КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Специальные административно-правовые режимы
Режимы военного, чрезвычайного, особого положения и режим контртеррористической операции образуют особую категорию режимного регулирования и называются специальными. Эти режимы являются важнейшим средством обеспечения национальной безопасности, поскольку позволяют осуществлять комплексное противодействие обстоятельствам, характеризующимся высокой степенью опасности интересам личности, общества и государства. Военное положение – особый правовой режим, вводимый на территории России или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией РФ президентом в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии. Законодательной основой режима военного положения является Конституция РФ, Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. «О военном положении», Федеральный закон от 31 мая 1996 г. «Об обороне», Федеральный закон от 26 февраля 1997 г. «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», иные нормативные правовые акты. Согласно ст. 87 Конституции Российской Федерации военное положение вводится президентом в случае агрессии против России или угрозы такой агрессии, с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Целью введения военного положения является создание условий для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации. Агрессией против Российской Федерации признается применение вооруженной силы иностранным государством (группой государств) против суверенитета, политической независимости и территориальной целостности Российской Федерации или каким-либо иным образом, несовместимым с Уставом ООН. Период действия военного положения начинается с даты и времени начала действия военного положения, которые устанавливаются указом Президента Российской Федерации о введении военного положения, и заканчивается датой и временем отмены (прекращения действия) военного положения. В период действия военного положения в соответствии с Федеральным конституционным законом могут в той мере, в какой это необходимо для обеспечения обороны страны и безопасности государства, ограничиваться права и свободы граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее – граждане), деятельность организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, права их должностных лиц. На граждан, организации и их должностных лиц могут возлагаться дополнительные обязанности. Указ Президента Российской Федерации о введении военного положения незамедлительно передается на утверждение Совета Федерации, который обязан рассмотреть его в течение 48 часов. Указ Президента Российской Федерации о введении военного положения, не утвержденный Советом Федерации, прекращает действие со следующего дня после дня принятия такого решения, о чем оповещается население. Режим военного положения включает в себя комплекс экономических, политических, административных, военных и иных мер, направленных на создание условий для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации. На территории, на которой введено военное положение, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, применяются меры по организации производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) для государственных нужд, обеспечения Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, специальных формирований, создаваемых на военное время (далее – специальные формирования), и для нужд населения. На основании указов Президента Российской Федерации на территории, на которой введено военное положение, применяются следующие меры: 1) усиление охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, охраны военных, важных государственных и специальных объектов; 2) введение особого режима работы объектов, обеспечивающих функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики; 3) эвакуация объектов хозяйственного, социального и культурного назначения, а также временное отселение жителей в безопасные районы; 4) введение и обеспечение особого режима въезда на территорию, на которой введено военное положение, и выезда с нее, а также ограничение свободы передвижения по ней; 5) приостановление деятельности ряда политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений; 6) привлечение граждан в порядке, установленном правительством Российской Федерации, к выполнению работ для нужд обороны, ликвидации последствий применения противником оружия, восстановлению поврежденных (разрушенных) объектов экономики, систем жизнеобеспечения и военных объектов, а также к участию в борьбе с пожарами, эпидемиями и эпизоотиями; 7) изъятие в соответствии с федеральными законами необходимого для нужд обороны имущества у организаций и граждан с последующей выплатой государством стоимости изъятого имущества; 8) запрещение или ограничение выбора места пребывания либо места жительства; 9) запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий; 10) запрещение нахождения граждан на улицах и в иных общественных местах в определенное время суток, задержание граждан на срок до 30 суток и задержание транспортных средств а так же ряд других мер. На территории, на которой введено военное положение, референдумы и выборы в органы государственной власти и органы местного самоуправления не проводятся. В период введения военного положения устанавливаются особые полномочия органов государственной власти. Чрезвычайное положение – это вводимый на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой конституционный режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающих отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей. Введение чрезвычайного положения применяется исключительно для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя Российской Федерации. Основанием для введения чрезвычайного или особого положения является чрезвычайная ситуация, т.е. обстановка, при которой: - во-первых, нарушается нормальный ритм жизни городов, иных населенных пунктов, а также режим функционирования государственных органов. Например, при возникновении инфекционных заболеваний вводится особый режим труда, учебы, передвижения и перевозок, осуществляется комплекс карантинных мероприятий, проводится досмотр транспорта, эвакуация населения и т.д. Это осложняет деятельность исполнительных органов по выполнению возложенных на них задач и функций в различных сферах государственного управления; - во-вторых, причиняется значительный ущерб экономике, материальным и культурным ценностям, а также личным и имущественным интересам физических и юридических лиц. Так, в результате стихийных бедствий, в частности землетрясений, разрушаются города и другие населенные пункты. В этих условиях возникает необходимость разместить десятки тысяч пострадавших семей, перевести на новое место учреждение здравоохранения, наладить работу предприятий общественного питания, торговли, снабжения, быстро восстановить связь, обеспечивать функционирование предприятий коммунально-бытового обслуживания и т.п. Работа по ликвидации последствий подобных явлений требует мобилизации огромных материальных и людских ресурсов; - в-третьих, возникает угроза жизни, здоровью многих людей; - в-четвертых, создается потенциальная угроза нарушения общественного порядка и общественной безопасности, а также осложняется деятельность государственных органов по обеспечению охраны общественного порядка и общественной безопасности. Возникают трудности в раскрытии и расследовании преступлений, проведении оперативно-розыскных мероприятий и т.п. Все это в совокупности создает угрозу безопасности личности, общества и государства. Поэтому государство вводит усиленные меры охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности на всей или части пострадавшей от стихии территории[171]. Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях вводится указом Президента РФ с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе РФ. Указ Президента РФ о введении чрезвычайного положения незамедлительно передается на утверждение Совета Федерации. Совет Федерации в срок, не превышающий 72 часов с момента обнародования указа о введении чрезвычайного положения, рассматривает вопрос об утверждении этого указа и принимает соответствующее постановление. Правоотношения в условиях чрезвычайного положения устанавливаются и регулируются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении», Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» и некоторыми другими нормативными актами законодательного и подзаконного уровней. Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении» указывает, что данный особый правовой режим может быть введен при наличии следующих обстоятельств: - попытка насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захват или присвоение власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления; - чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайной экологической ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ. Устранение этих обстоятельств для обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты конституционного строя Российской Федерации является целью введения чрезвычайного положения. Чрезвычайное положение предоставляет государственным органам возможность применять чрезвычайные меры и одновременно не разрешает перейти границу необходимых мер. При введении чрезвычайного положения Министерство иностранных дел РФ, согласно международным обязательством Российской Федерации, вытекающим из Международного пакта о гражданских и политических правах и Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в трехдневный срок уведомляет Генерального секретаря ООН и информирует Генерального секретаря Совета Европы о временных ограничениях прав и свобод граждан, составляющих отступление от обязательств по указанным международным договорам, об объеме этих отступлений и о причинах принятия такого решения. Информирование также осуществляется при прекращении периода действия чрезвычайного положения и при возобновлении в полном объеме действия положений Международного пакта о гражданских и политических правах и Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Также в течение суток с момента принятия Советом Федерации постановления об утверждении указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения МИД РФ уведомляет сопредельные государства об обстоятельствах, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения. Содержание чрезвычайного положения составляют «чрезвычайные» меры, отличительными чертами которых являются: ограничение конституционных прав и свобод граждан и организаций, введение дополнительных обязанностей и запретов; предоставление исключительных полномочий органам власти в связи с вводимыми ограничениями; реорганизация повседневной структуры государственного управления, основанная на создании специальных органов; перераспределение компетенции; приостановление деятельности отдельных органов государственной власти и местного самоуправления. При введении режима чрезвычайного положения предусматриваются гарантии прав и свобод граждан. На территории, где объявлено чрезвычайное положение, назначается комендант, который руководит проведением чрезвычайных мер и мероприятий. Он устанавливает время и срок действия комендантского часа, определяет особый режим въезда на территорию, устанавливает особый режим продажи оружия; боеприпасов; лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные вещества, сильнодействующие вещества; этилового спирта, спиртных напитков и спиртосодержащей продукции и т.п. Административно-правовая составляющая режима чрезвычайного положения представлена формированием временных специальных органов управления с исключительной компетенцией. На территории, на которой введено чрезвычайное положение, указом Президента Российской Федерации может вводиться особое управление этой территорией путем создания: а) временного специального органа управления территорией (ВСОУ), на которой введено чрезвычайное положение. ВСОУ создается указом Президента Российской Федерации. Данному органу управления могут быть переданы полностью или частично полномочия органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, действующих на территории, на которой введено чрезвычайное положение. Комендант территории, на которой введено чрезвычайное положение, переходит в подчинение ВСОУ и по должности является его первым заместителем. ВСОУ возглавляет руководитель, назначаемый из числа руководителей (заместителей) федеральных министерств или служб, участвующих в обеспечении режима чрезвычайного положения, руководителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Руководитель ВСОУ назначается постановлением правительства Российской Федерации; б) федерального органа управления территорией (ФОУ), на которой введено чрезвычайное положение. ФОУ создается, если действовавший на данной территории временный специальный орган управления не обеспечил достижения целей введения чрезвычайного положения. При этом временный специальный орган управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, прекращает свои полномочия. При создании ФОУ, осуществление полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, действующих на территории, на которой введено чрезвычайное положение, приостанавливается, а их функции возлагаются на федеральный орган управления. Комендатура территории, на которой введено чрезвычайное положение, при введении федерального органа управления входит в его структуру. Комендант указанной территории по должности является первым заместителем руководителя ФОУ. Федеральный орган управления возглавляет руководитель, назначаемый из числа руководителей правительства Российской Федерации или руководителей федеральных министерств, участвующих в обеспечении режима чрезвычайного положения. Руководитель федерального органа управления назначается указом Президента Российской Федерации. Режим контртеррористической операции по своему характеру близок к режиму чрезвычайного положения, вводимого по основаниям социального характера. Правовой основой данного режима является Федеральный закон от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму». Режим чрезвычайной ситуации (особое положение) – это собирательное понятие, включающее в себя различные режимы, опосредующие экстремальную ситуацию «регионального бедствия», диктующую необходимость принятия особых мер, подобных тем, которые используются при режиме чрезвычайного положения. Режим чрезвычайной ситуацииустанавливается федеральными и субъектными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления. Его нормативными источниками являются Федеральный закон «О противодействии терроризму», Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»[172], законодательство об обеспечении безопасности отдельных категорий объектов или сфер общественной жизни[173], правовые акты, регулирующие функционирование субъектов системы противодействия чрезвычайным ситуациям[174]. Режим особого положения наиболее полно представлен в режимах функционирования органов системы противодействия чрезвычайным ситуациям. На сегодняшний день разграничиваются три функциональных режима органов власти: - режим повседневной деятельности (стационарное функционирование); - режим повышенной готовности (активная подготовка и осуществление превентивных мероприятий); - режим чрезвычайной ситуации (действия в чрезвычайной ситуации). Режимы функционирования устанавливаются решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, либо к полномочиям которых отнесена ликвидация чрезвычайных ситуаций[175]. Режим повседневной деятельности – характеризуется отсутствием информации о явных признаках угрозы возникновения ЧС. Задача органов противодействия чрезвычайным ситуациям в стационарных условиях состоит в противоаварийном упреждающем планировании. Его основными целями являются: сбор информации для прогнозирования возможного развития чрезвычайных ситуаций и их последствий; накопление ресурсов, необходимых для их ликвидации, разработка специальных прогнозов, которые позволяют эффективно реагировать на ожидаемые проблемы, паспортизация и категоризация предприятий, цехов, участков, технологий, регионов и т.п. В данном режиме определяются и создаются нормативные, законодательные и экономические механизмы, направленные на минимизацию риска и ущерба от ЧС. Режим повышенной готовности – характеризуется наличием информации о признаках потенциальной угрозы возникновения ЧС. Задачами органов управления в этом режиме являются разработка и осуществление детальных планов мероприятий по предупреждению либо смягчению последствий ЧС на основе заранее подготовленных сценариев ее развития и ответных действий. Применяются методы упреждающего выявления фактов возникновения и признаков развития ЧС и быстрого реагирования на изменяющуюся чрезвычайную обстановку. Прогнозирование возможностей возникновения ЧС и превентивное планирование базируются на регулярной оценке тенденций развития текущей ситуации, а также ресурсов, необходимых для ее улучшения, стабилизации и снижения тяжести последствий развития ЧС. Время, когда накопившиеся данные с высокой степенью вероятности свидетельствуют о том, что ухудшение ситуации становится необратимым и необходимо принятие контрмер, назовем моментом начала развития ЧС. Этот момент является самым ответственным, опасным и критическим, прежде всего для лиц, которые первыми должны среагировать на возникновение ЧС, прибыть на место и умелыми, четкими, профессиональными действиями начать работы по ее ликвидации. Режим чрезвычайнойситуации – характеризуется обстоятельствами, совокупность которых в соответствии с существующими нормативами определяется как чрезвычайная ситуация. Задачи органов управления в этом режиме: оперативные действия по защите объектов различного типа (населения, зданий, сооружений, посевов, скота и др.) от поражающих факторов, проведение спасательных и других неотложных работ. В сфере организации хозяйственной деятельности альтернативу чрезвычайному образует особый режим работы экономики при ликвидации чрезвычайных ситуаций – мобилизационная подготовка и мобилизация[176]. Теоретически такой режим является частью чрезвычайного положения, но на практике существует возможность его самостоятельного введения решением президента РФ или правительства РФ. Правовую основу для этого образуют федеральные законы «О гражданской обороне», «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»[177] и т.п. Под мобилизационной подготовкой понимается комплекс мероприятий, проводимых в режиме повседневной деятельности, по заблаговременной подготовке экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, подготовке органов государственной власти, органов местного самоуправления к обеспечению национальной безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций. Под мобилизацией понимается комплекс мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях чрезвычайных ситуациях. Правовые и административно-правовые режимы играют важную роль в обеспечении национальной безопасности в Российской Федерации. Посредством их обеспечивается комплексное противодействие угрозам и опасностям, защита интересов личности, общества и государства. Особую ценность имеют законодательно закрепленные режимы, вводимые актом исполнительного органа власти. По сути, это заранее подготовленные планы мероприятий, активизируемые при возникновении тех или иных опасных обстоятельств. Они образуют значительный резерв системы национальной безопасности.
Раздел 4. Ответственность по административному праву
Глава 14. Понятие и виды ответственности по административному праву
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1903; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |