КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
И общественного порядка 2 страница
Судебно-следственная и оперативно-розыскная практика свидетельствует, что виновным в террористической деятельности нередко оказывается то или иное содействие со стороны других лиц, и этим самым облегчается совершение терактов и им подобных преступлений. Поэтому возложение уголовной ответственности на лиц, которые хотя непосредственно и не участвуют в совершении конкретных террористических актов, но принимают участие в финансировании или ином содействии их совершению, вполне оправданно. Непосредственным объектом состава содействия террористической деятельности является состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от угроз общеопасного характера. Объективная сторона заключается в совершении следующих альтернативных действий: 1) склонение, вербовка или иное вовлечение лица в совершение какого-либо преступного деяния из преступлений террористического характера, ответственность за которые предусмотрена ст. ст. 205, 206, 208, 211, 277, 278, 279 и 360 УК РФ; 2) вооружение или подготовка лица в целях совершения хотя бы одного из указанных преступлений; 3) финансирование терроризма. Под склонением к участию в совершении преступления террористического характера следует понимать действия, направленные на возбуждение у другого лица желания совершить такое преступление, в том числе и войти в состав организации террористического характера и принять участие в ее деятельности. Участие может проявляться в различных формах: непосредственное совершение террористических акций, материальное, организационное обеспечение, разработка планов совершения преступных деяний и т.д. Вербовка в целях совершения преступлений террористического характера означает достижение соглашения с другим лицом об его участии в их совершении. Она может осуществляться путем уговоров, убеждения, обещания материального вознаграждения и др. Иное вовлечение другого лица в совершение указанных преступлений может осуществляться, например, путем обмана, психического или физического насилия, возбуждения у него чувства мести, ненависти, зависти и др. При вовлечении в совершение этих преступлений лиц, находящихся в состоянии невменяемости, а также малолетних виновный несет ответственность как исполнитель соответствующего преступления и по ст. 205.1 УК РФ. Вооружение означает предоставление террористам средств поражения людей или уничтожения материальных объектов - огнестрельного и холодного оружия, боевой техники, взрывчатых веществ, взрывных устройств и т.д. Под обучением лица следует понимать разъяснение ему свойств оружия, взрывчатых веществ, взрывных устройств, механизма их действия, способов исполнения преступлений террористического характера и др. Под финансированием акта терроризма либо террористической организации понимается денежное обеспечение совершения этих преступлений либо деятельности террористической организации. Эти средства могут переводиться на счета в банках, в том числе и зарубежных стран, либо непосредственно передаваться исполнителям терактов или же руководителям террористических организаций. Согласно примечанию 1 к ст. 205.1 УК РФ под финансированием терроризма понимается предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки или совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных ст. ст. 205, 205.1, 205.2, 206, 208, 211, 277, 278, 279 и 360 УК РФ, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из указанных преступлений. Состав содействия террористической деятельности является формальным. Поэтому для признания этого преступления оконченным не требуется установления каких-либо последствий. Если же в результате этих действий наступают те или иные последствия, то они должны учитываться при назначении наказания. Субъектом преступления, предусмотренного ст. 205.1 УК РФ, является физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. С субъективной стороны данное преступление может совершаться только умышленно и при наличии прямого умысла. Обучение и вооружение лица предполагают наличие у виновного специальной цели - совершения другим лицом преступлений террористического характера. В соответствии с ч. 2 ст. 205.1 квалифицированным видом данного преступления является его совершение с использованием своего служебного положения. Под использованием своего служебного положения понимается осуществление определенной деятельности, которая расширяет возможности в совершении действий и достижении целей, указанных в этой статье. Субъектами данного преступления в этом случае могут быть представители власти, лица, выполняющие организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в государственных и иных органах (учреждениях), указанных в примечании 1 к ст. 285 УК РФ. Повышенная опасность преступления, предусмотренного в ч. 2 ст. 205.1 УК РФ, заключается в том, что использование лицом своих служебных функций значительно расширяет возможности в подготовке и осуществлении актов терроризма и преступной деятельности террористической организации. В ч. 3 ст. 205.1 УК РФ предусмотрена ответственность за пособничество в совершении преступления, предусмотренного ст. 205 УК РФ, под которым понимаются умышленное содействие совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения преступления либо устранением препятствий к его совершению, а также обещание скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем, а равно обещание приобрести или сбыть такие предметы. В примечании 2 к ст. 205.1 УК РФ содержится поощрительная норма, которая регламентирует условия, при наличии которых лицо освобождается от уголовной ответственности. В частности, в этом примечании закреплено, что лицо, совершившее преступление, предусмотренное данной статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным способом способствовало предотвращению осуществления акта терроризма либо пресечению указанного в данной статье преступления террористического характера и если в действиях этого лица не содержится иного состава преступления. Условия освобождения от ответственности в данном случае по существу те же, что и предусмотренные применительно к террористическому акту (ст. 205 УК РФ). Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма (ст. 205.2 УК РФ). В соответствии с Конвенцией Совета Европы о предупреждении терроризма 2005 г. государства - участники этой Конвенции, включая и Россию, взяли на себя обязательство установить в качестве преступления в рамках своего внутреннего законодательства публичное подстрекательство к совершению террористического преступления. Поэтому Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 153-ФЗ УК РФ был дополнен ст. 205.2, в которой предусматривается ответственность за публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма. Общественная опасность этих деяний предопределяется их способностью существенно дестабилизировать социально-политическую обстановку, нарушить общественное спокойствие, породить неуверенность граждан в возможности государства обеспечить их безопасность и одновременно спровоцировать отдельных лиц к совершению террористических действий. Непосредственным объектом данного преступления является состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от угроз общеопасного характера. Его объективную сторону образуют следующие альтернативные действия: 1) публичные призывы к осуществлению террористической деятельности и 2) публичное оправдание терроризма. Призывы могут выражаться в пропаганде терроризма, распространении материалов или информации, побуждающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих их необходимость. Публичность призывов означает, что их адресатом являются другие лица (определенный или неопределенный их круг), до которых доводятся соответствующие идеи (информация, материалы). Они могут осуществляться как устно, например на митингах, демонстрациях, пикетах и др., так и посредством изготовления, распространения печатных материалов, включая и Интернет. Под публичным оправданием терроризма в соответствии с примечанием к ст. 205.2 УК РФ понимается публичное заявление лица о том, что он считает идеологию и практику терроризма правильными и поэтому нуждающимися в поддержке и подражании. Публичное оправдание терроризма - это своего рода скрытая форма публичных призывов к осуществлению террористической деятельности. Субъект преступления - физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной формой вины в виде прямого умысла. Оно, как правило, совершается по политическим, националистическим и экстремистским мотивам. Однако независимо от содержания мотивы не влияют на квалификацию рассматриваемого преступления. В соответствии с ч. 2 ст. 205.2 квалифицирующим признаком данного преступления признается его совершение с использованием средств массовой коммуникации (телевидения, печати, радио, Интернета и др.). Субъектом в данном случае могут быть как лица, занимающиеся выпуском периодических печатных изданий, радио- и телепрограмм (например, главные или ответственные редакторы, другие руководители), так и отдельные авторы статей, репортажей, программ, содержащих призывы к осуществлению террористической деятельности или оправдывающих терроризм. Захват заложника (ст. 206 УК РФ). Захват заложника является преступлением международного характера. Согласно ст. 1 Международной конвенции о борьбе с захватом заложников, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 17 декабря 1979 г. и ратифицированной СССР 3 июня 1983 г., любое лицо, которое захватывает или удерживает другое лицо и угрожает убить, нанести повреждение или продолжает удерживать другое лицо для того, чтобы заставить третью сторону, а именно государство, международную межправительственную организацию, какое-либо физическое или юридическое лицо или группу лиц, совершить или воздержаться от совершения любого акта в качестве прямого или косвенного условия для освобождения заложника, совершает преступление захвата заложников <1>. Конвенция предписывает всем государствам-участникам предусмотреть соответствующее наказание за данное преступление с учетом его тяжкого характера (ст. 2). -------------------------------- <1> См.: Международное уголовное право в документах. Казань, 2005. Т. 1. С. 198.
Внимание международного сообщества к противодействию такого рода преступным деяниям - явление не случайное. В международной практике, по свидетельству В.С. Комиссарова, случаи захвата заложников встречались уже в древние времена, а во второй половине XX в. они получили достаточно широкое распространение в Западной Европе, когда террористические группы захватывали граждан других государств и удерживали их по различным мотивам в качестве заложников <1>. Всплеск этих преступных деяний в России произошел в 1990-е годы, особенно в регионах Северного Кавказа. В настоящее время захват заложников сопровождается не только политическими требованиями, но и нередко совершается из корыстных побуждений, является своеобразным средством неправомерного передела собственности. -------------------------------- <1> См.: Курс уголовного права / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой и И.Н. Тяжковой. М., 2002. Т. 4: Особенная часть. С. 220.
В УК РСФСР 1960 г. ст. 126.1 имела наименование "Захват заложников", что порождало сомнение относительно того, можно ли привлекать к ответственности лицо, осуществившее захват только одного заложника. В настоящее время ст. 206 УК РФ предусматривает ответственность за захват хотя бы одного заложника. Непосредственный объект преступления - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от угроз общеопасного характера. Прежде всего по этому элементу состава преступления захват заложника следует отграничивать от таких сходных преступлений, как похищение человека (ст. 126 УК РФ) и незаконное лишение свободы (ст. 127 УК РФ). Дополнительными объектами являются личная свобода, здоровье человека, честь и достоинство личности. Потерпевшим от данного преступления является заложник, которым может быть любое физическое лицо независимо от возраста, социального положения и других особенностей личности. Содержание объективной стороны составляют: а) захват заложника (заложников); б) удержание заложника (заложников). Под заложником следует понимать захваченное виновным физическое лицо с последующим его насильственным удержанием. Заложником может выступать любое лицо независимо от возраста, гражданства, социального статуса и др. (малолетний и взрослый, гражданин РФ и гражданин иностранного государства и т.д.). Захват заложника может осуществляться либо открыто, либо тайно, с применением насилия или угрозы его применения либо без такового. Его сущность заключается в завладении человеком с последующим ограничением свободы его передвижения, которое затем сопровождается открытым сообщением об этом и выдвижением условий его освобождения (выдвижением ультиматума). Удержание заложника - это насильственное осуществление контроля над его действиями и воспрепятствование выходу удерживаемого на свободу. Оно может совершаться как лицом, захватившим заложника, так и другими лицами. Преступление, предусмотренное ст. 206 УК РФ, признается оконченным при совершении хотя бы одного из альтернативных действий: захвате либо удержании заложника. Причем угроза убийством, причинением тяжкого вреда здоровью в процессе захвата или удержания заложника охватывается объективной стороной этого преступления, и поэтому дополнительной квалификации по другим статьям не требуется. Захват или удержание заложника для виновного является промежуточным этапом в достижении поставленной им цели. Другим этапом является предъявление государству, организации, группе лиц или отдельному лицу требования совершить какие-либо действия (например, передать деньги, предоставить самолет и покинуть страну, освободить из заключения определенных лиц, прекратить контртеррористическую операцию и др.) или же, наоборот, воздержаться от совершения каких-либо действий (например, не исполнять решение суда, прекратить уголовное преследование определенного лица и др.) как условия освобождения заложника. В соответствии с ч. 1 ст. 206 предъявляемое при захвате заложника требование носит незаконный характер. Если же оно является правомерным, то содеянное следует квалифицировать как самоуправство (ст. 330 УК РФ). Оконченным преступление признается с момента фактического захвата, т.е. насильственного лишения свободы человека, или начала его удержания в качестве заложника. В последнем варианте деяние приобретает форму длящегося преступления. Для признания данного преступления оконченным не требуется установления факта выдвижения требований, достаточно доказать лишь цель понуждения государства, организации или отдельного лица к совершению тех или иных действий или воздержаться от совершения каких-либо действий. Субъект преступления - физическое вменяемое лицо, достигшее 14-летнего возраста, которое приняло участие в а) захвате заложника либо б) удержании его, будучи осведомленным о характере этих действий. С субъективной стороны преступление характеризуется умышленной формой вины в виде прямого умысла и специальной целью - понудить государство, организацию или гражданина совершить определенное действие или воздержаться от совершения какого-либо действия как условия освобождения заложника. Характер требований, а также их адресатов (государство, организация и т.д.) на квалификацию не влияют. От похищения человека (ст. 126 УК РФ) и незаконного лишения свободы (ст. 127 УК РФ) захват заложника отличается не только по объекту посягательства, но и по цели, преследуемой виновным. Она заключается в том, чтобы понудить государство, организацию или отдельного гражданина к совершению каких-либо действий или воздержанию от совершения каких-либо действий. Эта цель придает и специфику способу захвата или удержания заложника - открытое, демонстративное, агрессивное и ультимативное выдвижение требований с угрозой расправы над заложником. При захвате заложника цель состоит не в реализации самого захвата, удержания, т.е. лишении свободы, а в выполнении государством, организацией или отдельным лицом предъявленных им требований. Поэтому и основным объектом захвата заложника выступает не свобода человека, а состояние защищенности общества и государства от угроз общеопасного характера. Определенные требования, например выкуп за предоставление свободы, характерны и для похищения человека, совершенного из корыстных побуждений (п. "з" ч. 2 ст. 126 УК РФ), однако в этом случае само похищение, а также выдвижение требований имущественного характера осуществляются тайно (по крайней мере, к этому стремятся виновные). Если заложнику умышленно причиняется вред здоровью, то содеянное должно квалифицироваться по п. "в" ч. 2 ст. 206, а в случае совершения убийства - по совокупности п. "в" ч. 2 ст. 105 и ст. 206 УК РФ. Квалифицирующие и особо квалифицирующие признаки захвата заложника, указанные в ч. ч. 2 и 3 ст. 206, в основном совпадают с такими же признаками похищения человека (ст. 126 УК РФ), за исключением признака захвата по найму. В данном случае имеется в виду захват заложника, совершенный ради получения материальной выгоды либо избавления от материальных затрат, выполнения имущественных обязательств. Захват заложника по найму означает, что эти действия совершаются лицом, специально нанятым для этого. Лицо, обещавшее вознаграждение или выплатившее его за захват заложника, должно рассматриваться в качестве подстрекателя или организатора в зависимости от характера совершенных им действий. Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 321-ФЗ ст. 206 УК РФ дополнена ч. 4, в которой в качестве особо квалифицирующего признака предусмотрен захват заложника, повлекший умышленное причинение смерти человеку. Умышленное уничтожение или повреждение имущества при захвате заложника, а также захват заложника с целью совершить побег из мест лишения свободы образуют совокупность преступлений (соответственно, ст. ст. 206 и 167, ст. ст. 206 и 313 УК РФ). В соответствии с примечанием к ст. 206 лицо, совершившее деяния, предусмотренные ч. ч. 1 и 2 этой статьи, может быть освобождено от уголовной ответственности. Основанием освобождения является добровольное или по требованию властей освобождение заложника. Мотивы, которыми руководствовалось виновное лицо при принятии решения об освобождении заложника, на квалификацию не влияют. В то же время освобождение не должно признаваться добровольным тогда, когда требования захватчиков до этого хотя бы частично удовлетворяются. В случае совершения иных преступных деяний виновный привлекается к ответственности и по другим статьям УК РФ. Заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207 УК РФ). Общественная опасность данного преступления выражается в том, что заведомо ложное сообщение об акте терроризма дезорганизует нормальный ритм жизнедеятельности общества и государства, нарушает деятельность предприятий, учреждений, работу транспортных коммуникаций, порождает страх, панику и ложные слухи среди людей. Оно создает экстремальную ситуацию с привлечением соответствующих служб, сил и средств по предотвращению ложной угрозы акта терроризма, влечет массовую эвакуацию людей из торговых предприятий, рынков, школ, вузов и других общественных учреждений. Основным объектом данного преступления является защищенность личности, общества и государства от угроз, связанных с ложными сообщениями о готовящихся актах терроризма. Дополнительным объектом могут быть порядок управления, интересы правосудия и др. Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 207, заключается в ложном, т.е. не соответствующем действительности, сообщении о готовящемся взрыве, поджоге или ином действии, создающем опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо иных общественно опасных последствий, например массовых отравлений, распространения эпидемий, т.е. тех последствий, которые влечет террористический акт. Ложное сообщение касается не совершенного, а только готовящегося акта терроризма. В нем не выражается и непременное намерение его осуществить. Для того чтобы квалифицировать подобное деяние по ст. 207 УК РФ, вполне достаточно указания на ложное сообщение о готовящемся взрыве, поджоге или об ином действии, которые по месту, времени, обстановке и другим обстоятельствам воспринимаются людьми и властями как реально готовящийся акт терроризма. В качестве адресатов ложных сообщений могут быть органы власти, а также организации, учреждения, в том числе редакции СМИ, дирекция школы и т.д., должностные лица и граждане, чьи интересы могли бы пострадать в результате осуществления реального акта терроризма. В последнем случае ложное сообщение должно носить публичный характер, т.е. делаться в расчете не на утаивание, а, наоборот, на его распространение. Хотя в литературе высказывается и мнение о том, что адресатами такого сообщения не могут быть граждане, на которых не лежит правовая обязанность предпринимать меры к предотвращению актов терроризма <1>. Нам же представляется, что публичное ложное сообщение о готовящемся акте терроризма есть не что иное, как его распространение, рассчитанное на то, что оно будет доведено до сведения органов власти, должностных лиц и т.п. -------------------------------- <1> См.: Уголовное право России. Часть Особенная / Под ред. Л.Л. Кругликова. М., 2004. С. 418 - 419.
Ложные сообщения об акте терроризма могут быть устными или письменными, выраженными непосредственно или с использованием телефонной либо иной связи и т.д. Однако формы и способы сообщений не влияют на квалификацию этого преступления. Заведомо ложное сообщение об акте терроризма признается оконченным преступлением в момент сообщения виновным заведомо ложной информации о готовящемся акте терроризма. В рассматриваемом сообщении обычно не указываются причастные к этому лица или организации, но если в нем содержатся сведения о заведомо ложной причастности к подготовке к акту терроризма и иных конкретных лиц, то содеянное должно квалифицироваться по совокупности с клеветой (ст. 129 УК РФ) либо с заведомо ложным доносом (ст. 306 УК РФ) в зависимости от адресата, к которому было обращено заведомо ложное сообщение об акте терроризма. Рассматриваемое преступление признается оконченным с момента получения заведомо ложной информации адресатом, которому она была предназначена. Субъектом преступления, предусмотренного ст. 207, является физическое вменяемое лицо, достигшее 14-летнего возраста. Субъективная сторона преступления выражается в виде прямого умысла. Лицо осознает, что сообщает именно ложные сведения о готовящемся акте терроризма и это сообщение непременно вызовет соответствующие действия властей, нарушит общественное спокойствие, породит у людей страх, а то и панику, и желает довести эту ложную информацию до выбранного им адресата. Из наименования и содержания ст. 207 УК РФ следует, что признаком рассматриваемого состава является заведомая ложность сообщения. Если лицо заблуждается в отношении достоверности информации относительно подготовки акта терроризма, оно, естественно, не может привлекаться к ответственности по данной норме. Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем (ст. 208 УК РФ). Криминализация организации незаконного вооруженного формирования или участия в нем была осуществлена в 1995 г. Трагические события в Чеченской Республике выявили повышенную общественную опасность функционирования в государстве не контролируемых органами власти вооруженных формирований, деятельность которых нарушает отношения между уровнями власти, создает угрозу основам конституционного строя, порождает социальную напряженность в обществе, несет человеческие жертвы и причиняет существенный имущественный ущерб. Наличие незаконных (независимых) вооруженных формирований нетерпимо в любом государстве, обеспечивающем суверенитет над своей территорией. Особенно они были опасны для России, которая фактически заново создавала свою государственность. Функционирование независимых от федеральных органов государственной власти вооруженных формирований заключает в себе реальную опасность использования их в сепаратистских, религиозных и других экстремистских целях, осуществления вооруженного насилия в отношении отдельных этнических групп или социальных слоев населения, причинения крупного имущественного ущерба государственным или коммерческим организациям, предприятиям и отдельным лицам. Создание вооруженных формирований, не предусмотренных федеральным законодательством, фактически является потенциальным источником экстремизма, терроризма, массовых убийств и др. Этим и обусловливается весьма высокая общественная опасность организации незаконного вооруженного формирования и участия в нем. Запрет на создание вооруженных формирований вопреки федеральным законам сформулирован не только в ст. 208 УК РФ, но и в Федеральном законе от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" <1>, в п. 9 ст. 1 которого, в частности, предусмотрено: "Создание и существование формирований, имеющих военную организацию или вооружение и военную технику либо в которых предусматривается прохождение военной службы, не предусмотренных федеральными законами, запрещаются и преследуются по закону". -------------------------------- <1> Собрание законодательства РФ. 1996. N 23. Ст. 2750.
Основным объектом организации незаконного вооруженного формирования или участия в нем является защищенность наиболее важных интересов личности, общества и государства от угроз общеопасного характера. Дополнительный объект - установленный федеральным законодательством порядок формирования Вооруженных Сил страны. Объективная сторона данного преступления выражается в: 1) создании незаконного вооруженного формирования (ч. 1 ст. 208); 2) руководстве таким формированием (ч. 1 ст. 208) и участии в нем (ч. 2 ст. 208). Незаконным вооруженным формированием признается отряд, дружина или иное устойчивое вооруженное объединение, которые имеют свою структуру, распределение обязанностей, в том числе управление и подчиненность, места базирования, опознавательные знаки и определенную форму, и предназначены для решения задач, свойственных для законных вооруженных формирований, например обеспечения обороны, охраны, реализации мер принуждения и т.д. УК РФ не определяет минимальный количественный состав незаконного вооруженного объединения. Понятие вооруженного формирования предполагает в количественном отношении хотя бы наличие взвода, т.е. первоначальной единицы или структуры вооруженных сил. В то же время они могут насчитывать до десятка тысяч человек. Сам процесс создания незаконного вооруженного формирования может осуществляться как открыто, так и скрытно, однако их деятельность носит всегда открытый характер. Незаконность рассматриваемого формирования проявляется в том, что оно создается и функционирует в нарушение федерального законодательства. Вооруженным признается формирование, участники которого (не обязательно все) имеют любые виды оружия, обозначенные в Федеральном законе от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии" <1> и любые виды боевого вооружения войск <2>. Статья 208 УК РФ предусматривает ответственность как за создание, так и за руководство незаконным вооруженным формированием, а также за участие в нем. Создание предполагает определение структуры, системы управления, порядка комплектования, материально-технического обеспечения, в том числе и снабжения оружием, боевой техникой и т.п., основных направлений деятельности и др. Под руководством незаконным вооруженным формированием понимается деятельность по управлению им, т.е. постановка перед его участниками конкретных задач, перераспределение обязанностей, планирование вооруженных акций и контроль за их исполнением, применение неформально выработанных мер ответственности и др. Участие в незаконном вооруженном формировании означает вступление лица в его состав в соответствии с установленной процедурой (присяга, клятва, решение собрания или командира и др.), прохождение службы, выполнение возложенных функций и иных конкретных поручений, участие в вооруженных акциях и др. -------------------------------- <1> Собрание законодательства РФ. 1998. N 31. Ст. 3808.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 426; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |