КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Товарные биржи
Операции на международных биржах Развитие мирохозяйственных связей привело к созданию постоянно действующих рынков товаров, ценных бумаг и валюты. В современной мировой торговле этими товарами большое значение имеют международные биржи. Первые биржи появились в XVI в. в Антверпене и Лионе. Старейшей биржей, сохранившейся до наших дней, является Амстердамская биржа, которая была основана в 1611 г. Считается, что слово «биржа» произошло от имени купеческой династии Van der Burse, возле дома которой в Брюгге (Бельгия) еще в XIV в. собирались купцы для заключения сделок. Эти собрания позже получили названия Börse, которое, русифицировавшись, превратилось в «биржа». В зависимости от активов, обращаемых на бирже, их традиционно делят на: товарные; фондовые; валютные; универсальные. Товарная биржа — организация, формирующая оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли стандартным и качественно однородным товаром, осуществляемой в форме гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным ею правилам. Товар, для того, чтобы он мог покупаться и продаваться на бирже, обязательно должен быть стандартным и взаимозаменяемым. Подобному условию удовлетворяют прежде всего сырьевые товары. Крупнейшие в мире биржи являются универсальными, например, Чикагская торговая палата (Chicago Board of Trade), Чикагская коммерческая биржа (Chicago Mercantile Exchange) и др. Значительное число товарных бирж стремится получить конкурентное преимущество, специализируясь на торговле какой-то одной группой товара (табл. 10.5). Таблица 10.5. Крупнейшие мировые товарные и универсальные биржи
Примечания: 1) В июле 2007 г. Чикагские биржи CBOT и CME объединились под именем CME Group, сформировав самый крупный в мире рынок деривативов. 2) Нью-Йоркская торговая палата (NYBOT) образована слиянием в июне 1998 г. старейшей Нью-Йоркской хлопковой биржи (NYCE) и Нью-Йоркской биржи сахара, кофе и какао (CSCE). 3) Биржа КОМЭКС объединилась с Нью-Йоркской коммерческой биржей NYMEX 4) Бразильская товарная биржа BM&F объединилась в мае 2008 г. с фондовой биржей Сан-Паулу Bovespa 5) Центральная японская товарная биржа объединилась с сельскохозяйственной биржей KANEX в Осаке 6) Международная нефтяная биржа (International Petroleum Exchange — IPE) в Лондоне осуществляет электронную торговлю фьючерсами и опционами через межконтинентальную биржу ICE Источник: Commodity Trading Manual, данные бирж За пять лет, предшествующих 2007 году торговля биржевыми товарами в натуральном выражении увеличилась на 17 %, в то время как торговля товарными деривативами увеличилась на биржах более чем на 200 %, а на внебиржевом рынке (OTC) более чем на 500%. Сделки, которые заключаются на современных товарных биржах, как правило, не приводят к реальной поставке товара. Поэтому операции на современных товарных биржах представляют собой торговлю фьючерсными и опционными контрактами, которые используются для спекулятивных операций и хеджирования. Операции хеджирования являются основными операциями на биржах, в которых участвуют продавцы (производители) или покупатели (потребители) реального товара. Хеджирование подразумевает покупку или продажу фьючерсных, контрактов с целью избежать убытков от колебания цен на рынках физических, (реальных) товаров. Основное лицо, заинтересованное в этих операциях, - хеджер (hedger) - является обычно производителем (продавцом) или потребителем (покупателем) того или иного биржевого товара. Сделки, имеющие целью поставки реального товара от производителя к потребителю, заключаются, как правило, вне биржи. Однако цена сделки будет определяться биржевыми котировками того или иного товара. Наряду с заключением сделки на поставку реального товара хеджеры используют биржу для того, чтобы избежать рисков от изменения цен путем купли-продажи фьючерсных контрактов. Поведение хеджеров будет определяться ценовой ситуацией, которая складывается на рынке того или иного товара. В зависимости от соотношения цен на товар с немедленной поставкой и на товар с поставкой в будущем различают две ситуации на рынке: "контанго" и "бэкуордейшн". * Контанго (contango) - это ситуация на рынке, когда цены по сделкам на срок превышают цену на наличный товар, а котировки дальних позиций выше котировок ближних. Иногда контанго называют разницу в ценах. Контанго - это нормальная ситуация для "рынка покупателя", т.е. тогда, когда предложения на наличный, имеющийся на рынке реальный товар превышают спрос. Если рынок стабилен, инфляция отсутствует, то размер контанго примерно соответствует расходам, связанным с хранением товара на складе. * Бэкуордейшн (backwardation) - это ситуация на рынке, когда цены на наличный товар выше, чем цены на будущий товар, а цены на товар с ближайшими сроками поставки выше цен дальних позиций. Подобная ситуация возникает в тех случаях, когда сокращается предложение наличного товара (например, забастовки, неурожаи, нарушение транспортных коммуникаций и т.п.), а покупателям необходим товар немедленно, и они готовы заплатить больше, чтобы получить товар с немедленной отгрузкой. Рассмотрим принципы хеджирования на примерах. Представим себе производителя меди, который хочет обезопасить себя от снижения цены на рынке к тому времени, когда товар у него будет в наличии. Он заключил форвардный контракт на реальный товар, в котором цена за поставленный товар будет определяться на дату поставки через 3 месяца (цена с последующей фиксацией). Цена трехмесячного фьючерса на дату заключения контракта 1 марта составляет $ 4000 за тонну и она продавца устраивает. Однако он боится, что через три месяца цена может упасть, и он не получит планируемую прибыль. В этом случае он параллельно с операциями на рынке реального товара проводит с помощью брокера хеджирование на бирже:
Проводя на бирже операции хеджирования, производитель меди потерю прибыли в $ 500 на тонне из-за падения цены с $4000 до $3500 компенсировал прибылью в $ 500 (4000-3500) на бирже при ликвидации фьючерсного контракта. Если бы к 1.06 цена на наличную медь возросла, например до $4500, то при закрытии позиции по фьючерсу пришлось бы уплатить разницу в $500 (4500-4000) на бирже. Однако эти потери компенсируются прибылью от сделок с реальным товаром. Таким образом, осуществляя хеджирование продажей (иными словами, становясь владельцем фьючерса на продажу товара по фиксированной цене в пределах предусмотренного срока), производитель или предприниматель, желающий получить прибыль от продажи реального товара в будущем, в любом случае не проигрывает от изменения цен. Представим себе производителя дизельного топлива, который в январе планирует свою деятельность и считает, что текущая цена дизельного топлива с поставкой в летние месяцы обеспечивает ему издержки производства и прибыль. Однако он опасается, что к лету эта цена может понизиться. Не имея в январе реального товара, он продает непроизведенный товар в количестве, которое соответствует его экспортным возможностям, допустим, 100 контрактов по 42 000 галлонов каждый, цена с поставкой в летние месяцы 50 центов за галлон. Летом цена на наличное дизельное топливо действительно понижается. Однако хеджер не несет убытки:
Суммарный доход производителя дизельного топлива от продажи на рынке реального товара и от операций хеджирования на бирже составляет 2100 тыс. долл. Средняя цена реализации дизельного топлива с учетом биржевых операций составила 50 центов за галлон, т.е. равна целевой цене. Наряду с производителями реального товара или торговыми посредниками-перекупщиками, которые страхуются от снижения цены, хеджерами на бирже являются также потребители реального товара, переработчики, которые защищаются от повышения цены. Кабельный завод заключил контракт на продажу кабеля с поставкой через 5 месяцев. При этом при определении цены продажи в $ 6000 за тонну было заложено, что медь стоит $ 4000 за тонну, а чистая продукция для предприятия, включая прибыль, составляет $ 2000 на каждую тонну готовой продукции. Для выполнения заказа предприятию необходимо 2 месяца, следовательно, сырье (вайербарсы) понадобится через 3 месяца. Предприятию невыгодно хранить у себя на складе сырье для переработки лишние три месяца (расходы по хранению, кредитованию). В то же время есть опасность того, что через 3 месяца, когда понадобится медь, цены на нее могут возрасти, и предприятие соответственно не получит планируемой, заложенной в цене кабеля, прибыли. Опасаясь возможного повышения цены на медь в вайербарсах, кабельный завод закупает на бирже фьючерсы с поставкой через три месяца по цене $ 4000 за тонну. Через три месяца, т.е. тогда, когда заводу понадобится сырье для производства кабеля, цена на наличную медь возрастает до $ 4500 за тонну. Предприятие вынуждено покупать медь по цене $ 4500 за тонну, уменьшая чистую продукцию, в том числе и прибыль, на $ 500 на каждой тонне (4500 - 4000), т.е. 1500 вместо планируемых 2000. Однако за счет операции хеджирования на бирже завод компенсирует потери разницей в цене на бирже.
Таким образом, при хеджировании покупкой на бирже удается уменьшить возможные потери от увеличения цены. В случае уменьшения цены, например до $ 3500, потери от ликвидации открытой позиции по фьючерсу компенсируются дополнительной прибылью на рынке реального товара. Торговля опционами на фьючерсные контракты ведется в настоящее время практически на всех биржах параллельно с торговлей фьючерсами. Для покупателя опциона риск потерь ограничен размером премии плюс процент, который он мог бы получить по этой сумме в банке. С другой стороны, продавец опциона, получая наличные (премию по опциону), снижает риск потерь по сравнению с фьючерсным контрактом на величину премии плюс банковский процент на эту сумму. Особенности опционной торговли предопределили быстрый рост ее популярности среди участников биржевой торговли, как хеджеров, так и спекулянтов.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 995; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |