Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рыночное равновесие




Изменение числа производителей.

Погодные условия, катаклизмы, катастрофы.

Изменение цен на другие товары.

Изменение налогов и субсидий

Производители рассматривают большинство налогов как издержки производства. Поэтому их повышение сокращает предложение продукции. Субсидии же считаются как бы налогом наоборот и, следовательно, сокращают издержки производства, стимулируя увеличение предложения.

Снижение цен на пшеницу: оно может подтолкнуть фермеров к переключению на производство гречихи (ставшее относительно более выгодным) и предложение последней возрастет.

Для понимания функции предложения важное значение имеет фактор времени. Обычно различают кратчайший, краткосрочный(короткий) и долгосрочный (длительный) рыночный периоды. В кратчайшем периоде все факторы производства постоянны, в краткосрочном некоторые факторы (сырье, рабочая сила и др.) являются переменными, в долгосрочном – все факторы переменны (включая производственные мощности, число фирм в отрасли и т.д.).

В условиях кратчайшего рыночного периода повышение (понижение) спроса приводит к повышению (понижению) цен, но не отражается на величине предложения. В условиях короткого периода повышение спроса обусловливает не только рост цен, но и увеличение объема производства, так как фирмы успевают изменить некоторые факторы производства в соответствии со спросом. В условиях длительного периода увеличение спроса приводит к значительному росту предложения при постоянных ценах или несущественном повышении цен.

Таким образом, спрос и предложение товаров на рынке находятся под обстрелом множества ценовых и неценовых факторов.

 

В условиях рыночной экономики конкуренция способствует синхронизации цен спроса и цен предложения, что приводит к равенству объемов спроса и объемов предложения и установлению равновесной цены. Она фиксируется в точке, в которой пересекаются кривые спроса и предложения. Эта точка называется точкой равновесия.

Равновесие – закон для каждого конкурентного товарного рынка. Именно благодаря равновесию на каждом товарном рынке устанавливается равновесие экономической системы в целом.

Равновесие – это ситуация на рынке, когда величина предложения и величина спроса совпадают или эквивалентны при приемлемой для потребителя и производителя цене.

 

Возникает рыночное равновесие в результате взаимодействия спроса и предложения. Чтобы выяснить, как это происходит, необходимо совместить кривую спроса и кривую предложения на одном графике (рис. 9).

Данный график выражает одновременное поведение спроса и предложения отдельного товара и показывает, что в каждой точке две линии пересекутся (точка Е). В этой точке достигается равновесие. Координатами точки Е являются равновесная цена Ре и равновесный объем Qe.

Точка Е характеризует равенство:

 

Qe = Qs = QD,

где: Qs – объем предложения; QD – объем спроса.

 

Товарный излишек – избыток предложения
Товарный дефицит – избыток спроса
P
P1
P2
PE
Q1
Q2
Q3
Q4
QE
 
Q
D
D
S
S
E

 

 


Рис. 9. График равновесия на рынке

 

Точка равновесия показывает, что здесь спрос и предложение, будучи противоположными рыночными силами, уравновешиваются. Равновесная цена означает, что товаров произведено столько, сколько требуется покупателям. Такое равновесие является выражением максимальной эффективности рыночной экономики, ибо в состоянии равновесия рынок сбалансирован.

Таким образом,

равновесная цена – это цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил.

 

Нельзя не оговориться, что равновесная цена устанавливается сразу и не всегда. Возможны периоды купли-продажи товара по другим, неуравновешенным ценам. В этих случаях возможны либо избыток, либо дефицит товара.

Цена равна 4 ед. тогда предложение равно 4 шт., а спрос при данной цене равен 1 ед., т.е. предложение выше спроса. Излишек товара. Трудности сбыта товаров подтолкнут производителей снизить цену, и она постепенно опуститься до равновесной.

Если цена равна 1,5 ед., тогда предложение меньше (1,5 шт.) чем спрос – 4 шт. То есть возникает дефицит товара и усиливается конкуренция между покупателями, и цена на данный товар поднимается. Производители получают стимул к увеличению производства данного товара. Предложение растет, спрос снижается, так как число покупателей, готовых платить растущую цену, будет сокращаться. Эти процессы продолжаются, пока дефицит не исчезнет и предложение, спрос и цена не придут к равновесному уровню.

На основании этого анализа можно установить четыре правила спроса и предложения:

увеличение спроса вызывает рост как равновесной цены, так и равновесного количества товара;

уменьшение спроса приводит к падению равновесной цены и равновесного количества товара;

рост предложения товара влечет за собой уменьшение равновесной цены и увеличение равновесного количества товара;

сокращение предложения ведет к увеличению равновесной цены и уменьшению равновесного количества товара.

Пользуясь этими правилами, можно найти равновесную точку в случае любых изменений cпроca и предложения.

На конкурентном рынке любого товара равновесие спроса и предложения устанавливается именно по этой схеме. Равновесие – закон каждого конкурентного рынка. Благодаря равновесию на каждом товарном рынке поддерживается равновесие экономической системы в целом.

 

Итак, равновесная цена – это цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил.

Важно подчеркнуть, что при равновесной цене устанавливается равенство не покупок и продаж, а количество товаров, в пределах которых потребители намерены делать покупки, а производители намерены поставлять товар на рынок. И все равно это будет лишь частичное равновесие на единичном рынке. Связано это с тем, что цены на рынке находятся во взаимосвязанном постоянном движении вследствие изменений в предложении или спросе на товары. Каждое изменение цены одного товара приводит к изменениям в цене других товаров. Существует целая система цен, которая может оказаться в равновесии, если рассматривать ее в совокупности и в определенный момент. В этом случае говорят об общем равновесии рынка.

В состоянии равновесия (общего или частичного) происходит совпадение спроса и предложения. Именно поэтому в состоянии экономического равновесия хозяйствующий субъект не имеет стимулов к изменению своего экономического положения. В точке равновесия экономическое движение прекращается. Для того чтобы оно началось вновь, должны измениться внешние условия: уровень цен, технологии, ожидания и предпочтения производителей или потребителей, ставка налога и т.п.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 677; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.