КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Контролирующие Материалы 2 страница. 5. Какие из видов искусства отсутствовали в арабо-мусульманской культуре средних веков в связи с особенностями исламского вероучения:
5. Какие из видов искусства отсутствовали в арабо-мусульманской культуре средних веков в связи с особенностями исламского вероучения: а) живопись; б) каллиграфия; в) архитектура; г) скульптура. 6. Арабский учёный, познакомивший Европу с системой индийских чисел (так называемых «арабских»): а) Ибн Рушд; б) Ибн Сина; в) аль-Хорезми. 7. Какое событие было положено в основу мусульманского календаря: а) год, в котором начал ниспосылаться Коран; б) переселение Мухаммада из Мекки в Медину; в) завоевание мусульманами Мекки.
Глава 20. Культура Византии 1. Столица Византийской империи получила название: а) Багдад; б) Византий; в) Константинополь. 2. Государственным языком империи на первых этапах был: а) греческий; б) латынь; в) церковнославянский. 3. Назовите количество догматов в Символе веры: а) пять; б) семь; в) двенадцать. 4. Работы какого учёного-богослова стали основой для защиты иконопочитания? а) Григорий Богослов; б) Иоанн Дамаскин; в) Василий Великий. 5.Укажите количество Вселенских Соборов: а) три; б) семь; в) двадцать. 6. Какое название получила столица империи после турецкого завоевания? а) Стамбул; б) Анкара; в) Константинополь. 7. Как называли себя жители Византии? а) византийцы; б) греки; в) ромэи.
Глава 21. Культура эпохи Возрождения 1. Назовите хронологические рамки эпохи Возрождения: а) I в. до н.э. – V в. н.э.; б) XIV–XVI вв.; в) рубеж XIX–XX вв. 2. Для культуры и искусства эпохи Возрождения характерно: а) анонимное творчество; б) авторское творческое начало; в) творчество как Божественное откровение. 3. Период Высокого Возрождения называют: а) Дученто; б) Треченто; в) Кватроченто; г) Чинквеченто. 4. Каковы основные социальные предпосылки итальянского Возрождения? а) развитие итальянских городов, чья политическая независимость и экономическая самостоятельность создавали разнообразные возможности для занятий искусством; б) накопление торгово-купеческих капиталов и развитие меценатства; в) появление «новых людей», которые начинают по-новому ощущать свою связь с миром, возрастание роли личной инициативы; г) все выше перечисленные. 5. Источником и образцом творчества для людей эпохи Возрождения была: а) культура Древнего Египта и Месопотамии; б) культура античности; в) культура средневековья. 6. Идеологической основой культуры эпохи Возрождения является: а) импрессионизм; б) гуманизм; в) супрематизм; г) всё выше перечисленное. 7. Автором таких живописных произведений, как «Мадонна с цветком», «Тайная вечеря», является: а) Рафаэль; б) да Винчи; в) Микеланджело; г) Тициан.
Глава 22. Культура Нового и Новейшего времени 1. Как называется процесс разрушения устоев традиционной цивилизации, характерный для культуры Нового времени? а) секуляризация; б) модернизация; в) рационализация; г) глобализация. 2. В каком веке совершился прорыв в области точных и естественных наук, получивший название «научной революции»? а) XVII в.; б) XVIII в.; в) XIX в.; г) XX в. 3. Новое идейно-культурное движение XVIII века под названием «Просвещение» зародилось: а) в Германии; б) в Англии; в) во Франции; г) в Нидерландах. 4. Художественными стилями XVIII века являются: а) барокко; б) рококо; в) классицизм; в) сентиментализм; г) все выше перечисленные. 5. Причинами формирования новых художественных стилей в XIX веке стало: а) утверждение свободомыслия и атеизма; б) становление гражданского общества и правового государства; в) демократизация политических структур; г) социальные противоречия и конфликты буржуазных отношений. 6. Для художественного стиля романтизм характерно: а) стремление человека уйти от реальности в мир фантазий и грез; б) показ жизни такой, какая она есть в действительности; в) обличение острых социальных противоречий и конфликтов; г) поиск чистой красоты и эстетизма. 7. Характеристиками единой мировой культуры XX века являются: а) индустриализация производства; б) массовое потребление; в) единые средства передвижения и передачи информации; г) интернационализация науки и образования; д) все выше перечисленные.
Глава 23. Русская культура X–XVII веков 1. Какое языковое происхождение имеют следующие термины: «Христос», «Библия», «Евангелие»? а) еврейское; б) латинское; в) греческое. 2. Какое название носила идея союза государства и Церкви в русской культуре? а) соната; б) рок-опера; в) симфония. 3. Вышеназванная идея была заимствована Россией: а) из Китая; б) из Англии; в) из Византии. 4. Какая форма христианства установилась на Руси? а) протестантизм; б) православие; в) католицизм. 5. Столицей страны, подарившей Руси христианство, был город: а) Ватикан; б) Константинополь; в) Иерусалим. 6. Известный памятник быта русского народа носил название: а) Метрострой; б) Долгострой; в) Домострой. 7. Одним из принципов хозяйственной культуры Руси являлось: а) самооборона; б) самоограничение; в) самовыражение.
Глава 24. Русская культура XVIII–XIX веков 1. В результате реформ Петра I: а) сформировался капиталистический строй; б) произошла европеизация всех сфер жизни; в) была пересмотрена система государственного управления; г) всё выше перечисленное. 2. Преобразования в экономической сфере, произошедшие в России в начале XVIII века, называются: а) промышленная революция; б) меркантилизм; в) секуляризация; г) модернизация. 3. Кто из российских учёных не обучался в Петербургской академии наук? а) И. Лепехин; б) М. Ломоносов; в) В. Беринг; г) С. Крашенинников. 4. Как назывались совместные мероприятия, предназначенные для представителей дворянского общества? а) ассамблеи; б) пиры; в) танцевальные вечера; г) салоны. 5. Кто из названных композиторов являлся одним из участников художественного объединения «Могучая кучка»? а) А. Верстовский; б) М. Глинка; в) А. Даргомыжский; г) М. Балакирев; д) П. Чайковский. 6. Какой из названных художественных стилей не был представлен в русском искусстве XIX века? а) импрессионизм; б) сентиментализм; в) романтизм; г) реализм. 7. Итогом культурного развития России в XIX веке стало: а) формирование национальной идеи; б) создание самобытной классической художественной культуры; в) патриотическая направленность общественного сознания; г) всё выше перечисленное.
Глава 25. Серебряный век русской культуры 1. Хронологически Серебряный век русской культуры укладывается во временной отрезок: а) с конца XVIII века до середины XIX века; б) с начала 90-х годов XIX века до 20-х годов XX века; в) 1917 г. – 1991 г. 2. Выберите фамилии мыслителей, которые не относятся к представителям русской религиозной философии: а) В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев; б) С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский; в) Н.А. Умов, В.И. Вернадский; г) Г.П. Федотов, И.А. Ильин. 3. Космизм – это: а) изменения черт культуры во времени и пространстве в результате воздействия внешних и внутренних сил; б) эмоционально-чувственная форма познания мира, основным средством которого является художественный образ; в) направление научно-философской мысли, которое рассматривало человека в его соотношении не только с земными реалиями, но и со всей Вселенной. 4. К модернистским направлениям в литературе Серебряного века не относится: а) символизм; б) акмеизм; в) романтизм; г) футуризм. 5. Для явления декадентства в культуре и искусстве Серебряного века было характерно: а) оптимистическое стремление к светлому будущему России; б) настроение безнадёжности, неприятия жизни, индивидуализма; в) религиозное преображение жизни. 6. В творчестве А. Белого, Д. Мережковского, З. Гиппиус, Вяч. Иванова, А. Блока поэзия была неотделима от философствования. К какому идейно-художественному направлению они принадлежат? а) символизм; б) супрематизм; в) постимпрессионизм; г) социалистический реализм. 7. Каковы характерные черты русской художественной культуры Серебряного века? а) новые смелые идеи, но в то же время интерес к национальному культурному прошлому, народной культуре; б) возросшая публичность искусства; в) синтез разных видов искусства; г) все выше перечисленные.
Глава 26. Советская культура и постсоветский период 1. Что означает идеократический характер советской культуры? а) господство материализма и воинствующего атеизма; б) курс на ликвидацию дворянской и буржуазной культур; в) ведущую роль идеологии в культуре, её влияние на все сферы жизни. 2. В качестве важнейших достижений советского общества могут быть названы: а) введение классового подхода в область политики, экономики и духовной культуры; б) превращение искусства в орудие пропаганды идеологических ценностей; в) освоение космоса; г) повышение грамотности населения и развитие системы светского образования. 3. Основным официальным художественным стилем советской эпохи был: а) социалистический реализм; б) социалистический классицизм; в) социалистический авангардизм. 4. В качестве позитивных ценностей советской культуры можно выделить: а) воинствующий атеизм; б) уважение к труду; в) тоталитарная идеология; г) социальная справедливость. 5. Какой из этапов истории советской России был периодом совершенно свободного творчества и новаторства в искусстве, фактически не испытывающего контроля со стороны государства: а) 1917-1920-е гг.; б) 1950-е – середина 1960-х гг.; в) 1985-1991 гг. 6. Среди основных изменений и тенденций в развитии русской культуры постсоветского периода можно назвать: а) отсутствие идеологической цензуры; б) наличие ярко выраженной национальной идеи; в) коммерциализация культуры; г) постмодернизм как ведущий стиль мышления. 7. Для постмодернистского мировоззрения характерны следующие черты: а) строгий традиционализм и следование национальным культурным ценностям; б) отрицание любых истин, претендующих на абсолютность; в) плюрализм, признание равноправности всех ценностей и традиций любых культур и эпох.
краткий культурологический словарь Адаптация культурная – приспособление отдельного человека и социальных групп к меняющимся природно-географическим и социальным условиям жизни посредством изменения стереотипов сознания и поведения, форм общественной организации, норм и ценностей. Аксиология – наука о ценностях, их происхождении, сущности, функциях, типах и видах. Антропоцентризм – философский термин, укоренившийся во второй половине XIX века для обозначения учений, видящих в человеке центральную и высшую цель мироздания. Артефакт – в широком понимании искусственно созданный объект; в культурологии – воплощение культурной формы в конкретном материальном продукте, поведенческом акте, социальной структуре. Архетип – прообраз, первичная форма, образец; у К. Юнга архетипы – это структурные элементы коллективного бессознательного, которые лежат в основе общечеловеческой символики, выявляются в мифах, верованиях, произведениях литературы и искусства. Гуманизм – в широком смысле слова, учение о самоценности человека, утверждающее человека как смысл и основание бытия, всех общественных преобразований, исторического процесса и т.д.; в узком – культурное движение эпохи Возрождения. Динамика культуры – изменения черт культуры во времени и пространстве в результате воздействия внешних и внутренних сил. Доминанта культурная – в культурологии термин употребляется для обозначения главенствующей идеи, основного признака той или иной культуры. Европоцентризм – убеждённость в культурном, политическом и экономическом превосходстве Европы перед остальным миром. Знак – предмет, действие или событие, заменяющие другой предмет, действие или событие. С помощью знаков происходит фиксация информации о человеке и мире в культурных текстах, общение индивидов и социальных групп между собой. Идентичность культурная – осознанное принятие человеком соответствующих культурных норм и моделей поведения, ценностных ориентаций и языка, отождествление себя с культурными образцами своего общества. Инкультурация – процесс приобщения индивида к культуре, усвоения существующих привычек, норм, ценностей, свойственных данной культуре. Искусство – эмоционально-чувственная форма познания мира, основным средством которого является художественный образ. Канон – система правил, норм, господствующих в искусстве в какой-либо период или в каком-либо художественном направлении и закрепляющих основные закономерности конкретных видов искусства. Картина мира – совокупность мировоззренческих знаний о мире, наиболее общих, мало изменяемых, передающихся из поколения в поколение представлений о добре и зле, жизни и смерти, свободе и неравенстве, пространстве и времени и т.п. Коммуникация – процесс взаимодействия субъектов социокультурной деятельности с целью обмена информацией посредством различных знаковых систем; коммуникация обеспечивает возможность формирования социальных связей, регулирование жизнедеятельности людей, накопление и трансляцию социального опыта. Контркультура – идейное течение и общественное движение социальных групп, получившее наибольшее развитие в 60-70-х гг. XX века; совокупность социально-культурных установок, норм и ценностей, противостоящих доминирующей культуре. Космизм -направление русской научно-философской мысли второй половины XIX - первой половины XX века, которое рассматривало человека в его соотношении не только с земными реалиями, но и со всей Вселенной. Культ – совокупность действий, являющихся для представителей данной религии священными. Культура – совокупность значений, ценностей и норм, которыми владеют взаимодействующие лица, и совокупность носителей, которые объективируют, социализируют и раскрывают эти значения. Культура духовная – одна из сторон общей культуры человечества, которая включает в себя явления, связанные с сознанием, интеллектуальной и эмоционально-психологической деятельностью человека (язык, обычаи, традиции, искусство, религия, мораль, право, наука и т.д.) Культура материальная – воплощение материализованных человеческих потребностей; включает в себя все материальные артефакты, созданные человечеством, которые представляют собой реализацию системы идей. Культурогенез – процесс зарождения материальной и духовной культуры человечества; является не однократным событием происхождения культуры в эпоху первобытности, а процессом постоянного обновления культуры посредством трансформации уже существующих форм и возникновения новых феноменов, не существовавших в культуре ранее. Менталитет – комплекс психологических и поведенческих установок индивида или социальной группы, который создает картину мира, регулирует поведение и лежит в основе социальной общности и культурной традиции. Миф – картина мира, в реальности которой человек, в рамках культуры своего времени, не сомневается. Миф является исторически первоначальной формой отображения действительности, в которой художественное, моральное, познавательное и практическое освоение мира тесно взаимосвязаны. Мораль – нравственность, один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений. Наука – сфера рациональной человеческой деятельности, функцией которой является выработка и систематизация знаний об окружающей действительности. Норма культурная – стандарт культурной деятельности, регулирующий поведение людей, свидетельствующий об их принадлежности к конкретным социальным группам и выражающий их представление о должном. Парадигма – теория, принятая в качестве образца постановки и решения исследовательских задач. Постмодерн – особый тип мировоззрения, характерный для западной культуры второй половины XX века, направленный на отказ от всех норм, традиций, каких-либо абсолютных истин и ориентированный на признание равноценными любых культурных проявлений. Основные характеристики культуры и искусства постмодерна – плюрализм, равноправность ценностей, стремление к эклектике, соединению несоединимого. Право – особая подсистема духовной культуры, регулирующая социальные отношения с помощью общеобязательных норм, закрепляемых государством. Религия – совокупность взглядов на мир, которые основываются на вере в существование одного или нескольких богов; религия также включает в себя совокупность действий (культ), в которых человек выражает своё отношение к Богу и вступает с Ним в мистическую связь; кроме того, неотъемлемой характеристикой религии является наличие религиозных организаций. Ритуал – церемониальные действия, способ и порядок исполнения которых строго канонизированы; ритуал носит символический характер и играет важную роль в обеспечении сплочённости членов общности. Секуляризация – освобождение общественного и индивидуального сознания от влияния религии; процесс лишения религиозных институтов социальных функций: отделение церкви от государства и школы, сокращение культовой практики, замена религиозных представлений светскими взглядами. Семиотика – наука о знаках и знаковых системах. Символ – объект, который фиксирует связи между предметами, явлениями, не имея при этом прямого вещественного выражения. Символизм – художественное направление, сложившееся в западно-европейской культуре в конце 60-х – начале 70-х гг. XIX века. Мышление, обращённое к символам – одно из древнейших свойств человеческой культуры; символизм присущ всем мифологиям, религиям, формам искусства и философии. Синкретизм – слитность, нерасчленённость, характеризующая первоначальное, неразвитое состояние чего-либо (например, синкретизм первобытного искусства характеризует нерасчленённость деятельности и мышления человека). Социализация – процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социокультурного опыта (социальных норм, ценностей, образцов поведения, культурных традиций и т.д.); целенаправленное формирование личности посредством воспитания, обучения и стихийного воздействия жизненных обстоятельств. Стиль – устоявшаяся форма самоопределения эпохи, региона, социальной группы или отдельной личности (например, стиль в искусстве представляет собой характеристику особенностей художественного творчества эпохи, отдельного художественного направления или индивидуальной манеры автора). Структура культуры – соотношение и взаимодействие между собой устойчивых элементов культурной системы (норм, ценностей, видов и форм культуры), которые обеспечивают её стабильность, воспроизводство и возможность трансляции культурного опыта. Субкультура – система ценностей и норм поведения, характерная для отдельных демографических, профессиональных и других групп, принципиально не противоречащая доминирующей культуре. Сциентизм – абсолютизация роли науки в системе культуры; в качестве образца берутся естественные и математические науки. Технократизм – направление в общественно-политической мысли и социально-психологическая установка, исходящие из того, что культура регулируется принципами технико-организационной рациональности, поэтому построение общественных отношений на этих принципах является непременным условием её прогрессивного развития. Традиции – социально-культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящееся в определённых обществах в течение длительного времени. Универсалии культурные – черты, присущие всем культурам, независимо от географического расположения, исторического времени и социального устройства (Дж. Мердок выделяет более 60 культурных универсалий: изготовление орудий труда, совместный труд, украшение тела, танцы, спорт, язык, религиозные обряды и др.) Функции культуры – совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей. Художественный образ – категория эстетики, характеризующая особый, присущий только искусству, вид освоения и выражения действительности, являющийся результатом конкретной художественно-творческой деятельности и одновременно реализацией историко-культурного опыта человечества. Цивилизация – искусственная среда, созданная человеком,которая представляет собой, в отличие от культуры, результат материально-технической деятельности, ценностно-нейтральной и основанной на принципе практицизма. Этноцентризм – психологическая установка воспринимать и оценивать другие культуры и поведение их представителей сквозь призму культурных традиций и ценностей собственной этнической группы. Язык – знаковая система, которая является средством формирования, передачи, использования и хранения информации и универсальным средством трансляции культуры.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 897; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |