КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Софийность
Именно софийность выполняет системообразующие функции в русской ментальности. Идеи Софии развивали в русской философии Вл. Соловьев, С. Булгаков, П. Флоренский, Л. Карсавин и другие. В Абсолюте Вл. Соловьева София — второй полюс, непосредственная возможность бытия, первая материя, в мире это тело Богочеловека Иисуса Христа, собирающего в единый богочеловеческий организм все человечество. Концепция Софии как вечной Женственности Вл. Соловьева оказала значительное влияние на творчество русских поэтов-символистов. Критически перерабатывая учение Соловьева, Е.Н. Трубецкой относит Софию только к области трансцендентного, отвергая ее раздвоение на тварную и нетварную, и связывая, прежде всего, с вопросом о свободе воли человека. София — не посредница между Богом и миром, а творящий замысел Божий о Мире, который и есть его цель, живая творческая сила, по отношению к которой каждый волен самоопределиться. В наиболее систематической форме Софиология представлена у С. Булгакова («Свет невечерний», трилогия «О Богочеловечестве»), где Булгаков рассматривает Софию как соединяюще-разъединяющее, посредствующее между Богом и Миром начало, имеющее ипостасную природу. В обращении к Богу София есть его образ, идея, имя. В отношении к Миру — вечная основа Мира, горний Мир умопостигаемых вечных идей. Софийность предопределяет в русском сознании восхождение к правде, которая, по В. Розанову, выше солнца, выше неба, выше Бога; по Достоевскому, истина едина с Христом. Требование правды — емкий и многомерный императив. Это звучащая на всех языках справедливость, а в русской ипостаси — совесть. «Мы — зараженные совестью», — писал М. Волошин. Совесть — это голос Бога в нас, то внутреннее усмотрение, которое руководит поступками выбирающего. Совесть — это внутреннее напряжение персонального «Я», поставленного перед «Мы». Совесть — это обостренная внимательность, чувствительность к нуждам других, забота о Мире. Она невозможна без сочувствия, милосердия, правды; неотрывна от экзистенциального чувства вины. Степень развитости чувства вины — мера нравственности личности, о чем говорил еще Вл. Соловьев, приводя формулу подлинной жизни в правде: «Стыжусь, следовательно, существую». Оправдание добра — вера Соловьева в конечное торжество истины и блага, хотя и — божественного, идеального, небесно-запредельного… Совесть в отечественной традиции — это такое интегративное качество личности, которым сопрягаются личные и общественные интересы в соборном согласии, первые соизмеряются со вторыми. Правда жизни по совести — справедливости — не только в гениальных, полных мучительной заботы о Родине трудах ее мыслителей, но и в бессознательной или осознанной сопричастности к совместному бытию русского человека, ответственности за него, общности в добре и зле.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 5486; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |