Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Факторы, определяющие эластичность спроса




Эластичность спроса и предложения на рынке

Различные товары отличаются друг от друга по степени изменения спроса под воздействием того или иного фактора. Степень реакции спроса на эти факторы поддается количественному измерению с помощью коэффициента «эластичности спроса». Понятие эластичности спроса раскрывает процесс адаптации рынка к изменениям в основных факторах (цене данного товара, цене других товаров, доходов потребителей и т.д.), определяющих спрос.

Рассмотрим сначала коэффициент эластичности спроса по цене – показатель чувствительности объема спроса к изменению его цены. Он определяется как отношение процентного изменения объема спроса к процентному изменению цены.

EDP = Изменение величины спроса, % = ∆ Q (%)
Изменение цены, % ∆ P (%)
         
           
где: Ер – коэффициент эластичности по цене; Q – количество товара, на которое предъявлен спрос; Р – рыночная цена товара.

Эластичность спроса относительно цены показывает относительное изменение объема спроса под влиянием изменения цены на 1 %.

 

Ценовая эластичность спроса показывает относительное изменение объема спроса под влиянием изменения цены на 1 %. Для разных товаров данный коэффициент не одинаков. Если предположим, цены на хлеб и мясо снизятся вдвое, то спрос на мясо может возрасти больше чем на хлеб.

На практике имеет место пять вариантов эластичности спроса.

1. Спрос эластичный. Незначительное понижение цены приводит к существенному возрастанию объема продаж. Коэффициент эластичности больше единицы.

2. Единичная эластичность спроса, когда 1 % изменение цены вызывает 1 % изменение продаж.

3. Спрос неэластичен. При существенном снижении цены, объем продаж изменяется незначительно. Коэффициент эластичности меньше единицы.

4. Абсолютная неэластичность спроса. Состояние, когда спрос практически не реагирует на изменение цены. Примером ее может служить спрос больного, готового купить необходимое лекарство за любую цену.

5. Абсолютная эластичность спроса. Возникает тогда, когда даже минимальное снижение цены дает стимул увеличивать покупки до максимума.

1. Неэластичным спросом обычно обладают товары и услуги первой необходимости. Их просто вынуждены покупать даже вопреки неразумно высоким ценам.

2. Наиболее эластичны предметы роскоши. Иметь их хотят многие, но возможности у всех разные. Поэтому при снижении цен на них покупатель со средним достатком стремится вкусить роскоши до предела.

3. Низкой эластичностью спроса обладают товары, для которых трудно найти заменитель (молоко, соль, хлеб и т.д.). Высокой эластичностью спроса обладают легко заменимые товары (квас, лимонад, пепси-кола, кока-кола и т.п.).

4. Спрос обычно неэластичен на дешевые товары и эластичен на дорогие.

5. Неэластичен спрос на товары текущего потребления и эластичен на товары длительного пользования.

6. Важным обстоятельством, влияющим на ценовую эластичность, является фактор времени. В краткосрочном периоде спрос имеет тенденцию быть менее эластичным, чем в долгосрочном. Такая тенденция изменения эластичности во времени объясняется тем, что с течением времени каждый потребитель имеет возможность изменить свою потребительскую корзину, найти товары-заменители.

Кроме того, различают точечную и дуговую эластичность.

Точечная эластичность (point elasticity) может быть определена, если провести касательную к кривой спроса. Наклон кривой спроса в любой своей точке, как известно, определяется значением тангенса угла касательной с горизонтальной осью (рис. 10а)

Значение точечной эластичности обратно пропорционально тангенсу угла наклона.

Дуговая эластичность (arc elasticity) – показатель реакции спроса на изменение цены товара, выраженной кривой спроса на некотором отрезке D1D2:

Эластичность линейной функции спроса изменяется от 0 (в точке D1) до ¥ (в точке D2) (рис. 10б).

E=0
Т
E=¥
E>1
E=1
E<1
P
M
P0
 
Q0
N
Q
D
 
Q
P

 


Рис. 10а. Определение точечной эластичности Рис. 10б. Определение дуговой эластичности

Практическая значимость изменения эластичности спроса состоит в том, что различные случаи эластичности непосредственно влияют на получаемую выручку, которая определяется как произведение цены и количества реализованного товара (P·Q). При эластичном спросе по цене выручка возрастает, т.е. эластичность больше единицы; при единичной эластичности снижение цены точно компенсируется возросшим количеством продаж, так что выручка остается неизменной или равна единице; при неэластичном спросе (которое меньше единицы, но не меньше нуля) снижение цены вызывает лишь незначительное увеличение количества продаж товара, так что выручка падает.

Так, если объем спроса зависит не только от цены данного товара, но также от цен других товаров (например, повышение цены на чай ведет к росту спроса на кофе), то для характеристики данного процесса используется перекрестная эластичность спроса по цене, измеряющая чувствительность объема спроса на один товар к изменению цены другого.

Если , то перед нами взаимозаменяемые блага (субституты), если – взаимодополняемые.

Чем больше эластичность спроса на благо А, тем выше степень заменяемости благ (в крайнем случае, когда ¥, перед нами совершенные субституты), и, наоборот, чем выше эластичность, тем больше взаимодополняемость (если ¥, то мы имеем пример жесткой взаимодополняемости).

Форма кривой спроса может быть различной в зависимости от эластичности спроса.

Реакция объема спроса на изменение доходов покупателей определяется эластичностью спроса по доходу.

где: Е – коэффициент эластичности по доходу; R – доход.

 

Предметы роскоши имеют эластичность спроса по доходу больше единицы, предметы первой необходимости имеют эластичность спроса по доходу меньше единицы.

Концепция эластичности применима также и к предложению. Эластичность предложения зависит от трудности перераспределения ресурсов между альтернативными областями их использования.

Степень изменения объема предложения в зависимости от изменения цены характеризует эластичность предложения по цене. Мерой этого изменения является коэффициент эластичности предложения, рассчитывается как отношение объема предложения (в %) к росту цен (в %), т.е. по формуле:

 

Esp = Изменение величины предложение, % = ∆ Q (%)  
Изменение цены, % ∆ P (%)  
         
где: Е – коэффициент эластичности предложения; S – предложение; Р – цена.
               

 

Эластичности предложения служит показателем относительного изменения предложения в соответствии с относительным изменением рыночной цены. Если предлагаемое количество товара остается неизменным для перепродажи по любой цене, то имеет место неэластичное предложение. Когда же малейшее изменение цены товара вызывает сокращение предложения до нуля, а малейшее увеличение цены обусловливает увеличение предложения, то имеем дело с абсолютно эластичным предложением.

Различают пять вариантов эластичности предложения (см. рис. 11).

 

S,
S
S
Р
 
Q
ES=¥ Полностью эластичное предложение
P
 
Q
1<ES<¥ Относительно эластичное предложение
P
 
Q
ES=1 Эластичность равна единице
S’
S
S’
S’
P
Q
 
0<ES<1 Относительно неэластичное предложение
P
 
Q
ES=0 Жесткое предложение
S
S’
S

 


Рис. 11. Графики эластичности предложения

 

 

Эластичность предложения равна нулю, когда кривая предложения вертикальна. Здесь предложение не изменяется от того, что возрастает цена. Эластичность предложения обычно бывает больше на протяжении длительного времени, чем в короткие сроки времени. Это вызвано приспособлением производителей к более высокой цене.

Наименьшей эластичностью предложения обладают сельскохозяйственные товары и природные ресурсы. Так, при росте цен на промышленные товары производитель может быстро увеличить выпуск товара, заменив оборудование или введя сверхурочные работы. Фермеру для этого потребуется гораздо больше времени.

Эластичность предложения меняется под воздействием технического прогресса, изменений качественного и количественного состава используемых ресурсов. Усиление ограниченности ресурсов, применяемых при производстве того или иного товара, ведет к уменьшению значения эластичности предложения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 837; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.