Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психика человека




 

Вопрос о человеческой психике является ключевым в психологии. Психика человека есть человеческое сознание. Сознание понимается как особая форма отражения, которая является общим качеством всех психических функций человека. Развитие всех психических функций в их взаимодействии обеспечивает формирование у человека внутреннего отражения внешнего мира, в некотором смысле его модели.

У животных психика формируется и развивается в процессе их приспособительной деятельности к окружающей среде. Воспроизводство же и развитие человеческой жизни осуществляется в процессе преобразования. природы. Индивидуальное сознание, которое интересует психологию, формируется и развивается в неразрывной связи с сознанием общественным. Индивид овладевает идеальной формой отражения в процессе реального включения в жизнь общества: человек не может существовать вне этой жизни, вне системы общественных отношений. Не овладев этой формой, человек не может развиваться как человек, как член общества, как личность.

Таким образом, сознание есть высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности при постоянном общении с другими людьми. Сознание есть не что иное, как осознанное бытие.

Обязательным условием формирования и проявления специфических качеств сознания является язык. Как известно, язык - это особая объективная система, в которой запечатлен общественно-исторический опыт, или общественное сознание. Будучи усвоен конкретным человеком, язык становится реальным сознанием этого человека.

Многие знания, отношения, переживания, составляющие внутренний мир каждого человека, не осознаются им. Бессознательное - непременная составная часть психической деятельности каждого человека. Концептуальный анализ современного научного понимания проблемы бессознательного разделяется на два основных направления: теорию психоанализа (родоначальник З.Фрейд) и теорию неосознаваемой психологической установки. Это два разных способа оперирования феноменом бессознательного в его связях с психикой в целом. Психоанализ рассматривает сознание и бессознательное как взаимоисключающие элементы психической деятельности. Психология установки, напротив, имея в основе идею целостной психики, опирается на представление о фундаментальном единстве человеческой личности.

Современные представления о феноменологии бессознательного позволяют раскрыть следующие положения.

В зоне ясного сознания находит свое отражение лишь малая часть всех одновременно поступающих из внутренней и внешней среды организма сигналов. Сигналы, попавшие в зоны ясного сознания, используются человеком для осознанного управления своим поведением. Остальные сигналы также используются организмом для регулирования некоторых процессов, но на подсознательном уровне. С точки зрения современного понимания сознание и бессознательное работают в режиме гармоничного единства. Когда перед нами возникают обстоятельства, затрудняющие выбор стратегии поведения или требующие нового способа решения, эти обстоятельства попадают в зону ясного сознания. Но как только решение принято, стратегия найдена, управление поведением передается в сферу бессознательного, а сознание освобождается для решения вновь возникающих затруднений. Несмотря на то, что в каждый данный момент лишь малая часть всех процессов регулируется осознанно, сознание может оказывать определенное влияние и на неосознаваемые процессы. Бессознательное объединяет все те факторы, которые воздействуют на регуляцию поведения, протекающего без непосредственного участия сознания.

Многие исследователи считают, что в область бессознательного входят также психические явления, возникающие во сне; ответные реакции, которые вызываются неосознанными раздражителями; движения, ставшие автоматизированными; некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует осознание цели и др. Бессознательное нельзя считать низшим уровнем психики, ибо это специфически человеческое психическое явление, которое детерминировано общественными условиями сознания человека и неразрывно связано с ним.

Чтобы лучше понять законы функционирования психической деятельности человека, особенности ее протекания и строения, следует ознакомиться с тем, как устроен основной орган его психической деятельности - мозг - и как соотносятся с ним различные проявления психической жизни человека.

На протяжении длительной эволюции органического мира - от простейших одноклеточных животных до человека - физиологические механизмы поведения непрерывно усложнялись. Так, у одноклеточного организма единственная клетка выполняет все функции жизнедеятельности. Это орган ощущающий, двигательный, пищеварительный. Естественно, что его возможности очень ограничены. У более высокоорганизованных животных происходит специализация органов, выраженная в появлении клеток, единственной функцией которых становится восприятие сигналов (это рецепторы). Другие клетки берут на себя осуществление мышечной работы или секреции различных желез (это эффекторы). Но специализация разделяет органы' и функции, а целостная жизнедеятельность организма требует непрерывной связи между ними, что достигается благодаря центральной нервной системе, работающей как единое целое.

У всех позвоночных общий план строения нервной системы одинаков. Основной элемент нервной системы - нервные клетки, или нейроны. Нейрон состоит из тела клетки и отростков - дендритов (воспринимающих возбуждение) и аксонов (передающих возбуждение). Контакт аксона с дендритом или телом другой нервной клетки называется синапсом. Синапсу придается решающее значение при объяснении механизма установления новых связей в нервной системе.

Центральная нервная система (ЦНС) состоит из спинного и головного мозга. Различные ее части выполняют разные виды сложной нервной деятельности. Чем выше расположена та ли иная часть мозга, тем сложнее ее функции. Например, спинной мозг регулирует работу отдельных мышечных групп и внутренних органов. Однако, когда речь идет о сложных психических процессах, функция мозга представляет собой сложную совместную деятельность целой системы органов.

Для того чтобы понять мозговую организацию сложных психических процессов, необходимо иметь представление о функциональной организации человеческого мозга. Принципы такой организации были разработаны видным отечественным психологом А.Р. Лурия.

Головной мозг человека, обеспечивающий прием и переработку информации, создание программ собственных действий и контроль за их успешным выполнением, всегда работает как единое целое. Наиболее развитая часть головного мозга - его большие полушария (правое и левое). Снаружи большие полушария покрыты тонким слоем серого вещества - корой, непосредственной материальной основой мышления. В процессе эволюционного развития роль больших полушарий в организации жизни и поведения животных возрастает. Это видно по тем последствиям, которые влечет за собой оперативное (в научных целях) удаление больших полушарий у животных, стоящих на разных ступенях биологической эволюции. На поведение лягушки удаление больших полушарий почти никак не сказывается. У собаки сохраняется способность передвигаться, но теряются все навыки. Обезьяна находится в оцепенении, вяло реагирует на сильные раздражителя, у нее полностью исчезает условнорефлекторная деятельность. Что касается человека, то дети, рожденные без больших полушарий, погибают вскоре после рождения.

Правое и левое полушария не являются симметричными в осуществлении своих функций.

Левое полушарие классифицирует события, хронологическую последовательность. Правое - восприятие “сейчас”, идет метка происходящего события, чтобы его можно было отнести к конкретному времени. И если правое полушарие выключить, то затрудняется правильное восприятие текущего времени, невозможно определить время суток или года. Человек может описать снег за окном, но не сможет сказать зима это или лето. При поражении левого полушария нарушается способность определения первичности событий.

По-разному участвуют полушария и в восприятии пространства. Правое отвечает за ориентацию в пространстве чувственном, реальном, определяет отношения типа “близко-далеко”, “выше-ниже”. Левое - это знаковое.

Кроме того, в головном мозге выделяют три блока. Первый - энергетический блок мозга. Для нормального осуществления жизнедеятельности и саморегуляции поведения необходимо постоянное поддержание оптимального тонуса коры. Только такой тонус может обеспечить успешный выбор существенных сигналов, сохранение их следов, выработку нужных программ поведения и контроль за их выполнением. Постоянный тонус коры поддерживается в основном благодаря двум источникам. С одной стороны, для сохранения бодрствующего состояния коры нужен приток информации из внешнего мира: животное, лишенное такого притока внешних раздражителей, засыпает; известно также, какой эффект вызывает "информационный голод" после длительного пребывания человека в темной и звуконепроницаемой камере (в этих случаях у человека начинают возникать галлюцинации, которые частично компенсируют недостаток в притоке внешних раздражений). Таким образом, первым источником для бодрствующего состояния коры является постоянный приток раздражении с периферии. Вторым, не менее важным источником поддержания тонуса коры являются импульсы, доходящие до нее от внутренних обменных процессов организма, составляющих основу для биологических влечений.

Второй блок непосредственно связан с анализом и синтезом сигналов, приносимых органами чувств из внешнего мира, иначе говоря, с приемом, переработкой и хранением получаемой человеком информации. Он состоит из аппаратов, расположенных в задних отделах коры головного мозга (теменной, височной и затылочной областях). Образно говоря, этот блок является системой центральных приборов, которые воспринимают зрительную, слуховую и тактильную информацию, перерабатывают или "кодируют" ее и сохраняют в памяти следы полученного опыта. Аппараты этого блока могут рассматриваться как центральные (корковые) отделы воспринимающих систем (анализаторов). При этом корковые отделы зрительного анализатора расположены в затылочной, слуховые - в височной, тактильные - в теменной области.

Третий блок головного мозга осуществляет программирование, регуляцию и контроль активной человеческой деятельности. В него входят аппараты, расположенные в передних отделах больших полушарий, ведущее место занимают лобные отделы головного мозга.

Сознательная деятельность человека начинается с получения и переработки информации, а заканчивается формированием намерений, выработкой соответствующей программы действий и выполнением этих программ во внешних (двигательных) и внутренних (умственных) актах.

Физиологические механизмы функционирования мозга. Работа мозга построена по типу рефлекса. Все рефлексы распадаются на две большие группы: безусловные и условные. Безусловные рефлексы - это врожденные и более или менее неизменные рефлексы, возникают они в ответ на немногие раздражители и носят стандартный характер.

Поэтому с помощью безусловных рефлексов осуществляется лишь сравнительно несовершенное приспособление организма к окружающей среде. Но условия среды меняются очень быстро, и требуются другие формы ответов.

Новыми изменчивыми формами реагирования являются условные рефлексы. При образовании условных рефлексов раздражитель, который ранее был безразличен для организма, становится сигналом другого раздражителя, имеющего для организма прямое жизненное значение. Образование условных рефлексов представляет собой формирование в мозгу новых временных связей, не имеющихся ранее. Эта связь у животных и у человека формируется в коре больших полушарий, которая является главным субстратом психики. Стоит у собаки удалить кору, как она может передвигаться, глотать пищу, но не узнавать хозяина, не различать окружающих предметов.

Образование условных рефлексов - замыкание временных связей, - является основной работой коры больших полушарий. Поэтому деятельность коры головного мозга называют замыкательной деятельностью. Известно, что раздражитель, действующий на органы чувств, вызывает возбуждение определенного участка коры головного мозга. Возбуждение не остается на месте, а распространяется по коре головного мозга. Место наибольшего возбуждения в коре головного мозга называется доминантой. Очень существенным для образования условных рефлексов является деятельное состояние коры головного мозга (общий фон бодрствования организма).

Также важным условие образования условных рефлексов является отсутствие каких-либо сильных посторонних раздражителей. Замыкание временных связей (или образование условных рефлексов) является основной синтезирующей деятельностью коры мозга. Одновременно с синтезом кора осуществляет и анализаторную деятельность. Это сложная аналитико-синтетическая деятельность. Кора головного мозга дает возможность достичь необходимого приспособления организма к условиям жизни.

Контрольные вопросы:

1. В чем сущность учения И.П.Павлова об условных рефлексах?

2. В чем совпадают и чем различаются психика и сознание человека?

3. В чем заключается рефлекторный характер психики?

4. Будет ли человек жить, если нормально функционирует только первый блок головного мозга?

 

1.3. Познавательные психические процессы

1.3.1. Ощущение

 

Ощущение и восприятие теснейшим образом связаны между собой. Они являются чувственным отображением объективной реальности. Восприятие - это отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств в целом. Ощущение - простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств, предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы.

Основным источником наших знаний о внешнем мире и о собственном теле являются ощущения. Они составляют основные каналы, по которым информация о явлениях внешнего мира и о состояниях организма доходит до мозга, давая человеку возможность ориентироваться в окружающей среде и в своем теле.

Итак, ощущения - начальный источник всех наших знаний о мире. Предметы и явления действительности, воздействующие на наши органы чувств, называются раздражителями, а воздействие раздражителей на органы чувств - раздражением. Раздражение, в свою очередь, вызывает в нервной ткани возбуждение. Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и как всякое психическое явление имеет рефлекторный характер.

Издавна принято различать пять основных видов ощущений: обоняние, вкус, осязание, зрение и слух. Эта классификация ощущений является правильной, хотя и неисчерпывающей. Современная наука придерживается следующей классификации - по характеру и месту рецепторов: интероцептивные, проприоцептивные и экстероцептивные. Интероцептивные ощущения, сигнализирующие о состоянии внутренних процессов организма, доводят до мозга раздражения от стенок желудка и кишечника, сердца и кровеносной системы и других внутренних органов. Это наиболее древняя и элементарная группа ощущений. Проприоцептивные ощущения обеспечивают сигналы о положении тела в пространстве и составляют основу движений человека, играя решающую роль в их регуляции. Третьей и самой большой группой ощущений являются экстерорецептивные ощущения. Они доводят до человека информацию из внешнего мира и являются основной группой ощущений, связывающих человека с внешней средой. Всю группу экстерорецептивных ощущений принято условно разделять на две подгруппы: контактные и дистантные ощущения.

Контактные ощущения вызываются воздействием, непосредственно приложенным к поверхности тела и соответствующего воспринимаемого органа. Примерами контактного ощущения являются вкус и осязание.

Дистантные ощущения вызываются раздражителями, действующими на органы чувств на некотором расстоянии. К таким ощущениям относятся обоняние и особенно слух и зрение.

Закономерности ощущений. Для возникновения ощущений необходимо, чтобы раздражение достигло определенной силы. Например, в чай положили сахар, пробуете, мало, кладете еще и ощущаете сладость. Простые подсчеты показывают, сколько надо сахара для возникновения ощущения Минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности. Раздражители, которые не достигают такой величины, лежат ниже порога ощущения, не осознаются человеком.

Существует и верхний порог чувствительности: это наибольшая величина раздражителя, при которой еще сохраняется данное ощущение.

Минимальное различие между двумя раздражителями, которое вызывает едва заметное различие ощущений, и есть дифференциальный порог чувствительности (порог различия).

Для каждого вида ощущений данная величина более или менее постоянна. Например, чтобы заметить разницу в весе, надо к первоначальной величине прибавить 1/30 персональной, для слуховой - 1/10, а для зрительной - 1/100 первоначальной величины.

Величина порогов чувствительности зависит от многих причин: интересов, мотивов деятельности человека и от тренированности.

В рамках этой закономерности есть такое явление как адаптация ( от лат.слова “адаптаре” - прилаживать, привыкать) - изменение чувствительности анализаторов под влиянием их приспособления к действующим раздражителям.

Общая закономерность здесь такова: при переходе от сильных к слабым раздражителям чувствительность повышается, при переходе от слабых к сильным - снижается. Биологическая целесообразность этого изменения очевидна: когда раздражители сильные, тонкая чувствительность не нужна; когда они слабые то важна способность улавливать слабые раздражители.

Сильная адаптация наблюдатся в тактильных, температурных, обонятельных и зрительных ощущениях, слабая - в слуховых и болевых ощущениях.

Взаимодействие ощущений. Ощущения как правило, не существуют независимо и изолированно друг от друга. Работа одного анализатора может влиять на работу другого анализатора - усиливать или, наоборот, ослаблять ее.

Взаимодействие ощущений характеризуется такими явлениями, как сенсибилизация - повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнений (например, если человек есть кислое яблоко, возрастает острота зрения); синестезия - это частный случай взаимодействия ощущений, который выражается не в изменении чувствительности, а в смешении действий одной анализаторной системы с другой (голос может иметь вкус пригоревшего хлеба, мелодия - пурпурный цвет).

Синестезия - продукт мозговой активности. Когда проявляется синестетическиий синдром, регистрируется уменьшение притока крови к мозговой коре, где располагаются центры абстрактного мышления.

Одним из наиболее ярких проявлений взаимодействия ощущений является контраст ощущений. После сладкого пирожного яблоко кажется кислым, а если его съесть до пирожного, оно показалось бы сладким. Вследствие контраста ощущение изменяется в сторону, противоположную соседним или предшествующим ощущениям. На темном фоне цвета светлеют, на светлом фоне - темнеют. Благодаря контрасту усиливается различие между соседними или следующими друг за другом ощущениями. Это имеет большое значение в процессе восприятия, так как ощущения более резко отделяются друг от друга.

Данные закономерности раскрывают сущность, своеобразие ощущений, их работу.

Все это выражено и в свойствах ощущений.

Различные виды ощущений характеризуются не только специфичностью, но и общими свойствами. К таким свойствам относятся: качество, интенсивность, продолжительность и пространственная локализация.

Качество - это основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений и варьирующая в пределах данного вида ощущений.

Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и определяется силой действующего раздражителя на функциональное состояние рецептора.

Длительность ощущения — его временная характеристика. Она также определяется функциональным состоянием органа чувств, но, главным образом, временем действия раздражителя и его интенсивностью.

Подобно тому, как ощущение не возникает одновременно с началом действия раздражителя, оно и не исчезает одновременно с прекращением его действия. Эта инерция ощущений проявляется в так называемом последействии. Зрительное ощущение, например, обладает некоторой инерцией и исчезает не сразу после прекращения действия, вызвавшего его раздражителя. След от раздражителя остается в виде последовательного образа.

Когда мы говорили об ощущениях, то видели, что их содержание не выходит за пределы элементарных форм отражения. Однако реальные процессы отражения внешнего мира выходят далеко за пределы наиболее элементарных форм. Человек живет не в мире изолированных звуковых или цветовых пятен, звуков или прикосновений, он живет в мире вещей, предметов и форм, в мире сложных ситуаций, т.е. что бы человек ни воспринимал, он имеет дело не с отдельными ощущениями, а с целыми образами. Отражение этих образов выходит за пределы изолированных ощущений, опираясь на совместную работу органов чувств, синтез отдельных ощущений, в сложные комплексные системы. Лишь в результате такого объединения изолированные ощущения превращаются в целостное восприятие, переходят от отражения отдельных признаков к отражению целых предметов и ситуаций.

 

1.3.2. восприятие

Восприятие – целостное отражение предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на органы чувств человека. В процессе восприятия создается целостный образ: образ ситуации, образ предмета, образ человека и т.п.

Восприятие обладает несколькими определенными свойствами: предметностью, целостностью, константностью, осмысленностью и апперцепцией.

Предметность восприятия выражается в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру. Предметность, не будучи врожденным качеством, выполняет ориентирующую и регулирующую функцию в практической деятельности.

Другая особенность восприятия - целостность. В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный его образ. Он складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений.

С целостностью восприятия связана его структурность. Восприятие в значительной мере не отвечает нашим мгновенным ощущениям и не является простой их суммой. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени. Если человек слушает какую-либо мелодию, то услышанные ранее ноты еще продолжают звучать в его уме, когда поступает новая нота. Обычно слушающий понимает музыкальную вещь, т.е. воспринимает ее структуру в целом. Очевидно, что последняя из услышанных нот сама по себе не может быть основой для такого понимания - в уме слушающего продолжает звучать вся структура мелодии с разнообразными взаимосвязями входящих в нее элементов. Аналогичен процесс восприятия ритма. Источники целостности и структурности восприятия лежат в особенностях самих отражаемых объектов.

Константностью восприятия называется относительное постоянство предметов при изменении его условий. Благодаря свойству константности мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, величине, цвету и т.д. Многократное восприятие одних и тех же предметов при разных условиях обеспечивает постоянство образа относительно изменчивых условий. Без константности восприятия человек бы не смог ориентироваться в бесконечно многообразном и изменчивом мире.

Осмысленность восприятия. Сознательно воспринимать предмет - значит мысленно назвать его, т.е. отнести к определенной группе, классу, обобщить его в слове. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся уловить в нем сходство со знакомыми нам объектами.

Восприятие зависит не только от раздражения, но и от самого воспринимающего субъекта. Воспринимают не глаз и ухо, а конкретный живой человек, и поэтому в восприятии всегда сказываются особенности личности. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности называется апперцепцией.

Восприятие, как и ощущение, является рефлекторным процессом. И.П.Павлов показал, что в основе восприятия лежат условные рефлексы, временные нервные связи, образующиеся в коре больших полушарий головного мозга при воздействии на рецепторы предметов или явлений окружающего мира. По сравнению с ощущениями восприятие является более высокой формой аналитико-синтетической деятельности мозга. Без анализа невозможно осмысленное восприятие.

В основе классификации восприятий так же, как и ощущений, лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, какой анализатор играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые восприятия. Обычно восприятие является результатом воздействия ряда анализаторов.

Контрольные вопросы:

1. В чем заключается различие между такими явлениями, как синестезия и сенсибилизация?

2. Почему человек впадает в сонное состояние, если он почти полностью лишен возможности ощущать окружающий мир?

3. По какой причине восприятие человека нельзя рассматривать как зеркальную копию того, что существует вне нас?

1.3.3. Внимание

 

Психическая деятельность не может протекать целенаправленно и продуктивно, если человек не сосредоточится на том, что он делает. Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.

По своему происхождению и способам осуществления выделяют обычно два вида внимания: непроизвольное и произвольное. Непроизвольное внимание называют также пассивным, вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от стоящих перед человеком целей. Деятельность захватывает в этих случаях человека сама по себе, в силу своей увлекательности, занимательности и неожиданности.

В отличие от непроизвольного произвольное внимание управляется сознательной целью. Оно тесно связано с волей человека и выработалось в результате трудовых усилий, поэтому его называют еще волевым, активным, преднамеренным. Приняв решение заняться какой-либо деятельностью, мы выполняем это решение, сознательно направляя наше внимание даже на то, что нам неинтересно в данную минуту, но чем мы считаем нужным заняться. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов.

Как уже говорилось, внимание означает связь сознания с определенным объектом, его сосредоточенность на нем. Особенности этой сосредоточенности определяют основные свойства внимания. К ним относятся: устойчивость, концентрация, распределение, переключение и объем.

Устойчивость - это временная характеристика внимания, длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту.

Концентрация внимания - это степень или интенсивность сосредоточенности, т.е. основной показатель его выраженности, другими словами, - тот фокус, в котором собрана психическая или сознательная деятельность.

Под распределением внимания понимают субъективно переживаемую способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно. Именно эта способность позволяет совершать сразу несколько действий.

Многие психологи считают, что распределение внимания, по существу, является обратной стороной его переключаемости. Переключение означает сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной, изменяющейся ситуации.

Следующее свойство внимания - это его объем. Известно, что человек не может одновременно думать о разных вещах.и вылолнять разнообразные действия. Это ограничение вынуждает дробить поступающую извне информацию на части, не превышающие возможности обрабатывающей системы. Таким же образом человек обладает весьма ограниченными возможностями одновременно воспринимать несколько независимых друг от друга объектов - это и есть объем внимания. Важной и определяющей его особенностью является то, что он практически не поддается регулированию при обучении и тренировке.

Отвлекаемость внимания - это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Оно возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью.

Рассеянностью внимания называется неспособность человека сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени. Встречаются два вида рассеянности: мнимая и подлинная. Мнимая рассеянность - это невнимание человека к окружающим предметам и явлениям, вызванное крайней сосредоточенностью его внимания на каком-либо предмете. Мнимая рассеянность - результат большой сосредоточенности и узости внимания. Мнимая рассеянность как следствие внутренней сосредоточенности не причиняет большого вреда делу, хотя и затрудняет ориентацию человека в окружающем мире. Хуже подлинная рассеянность. Человек, страдающий рассеянностью этого рода, с трудом устанавливает и удерживает произвольное внимание на каком- либо объекте или действии. Одной из причин подлинной рассеянности является перегрузка мозга большим количеством впечатлений.

1.3.4. Память

 

Известно, что каждое наше переживание, впечатление или движение оставляют известный след, который может сохраняться достаточно длительное время и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания. Поэтому под памятью понимают запечатление (запись), сохранение и последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта, позволяющее накапливать информацию, не теряя при этом прежних знаний, сведений, навыков. Таким образом, память - это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом.

В качестве наиболее общего основания для выделения различных видов памяти выступает зависимость ее характеристик от особенностей деятельности по запоминанию и воспроизведению. При этом отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с тремя основными критериями: 1) по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую; 2) по характеру целей деятельности - на произвольную и непроизвольную; 3) по продолжительности закрепления и сохранения материала - на кратковременную, долговременную и оперативную.

Двигательная память - это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Обычно признаком хорошей двигательной памяти является физическая ловкость человека, сноровка в труде, "золотые руки".

Эмоциональная память - это память на чувства. Способность сочувствовать другому человеку, сопереживать герою книги основана на эмоциональной памяти.

Образная память - это память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной,вкусовой.

Содержанием словесно-логической памяти являются наши мысли. Мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется словесно-логической. Опираясь на развитие других видов памяти, словесно-логическая память становится ведущей по отношению к ним, и от ее развития зависит развитие всех других видов памяти.

Существует, однако, и такое деление памяти на виды, которое прямо связано с особенностями самой актуально выполняемой деятельности. Так, в зависимости от целей деятельности память делят на произвольную и непроизвольную. Запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что- либо запомнить, называется непроизвольной памятью. В случаях, когда это целенаправленный процесс, говорят о произвольной памяти.

В последнее время пристальное внимание исследователей привлекают к себе процессы, происходящие на самой начальной стадии запоминания. Для того чтобы тот или иной материал закрепился в памяти, он должен быть соответствующим образом переработан субъектом. Субъективно этот процесс переживается как отзвук только что происшедшего события: на какое-то мгновение мы как бы продолжаем видеть, слышать и т.д. то, что уже непосредственно не воспринимаем (стоит перед глазами, звучит в ушах и т.д.). Эти процессы получили название кратковременной памяти. В отличие от долговременной памяти, для которой характерно длительное сохранение материала после многократного его повторения и воспроизведения, кратковременная память характеризуется очень кратким сохранением.

Понятием оперативная память обозначают процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции. Когда мы выполняем какое-либо сложное действие, например, арифметическое, то осуществляем его по частям, по кускам. При этом мы удерживаем " в уме" некоторые промежуточные результаты до тех пор, пока имеем с ними дело. По мере продвижения к конечному результату "отработанный материал" может забываться.

Помимо видов памяти, выделяются еще ее процессы: запоминание, сохранение, узнавание, воспроизведение и забывание.

Первоначальная стадия запоминания - так называемое непреднамеренное или непроизвольное запоминание, т.е. запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов. Непроизвольно запоминается многое из того, с чем человек встречается в жизни: окружающие предметы, явления, события повседневной жизни, поступки людей, содержание книг, прочитанных без всякой учебной цели.

От непроизвольного запоминания надо отличать произвольное (преднамеренное) запоминание, характеризующееся тем, что человек ставит перед собой определенную цель - запомнить то, что намечено, и использует специальные приемы запоминания. В процессе обучения преднамеренное запоминание нередко приобретает форму заучивания, т.е. многократного повторения учебного материала до полного и безошибочного его запоминания. Так, например, заучиваются стихи, определения, формулы, законы и т.д.

Успех запоминания зависит также от того, в какой степени материал осмысливается человеком. При механическом запоминании слова, предметы, события, движения запоминаются точно в таком порядке, в каком они воспринимались, без каких-либо преобразований. Механическое запоминание опирается на пространственную и временную область объектов запоминания. Осмысленное запоминание основано на понимании внутренних логических связей между частями материала. Доказано, что осмысленное запоминание во много раз продуктивнее механического. Осмысление материала достигается разными приемами и, прежде всего, выделением в изучаемом материале главных мыслей и группированием их в виде плана. Полезным приемом запоминания является также сравнение, т.е. нахождение сходства и различия между предметами, явлениями, событиями и пр. Прочность запоминания во многом зависит и от повторения.

То, что человек запомнил, мозг хранит более или менее длительное время. Сохранение как процесс памяти имеет свои закономерности. Установлено, что сохранение может быть динамическим и статическим. Динамическое сохранение проявляется в оперативной памяти, а статическое в долговременной. При динамическом сохранении материал изменяется мало, при статическом, наоборот, он подвергается реконструкции, переработке.

К процессам памяти относится также узнавание и воспроизведение. На узнавание какого-либо объекта влияет личный опыт, который сформировался у человека ранее

Воспроизведение отличается от восприятия тем, что оно осуществляется после него, вне его. Воспроизведение образа объекта труднее, чем узнавание. Так, ученику легче узнать текст книги при повторном его чтении, чем воспроизвести, припомнить содержание текста. Опыт говорит, что заучивание материала, сопровождаемое многократным воспроизведением, эффективнее, чем многократное чтение учебного материала без самоконтроля.

Забывание выражается в невозможности вспомнить или в ошибочном узнавании и воспроизведении.

Существуют индивидуальные различия памяти. Память у людей проявляется по-разному, отличается содержанием и объемом запечатленной и хранимой информации. Различия касаются также силы памяти, скорости запоминания и воспроизведения. Индивидуальность памяти проявляется также в том, на какой вид представлений по преимуществу опирается человек при запоминании. Одни лучше запоминают то, что могут увидеть, другие то, что могут услышать, третьи то, что может быть выполнено практически. В соответствии с этим различают зрительный, слуховой и двигательный тип памяти. Чаще всего встречается смешанный тип памяти - слухо-моторный, зрительно-двигательный, зрительно- слуховой.

 

Контрольные вопросы:

1. Почему внимание не может быть беспредметным?

2. По какой причине один и тот же раздражитель заставляет одного человека обратить на себя внимание, для другого - остается совсем или почти совсем незамеченным?

3. Почему расстроенное, чрезмерно возбужденное состояние - враг произвольного внимания?

4. Назвать вид памяти, являющийся сугубо человеческим.

5. Что общего и в чем различие между памятью и вниманием?

6. Может ли зависеть память от возрастных особенностей человека?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 2830; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.081 сек.