КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные этапы развития организации регулирования внешнеэкономической деятельности
Регулирование внешнеэкономической деятельности на уровне государства Внешняя торговля России имеет многовековую историю. Еще до образования Киевской Руси сложился торговый путь «из варяг в греки». На протяжении столетий государство стремилось контролировать и гибко регулировать внешнюю торговлю, исходя из национальных интересов. Для того чтобы лучше понять существо и направленность изменений в этой сфере деятельности, рассмотрим основные этапы развития организации управления внешнеэкономической деятельностью в нашей стране. Можно выделить четыре этапа развития управления внешнеэкономической деятельностью в России: 1 этап - до 1918г. – «Дореволюционный» 2 этап - 1918-1986г.г. «Советский» 3 этап - 1986-1991г.г. «Перестроечный» 4 этап - с 1991г. – «Современный» До прихода к власти большевиков внешнеэкономическая деятельность в Российской империи развивалась в основном на тех же принципах, что и в других европейских государствах. Накануне Первой мировой войны Россия была активным участником мирохозяйственных связей, ее доля в мировой экономике составляла около 10%. В этот период проводилась протекционистская политика в отношении российских товаров и политика привлечения иностранного капитала. Введение золотого обращения и конвертируемости рубля, который стал самой устойчивой валютой в мире, способствовало расширению иностранных капиталовложений и банковского дела в России. Иностранный капитал инвестировался преимущественно в отрасли тяжелой промышленности. С приходом к власти в России в октябре 1917г. большевиков была установлена государственная монополия на внешнюю торговлю и другие виды внешнеэкономической деятельности. Законодательно она была закреплена в апреле 1918г. декретом «О национализации внешней торговли». В этом декрете говорилось: «Вся внешняя торговля национализируется. Торговые сделки по покупке и продаже всякого рода продуктов (добывающей, обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства и проч.) с иностранными государствами и отдельными торговыми предприятиями за границей производятся от лица Российской республики специально на то уполномоченными органами». С тех пор государственная монополия на внешнюю торговлю сохранялась все годы существования СССР. Реформа внешнеэкономической деятельности в СССР началась с 1986г. Именно в этот период были сделаны первые шаги по расширению прав министерств, ведомств, предприятии и организаций, по самостоятельному выходу их на внешний рынок, углублению экономической заинтересованности во внешнеэкономической деятельности. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19 августа 1986г. № 991 «О мерах по совершенствованию управления внешнеэкономическими связями» была создана Государственная внешнеэкономическая комиссия (ГВК) при СМ СССР, на которую были возложены задачи по координации деятельности внешнеэкономического комплекса страны. В соответствии с этим Постановлением было предоставлено право непосредственного осуществления экспортно-импортных операций более 20 министерствам, ведомствам СССР и союзных республик, а также крупнейшим объединениям и предприятиям, которые имели условия для значительных поставок на экспорт высококачественной продукции. Следующим шагом, направленным на развитие торгово-экономического и научно-технического сотрудничества, были постановления СМ СССР от 13 января 1987г. № 48 и № 49, в соответствии с которыми юридические лица на территории СССР получили возможность создавать совместные предприятия с участием иностранных фирм. Позднее СМ СССР постановлением № 412 от 16 мая 1989г. «О развитии хозяйственной деятельности советских организаций за рубежом» разрешил юридическим лицам СССР создавать предприятия (с участием иностранного капитала или без него) на территории зарубежных стран. При этом продолжалась начатая либерализация внешнеэкономической деятельности в стране. В результате предоставления права всем предприятиям и организациям с 1 апреля 1989г. самостоятельного выхода на внешний рынок и ведения на нем оперативно-коммерческой деятельности главным звеном внешнеэкономического комплекса СССР стало предприятие (организация). Это право было предоставлено Постановлением СМ СССР от 2 декабря 1988г. № 1405 «О дальнейшем развитии внешнеэкономической деятельности государственных, кооперативных и иных общественных предприятий, объединений, организаций». Таким образом, практически любое государственное и кооперативное предприятие могло выйти на внешний рынок. В основе осуществления экспортно-импортных операций с самого начала был заложен принцип валютной самоокупаемости во внешнеэкономической деятельности. В соответствии с вышеназванным постановлением, а также постановлением СМ СССР от 7 марта 1989г. № 203 «О мерах государственного регулирования внешнеэкономической деятельности» была установлена следующая система государственного регулирования внешнеэкономической деятельности: · регистрация участников внешнеэкономических связей; · декларирование товаров и иного имущества, перемещаемых через государственную границу СССР; · оперативное регулирование внешнеэкономических связей; · контроль экспорта и импорта отдельных товаров общегосударственного назначения, включающий лицензирование и квотирование. Лицензионный порядок осуществления экспорта и импорта товаров общегосударственного значения, был введен с целью оптимизации раздела имеющихся фондов между внутренним рынком страны и экспортом, а также упорядочения конкуренции экспортеров на внешних рынках. Причинами его были слабая осведомленность советских экспортеров (предприятия, кооперативов, организаций) в особенностях работы на внешнем рынке, отсутствие необходимых знаний в области международных правил, обычаев, коммерческой практики, законодательства, конъюнктуры конкретных рынков, порядке расчета и установления внешнеторговой цены. Стремление многих предприятий и организаций к самостоятельному выходу на внешний рынок имело массовый характер и привело к хаотичному экспорту из страны ряда товаров, например, угля, металлолома, макулатуры, древесины, цветных и редких металлов, что вызвало нехватку их в стране и падение цен на зарубежных рынках в связи с множественностью советских экспортеров, их неоправданной конкуренцией и продажей продукции по демпинговым ценам. Поэтому Правительство СССР составило перечень лицензируемых товаров на 1989-1990гг., который охватывал более 90% стоимости советского экспорта и около 8% импорта. В условиях действия преимущественно административных методов регулирования внешнеэкономических связей введение обязательного лицензирования (особенно при экспорте) значительно ограничивало возможности в экспортно-импортных операциях у непосредственных производителей продукции и услуг и ставило их в зависимость от централизованных органов управления. Последующее Постановление СМ СССР от 11 декабря 1989г. № 1104 «О дополнительных мерах государственного регулирования в 1990г. внешнеэкономической деятельности» еще более ужесточало отношения между государственными органами управления внешнеэкономической деятельностью в стране и непосредственными товаропроизводителями, в значительной степени монополизируя действия МВЭС СССР в сфере экспортно-импортных операций. С созданием суверенного государства в Российской Федерации были осуществлены мероприятия, направленные на существенную демократизацию внешнеэкономической деятельности в стране, расширение самостоятельности в этой области предприятий и организаций всех форм собственности. Основы становления новой системы государственного регулирования внешнеэкономических связей в России были заложены Указом Президента «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» от 15 ноября 1991г. № 213. Прежде всего, Указ отменил специальную регистрацию предприятий и организаций в качестве участников внешнеэкономической деятельности, в том числе и для осуществления посреднической деятельности, которая была обязательной последние три года. Российские предприятия независимо от форм со6ственности получили право осуществлять внешнеэкономическую деятельность с момента их создания. Определенные шаги были сделаны в области валютного и таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности, снятия ограничений на бартер, сокращения перечня подлежащих лицензированию и квотированию товаров (работ и услуг), изменения порядка налогообложения и др. За прошедшие годы после создания Российской Федерации как суверенного государства экономическая ситуация в стране изменилась. В преддверии вступления России во Всемирную торговую организацию за последние годы система регулирования внешнеэкономической деятельности претерпела существенные изменения. В 2003-2009 годы были приняты и вступили в силу в новой редакции законы, определяющие современную систему государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в России.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1807; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |