Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предпосылки адаптации опыта западных фирм по системе внутрихозяйственной отчетности к условиям предприятий России




 

Изучение опыта западных предприятий в области внутрихозяй­ственной отчетности не было для нас самоцелью. Наша цель состояла в том, чтобы наметить пути адаптации этого опыта к российским условиям. Бесспорно, использование опыта внутрифирменного управления, кото­рый прошел проверку временем и доказал свою эффективность на пред­приятиях экономически развитых стран, позволит ускорить и облегчить путь российских предприятий к рынку. А если учесть, что в методике и организации внутрихозяйственной отчетности фокусируются основопо­лагающие принципы управленческого учета, то она может быть использо­вана как система координат для решения проблем адаптации управлен­ческого учета в целом.

Для адаптации любого явления необходимы предпосылки.

Существуют лив экономике России предпосылки для адаптации за­рубежного опыта в области внутрихозяйственной отчетности, т.е. те объективные условия, в которых на Западе происходило становление и развитие управленческого учета? Ответ может быть только один — су­ществуют.

Промышленность России исторически была представлена крупны­ми хозяйственными комплексами. Если по уровню индустриализации до­революционная Россия резко отставала от ведущих европейских стран и США, то по уровню концентрации промышленного производства она за­нимала одно из первых мест. То же самое было и после революции. Ново­стройки конца 20—30-х годов,т.е. периода индустриализации в СССР,— это гигантские многопрофильные монопредприятия, на балансе которых нередко находилась вся инфраструктура города, возводимого вокруг предприятия.

Для предприятий-гигантов характерна жесткая централизация всех функций управления, вертикальная организационная структура и административно-командный стиль управления из центра всеми пара­метрами производственного процесса, т.е. система управления, которая сложилась на средних предприятиях с простой организационной струк­турой. В условиях машинного производства конца 20-х — начала 30-х го­дов эта система уже не позволяла эффективно управлять подразделени­ями предприятия, где непосредственно протекал процесс производства и закладывались основы рентабельности всего предприятия. В резуль­тате предприятия становились неуправляемыми системами. Однако сами по себе эти обстоятельства не привели бы к изменению внутрифир­менного управления.

Толчком к изменению внутрифирменного управления на отече­ственных предприятиях явилась экономическая реформа, означавшая переход к новой экономической политике (НЭП). Так, дополнительно к управленческой потребности децентрализации внутрифирменного уп­равления возникла потребность экономическая. Для управления затра­тами, контроля их уровня необходимо было передать на нижние уровни предприятия, т.е. на уровни, где создается экономия и возникает пере­расход средств, определенные полномочия, ответственность за надле­жащее выполнение этих полномочий. В результате были сделаны пер­вые шаги к формированию принципиально новой системы внутрифир­менного управления, которая в отечественной литературе и хозяйствен­ной практике получила название внутризаводского (внутрипроизвод­ственного, внутреннего) хозрасчета.

Внутрихозяйственный расчет — крупная проблема, которая требу­ет в условиях перехода российской экономики к рынку нового осмысле­ния и оценки. Однако эта задача выходит далеко за рамки стоящей пе­ред нами частной задачи. Поэтому отметим только, что внутрихозяй­ственный расчет как подсистема внутрифирменного управления начал складываться на отечественных предприятиях в конце 20-х — начале 30-х годов и с видоизменениями используется до настоящего времени. Пере­вод подразделений предприятия на внутренний хозрасчет придал им статус, аналогичный статусу центров ответственности. Хозрасчетным подразделениям делегировались определенные права и устанавлива­лась ответственность за результаты их деятельности. Организационно это находило свое выражение в том, что хозрасчетным подразделениям выдавались наряды-заказы, в которых указывалось, какие работы и в каком объеме должны быть выполнены, в какой сумме могут быть при этом произведены расходы, т.е. аналог рассмотренных нами плановых смет для центров ответственности. По результатам деятельности хоз­расчетных подразделений составлялись месячные, квартальные и годо­вые отчеты, базирующиеся на трансфертных, внутренних ценах.

Таким образом, для использования зарубежного опыта в области внутрихозяйственной отчетности на отечественных предприятиях име­ются не только предпосылки, но и оригинальный опыт, о чем ни в коей мере нельзя забывать.

Однако принципиальное единство внутрихозяйственной отчетно­сти, составляемой на западных и отечественных предприятиях, не озна­чает их тождества. Особенностей много, предопределены они тем, что западные предприятия работают в условиях развитой рыночной эконо­мики. Рынок как экономическая среда обитания предприятия опосредо­ванно влияет на выбор методов и инструментов внутрифирменного уп­равления. Более того, рынок постоянно принуждает ориентировать вну­трифирменное управление на достижение внешних целей предприятия как субъекта рынка. Данное обстоятельство постоянно побуждает пред­приятие совершенствовать внутрифирменное управление, контролиро­вать процесс внедрения и использования новых приемов и методов уп­равления.

Что касается внутрихозяйственного расчета в целом и внутрихо­зяйственной отчетности в частности, то они в условиях централизован­ной плановой экономики не были полностью востребованы той экономи­ческой средой, в которой существовало предприятие. Оно было не столько самостоятельно хозяйствующим субъектом, сколько объектом государственного планового управления. В итоге предприятия лишь формально могли самостоятельно решать вопросы внутрифирменного управления, особенно те проблемы, которые касались социально-эконо­мической стороны их деятельности. Это привело к тому, что внутрихо­зяйственный расчет в целом и внутрихозяйственная отчетность в част­ности были лишены надлежащего информационного обеспечения.

Результаты деятельности хозрасчетных подразделений должны были отражаться в единой системе бухгалтерского учета предприятия. В итоге учет становился громоздким, не фиксировались многие пара­метры работы хозрасчетных подразделений, а отчетность об их деятель­ности поступала к пользователю в конце месяца, следующего за отчетным. Именно эта ситуация самим фактом своего существования ставила вопрос о разделении системы бухгалтерского учета на финансовый и уп­равленческий учет. Однако это шло вразрез с учетной политикой Мин­фина СССР, Госплана СССР и отраслевых министерств, которые рас­сматривали системный бухгалтерский учет в качестве единственной ин­формационной базы, обеспечивающей принятие управленческих решений как по централизованному плановому управлению деятельнос­тью предприятия, так и в области внутрифирменного управления. Двой­ственное положение предприятия, в результате которого оно одновре­менно выступало в качестве объекта государственного централизован­ного планового управления и субъекта управления деятельностью своих хозрасчетных подразделений, делало проблему информационного обес­печения внутрихозяйственного расчета в целом, внутрихозяйственной отчетности в частности практически неразрешимой.

Таким образом, главным препятствием на пути адаптации опыта западных фирм в области внутрихозяйственной отчетности является от­сутствие на отечественных предприятиях системы управленческого уче­та и его обязательного элемента - учета по центрам ответственности. Подчеркнем, что отсутствует именно система управленческого учета, так как отдельные его элементы активно применяются на российских предприятиях, поскольку без их использования нельзя управлять пред­приятием приобъективно обусловленной децентрализации управления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 453; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.