Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типология субъектов инноваций




Типология инноваций

 

Так как нас интересуют стимулы к осуществлению инноваций, логично их классифицировать с помощью теории общественного выбора, т. е. опираясь на противопоставление частных и общест­венных благ. Например, изменение институциональных рамок деятельности является общественным благом по отношению ко всем ее участникам и, следовательно, связано с проблемой без­билетника, сопровождающей производство всех общественных благ. «Динамическая теория институциональных изменений, не выхо­дящая за рамки неоклассической модели индивидуалистического, целерационального поведения, никогда бы не позволила объяснить большинство происходящих в обществе изменений».

С другой стороны, изменения на уровне организаций имеют характер клубных благ. Число их пользователей ограничено членами организации или, как мы их еще называли, «инсайдерами». Такие инновации ограничены рамками организации, ведь имитации и распространению инновации за организационные рамки препятст­вует факт ее «кодировки» в особом языке и рутинах. Однако проконтролировать использование инновации «инсайдерами» затруднительно, как затруднительно контролировать степень ис­пользования бассейна всеми купившими входной билет. Именно отсюда вытекает характеристика организационных инноваций как клубных благ.

Наконец, создание нового продукта близко по своей сути про­изводству частного блага, особенно при существовании патентов, защищающих права на изобретения. Однако даже если патенты отсутствуют, в начальный период после своего появления на рынке новый продукт находится в монопольном положении. До начала имитации нового продукта его создатель получает «ренту инноватора», монопольную сверхприбыль, которая, собственно, и стиму­лирует разработку новых продуктов. Итак, инновации могут иметь характер общественных, клубных и частных благ.

 

Предыдущий анализ позволил нам проанализировать поведе­ние четырех потенциальных субъектов инновации — индиви­дуального предпринимателя, фирмы, государства и домашнего хозяйства. Прежде чем попытаться расширить этот список за счет еще двух субъектов инноваций, групп (networks) и социальных дви­жении, остановимся чуть более подробно на первых трех. Если попытаться описать мотивацию каждого из них, то лучше всего для этой цели использовать теорию соглашений. Каждый из субъ­ектов инновации действует согласно особым правилам, заданным различными соглашениями. Поэтому разумно предположить раз­личную мотивацию субъектов инноваций.

Индивидуальный предприниматель ориентируется на максими­зацию прибыли, и его целевая функция описывается следующей формулой:

 

max V = - C0 + (R1 + Cr1) /(1+r) + (R2- Cr2) / (1 + r)2 +… + (Rn – Cr n) / (1 + r)3,

 

где V - размер ожидаемой от инновации прибыли;

C0 - стартовые издержки;

Rn - прибыль от инновации в период времени n;

Cr n - издержки осуществления инновации в период времени n

r - величина дисконтирования будущих доходов и расхо­дов.

 

Императив максимизации прибыли характерен для рыночного со­глашения, которому следует индивидуальный предприниматель. Что касается государства, то деятельность контрактного государ­ства, ориентированного на максимизацию совокупного дохода его граждан, отвечает императиву гражданского соглашения. Деятель­ность же домашнего хозяйства, в которой доминируют рутины, регулируется нормами традиционного соглашения.

24.3.1. Группа

 

Под группой (network, reseau) мы понимаем объединенных общей целью людей, когда возникновение властных отношений между ними исключается. Такое определение группы подчеркивает ее отличие, с одной стороны, от организации, с другой стороны, от домашнего хозяйства. Группы образуются в результате стремле­ния индивидов объединить свои усилия с теми, кто стремится к достижению аналогичных целей. Существует три способа фор­мирования групп. Во-первых, в качестве продолжения семейно-родственных связей. Например, дружеские отношения в значи­тельной мере персонифицированы и локализованы. Но в отличие от семейно-родственных отношений они не предполагают передачу одной из сторон взаимодействия контроля над своими действиями другой стороне. Во-вторых, на основе общности интересов в сфере бизнеса, политики, досуга. В этом смысле группа является альтер­нативным организации объединением людей, ибо в своем функ­ционировании она основывается главным образом на социальных санкциях. Здесь в качестве примера укажем разнообразные клубы по интересам. В-третьих, группа может объединять и вовсе лично незнакомых людей, поддерживающих отношения с помощью современных средств связи, в первую очередь Интернета. Тогда число членов группы потенциально ничем не ограничено, и соци­альные санкции перестают действовать. В качестве объединения лично незнакомых людей, которых связывает лишь общий инте­рес, группу следует рассматривать в качестве альтернативы госу­дарству. Итак, группа отличается и от домашнего хозяйства, и от фирмы, и от государства, что позволяет увидеть в группе вариант компромисса между тремя соглашениями — традиционным, рыночным и гражданским. Поэтому императивом инновационной деятельности группы будет максимизация совокупной полезности ее участников на основе использования социальных связей различной степени интенсивности.

24.3.2. Социальное движение

 

Этот относящийся скорее к социологической теории термин представляет интерес в связи с активным участием профсоюзного, экологического, женского, потребительского движений в осущест­влении инноваций различных типов. Воспроизведено определение социального движения, принадлежащее перу одного из самых из­вестных его исследователей Алена Турэна. «В основе социального движения лежит конфликт актора и его противника по поводу управления культурными ресурсами и в особенности производи­тельными силами. Этот конфликт развивается в политических рамках, которые придают институциональную форму этим трем основным элементам». Социальное движение включает в себя элементы традиционного соглашения, когда оно опирается на мобилизационный потенциал локального сообщества. Например, рабочее движение всегда опиралось на сильные традиции сооб­ществ ремесленников. Ориентация на сохранение в неизменности традиций локального мира особенно очевидна в случае борьбы шахтеров против закрытия нерентабельных шахт, ведь обычно планы закрытия шахт сопровождаются программами по переквалификации, по созданию новых рабочих мест и т.д. Объяснение подобной «ретроградной» ориентации заключается в том, что во всех странах, и в первую очередь в Англии, известной особенно активной борьбой против закрытия шахт, шахтеры формируют своего рода «наследст­венную касту».

Наряду с элементами традиционного соглашения социальные движения включают в себя элементы индустриального. Социально-профессиональная группа обычно является базой формирования социального движения. В частности, А. Турэн говорит о «профес­сиональном детерминизме» рабочего движения, когда в качестве обоснования требований работники некоторых профессий исполь­зуют свое ключевое положение в производственном процессе. Чем важнее роль той или иной социально-профессиональной группы в технологическом процессе, тем активнее действия этой группы по защите своих интересов. Наконец, социальное движение дейст­вует и согласно нормам гражданского соглашения, ведь его целью является защита интересов социально-профессиональной группы в целом. «Коллективное действие не сводится к сумме тысяч ин­дивидуальных действий и решений. Оно — продукт взаимодейст­вий, взаимных оценок и ожиданий». Таким образом, социальное движение защищает интересы не только своих непосредственных участников (как в случае группы), но и всех имеющих сходные Интересы людей. В качестве иллюстрации отсутствия четких организационных границ социального движения приведем принцип профессиональной (женской и т. д.) солидарности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1425; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.