КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
О внешнеэкономических связях России и стран СНГ
Страны СНГ во внешнеэкономической политике России занимают ведущее место. Дело здесь не только, предположим, в увеличении внешней торговли, что само по себе очень хорошо. Активное развитие торгово-экономических отношений отвечает национальным интересам России, как с позиций экономической, так и политической безопасности. Перед Россией после распада СССР стояла важная задача: сохранить прежние сложившиеся хозяйственные связи на постсоветском пространстве. И Россия, и другие бывшие советские республики (кроме стран Балтии) заявили об этом в учредительных документах СНГ. Жизнь оказалась сложнее. Россия приняла на себя большинство обязательств бывшего СССР перед остальным миром. Россия осознавала свою высокую миссию: в той части мира, которую занимал СССР, наибольшая ответственность лежала именно на России. И именно Россия вынуждена была, исходя из своих экономических и политических возможностей, поддерживать стабильное положение в Евразии. В течение примерно 10 лет происходило свертывание экономических и научно-технических связей. Это время можно квалифицировать как период стагнации. Сейчас СНГ представляет собой консультативный политический форум. Главы государств обсуждают вопросы взаимодействия в политической, экономической и военной областях. В настоящее время в общей региональной организации под названием СНГ можно выделить возникшие в последнее время субрегиональные организации. Отметим важнейшие: · Союзное государство России и Белоруссии (проводится единая научно-техническая и промышленная политика, во многом восстановлены кооперационные связи в области производства и т.д.). · Евразийское экономическое сообщество (Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан). Образовано единое таможенное и валютно-финансовое пространство. Стороны координируют между собой национальные меры, относящиеся к присоединению членов ЕврАзЭС к ВТО. · Центральноазиатское сотрудничество - ЦАС (Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан). Согласовывают между собой ограниченный круг проблем - энергетических, водохозяйственных, транспортных. Особо следует выделить региональную организацию (поскольку Россия является ее активным участником) – Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС). Это постоянно действующая региональная международная организация. Основана в июне 2001 года лидерами шести стран – Казахстана, Китая, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана. Первые пять стран (кроме Узбекистана) до этого входили в «шанхайскую пятерку», - так называлось политическое объединение, которое основывалось на двух документах – «Соглашении об укреплении доверия в военной области в районе границы», подписанного в Шанхае в 1996г. и «Соглашении о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы», подписанного в Москве в 1997г. Эти документы способствовали дальнейшему укреплению взаимного доверия в военной области в приграничных районах, установлению партнерских отношений. Когда же к организации присоединился в 2001г. Узбекистан, «пятерка» превратилась в «шестерку» и стала называться ШОС. Задачи Шанхайской организации сотрудничества вначале были сосредоточены на осуществлении взаимных внутрирегиональных действий по пресечению террористических актов, экстремизма и сепаратизма в странах Средней Азии (современное название – Центральная Азия). В июне 2002 года на Санкт – Петербургском саммите, где собрались главы государств ШОС, была подписана Хартия Шанхайской организации сотрудничества. Хартия вступила в силу 19 сентября 2003 года. Эта Хартия является базовым уставным документом, фиксирующим цели и принципы организации, ее структуру и главные направления деятельности. В 2006г. организация огласила планы борьбы с международной наркомафией как финансовой опорой терроризма в мире. Экономика – одно из важных направлений деятельности ШОС. В сентябре 2003 года главами правительств была подписана двадцатилетняя программа многостороннего торгово-экономического сотрудничества. Здесь провозглашено две цели – долгосрочная и краткосрочная. В качестве долгосрочной – создание зоны свободной торговли на пространстве ШОС, а в качестве краткосрочной – активизацию процесса по созданию благоприятных условий для развития торговли и привлечения инвестиций. В настоящее время сотрудничество стран, входящих в ШОС, охватывает энергетику и транспорт, телекоммуникации и сельское хозяйство, а также взаимодействие в научно- технической, культурно-образовательной, туристической и ряде других сфер. Члены ШОС в отношениях между собой следуют идее «шанхайского духа». Это значит, что они придерживаются принципов консенсуса, взаимного доверия и уважения друг к другу, равенства, уважения к многообразию культур, стремления к совместному развитию. Страны ШОС придерживаются принципов открытости, неприсоединения к блокам и ненаправленности против третьих стран. Высшим органом ШОС является Совет глав государств, который собирается один раз в год и принимает решения. На каждом саммите сменяется председатель. В составе ШОС два постоянно действующих органа – Секретариат в Пекине и Исполнительный комитет Региональной антитеррористической структуры в Ташкенте. Главными экономическими инструментами являются Деловой совет и Межбанковское объединение ШОС. Официальные рабочие языки – русский и китайский. На последнем саммите ШОС, состоявшемся в Екатеринбурге в июне 2009 г. главы государств-членов ШОС, подписали несколько важных документов. Основным политическим документом стала Екатеринбургская декларация, в которой отмечается необратимость таких тенденций, как повышение значимости региональной экономики в решении мировых проблем на условиях равной безопасности для всех государств. Шесть президентов, подписавших декларацию, высказались за активизацию сотрудничества в сфере контроля и управления международными финансами. Одним из принципиальных шагов стало намерение стран ШОС более активно участвовать в управлении международными финансовыми процессами и, в частности, в торгово-экономических расчетах использовать национальные валюты стран-членов Шанхайской организации сотрудничества. В эти же дни в Екатеринбурге в формате БРИК встретились руководители четырех стран – Бразилии, России, Индии и Китая и обсудили важнейшие вопросы, стоящие сегодня перед мировым сообществом. В центре внимания были вопросы взаимодействия стран в целях борьбы с последствиями глобального финансово-экономического кризиса. Речь шла о реформе международных финансовых институтов, о новой мировой финансовой архитектуре, о том, какие меры необходимы для улучшения международной торговли и инвестиционного климата, о продовольственной безопасности. Продовольственной безопасности было уделено особое внимание. В итоговом заявлении было сказано: «Развитые и развивающиеся страны должны решать проблемы продовольственной безопасности в соответствии с принципом общей, но дифференцированной ответственности. Развитые страны должны оказывать финансовую и технологическую поддержку развивающимся странам в области производства продуктов питания. Страны БРИК приветствуют различные инициативы, предпринимаемые в этой связи ООН и ее специализированными учреждениями. Страны БРИК подтверждают свою решимость внести вклад в преодоление глобального продовольственного кризиса». Были предложены меры по решению проблем продовольственной безопасности. На саммите обсуждались также вопросы энергоэффективности, укрепления координации и сотрудничества государств в энергетической области. Участники встречи договорились о шагах по дальнейшему развитию последовательного, активного, прагматичного, открытого и транспарентного диалога и сотрудничества между странами. Как сказано в совместном заявлении, диалог и сотрудничество стран БРИК служат не только общим интересам стран с формирующимися рыночными экономиками и развивающихся стран, но и строительству гармоничного мира, в котором были бы обеспечены прочный мир и общее процветание. Результатом саммита стали два совместных заявления лидеров стран БРИК. Первое касалось общих вопросов, второе было посвящено глобальной продовольственной безопасности. 19 сентября 2003 г. по инициативе Президентов России, Белоруссии, Казахстана и Украины в рамках Организации региональной интеграции (ОРИ) провозглашено создание единого экономического пространства (ЕЭП). Задуман в первую очередь экономический мост между двенадцатью странами, входящими в СНГ, и двадцатью пятью странами, входящими в ЕС. На учредивших Организацию региональной интеграции Россию, Белоруссию, Казахстан и Украину приходится 94% ВВП и 88% товарооборота всех стран СНГ[11]. Эти показатели безусловно определяют ведущие позиции названных государств на постсоветском экономическом и политическом пространстве. Уже назрел вопрос о создании наднациональных структур для координации каких-то направлений экономической политики. Конечно же, возникают аналогии с практикой Европейского Союза, где наднациональные структуры успешно работают, и в то же время понятно, что мы не можем зарубежный опыт слепо переносить на нашу почву, да это и не удастся. Успешное создание на постсоветском пространстве единого экономического пространства вовлекло бы 300 млн. потребителей. Заметим, прямых потребителей. Соглашение о формировании единого экономического пространства предусматривает создание условий для свободного движения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы на территории четырех стран. Предусмотрена разработка единых принципов регулирования деятельности естественных монополий. Важным принципом, в частности, будут равные тарифы на услуги этих монополий для всех участников соглашения. Достигнута договоренность, что решения в рамках Совета глав государств ЕЭП принимаются на основе консенсуса. Принципом такого консенсуса является равноправие сторон: одна страна - один голос. Украина, как и остальные страны, соглашение подписала, но с некоторыми оговорками. В частности ЕЭП должно соответствовать национальному законодательству и считаться с нормами и правилами ВТО. Не вызывает оптимизма положение Соглашения о том, что каждая страна может участвовать в создании зоны свободного перемещения товаров, услуг и рабочей силы по мере готовности, вне зависимости от жестких сроков и обязательств. Получается, что эту готовность определяет сама страна, и она, конечно, вольна в своем выборе. И получается какой-то клуб ассоциированных членов. Невольно напрашивается сравнение с принципами ЕС. (впрочем в ЕС тоже не все сразу получалось). При формировании ЕЭП ставились очень важные задачи: перейти к согласованию экономической политики по наиболее важным направлениям, гармонизовать законодательство, устранить разногласия между странами в подходах к вопросам внешней торговли. Российскую Федерацию беспокоят, в частности, разногласия с Украиной. Россия предлагает сохранить таможенные ограничения на нефть и природный газ, чтобы избежать финансовых потерь, а Украина хотела бы снизить цены на импортируемые энергоресурсы. Как известно, уже давно провозглашено создание Союзного государства Россия - Белоруссия. Однако механизмы экономических связей по-существу еще не работают. Введение единой валюты - российского рубля - затягивается. В конце 2009 года отмечалось десятилетие создания российско-белорусского Союзного государства (СГ). Прошло пять лет, как были сформированы руководящие органы СГ. Однако до сих пор не принят Конституционный акт, не избран союзный парламент, переход на единую валюту отложен, бюджет исполняется не более чем на треть. Это приводит к снижению консолидации российско-белорусского объединения. Властными структурами обеих стран недостаточно высоко оцениваются преимущества, которые могли бы быть получены от союзного государства. В преамбуле Договора о создании СГ от 8 декабря 1999 года говорится, что его учреждение «знаменует собой новый этап в процессе единения народов двух стран в демократическое правовое государство». Возникает вопрос, является ли СГ государством. С одной стороны, наличие единой государственности заложено в самом названии. С другой стороны, из преамбулы Договора 1999 года следует, что СГ - не государство, а лишь этап на пути к государству. Получается двусмысленность, которая может быть истолкована и толкуется по-разному, в зависимости от обстоятельств. По-сути важно то, что две стороны - Россия и Белоруссия - имеют разную форму государственного устройства, и это препятствует усилению консолидации в рамках СГ. Россия - умеренно консолидированная федерация, а Белоруссия - консолидированное унитарное государство. Это свидетельство того, что СГ является ассиметричным образованием. Однако динамично развивающаяся жизнь приносит изменения государствам и людям. Исход голосования на референдуме 17 октября 2004 г. упрочил позиции президента А.Г. Лукашенко, укрепил монолитный, а по сути тоталитарный белорусский унитаризм. В России было принято предложение тогдашнего президента В.В. Путина об изменении порядка введения в должность руководителей субъектов РФ, и Россия из федерации фактически превратится в унитарное государство. В результате степень ассиметрии Союзного государства будет постепенно снижаться, что положительно скажется на судьбе реинтеграции. И здесь уместно сравнение с Евросоюзом. Европейский союз возник в 1993 году как межгосударственное образование, сочетающее в себе признаки международной организации и частично федерации. Шагом вперед по пути сплоченности стран Евросоюза стало создание зоны единой валюты - евро, а также расширение ЕС в 2004 году за счет новых членов ряда стран Центральной и Восточной Европы, включая страны Балтии. В настоящее время наблюдается дальнейшая сплоченность членов Евросоюза. По оценкам экспертов, объединенная Европа является более консолидированным государством, чем российско-белорусское объединение в нынешнем его виде.[12] С принятием конституции, проект, который разработан под руководством известного сторонника централизации бывшего президента Франции Валери Жискард Эстена, Евросоюз станет полноценным Федеральным государством. Это позволит укрепить его рыночные позиции. Конечно же, в перспективе и в интересах развития российской и белорусской экономик желательно не только повышение степени консолидации Союзного государства, но и вовлечения в этот процесс других заинтересованных стран постсоветского пространства. В наступившем ХХI веке во многих странах наблюдается стремление к повышению степени консолидации государственных образований. Это проявляется, к примеру, в получении главами государств дополнительных полномочий в рамках действующих или вновь принимаемых конституций. В России это связано с переводом экономики на рельсы государственного капитализма, в Белоруссии - с сохранением экономики почти советского типа. Сейчас же Россия, по существу, постоянно предоставляет странам СНГ ценовые преференции. Поскольку в мире процесс глобализации активно развивается, то и применительно к нашим условиям необходимо выделить те составляющие, которые бы способствовали успешному созданию рыночной экономики в России. Эти составляющие включают как внутренние направления развития, так и внешние. И те и другие будут, конечно, дополнять друг друга. Внутренние направления развития были связаны, прежде всего, с поставленной задачей удвоения за 10 лет ВВП и как отмечают некоторые исследователи достижения через 15 лет нынешнего нижнеевропейского уровня жизни населения.[13] Это утверждение на первый взгляд обескураживает, однако если обратиться к рейтингу конкурентоспособности 102 стран мира, опубликованному в ежегодном докладе Всемирного экономического форума за 2003 год, то данные представлены следующие (учитывались технологические возможности, эффективность государственных учреждений и макроэкономические показатели). Первое место заняла Финляндия. На втором месте США. Далее расположились Швеция (3), Дания (4), Тайвань (5), Сингапур (6), Нидерланды (12), Германия (13), Великобритания (15), Австрия (17), Мальта (19), Люксембург (21), Эстония (22), Испания (23), Португалия (25), Франция (26), Бельгия (27), Чили (28), Ирландия (30), Словения (31), Греция (35), Ботсвана (36), Италия (41), Китай (44), Болгария (64), Турция (65), Россия (70). В 2002 г. Россия занимала шестьдесят шестую позицию.[14] Внешние направления развития должны опираться на внедрение высоких технологий и инновации в целом, как в технике и технологии, так и в организации производства, труда, управления и социальной жизни. И здесь, конечно же, захватываются интеграционные и глобализационные процессы, и в этом случае недостаточным будет восстановление производственно-технических связей на прежнем уровне (на поверку оказывается, что это уже вчерашний день). Россия сегодня живет в рыночной экономике и необходимо создание конкурентоспособных ТНК. При постановке задачи сохранения СНГ геополитические интересы России и других одиннадцати стран могут несколько отличаться, но желательно, чтобы они не вступали в противоречия, и тем более не были антагонистическими. Для России геополитические интересы заключаются в сохранении постсоюзного пространства для обеспечения обороноспособности страны. Одновременно Россия заинтересована в активном сотрудничестве по разным направлениям с российской (русской) диаспорой. Для остальных стран СНГ геополитические интересы сводятся к обретению политической независимости, обеспечению военной безопасности. Наиболее дальновидные государственные деятели стран СНГ понимают, что нельзя терять то, что сложилось за долгие годы общего культурно-исторического развития, особенно в период новейшей истории, нельзя отказываться от российского интеллекта. Интеллектуальное взаимообогащение людей, межкультурное общение всегда приводит только к позитиву. Лучше быть однородной составляющей, иметь свои конкурентные преимущества, чем быть разрозненными странами, да к тому же далеко не лидерами. Выделим ряд проблем, от решения которых зависит дальнейшее развитие торгово-экономического сотрудничества со странами СНГ. Незаинтересованность предприятий и организаций в сотрудничестве с партнерами из СНГ. Почему? Партнеры из стран дальнего зарубежья являются надежными источниками поступления твердой валюты. В этой связи в последние годы в СНГ и прежде всего в самой России, идет переориентация торговли на третьи страны, хотя заметим, что в декларациях о том, что главными экономическими партнерами России должны быть в первую очередь страны СНГ, недостатка нет. Невыгодность торговли со странами СНГ связана с ценами и с более высокими издержками на производство и реализацию поставляемой с обеих сторон продукции по сравнению с продукцией из третьих стран. По многим товарам цены выше, чем при торговле этими же товарами с дальним зарубежьем. Так, цены на российские черные металлы, нефтепродукты, лес, автомобили на рынке СНГ оказались выше мировых в 1,3 - 1,8 раза, и в то же время цены на многие товары, которые Россия ввозит из стран СНГ, превышали цены аналогичных товаров из третьих стран. Отсутствие эффективной системы взаимных расчетов. Во взаимных расчетах на национальных валютных рынках доля национальных валют составляет 10-15%, а остальные падает, в основном, на свободно конвертируемые валюты. Раз так, то торговые потоки ориентируются на третьи страны, поскольку, источникам поступления твердой валюты является экспорт в дальнее зарубежье. Жесткая финансовая и денежно - кредитная политика проводимая в странах СНГ, ставит в тяжелое положение фирмы и предприятия. Это приводит к увеличению взаимных неплатежей между предприятиями России и стран СНГ, не способствует желанию сотрудничать. Рыночные реформы в России и других странах СНГ продвигаются вперед с разной степенью скорости. Это разноскоростное движение дает основание смотреть на происходящие отношения между странами и хозяйствующими субъектами не только с экономической, но и с политической точки зрения. Позитивное влияние на увеличение товарооборота России со странами СНГ оказывают предпринимаемые усилия для дальнейшего развития интеграционных процессов в рамках ЕврАзЭС, ЕЭП, модернизация производственной базы в государствах-участниках СНГ, реализация мероприятий по поддержке российского экспорта, унификация внешнеторговых режимов, снятие ограничений во взаимной торговле. В целях создания благоприятных условий для развития торгово-экономических отношений России со странами СНГ проводятся мероприятия по активизации участия деловых кругов в процессах приватизации и акционирования, взаимного привлечения инвестиций, по сближению национальных законодательств государств-участников СНГ в сфере хозяйственной деятельности. Также на дальнейшее увеличение товарооборота России со странами СНГ оказывает сегодняшняя реализация совместных проектов в области энергетики (в т.ч. атомной), черной и цветной металлургии, освоения месторождений и добычи природного газа, строительства нефтепроводов, создания и развития транспортной инфраструктуры (в т.ч. трубопроводной), развитие телекоммуникаций. Хотя уровень внешнеторгового оборота со странами СНГ во внешнеторговом обороте России понизился с 15% в 2006 году до 14,3% в 2007 году. Однако в связи развитием интеграционных процессов в экономике стран СНГ в среднесрочном периоде ожидается относительное увеличение доли внешнеторгового оборота со странами СНГ до 14,7% в 2009 году. Сдерживающее влияние на развитие внешней торговли России со странами СНГ могут оказывать некоторое замедление темпов экономического развития России и основных стран-партнеров на пространстве СНГ, продолжающаяся тенденция укрепления рубля, дезинтеграционные настроения в политических кругах отдельных стран. Продукция топливно-энергетического комплекса в структуре экспорта России в страны СНГ в настоящее время составляет около 50%. Одним из основных потребителей топливно-энергетических товаров России среди стран СНГ является Белоруссия, топливный рынок которой на 94% зависит от импорта из России. С 2007 года произошло увеличение цены на газ, экспортируемый в Белоруссию, примерно в 1,5- 2 раза. Увеличению в Белоруссию экспорта топливно-энергетических товаров содействуют инвестиционные проекты и активизация производственных кооперационных связей. Так, российская компания НК «ЛУКОЙJI» приняла участие в реализации ряда инвестиционных проектов Белоруссии, в том числе по производству высококачественных масел и присадок, в создании новых нефтеперерабатывающих мощностей на ОАО «Нафтан»; ОАО «Газпром» начал модернизацию одного из крупнейших белорусских нефтехимических предприятий ОАО «Гродно Азот» и строительство газового хранилища. В связи с вводом дополнительных производственных мощностей на белорусских нефтеперерабатывающих предприятиях Россия смогла существенно увеличить объемы поставок в Белоруссию нефти и природного газа. В 2007 году предполагается завершение строительства двух компрессорных станций на трансконтинентальном газопроводе «Ямал-Европа». Кроме того, белорусской стороной предложено ОАО «Газпром» начать строительство на территории Белоруссии второй нитки газопровода «Ямал-Европа». Углубление экономической интеграции России с Белоруссией осуществляется в рамках формирующегося Союзного государства, в соответствии с Программой действий Российской Федерации и Республики Беларусь по реализации положений Договора о создании Союзного государства. Значительная доля экспорта топливно-энергетических товаров России в страны СНГ приходится на Украину. Так, в структуре экспорта России в страны СНГ на Украину приходится основная доля российских поставок каменного угля и дизельного топлива. Почти 99% импортных поставок нефти на Украину осуществляется трубопроводным транспортом по системе магистральных нефтепроводов. Украина становится главным транзитным экспортным маршрутом для российского газа. И даже в случае вывода на проектную мощность Северо-Европейского газопровода, газопроводов «Голубой поток» и Ямал-Европа, не менее 27% экспортных поставок газа из России пойдет транзитом через украинскую территорию. В ближайшее время намечается строительство первой очереди нового газопровода Богородчаны-Ужгород протяженностью 214 км, что позволит увеличить объемы транспортировки газа от 5 млрд. куб.м в 2005 году до 19 млрд. куб.м в 2010 году. Этот газопровод должен стать частью магистрального газопровода Новопсковск (Россия) - Ужгород (Украина). Завершение его строительства позволит значительно увеличить объемы транзита газа в страны Европы. Кроме того, запланирована модернизация нефтехимических заводов, для обеспечения загрузки которых потребуются дополнительные сырьевые ресурсы, что даст возможность России в 2008-2009 годах увеличить объемы их поставок. Доля Казахстана в российском экспорте топливно-энергетических товаров в страны СНГ составляет 11 процентов. Казахстан остается основным потребителем среди стран СНГ готовой продукции топливно-энергетического комплекса (мазута и бензина). На рост объемов экспорта России в Казахстан в 2007 году оказывают влияние кооперация промышленного производства и инвестиционная политика в области ТЭК. Намечены работы по совместному освоению углеводородных запасов на шельфе Каспийского моря, модернизации Экибастузской ГРЭС-1, строительству Каспийского газо-технического комплекса, а также модернизации объектов электроэнергетики. Кроме этого, российские специалисты принимают участие в освоении нефтегазовых месторождений, разработке урановых месторождений, модернизации объектов электроэнергетики, модернизации и расширении газопровода «Средняя Азия-Центр», строительстве барж-площадок и трех нефтеналивных танкеров. Реализация данных проектов позволит России не только увеличить объемы закупок казахского газа для нужд внутреннего потребления, но и увеличить объемы поставок на экспорт. Рост экспорта товаров топливно-энергетического комплекса в Азербайджан также связан с активизацией инвестиционных процессов в сфере ТЭК. В Азербайджан запланирована поставка двух нефтеналивных танкеров и модернизация 5-го блока Азербайджанской ГРЭС. В Армении российскими специалистами будет достраиваться 5-й блок Разданской ТЭС, начнется строительство газопровода протяженностью 197 км, а также продолжается развитие электросетей и модернизация ГЭС. Значительными объектами инвестиционной политики России являются совместные проекты с Киргизией, в том числе строительство Бишкекской ТЭЦ-2, строительство Камбаратинской ГЭС-2, модернизация ЛЭП и распределительных сетей, строительство газопроводов и других объектов газового комплекса. В Таджикистане намечается сооружение Сангтудинской ГЭС-l, строительство Рогунской ГЭС, модернизация Нурекской ГЭС, строительство и модернизация сетей электропередачи и распределения, разработка нефтегазовых месторождений. В Узбекистане среди основных проектов в области топливно-энергетического комплекса - модернизация и реабилитация электроэнергетических объектов, разработка газоконденсатных месторождений, развитие газотранспортной системы, строительство газо-химического комплекса, строительство установки по производству сжиженного природного газа, разработка уранового месторождения Акту. Взаимовыгодные производственные связи России со странами СНГ, прежде всего в области совместной переработки нефти на нефтеперерабатывающих предприятиях, а также производства электроэнергии на электростанциях Украины, Белоруссии, Казахстана, Молдавии и странах закавказского региона СНГ с целью покрытия собственных нужд и увеличения объемов транзита в страны дальнего зарубежья позволили увеличить объемы экспорта продукции топливно-энергетического комплекса в страны СНГ на 11,3%. Экспорт металлов и изделий из них вБелоруссию, Казахстан, Украину, Азербайджан и Узбекистан увеличился в стоимостном объеме. В настоящее время за счет импорта из России Белоруссия удовлетворяет свои потребности в готовом прокате на 60%, в трубах стальных - на 80%. Рост объемов экспорта металлов и изделий из них в Казахстан связан с участием России в строительстве и реконструкции железных дорог, расширением Каспийской трубопроводной системы и газопровода «Средняя Азия-Центр», строительством барж-площадок. 9 июня 2009г. в Москве состоялось очень весомое, знаковое событие – заседание Межгоссовета Евразийского экономического сообщества и Высшего органа Таможенного союза на уровне глав правительств. Участвовали главы правительств Российской Федерации, Белоруссии, Республики Казахстан, Киргизской Республики, Республики Таджикистан. В заседании участвовал также премьер-министр Республики Армения. В рамках ЕврАзЭС утвержден План совместных мер по преодолению последствий мирового финансового кризиса. Главами правительств государств ЕврАзЭС при участии Армении подписан Договор об учреждении Антикризисного Фонда. Средства Фонда, который начнет свою работу в 2009г., будут предоставлены государствам – участникам в виде суверенных займов и стабилизационных кредитов. Эти средства будут выделяться также для финансирования межгосударственных инвестиционных проектов. В уставном капитале этого Фонда в 10 млрд. долларов США большая часть российская – 7,5 млрд. долларов. Также в 2009г. должен начать свою работу Центр высоких технологий ЕврАзЭС. Главное направление работы этого Центра – развитие наукоемкой технической деятельности в государствах – участниках. И в Антикризисном фонде и в Центре высоких технологий могут участвовать другие государства, что свидетельствует о том, что ЕврАзЭС открыт для взаимовыгодного интеграционного сотрудничества. В этот же день – 9 июня 2009г. состоялось заседание Высшего органа Таможенного союза в формате «тройки» - Белоруссии, Казахстана и России. Инициатива ускорить формирование таможенного союза исходила от президента Казахстана Н.А. Назарбаева, который посчитал возможным закончить основные процедуры к 1 января 2010 года. На этом заседании председатель правительства Российской Федерации В.В.Путин огласил заявление правительств Белоруссии, Республики Казахстан и Российской Федерации. Приведем его. «Главы правительств наших стран, выполняя решение глав государств о приоритетном формировании Таможенного союза, подтверждая свою приверженность присоединению к Всемирной торговой организации, отмечая, что в последние годы процесс присоединения к ВТО стал фактором сдерживания интеграционных процессов, подчеркивая высокий потенциал экономик наших стран и преимущества их глубокой интеграции, решили: Одобрить проект единого таможенного тарифа и представить его на утверждение Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав государств, имея в виду вступление единого таможенного тарифа в действие с 1 января 2010 года
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 775; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |