КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Деятельность. Деятельность - это форма активного отношения к действительности через установившуюся связь человека с окружающим миром
Деятельность - это форма активного отношения к действительности через установившуюся связь человека с окружающим миром. Любая индивидуальная деятельность неразрывно связана с деятельностью общества, а любой индивид - с другими людьми. Поэтому основное - это понять как индивидуальная деятельность вписывается в систему общественных отношений, складывающихся в данном обществе, и как в деятельности формируются, развиваются, проявляются познавательные процессы, индивидуальные свойства личности. Источником активности человека, как и любого живого существа, являются его потребности, т.е. состояния индивида, выражающие его зависимость от конкретных условий существования и развития. Потребности можно разделить по происхождению и предмету. По своему происхождению, потребности могут быть естественными (органическими) и культурней. Естественные потребности связаны с необходимостью сохранения и поддержания жизни человека и его потомства (пища, сон, защита от холода и жары и т.д.). Неудовлетворение естественных потребностей ведет к гибели человека или его вырождению. Объекты культурных потребностей включают в себя как предметы, служащие для удовлетворения какой-либо естественной потребности (вилка, тарелка), так и предметы, необходимые для общения с другими людьми, для участия в общественной жизни. Неудовлетворение культурных потребностей не ведет к физической гибели человека, но вызывает смерть социальную. По характеру предмета потребности могут быть разделены на материальные, связанные с предметами материальной культуры (пища, одежда, жилище, предметы быта и т.д.), и духовные, выявляющие зависимость от продуктов общественного сознания (потребность делиться мыслями и чувствами, получать информацию, слушать музыку и т.п.). Вполне очевидна связь всех потребностей между собой. Однако сама по себе потребность не порождает сознательной деятельности, а в лучшем случае может стать причиной инстинктивного или импульсивного поведения. Для понимания соотношения потребностей и деятельности важно знать структуру деятельности, которая включает в себя мотив, цель, предмет, действия, операции, средства. Мотив - это отражение потребности, выступающей как объективная необходимость. Обычно деятельность человека определяется не каким-нибудь одним мотивом, а несколькими (органическими, функциональными, социальными). Цель деятельности - идеальное представление ее будущего результата. Обычно в процессе деятельности может быть не одна цель, а несколько. Можно выделить цели близкие и далекие. Психологи считают, что надо развивать далекие перспективные цели, не жить только ближайшими, ибо такие люди сложнее переносят трудности. Предмет - это то, с чем непосредственно имеет дело человек. Например, предметом познавательной деятельности является всякого рода информация; предметом учебной деятельности являются знания. Действия - это отдельный акт деятельности, действия совершаются по тем или иным мотивам и направлены на достижение определенных целей. Действия всегда осознанны, но степень осознанности действий может быть различна. Операция - это способ осуществления действия. Средства деятельности - это те инструменты, с помощью которых выполняются те или иные действия. Всякая человеческая деятельность имеет внешние и внутренние компоненты. К внутренним относятся анатомо-физиологические структуры и процессы, участвующие в управлении деятельностью со стороны центральной нервной системы, а также психические процессы и состояния, включенные в регуляцию деятельности. К внешним компонентам можно отнести разнообразные движения, связанные с практическим выполнением деятельности. Учитывая внешние и внутренние компоненты можно сказать, что деятельность подчиняется двум законам: интериоризации и экстериоризации. Интериоризация - это преобразование внешних предметов во внутренние. Например, овладение счетом детьми. Вначале ребенок считает на палочках, перекладывая их. Это внешний процесс, а потом, когда он овладел счетом, они ему не нужны. Произошел процесс интериоризации. Объектом оперирования становятся символы: слова и числа. Науке пока до конца неизвестно, как происходит процесс интериоризации, во время которого идут не количественные, а качественные изменения психической жизни. Очевидным является лишь то, что важным признаком этого перехода является слово, а средством перехода - речевое действие. Таким образом, в деятельности человека неразрывно связаны ее внешняя (физическая) и внутренняя (психическая) стороны. Виды человеческой деятельности: общение, игра, учение и труд. Общение - вид деятельности, направленный на обмен информацией, установление взаимопонимания, личных контактов между людьми. Игра - это вид деятельности, не преследующий производство какого-либо материального или идеального продукта. Игра имеет характер развлечения. Учение - это подготовка человека к трудовой деятельности. Учебный труд - это освоение обобщенных результатов предшествующего труда других людей. Труд - это деятельность, направленная на создание общественно-полезного продукта, удовлетворению материальных и духовных потребностей людей. В этом заключается своеобразие психологической стороны трудовой деятельности. Умения, навыки и привычки. Приступая к какой-нибудь новой деятельности, человек не располагает сложившимися способами ее выполнения. Ему приходится сознательно контролировать не только действие в целом, направленное на цель, но и отдельные движения и операции, посредством которых он его осуществляет. В результате повторения действий человек совершенствуется в ее выполнении. У человека возникают определенные умения - это освоенный личностью способ выполнения деятельности. Умения приобретаются на практике, путем упражнений. Формирование умений представляет собой овладение системой операций по переработке информации, содержащейся в знаниях. Элементарное умение выполнить что-то возникает из подражания, из случайных знаний. Однако, чем сложнее вид деятельности, тем меньше надежды на успех умений, складывающихся только в результате наблюдения и подражания. Виды умений: общетрудовые, конструктивно-технические, организационно-технологические, операционно-контрольные. В результате долгих упражнений деятельность выполняется все более правильно, точно, быстро, и это приводит к формированию навыка. Навык - это такое действие, в составе которого отдельные операции стали автоматизированными. Речь идет о бессознательной регуляции движения, а не действия, потому что у человека любая деятельность в норме всегда управляется сознанием. Роль навыка заключается в освобождении сознания от контроля над выполнением приемов действий и переключением его на цели, условия и действия. В основе любого вида навыка лежат выработка и упрочение условнорефлекторных связей. Повторение нервного пути, его закрепление в результате постоянных действий, приводит к точной локализации процессов возбуждения в определенных нервных структурах. Образуется система условно-рефлекторных связей с упроченными переходами от одной системы нервных связей к другой. Положительное влияние усвоенных навыков на овладение другим действием называется переносом навыков. Так, практика обучения человека, знающего один иностранный язык, другому идет значительно легче, чем того, который не знает ни одного языка. Без упражнений может возникнуть деавтоматизация навыка, т.е. такое состояние действия, когда необходим сознательный контроль. В связи с этим люди, успешная деятельность которых сильно зависит от степени автоматизации навыка (летчики, акробаты и др.), вынуждены постоянно поддерживать свою профессиональную форму, выполняя необходимые действия. Другой разновидностью автоматизированных действий являются привычки. Привычки - это потребность человека совершать определенные действия. Привычка и навык во многом сходны. Привычки также представляют собой автоматизированные способы выполнения действий, закрепившихся в результате многократного повторения. В основе привычек лежат динамические стереотипы. Но привычка - это навык, ставший потребностью. Навык есть возможность успешного осуществления действий, привычка - побуждение производить эти действия. Например, ребенок овладел таким навыком как мытье рук. Однако этого мало - важно, чтобы у него выработалась привычка. Привычки побуждают человека поступать определенным образом, как и навыки, они могут быть полезными и вредными. Итак, деятельность - это динамическая система взаимодействия человека с миром, в процессе которого происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа. Данный образ выступает как осознанная цель деятельности. Каков бы ни был уровень осознания деятельности, сознавание цели всегда остается необходимым ее признаком.
Контрольные вопросы: 1. Определение деятельности. Какие особенности характерны для данного психологического понятия? 2. Охарактеризуйте структуру деятельности. 3. Каковы закономерности деятельности? 4. В чем различие между умениями, навыками и привычками?
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1137; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |