Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы государственного регулирования и поддержки внешнеэкономической деятельности




Основными принципами государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации являются следующие:

· защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг;

· равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законом;

· единство таможенной территории Российской Федерации;

· взаимность в отношении другого государства (группы государств);

· обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации и осуществление возникающих из этих договоров прав Российской Федерации;

· выбор мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для участников внешнеторговой деятельности, чем необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, для осуществления которых предполагается применить меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

· гласность в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

· обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

· исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участникам внешнеторговой деятельности и экономике Российской Федерации;

· обеспечение обороны страны и безопасности государства;

· обеспечение права на обжалование в судебном или ином установленном законом порядке незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, а также права на оспаривание нормативных правовых актов Российской Федерации, ущемляющих право участника внешнеторговой деятельности на осуществление внешнеторговой деятельности;

· единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

· единство применения методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности на всей территории Российской Федерации.

Государственное регулирование ВЭД осуществляется с помощью широкого круга мер, число которых постоянно растет. Все разнообразие применяемых государством инструментов влияния на внешние экономические связи может быть определенным образом систематизировано.

Во-первых, все меры могут быть разделены в зависимости от направленности действия на экономические процессы, протекционистские, и либерализационные. Протекционистские меры направлены на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции. Меры либерализации, в противоположность этому направлены на снятие, снижение ограничений во внешней торговле, что приводит к росту конкуренции со стороны иностранных компаний. В современной мировой экономике и в политике любого государства постоянно присутствуют эти две противоречивые тенденции: протекционизм и либерализация.

Во-вторых, все меры в зависимости от характера воздействия на экономические процессы могут быть разделены на административные и экономические. К административным могут быть отнесены меры прямого ограничения экспорта и/или импорта, в частности установление квот, лицензий, эмбарго и другие. К экономическим могут быть отнесены меры, которые воздействуют на экономические процессы через экономические интересы их участников. В зависимости от характера и разновидности применяемых приемов регулирования внешнеэкономической деятельностью и согласно закону РФ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» все меры могут быть разделены на таможенно-тарифные и нетарифные.

Таможенно-тарифное регулирование предполагает установление ввозных и вывозных таможенных пошлин. Порядок применения таможенно-тарифных мер государственного регулирования ВЭД в РФ регламентируется Таможенным кодексом РФ, Законом РФ «О таможенном тарифе», другими нормативными актами.

Основу таможенно-тарифных методов составляет таможенный тариф. Таможенный тариф представляет собой свод ставок таможенных пошлин, систематизированный в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД). Таможенная пошлина – обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывозе товаров с этой территории, а также в иных случаях, установленных таможенным законодательством Российской Федерации, в целях таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в экономических интересах Российской Федерации.

Таможенный тариф выполняет три основные функции: фискальную, т.е. является важным источником поступления денежных средств в бюджет, протекционистскую, т.е. призван защитить интересы национальных производителей от иностранной конкуренции, и балансировочную, т.е. призван ограничить нежелательный экспорт товара. Взимая таможенные пошлины при импорте, государство тем самым увеличивает цену иностранного товара, снижая его конкурентоспособность по отношению к товару, произведенному в стране-импортере. Взимая таможенные пошлины при экспорте, государство экономическими методами решает задачи перераспределения прибыли экспортера в свою пользу, если мировые цены создают предпосылки для получения сверхприбыли, или сдерживает вывоз товара, когда его экспорт нежелателен, т.к. внутренний спрос неудовлетворен.

Таможенные пошлины можно классифицировать:

· По объекту обложения: а) импортные; б) экспортные; в) транзитные (для товаров, провозимых транзитом через страну);

· По способу взимания: а) адвалорные; б) специфические; в) комбинированные.

Адвалорными (от лат. ad valorem – со стоимости) называются пошлины, размер которых исчисляется в процентах от таможенной стоимости товара. Определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, основывается на принципах определения таможенной стоимости товаров, установленных нормами международного права и общепринятой международной практикой, и производится путем применения одного из следующих методов определения таможенной стоимости товаров:

1) метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами;

2) метода по стоимости сделки с идентичными товарами;

3) метода по стоимости сделки с однородными товарами;

4) метода вычитания;

5) метода сложения;

6) резервного метода.

Специфическими называются пошлины, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров. Например, при ввозе автомобилей применяется специфическая пошлина, устанавливаемая в определенном количестве денежных единиц (евро) на один кубический сантиметр объема двигателя. Примером специфической вывозной пошлины может служить пошлина, устанавливаемая в долларах США на одну тонну сырой нефти.

Комбинированными называют пошлины, сочетающие оба названных вида таможенного обложения.

В Российской Федерации применяется сложный таможенный тариф, предполагающий для отдельного товара несколько ставок таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара. Базовой ставкой таможенного тарифа является ставка в отношении товара, происходящего из стран, в торгово-политических отношениях с которыми Российская Федерация применяет режим наиболее благоприятствуемой нации (РНБ). Список таких стран приводится в Постановлении Правительства РФ. Если товар происходит из страны, в торгово-политических отношениях с которой не применяется режим РНБ, то применяется ставка, увеченная вдвое. В отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации и происходящих из развивающихся стран-пользователей схемой преференций Российской Федерации, применяются ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75 процентов от ставок, установленных в отношении товаров, происходящих из стран, в торгово-политических отношениях с которыми Российская Федерация предусматривает РНБ. Если товар происходит из наименее развитых стран-пользователей схемой преференций Российской Федерации, то ввозные таможенные пошлины в отношении товаров, происходящих из этих стран, не применяются. Списки стран-пользователей системой преференций (развивающихся и наименее развитых) также определяется Правительством РФ.

Кроме указанных выше видов таможенных пошлин могут применяться сезонные и особые пошлины.

Сезонные пошлины служат для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров. Срок действия сезонных пошлин не может превышать шести месяцев в году.

Особые пошлины применяются в целях защиты экономических интересов Российской Федерации к ввозимым на таможенную территорию товарам в соответствии с законодательством РФ о специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных. К ним относятся: специальная пошлина; антидемпинговая пошлина и компенсационная пошлина. Порядок применения этих пошлин приводится ниже.

Меры, относимые к нетарифным отличаются большим разнообразием. Всю совокупность этих методов можно разделить на несколько категорий. К первой относятся меры прямого ограничения, которые направлены на защиту интересов национальной экономики. К ним относятся лицензирование и квотирование. Лицензирование как мера государственного регулирования внешнеторговой деятельности применяется в России (СССР) с 1989 г. Лицензирование предполагает, что на экспорт и/или импорт отдельных товаров необходимо получать у соответствующего государственного органа специальное разрешение (лицензию). Лицензирование в сфере внешней торговли товарами устанавливается в следующих случаях:

1) введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных видов товаров;

2) реализация разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений;

3) предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров;

4) выполнение Российской Федерацией международных обязательств.

Перечни лицензируемых товаров (работ, услуг) устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Лицензии выдаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти, на которые Правительством РФ непосредственно возложены данные вопросы (в настоящее время это Минпромторг, ФСТЭК, ФСВТС России). Большинство лицензий выдаются после согласования с соответствующими министерством и ведомствами или их территориальными органами.

Лицензия является официальным документом, который разрешает осуществление экспортных или импортных операций в течении установленного срока. Лицензии могут быть разовыми и генеральными. Разовая лицензия выдается для осуществления экспортной или импортной операции по одному контракту на срок до 12 месяцев. Генеральная лицензия выдается на основании решения Правительства РФ на каждый вид товара на определенный срок.

На основании лицензии может предоставляться исключительное право на экспорт и/или импорт отдельных видов товаров. Перечни отдельных видов товаров, а также организаций, которым предоставляется исключительное право, определяются федеральными законами. Например, федеральным законом «Об экспорте газа» исключительное право на экспорт газа предоставляется организации - собственнику единой системы газоснабжения или ее дочернему обществу, в уставном капитале которого доля участия организации - собственника единой системы газоснабжения составляет сто процентов.

Другим инструментом прямого количественного ограничения является квотирование (контингентирование).

Квоты - это ограничения в стоимостном или физическом выражении, вводимые на импорт или экспорт конкретных товаров на определенный период времени (например, год, полугодие, квартал и другие периоды). В эту категорию входят глобальные квоты, квоты, действующие в отношении отдельных стран, сезонные и так называемые «добровольные» ограничения экспорта (voluntary export restrictions). Добровольные ограничения экспорта означает обязательство одного из государств-партнеров, или взаимное обязательство, ограничить торговлю путем введения квот на экспорт товаров. Специфика этого вида торговых ограничений состоит в том, что торговый барьер, защищающий страну импортера, вводится на границе экспортирующей, а не импортирующей страны. Например, в феврале 1995 года было подписано соглашение РФ с ЕОУС, содержащие такое обязательство по некоторым изделиям из стали. В другие годы были введены «добровольные» ограничения по поставке карбида кремния, алюминия, текстильных товаров.

Меры прямого ограничения экспорта и импорта могут вводиться в исключительных случаях Правительством Российской Федерации. Как сказано в ст. 21 закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» «Импорт и экспорт товаров осуществляется без количественных ограничений». Количественные ограничения могут вводиться при экспорте товаров для предотвращения либо уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке Российской Федерации продовольственных или иных товаров, которые являются существенно важными (перечень таких товаров определяется Правительством РФ). Количественные ограничения могут вводиться в отдельных случаях, предусмотренных законом также при импорте сельскохозяйственных товаров или водных биологических ресурсов (ст.21).

Исходя из национальных интересов, в соответствии с международными договорами и федеральными законами, могут вводиться меры, не носящие экономического характера и затрагивающие внешнюю торговлю товарами, если эти меры:

1) необходимы для соблюдения общественной морали и правопорядка;

2) необходимы для охраны жизни или здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

3) относятся к импорту или экспорту золота или серебра;

4) применяются для защиты культурных ценностей;

5) необходимы для предотвращения исчерпания невосполнимых природных ресурсов и проводятся одновременно с ограничениями соответствующего внутреннего производства или потребления;

6) необходимы для приобретения или распределения товаров при общем или местном их дефиците;

7) необходимы для выполнения международных обязательств Российской Федерации;

8) необходимы для обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В качестве отдельной группы мер можно рассматривать специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры при импорте товаров. Применение таких мер предусмотрено федеральными законами «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» и «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товара».

К специальным защитным мерам относятся меры по ограничению возросшего импорта на таможенную территорию РФ, которая применяется по решению Правительства РФ посредством введения импортной квоты или специальной пошлины, в том числе предварительной специальной пошлины. Специальная защитная мера может быть применена к товару в случае, если по результатам расследования будет установлено, что импорт данного товара на таможенную территорию РФ осуществляется в таких возросших количествах и на таких условиях, что это причиняет серьезный ущерб отрасли российской экономики или создает угрозу причинения такого ущерба.

Антидемпинговые меры представляют собой меры по противодействию демпинговому импорту, т.е. импорту товара на таможенную территорию РФ по цене ниже нормальной стоимости такого товара, которые применяются по решению Правительства РФ посредством введения антидемпинговой пошлины, в том числе предварительной антидемпинговой пошлины, или одобрения ценовых обязательств, принятых экспортером. Антидемпинговая мера может быть применена по результатам расследования.

Аналогичным образом может быть установлен барьер по минимальным ценам на рынке страны-импортеры, которое должно строго соблюдаться экспортирующими фирмами при заключении контрактов. В случае снижения экспортной цены ниже минимального уровня импортирующая страна вводит антидемпинговую пошлину, применение которой может привести вообще к закрытию рынка для страны-экспортера.

Компенсационные меры представляют собой меры по нейтрализации воздействия специфической субсидии иностранного государства (союза иностранных государств) на отрасль российской экономики, которые применяются по решению Правительства РФ посредством введения компенсационной пошлины, в том числе предварительной компенсационной пошлины, либо одобрения обязательств, принятых уполномоченным органом субсидирующего иностранного государства (союза иностранных государств) или экспортером.

Меры прямого ограничения экспорта/импорта, а также другие защитные меры вводятся в соответствии с общепризнанными нормами международного права. В соответствии с российскими законами процедура их введения предусматривает следующие обязательные действия.

Во-первых, обязательно проводится расследование всех обстоятельств, связанных с введением защитных мер. Расследованием занимается специальная комиссия при Правительстве РФ с привлечением необходимых организаций и специалистов. Расследование может быть начато на основании поручения Правительства, и/или заявления органа исполнительной власти субъекта РФ, и/или заявления производителя или объединения производителей, чье совокупное производство подобных товаров или товаров, непосредственно конкурирующих с импортируемыми, составляет более 50 процентов общего внутреннего производства таких товаров. Решение о начале проведения расследования принимается после изучения достаточности и точности доказательств и сведений, указанных в заявлении, в течение срока, не превышающего шестьдесят календарных дней.

Во-вторых, по результатам проведенного расследования составляется доклад федерального органа исполнительной власти, ответственного за проведение расследования (в настоящее время Минпромторг России). Орган, проводящий расследование обеспечивает проведение публичных слушаний. В публичных слушаниях вправе принимать участие участники расследования, а также лица, привлеченные ими в целях представления имеющихся доказательств. Процедура введения защитных мер является гласной с официальным опубликованием в правительственном издании решения правительства о введении защитной меры. Решения правительства принимаются и публикуются не позднее, чем за 3 месяца до введения такого рода ограничений с указанием общего количества и стоимости товаров, подпадающих под ограничение.

Распределение квот и выдача лицензий при установлении количественных ограничений осуществляются, как правило, путем проведения конкурса или аукциона или в порядке фактического проведения операций по экспорту и/или импорту до суммарного исполнения квоты с предоставлением преимущественного права организациям-изготовителям.

Среди мер нетарифного регулирования ВЭД можно выделить категорию мер, связанных с выполнением таможенных или административных формальностей.

Одной из разновидностей таких мер, направленных на ограничение ввоза, являются импортные налоги и депозиты.

К числу импортных налогов (не следует их смешивать с импортными пошлинами) относятся:

· пограничный налог, которым облагаются товары за факт пересечения границы;

· сборы, связанные с оформлением документов на таможне, таможенным досмотром товара, проверкой его качества;

· другие сборы (портовые, статистические, фитосанитарные и т.п.).

Особой разновидностью импортного налога являются скользящие импортные сборы, широко применяемые в ЕС в качестве протекционистской меры в аграрном секторе. По характеру своего действия скользящие импортные сборы близки и таможенным пошлинам, но в отличие от них постоянно меняют свой уровень в зависимости от соотношения внутренних и мировых цен на сельскохозяйственную продукцию.

Импортные депозиты представляю собой денежный залог, под оплату таможенных пошлин который импортер должен внести в местной или иностранной валюте в уполномоченный банк, перед закупкой иностранного товара. Сумма импортного депозита устанавливается в виде определенного соотношения к стоимости импортируемого товара.

Одной из разновидностей административных и таможенных формальностей является сертификация ввозимых товаров и услуг. Ввозимые на территорию Российской Федерации товары должны соответствовать техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным и экологическим стандартам и требованиям, установленным в РФ. Порядок сертификации ввозимых товаров регулируется законом РФ «О сертификации продукции и услуг» и иными правовыми актами.

Особое место в ряду нетарифных инструментов регулирования ВЭД занимают валютное регулирование и валютный контроль. Валютное регулирование представляет собой регламентацию операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями. Основные понятия, права и обязанности, положения, регулирующие валютное обращение и контроль содержатся в законе РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» и других нормативных актах.

Законом определены такие понятия как валютные ценности, резидент и нерезидент, валютные операции, уполномоченный банк и другие, содержание которых более подробно рассмотрено в главе, посвященной валютно-финансовым отношениям. Закон закрепил имеющее большое значение для ВЭД право российских физических и юридических лиц на владение иностранной валютой, проведение валютных операций.

За последние годы в сфере валютного регулирования и валютного контроля произошли существенные изменения в направлении дальнейшей либерализации валютных операций резидентами и нерезидентами при осуществлении различных видов внешнеэкономической деятельности предприятий. С самого начала действия Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» текущие валютные операции осуществлялись без ограничений. С первого января 2007 года были сняты ограничения на совершение операций, связанных с движением капитала, предоставлена большая свобода в открытии и ведении счетов в банках, расположенных за пределами Российской Федерации, отменено требование о резервировании денежных средств по валютным операциям, отменена обязательная продажа валютной выручки экспортерами, сняты другие ограничения, связанные с совершением валютных операций, как юридическими, так и физическими лицами. Принятые изменения в валютном законодательстве практически означают, что рубль «де юре» стал свободно конвертируемой валютой. Это имеет огромное значение для развития различных видов внешнеэкономической деятельности не только в сфере торговли, но и в сфере инвестиций. Это также открывает серьезные перспективы для становления рубля как одной из резервных валют мировой валютной системы.

Предпринятые меры по дальнейшей либерализации валютных операций не означают отказа государства от контроля за совершением валютных операций резидентами и нерезидентами. В России действует система валютного регулирования и валютного контроля, которая включает органы валютного регулирования, а также органы и агенты валютного контроля.

Органами валютного регулирования являются Центральный банк и Правительство Российской Федерации, которые в пределах своей компетенции издают акты, обязательные для резидентов и нерезидентов.

Органами валютного контроля в Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством являются Центральный банк, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации.

Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, получившие лицензию Центрального Банка РФ на проведение валютных операций и ему подотчетные, государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, подотчетные Федеральной службе по финансовым рынкам, таможенные органы и налоговые органы.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право:

1) проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

2) проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

3) запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.

Органы валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:

1) выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

2) применять установленные законодательством Российской Федерации меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

К государственному регулированию внешнеэкономической деятельности следует отнести ряд мер государственной поддержки экспорта.

На основании обобщения опыта можно выделить пять основных направлений в области государственной поддержки экспорта.

1. Государственная финансовая поддержка, осуществляемая на возвратной и платной основе, которая включает:

· Государственное гарантирование экспорта промышленной продукции. Агентом Правительства РФ выступает государственный специализированный Российский экспортно-импортный банк (ЗАО «Росэксимбанк»), который предоставляет гарантии в форме обеспечения платежных обязательств иностранного импортера (заемщика) перед российским экспортером (банком-кредитором) или обеспечения обязательств банка-агента перед иностранными контрагентами, выданным им по обращениям российских экспортеров;

· Возмещение части процентных ставок по кредитам, предоставляемым российскими кредитными организациями российским экспортерам промышленной продукции.

· Долгосрочное экспортное кредитование. Экспортные кредиты за счет (с участием) средств федерального бюджета предполагается предоставлять как правительствам иностранных государств, так и импортерам российской промышленной продукции или их банкам в соответствии с законодательством Российской Федерации

· Создание системы страхования экспортных кредитов для обеспечения защиты экспортеров от коммерческих и политических рисков. Объектом страхования являются коммерческие кредиты экспортера-страхователя импортерам-контрагентам и/или авансовые платежи импортера. Возможны два варианта страхования экспортера: на случай несостоятельности (банкротства) иностранного покупателя и страхование риска задержки платежа до наступления фактической несостоятельности.

· Долевая государственная поддержка эффективных инвестиционных проектов.

2. К мерам налогового стимулирования экспорта следует отнести отсрочку платежей по налогу на прибыль. Отсрочку по уплате налога на прибыль получали предприятия-экспортеры машинно-технической продукции. Доходы от экспорта не учитывались при исчислении налога на прибыль в течение года, тогда как согласно действующему законодательству сумма налога должна была бы ежеквартально исчисляться нарастающим итогом с уплатой авансовых взносов, исходя из предполагаемой прибыли. Тем самым предприятия-экспортеры получают временно свободные денежные ресурсы для пополнения оборотных средств.

3 К мерам таможенно-тарифного стимулирования экспорта, прежде всего машинно-технической продукции, следует отнести изменения, касающиеся:

· полного освобождения от таможенных пошлин ввозимых на территорию Российской Федерации компонентов, необходимых для производства продукции на экспорт;

· сокращение перечня товаров, подпадающих под обложение экспортными таможенными пошлинами;

· применение таможенного режима переработки на таможенной территории. Применение данного таможенного режима освобождает от уплаты таможенных пошлин и налогов при условии вывоза продуктов переработки в установленные сроки.

 

4. К мерам специальной поддержки экспортеров относят информационное, консультационное, маркетинговое и техническое содействие экспортерам.

Согласно Закону РФ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» система внешнеторговой информации должна содержать сведения:

· о российских и иностранных лицах, осуществляющих внешнеторговую деятельность на российском рынке;

· о российских и иностранных лицах, получивших квоты и лицензии;

· о международных торговых договорах и об иных договорах Российской Федерации в области внешнеэкономических связей;

· о российском и иностранном законодательстве в сфере внешнеторговой деятельности;

· о деятельности торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах;

· о деятельности специализированного Российского экспортно-импортного банка и других организаций, предоставляющих услуги по кредитованию и страхованию в области внешнеторговой деятельности;

· о таможенной статистике внешней торговли РФ;

· о конъюнктуре на внешних рынках по основным товарным группам;

· о законодательстве Российской Федерации в области технического регулирования;

· о правонарушениях в сфере внешнеторговой деятельности;

· о перечне товаров, запрещенных для ввоза на территорию РФ и вывоза с ее территории;

· другие сведения, полезные для ведения внешнеторговой деятельности.

Согласно Закону (ст. 47) федеральный орган исполнительной власти, который Правительство РФ наделило правом государственного регулирования внешнеторговой деятельности, обязан в разумный срок представить необходимую внешнеторговую информацию российскому или иностранному лицу-участнику внешнеторговой деятельности за плату, не превышающую стоимости оказываемых услуг. Денежные средства от предоставления этих услуг в полном объеме поступают в федеральный бюджет.

Предоставление этой информации осуществляется в том числе и через Интернет на сайте Минэкономразвития «Экспортные возможности России» - www.exportsupport.ru.

Особый интерес для российских экспортеров представляет возможность использования потенциала торговых представительств за рубежом. Среди возможных направлений работы российских загранучреждений с отечественными предприятиями можно выделить следующие: проведение маркетинговых исследований, подготовка справок по просьбе российских предприятий; консультирование по вопросам зарубежного законодательства, другие виды содействия в стране пребывания российского загранучреждения, включая защиту интересов российских экспортеров, содействие в урегулировании торговых споров.

В целях содействия развитию внешнеэкономической деятельности Правительство Российской Федерации и органы субъектов РФ в рамках своей компетенции осуществляют другие методы поддержки экспорта:

· организация выставок и ярмарок внутри страны и за границей, в т.ч. российских национальных выставок;

· организация специализированных симпозиумов и конференций и участие в них;

· проведение компаний (в том числе рекламных) по продвижению российских товаров, услуг, инвестиций на рынки других стран.

5. Среди мер общеэкономического характера, имеющих большее значение для экспорта, следует отметить такие, как наведение порядка в ценообразовании продукции и услуг естественных монополистов, включая тарифы на перевозку грузов железнодорожным транспортом, перекачку, перевалку и налив нефти и нефтепродуктов, цены на природный газ для производственных нужд, тарифы на электрическую и тепловую энергию, а также ясную политику в отношении установления курса рубля по отношению к иностранным валютам и другие меры общеэкономического характера.

В целом действующее законодательство в области внешнеэкономической деятельности предоставляет большие возможности хозяйственникам и предпринимателям в проявлении инициативы и самостоятельности при работе на внешнем рынке. Однако их самостоятельность не беспредельна, она находится под влиянием регулирующего и координирующего воздействия государственной власти и органов ее управления.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 2030; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.074 сек.