Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация регулирования внешнеэкономической деятельностью в России




Основы государственного устройства Российской Федерации (РФ), системы управления, в том числе и внешнеэкономической деятельностью заложены в Конституции РФ.

Согласно ст. 71 Конституции в ведении Российской Федерации (применительно к сфере внешнеэкономической деятельности) находятся: внешняя политика и международные отношения, международные договоры, вопросы войны и мира, внешнеэкономические отношения. В ведении Российской Федерации находятся также установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные банки, а также федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития.

Более подробно разграничение полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами содержится в Законе РФ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

Система органов государственной власти, предусмотренная Конституцией РФ, включает три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную.

Основное назначение судебной системы применительно к сфере внешнеэкономической деятельности - защита прав и охраняемых законом интересов предприятий и предпринимателей, причем не только отечественных, но и зарубежных. Преимущества судебного порядка защиты очевидны. Суд независим и подчиняется только закону.

В условиях проведения экономической реформы, перехода к рынку государственная система прямого административного управления предприятиями претерпела глубокие изменения. Произошла замена планирования и прямого контроля косвенным, опирающимся главным образом на экономические и правовые рычаги. Таким образом, внешнеэкономическая деятельность и управление ею в РФ регулируются законодательными актами, т.е. актами, принятыми высшим представительным и законодательным органом - Федеральным собранием. К ним относятся: Таможенный кодекс РФ, «Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации», Законы РФ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров», «Об экспортном контроле», «О техническом регулировании», «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами», «О валютном регулировании и валютном контроле», «Об иностранных инвестициях», «О международном коммерческом арбитраже», «О таможенном тарифе» и др.

Наряду с законодательными актами первостепенное значение имеют и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, нормативные акты Банка России. На основе и в развитие упомянутого выше законодательства федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции принимают нормативные акты в форме инструкций, положений, правил и др. Межведомственные нормативные акты в обязательном порядке подлежат регистрации в Министерстве юстиции РФ и официальному опубликованию.

Таким образом, регулирование внешнеэкономической деятельности в России осуществляется целой системой органов государственной власти. Наиболее разнообразной системой специализированных органов государственной власти, принимающих участие в управлении внешнеэкономической деятельностью в России, обладает исполнительная ветвь. К исполнительной власти относятся Президент и Правительство РФ.

Согласно закону РФ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» Президент России обладает следующими полномочиями в области государственного регулирования этого вида деятельности:

1. определяет основные направления торговой политики Российской Федерации;

2. определяет порядок ввоза и вывоза драгоценных металлов и драгоценных камней;

3. устанавливает запреты и ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью в целях участия Российской Федерации в международных санкциях;

4. осуществляет иные полномочия.

Исполнительную власть в соответствии со ст. 110 Конституции осуществляет Правительство Российской Федерации. Постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению в РФ. В случае противоречия законодательству Постановления и распоряжения Правительства РФ могут быть отменены Президентом.

В области государственного регулирования внешнеторговой деятельности Правительство РФ в соответствии с законом:

1. Обеспечивает проведение единой государственной внешнеторговой политики и осуществляет меры по ее реализации, принимает соответствующие решения и обеспечивает их выполнение;

2. применяет специальные защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные меры при осуществлении внешней торговли товарами, а также иные меры по защите экономических интересов РФ;

3. устанавливает ставки таможенного тарифа в пределах, определяемых федеральными законами;

4. вводит количественные ограничения экспорта и импорта товаров в соответствии с международными договорами РФ, федеральными законами и определяет порядок применения количественных ограничений экспорта и импорта товаров;

5. устанавливает разрешительный порядок экспорта и импорта отдельных товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений, а также определяет перечень отдельных видов товаров, в отношении которых применяется такой порядок;

6. определяет порядок лицензирования в сфере внешней торговли товарами и порядок формирования и ведения федерального банка выданных лицензий;

7. определяет перечень отдельных видов товаров, за экспортом или импортом которых устанавливается наблюдение, а также определяет порядок такого наблюдения;

8. принимает в пределах своей компетенции решения о проведении переговоров и подписании международных договоров РФ;

9. принимает решения о введении в качестве ответных мер в отношении иностранных государств ограничений внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью в случаях, предусмотренных законодательством;

10. осуществляет иные полномочия в области государственного управления внешнеторговой деятельностью и государственного контроля в этой области на основании и в соответствии с Конституцией, федеральными законами, указами Президента.

Структура федеральных органов исполнительной власти утверждается Указом Президента и состоит из двух уровней: Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти: федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти – федеральных служб и федеральных агентств. За 1995-2008 гг. название органов федеральной исполнительной власти и их количество менялось несколько раз. Среди этих органов государственной власти в соответствии со сложившейся системой управления внешнеэкономическим комплексом России должен быть орган, на который на основании действующего законодательства Правительством непосредственно возлагается координация и регулирование внешнеторговой деятельности в стране. До сентября 1998 года таким органом было Министерство внешнеэкономических связей и торговли, после этого – Министерство торговли, с мая 2000 года – Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации (Минэкономразвития России), а с мая 2008 года Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России). Главной задачей Министерства промышленности и торговли в области ВЭД является выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере внутренней и внешней торговли.

Исходя из основных задач, Минпромторг России применительно к сфере внешнеэкономической деятельности осуществляет следующие функции:

· Поддержка экспорта промышленной продукции обеспечение доступа на рынки товаров и услуг, выставочной и ярмарочной деятельности;

· проведение расследований, предшествующих введению специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер при импорте товаров;

· применение мер нетарифного регулирования;

· функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное регулирование внешнеторговой деятельности, за исключением вопросов таможенно-тарифного регулирования и вопросов, связанных с присоединением Российской Федерации к Всемирной торговой организации;

· выдача лицензий и других разрешительных документов на осуществление экспортно-импортных операций с отдельными видами товаров, паспортов бартерных сделок, а также формирование и ведение федерального банка выданных лицензий;

· выдача разрешений на реэкспорт товаров (за исключением товаров военного и двойного назначения), происходящих с территории Российской Федерации, другими государствами - членами Евразийского экономического сообщества;

· техническое регулирование.

Другим органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим разработку и реализацию государственной политики в области внешнеэкономической деятельности (за исключением внешней торговли)[15] является Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России).

Исходя из основных задач, Минэкономразвития России применительно к сфере внешнеэкономической деятельности осуществляет следующие функции:

· мониторинг и анализ социально-экономических процессов, разработку сводного финансового баланса Российской Федерации, годовых, ежеквартальных и ежемесячных докладов о состоянии экономики, мониторинг и прогнозирование конъюнктуры мировых рынков, социально-экономических процессов, мер экономической и торговой политики в иностранных государствах, их влияния на социально-экономическое развитие Российской Федерации;

· функции национального координационного бюро по использованию консультационно-технического содействия Европейского союза;

· обеспечение деятельности российских частей межправительственных комиссий по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству между Российской Федерацией и иностранными государствами и функции их секретариатов;

· координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по привлечению в экономику Российской Федерации прямых иностранных инвестиций, по взаимодействию с международными организациями и региональными объединениями иностранных государств по вопросам экономической политики, по обеспечению благоприятных условий для субъектов предпринимательской деятельности за рубежом, в том числе среднего и малого бизнеса;

· руководство деятельностью торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах;

· осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Важную роль в управлении внешнеэкономическим комплексом играет Федеральная таможенная служба (ФТС), бывший Государственный таможенный комитет РФ (ГТК), которая подчиняется непосредственно Правительству РФ. ФТС в соответствии с законодательством Российской Федерации разрабатывает и реализует государственную политику и нормативно- правовое регулирование в области таможенного дела, реализует программы развития таможенного дела в РФ, а также осуществляет функции по контролю и надзору в этой сфере. ФТС разрабатывает и принимает порядок ведения реестра лиц осуществляющих деятельность в области таможенного дела, а также реестра банков, иных кредитных и страховых организаций, гарантии которых принимаются таможенными органами в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей; таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности, порядок формирования и использования информационных ресурсов таможенных органов.

ФТС осуществляет взимание таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, контролирует правильность их исчисления и своевременность уплаты, обеспечивает единообразное применение таможенного законодательства Российской Федерации. ФТС ведет таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику, информирует и консультирует по вопросам таможенного дела участников внешнеэкономической деятельности, осуществляет функции заказчика по строительству объектов таможенной инфраструктуры, по изготовлению акцизных марок для маркировки алкогольной продукции, табака и табачных изделий, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации.

Федеральная таможенная служба выполняет функции агента валютного контроля, а также специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями, обеспечивает в пределах своей компетенции экономическую безопасность, защищает экономические интересы РФ;

Система управления таможенным делом определяется Таможенным кодексом РФ и включает три уровня: Федеральную таможенную службу, региональные таможенные управления и таможни. В настоящее время в России на территории 85 субъектов РФ действует 7 региональных таможенных управлений (Центральное, Северо-Западное, Южное, Сибирское, Приволжское, Дальневосточное и Уральское) и 725 таможенных учреждений (109 таможен и 616 таможенных постов).

Важным органом государственного регулирования в вопросах выработки государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере валютной деятельности, государственного долга, таможенных платежей и определения таможенной стоимости товара имеет Министерство финансов РФ (Минфин России). Полномочия Минфина России применительно к сфере внешнеэкономической деятельности состоят в том, что он принимает нормативные акты, определяющие порядок контроля таможенной стоимости, формы документов, необходимых для уплаты таможенных платежей и др.

В структуру Минфина России входит Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), на которую наряду с другими возложена функция органа валютного контроля. Росфиннадзор осуществляет контроль и надзор за соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений. До создания этой службы в 2004 году функцию валютного контроля исполняла Федеральная служба по валютно-экспортному контролю (ВЭК), деятельность которой была чрезвычайно актуальна на первых этапах развития внешнеэкономической деятельности в современной России. Одним из главных направлений службы ВЭК являлась задача перекрытия каналов нелегальной утечки валюты за границу. В настоящее время, когда законодательство претерпело существенные изменения в направлении дальнейшей либерализации валютных операций, необходимость в создании специализированной службы валютно-экспортного контроля не так актуальна, как ранее. С 1 июля 2006 года сняты многие существовавшие ранее ограничения на совершение валютных операций, что позволяет резидентам с соблюдением соответствующего требования законодательства осуществлять операции, связанные с движением капитала, открытием и ведением счетов в зарубежных банках и др.

Наряду с рассмотренными выше органами власти определенное значение на уровне государства имеют также другие органы федеральной исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляют Президент и Правительство РФ. К ним относятся:

1. Министерство иностранных дел РФ (МИД России), которое осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики в сфере международных отношений России, содействуя установлению взаимовыгодных торгово-экономических и финансовых связей, научно-технического сотрудничества, культурного и иного обмена Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями.

2. Министерство образования и науки РФ (Минобрнауки России), осуществляющее функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности. В структуру Минобрнауки России входит Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент), которая является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности, патентов и товарных знаков и результатов интеллектуальной деятельности, вовлекаемых в экономический и гражданско-правовой оборот, соблюдения интересов Российской Федерации, российских физических и юридических лиц при распределении прав на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе создаваемые в рамках международного научно-технического сотрудничества.

3. Министерство транспорта РФ (Минтранс России), которое при реализации обязательств в установленной сфере деятельности, вытекающих из международных договоров Российской Федерации, осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию как компетентный орган в области гражданской авиации, морского, железнодорожного, автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, в том числе как «авиационные власти», «железнодорожная администрация», «администрация» и «назначенный орган».

4. Министерство обороны РФ (Минобороны России), в функции которого входитвыработка и реализация государственной политики в области международного военного сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями (далее - международное военное сотрудничество) и военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями (далее - военно-техническое сотрудничество). В структуре Минобороны России находятся Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС России) и Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России), которая осуществляет экспортный контроль.

5. Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России) осуществляет функции по приему нормативных актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности). В частности ФСФР утверждает проспекты эмиссии ценных бумаг, в т.ч. иностранных эмитентов, взаимодействует с зарубежными регуляторами рынка ценных бумаг с целью эффективного регулирования рынка. Деятельность данной службы будет возрастать в процессе создания в России одного из мировых финансовых центров.

6. Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) осуществляет функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В своей деятельности Росфинмониторинг тесно взаимодействует с международной организацией «Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег» (ФАТФ).

7. Другие министерства, федеральные службы и агентства (каждое применительно к своей сфере деятельности).

 

Важным органом государственного регулирования является Центральный банк РФ (Банк России ). Являясь главным банком страны и находясь в ее собственности, он независим от распорядительных и исполнительных органов государственной власти и в своей деятельности руководствуется Законом о Центральном банке и другими законодательными актами. Основными задачами Банка России являются:

· регулирование денежного обращения;

· обеспечение устойчивости рубля, единой федеральной денежно-кредитной политики;

· организация расчетов и кассового обслуживания;

· защита интересов вкладчиков банков;

· надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений;

· осуществление операций по внешнеэкономической деятельности.

Внешнеэкономическая деятельность Банка России сводится к тому, что он представляет интересы страны в центральных банках других стран, международных банках и иных финансово-кредитных организациях при условии осуществления сотрудничества на уровне центральных банков, выдает лицензии на осуществление коммерческими банками операций в иностранной валюте и на открытие представительств иностранных банков и иных финансово-кредитных учреждений на территории РФ. Кроме того, Центральный банк управляет официальными золотовалютными резервами РФ, определяет и публикует официальный курс к денежным единицам других государств. Банк России вправе осуществлять любые операции в иностранной валюте в РФ и за границей, которые соответствуют законодательству России и приняты в международной банковской практике.

Существующая в настоящее время в России система органов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности призвана обеспечить выполнение единой государственной политики в этой области. Генеральным направлением этой политики является дальнейшая интеграция России в мировую экономику, использование преимуществ международного разделения труда для ускоренного эффективного развития национальной экономики в условиях формирования устойчивых рыночных отношений.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 3094; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.