Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

О научном предвидении




Мы живем в предвидимом и предсказуемом мире. И на эмпирическом и на теоретическом уровнях мышление обладает силой предвосхищения событий. Однако предвидеть можно лишь там, где есть порядок, объективная логика, схваченная субъектом предвидения.

Анализ проблемы предвидения предполагает рассмотрение следующих вопросов: каково соотношение между предвидением и гипотезой, законом, возможностью и действительностью; каковы психологические, гносеологические и логические механизмы и средства предвосхищающей силы разума; как соотносятся между собой сознательное и бессознательное в актах предвосхищающего отражения того, чего еще нет, но что как бы наплывает из грядущего на берег наличного бытия — в настоящее. В связи с этим уместно вспомнить полные глубокого смысла слова Н. Винера о том, что самая большая ошибка предсказаний — это чересчур узкое проецирование в будущее сегодняшних возможностей науки. И в самом деле — сами возможности и механизмы предвидения существенно изменяются, развиваются.

Предвидение имеет множество модификаций, например, предчувствие, свойственное живому существу: без предвосхищения оно просто не может выжить в потоке событий. Предвидение выступает и как предугадывание — сложное предвосхищение, которое осуществляется уже интеллектуальными механизмами психики и основано на личном жизненном опыте, выражаясь в форме размышлений о будущем.

Научное предвидение — эмпирически и теоретически обоснованное предположение о будущем состоянии явлений природы, общества и духовных процессов, неизвестных ныне, но поддающихся выявлению. В практической деятельности предвидение осуществляется в формах прогнозирования и предсказания. Под прогнозированием имеют в виду специальное научное исследование перспектив развития какого-либо явления. Это, например, прогнозирование развития экономики страны на пятилетку на основе многостороннего и тщательного изучения ее теперешнего состояния в контексте максимального количества объективных и субъективных факторов, с учетом всевозможных не только внутренних, но и внешних благоприятных и неблагоприятных влияний. Такое предвидение предполагает выявление реальных возможностей развития системы, учет уже существующих тенденций, темпа прогрессирующего движения и научности комплексного планирования и управления, берущих в расчет все существенные звенья экономической жизни общества в их противоречивом и гармоничном взаимодействии.

Предсказание — это локализованное во времени и пространстве конкретное предвидение, например, солнечного затмения, погоды на завтра или поведения противника во время военных действий, дипломатических акций и т.п.[196]

На основе познания причинных, закономерных связей, постижения сущности вещей человек время от времени может прорывать границы настоящего и заглядывать в таинственное будущее, предвидя существование еще неизвестных вещей, предсказывая вероятное и необходимое наступление событий. Предвидение есть венец научного познания. Оно раскрывает нам даль грядущих природных явлений или исторических событий. Прогностическую силу нашего мышления увеличивает изучение исторического опыта. Без истории нет теории, а без того и другого нет подлинного предвидения. Предвидение есть признак, свидетельствующий о том, что научная мысль подчиняет задачам человечества силы природы и силы, движущие жизнь общества. «Управлять — значит предвидеть», гласит старинное изречение.

Научное познание открывает возможность не только предвидения, но и сознательного формирования будущего. Жизненный смысл всякой науки может быть охарактеризован так: знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы действовать.

Предвидеть — вот о чем с самой колыбели мечтало человечество, наделяя этим даром своих сказочных и мифических героев. История науки во многом есть история предвидения, сила и диапазон которого — показатель зрелости теоретического мышления.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Специфика научной деятельности и форм познания.

2. Основные уровни научного познания. Понятие парадигмы.

3. Методы и законы в науке. Научный факт, проблема.

4. Научная истина и ее критерии.

5. Научная картина мира. Философские основания науки.

6. Определите уровни эмпирического и теоретического исследования.

7. Проблема в научном исследовании.

8. Наблюдение и эксперимент.

9. Что такое факт?

10. Гипотеза и ее роль в развитии научного знания.

11. Определите понятие теория в научном знании.

12. Что такое наука.

13. В чем смысл научного познания?

14. Перечислите функции науки.

15. Приведите критерии истинности научного знания.

16. Перечислите приемы и методы научного мышления.

17. Определите понятия анализа и синтеза?

18. Дать определение абстрактному и идеализированному.

19. Назовите разницу между обобщением и ограничением.

20. Объясните в чем противоположность конкретного и абстрактного.

21. Какую роль в научном познании играют методы исторического и логического мышления?

22. Объясните значение слов аналогия и моделирование.

 

Глава IV. Философия техники

1. "Техника": истоки и эволюция понятия, современная трактовка

Истоки понятия "техника" уходят в глубь веков. Древнегреческое слово "techne " понималось достаточно широко: от умения ремесленника до мастерства в области высокого искусства. К области techne относили земледелие и охоту, мореходство и врачевание, ткацкое и оружейное дело, театральное искусство и пр. Греческие мыслители пытались определить место techne среди других видов познания и человеческой деятельности. Аристотель рассматривал это понятие в трактате "Никомахова этика", обращая внимание на различие techne и других видов знания: empeireia (опытное знание) и episteme (знание теоретическое).

В XVII в, в эпоху научных революций и перемен, в производстве в странах Западной Европы латинское technica ars (искусство умелого производства) переходит во французский язык как термин technique, а затем и в немецкий как technic. Термин становится все более специальным. В новое время он означает совокупность всех тех средств, процедур и действий, которые относятся к искусному производству всякого рода, но, прежде всего, производству орудий труда и машин. Таким образом, с развитием техники значительно изменяется и само содержание этого понятия.

Особый интерес представляет интерпретация техники в ХХ веке. К примеру, испанский философ Ортега-и-Гассет и немецкий философ Карл Ясперс считали, что содержание технике придает сам человек. Вопрос в том, какое именно содержание человек придает технике, не готовит ли он сам себе катастрофу? Мартин Хайдеггер предлагал вновь и вновь возвращаться к углубленному анализу природы техники. В целом, философы-аналитики обычно рассматривают технику не саму по себе, а в цепочке: наука - логика - язык - техника - техническая рациональность - информационная интерпретация. Это означает, что техника рассматривается как прямое продолжение той рациональности, которая заключена в науке, логике, языке. Сама эта рациональность понимается в русле информационных наук. Но все философы техники едины в одном: техника есть знак самого человека, но далеко не всегда удачный знак. Человек не должен в технике забывать самого себя.

Современное восприятие термина "техника" во многом связано с его классическим пониманием, однако научно-технический прогресс внес серьезные дополнения и расширил предметное поле этого понятия. Сегодня влияние техники распространяется на органическую и неорганическую природу. В области органической природы - это техника сельского хозяйства, а также и биотехнология, позволяющая включать в предметное поле техники всю биологию. В области неорганической материи - это строительная техника, электротехника, теплотехника, физико-химическая техника, энергетическая техника и т.д.

В то же время существует "техника" мышления, дискутирования, изучения, памяти (мнемотехника), техника живописи, рисунка, игры на музыкальных инструментах, равно как и техника руководства людьми, производством, государством и пр.

В современном понимании, таким образом, техника представляет собой: 1) область знания, выступающего в качестве связующего звена между эмпирией и теоретическим знанием; 2)область человеческой деятельности (включая все возможные средства и процедуры), цель которой - изменение природы и господство над ней в соответствии с потребностями человека; 3) совокупность умений и навыков, составляющих профессиональные особенности того или иного рода человеческой деятельности (совершенное владение навыками); искусство и мастерство человека, занимающегося этой деятельностью.

В русле деятельностного подхода сущность техники описывается в пространстве четырех координат: первая координата задается категорией «технико-использующая деятельность», вторая — категорией «технико-производящая деятельность», третья — категорией «техническое устройство», наконец, четвертая — категорией «техническая среда».

Изобразим это на схеме:

Технико- Техническое Технико-

производящая à устройство à использующая

деятельность деятельность

 

Техническая среда

Здесь важно обратить внимание на средний элемент — «техническое устройство». Он выполняет роль своеобразного посредника. С од­ной стороны, техническое устройство живет по законам деятельнос­ти и является продуктом технико-производящей деятельности, с другой — по законам природы и деятельности, выступая средством или условием технико-использующей деятельности. Подобное двойное существование техники – одна из причин сложности ее изучения. Одни исследователи делают акцент только на деятельностной сущности техники, другие сосредотачиваются также и на изучении ее природной основы, одни считают главной технико-производящую деятельность (сюда относятся многочисленные концепции инженер­ного и технического творчества), другие же — технико- использующую деятельность; поскольку, есть исследователи, которые относят к технике только технические устройства.

Вплоть до XX столетия все основные влияния и воздействия, который создава­ла техника, и которые становились все более обширными и значи­мыми, не связывались с понятием техники. И почему, спрашивается, проектируя какую-либо машину, инженер должен отвечать за качество воздушной среды, потребности человека, дороги и т.п., ведь он не спе­циалист в этих областях? Для философа здесь встают две основные группы вопросов: как техника влияет на существование и сущность человека (его свободу, безопасность, образ жизни, реальности созна­ния, возможности) и что собой представляет наш техногенный тип цивилизации, какова ее судьба, возможен ли другой, более безопас­ный тип цивилизации, и что для этого нужно делать.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 2158; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.