? Почему?

5. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?

6. Кто из них самый несчастный? Почему?

Последние два вопроса провоцируют ребенка на открытое обсуждение чувств, что не каждый ребенок склонен делать. Поэтому, если он не отвечает на них или отвечает формально, не следует настаивать на ответе.

При опросе студент-практикант должен пытаться выяснить смысл нарисованного ребенком: чувства к отдельным членам семьи, почему ребенок не нарисовал кого-нибудь из членов семьи (если так произошло). Следует избегать прямых вопросов, не настаивать на ответе, так как это может вызвать тревогу, защитные реакции. Часто продуктивным оказываются проективные вопросы, например, «Если бы вместо птички был нарисован человек, то кто бы это был?», «Кто бы выиграл в соревнованиях между братом и тобой?, «Кого мама позовет идти с собой?» и т.п.

Можно задать ребенку для выбора решения 6 ситуаций: 3 из них должны выявить негативные чувства к членам семьи, 3 – позитивные.

1. Представь себе, что ты имеешь два билета в цирк. Кого бы ты позвал с собой?

2. Представь, что вся твоя семья идет в гости, но один из вас заболел и остался дома. Кто он?

3. Ты строишь из конструктора дом (вырезаешь бумажное платье для куклы), и тебе не везет. Кого ты позовешь на помощь

4. Ты имеешь… билетов (на один меньше, чем членов семьи) на интересную кинокартину. Кто останется дома?

5. Представь себе, что ты попал на необитаемый остров. С кем бы ты хотел там жить?

6. Ты получил в подарок интересное лото. Вся семья села играть, но вас одним человеком больше, чем надо. Кто не будет играть?

Для интерпретации также важно знать:

1. возраст исследуемого ребенка;

2. состав его семьи, возраст братьев и сестер;

3. если возможно, сведения о поведении ребенка в семье, в детском саду и в школе [51].

Обработка теста «Рисунок семьи проводится через анализ композиций:

1. Смещение центра рисунка вверх – оптимизм, приподнятое настроение, уверенность, высокая самооценка, претензия на продвижение и признание.

2. Смещение центра рисунка вниз – тревога, депрессия, низкая саооценка, нерешительность.

3. Большие фигуры – открытость, спокойствие.

4. Маленькие фигуры – депрессивность, тревожность, негативное отношение к тесту или к людям, которых изобразил.

5. Наличие посторонних людей в композиции, предметов в центре композиции, домашних животных, отсутствие границ дома – семья вне дома, осветительные приборы или солнце – признаки внутреннего дискомфорта.

6. Половая дифференциация фигур – ее отсутствие говорит о болезненности к вопросам пола, а выраженность – об интересе к данной сфере.

7. Группировка фигур отражает наличие внутрисемейных группировок.

8. Относительные размеры фигур отражают авторитет и значимость.

9. Высота расположения фигур – реальное значение субъектов в семье.

Прорисовка отдельных деталей:

Глаза – резкая прорисовка радужки глаз – страхи. Широко открытые глаза – контроль «Я все вижу».

Уши – контроль вербальный «Я все слышу», заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе.

Рот – приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ – большая речевая активность, с прорисовкой губ - чувствительность. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно зачерченный – страхи, недоверие, тревожность. Рот с зубами - вербальная агрессия (защитная).

Плечи, руки – размер говорит о предполагаемой силе (чаще, психологической). Прорисованные пальцы – угроза физической агрессии. Руки с предметом, рука, поднятая вверх – реализованная физическая агрессия.

Цветовая гамма:

1. Обычно происходит цветовая группировка членов семьи, например, такие явления как, мамин сын, папина дочка проявляются в объединении членов семьи одной цветовой гаммой.

2. Синий цвет – спокойствие, равновесие.

3. Зеленый цвет – контроль, самоконтроль, сдержанность, пунктуальность.

4. Желтый цвет – артистичность, экзальтированность, демонстративность, истероидность.

5. Красный цвет – агрессивность, активность, напряжение.

6. Лиловый, сиреневый цвет – интерес, стремление приблизиться к этому человеку.

7. Коричневый цвет – активное неприятие.

8. Черный цвет - равнодушие, вычеркнутость.

9. Серый цвет – пассивное неприятие.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

М Е Т О Д И К И Д Л Я И З У Ч Е Н И Я П А М Я Т И [27]

МЕТОДИКА «ОПЕРАТИВНАЯ ПАМЯТЬ»

Методика применяется для изучения кратковременной памяти в тех случаях, когда кратковременная память несет основную функциональную нагрузку.

Испытуемому вручается бланк, после чего экспериментатор дает следующую инструкцию.

Инструкция: «Я буду зачитывать числа – 10 рядов из 5 чисел в каждом. Ваша задача – запомнить эти 5 чисел в том порядке, в каком они прочтены, а затем в уме сложить первое число со вторым, второе с третьим, третье и четвертым, четвертое с пятым, а полученные четыре суммы записать в соответствующей строке бланка. Например: 6,2,1,4,2, (записывается на доске или на бумаге). Складываем 6 и 2 – получается 8 (записывается); 2 и 1 – получается 3 (записывается); 1 и 4 – получается 5 (записывается); 4 и 2 – получается 6 (записывается)».

Если у испытуемого есть вопросы, экспериментатор должен ответить на них и приступить к проведению теста. Интервал между зачтением рядов – 15 сек.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 819; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.