КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 10. Природа как философское понятие
Бытие как единство субъективной и объективной реальности. Вопросы: 1. В чем недостаточность понимания бытия только как объективной реальности, существующей до и независимо от субъекта? 2. Что нового в понимание бытия вносит включение в нее субъективной реальности? 3. Каким новым содержанием наполняется объективная реальность благодаря включению в нее субъективной? 4. Как с рассмотренных позиций можно определить бытие? «Существующая вне человеческого сознания объективная реальность и субъективная реальность, являющаяся его продуктом и существующая лишь в нем, несмотря на их серьезное различие, находятся в тесном единстве, глубоко связаны, взаимодействуют и влияют друг на друга. Эта глубинная связь их единства и взаимодействия, охватывающая все возможные состояния субъективной и объективной реальности, всю действительность в прошлом, настоящем и будущем, отражается и фиксируется философской категорией «бытие». Бытие есть единство объективной и субъективной реальности. Особый смысл категории бытия состоит в том, что она говорит о «завязанности», задействованности человека в мире, который без субъективной реальности, создаваемой человеком, был не столь полным, разнообразным и динамичным, ибо благодаря субъективной реальности и сама объективная реальность, и все бытие наполняются новыми явлениями: техническими сооружениями, новыми ландшафтами, космическими устройствами и т.д., которых не было и не могло бы быть без активной деятельности человека, без субъективной реальности»[296].
Вопросы для обсуждения: 1. Исторические формы восприятия природы человеком. 2. Взаимодействие человека и природы. Противоречие и единство. 3. Проблема происхождения жизни на земле: различные концепции. 4. Жизнь как философский символ. Термины: Живая и неживая природа, борьба за выживание, эмерджентная эволюция, биосфера, ноосфера, эволюция, коэволюция, автотрофность, антропогенный фактор, экосфера, конвергенция, дивергенция, активная эволюция, мальтузианство и неомальтузианство, синергия, синархия, географический детерминизм, геополитика, социальная экология, экологический кризис.
Темы рефератов: 1. Современные проблемы экологии, пути их решения. 2. Проблема внеземной жизни. 3. Современные представления о сущности, происхождении и развитии жизни на земле. 4. Эстетика и наука в концепциях «философии жизни». 5. Природа и общество: перспективы развития. 6. Эволюция жизни в философии А. Бергсона. 7. Жизнь как высшая ценность в трудах А. Швейцера. 8. Человек и природа в учение о ноосфере В.И. Вернадского.
Основная литература из фондов библиотеки ЮУрГУ: 1. Алексеев П.В. Философия: Учебник // Алексеев П.В., Панин А.В. — М., 2007. 2. Апрелева В.А. Сакральные аспекты закона и власти в античной Греции: монография // В.А. Апрелева. 2007. 3. Бачинин В.А. Философия: энциклопедический словарь // В.А. Бачинин. — М., 2005. 4. Ермакова Е.Е. Философия: Учебник для студентов технических вузов // Е.Е. Ермакова. — М., 2004. 5. Спиркин А.Г. Философия: Учебник для технических вузов // А.Г. Спиркин. — М.,.2006.
Первоисточники: 1. Бергсон А. Эволюция природы. М., 1997. Введение в философию. Ч. 2. Гл. 8. М., 1989. 2. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М., 1988. 3. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987. 4. Циолковский К.Э. Очерки о вселенной. М., 1992. 5. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М., 1992.
Дополнительная литература: 1. Данилов-Данильян В.И. Возможна ли коэволюция в природе и обществе? // Вопросы философии. 1998. № 8. 2. Мир философии. Ч. 1. М., 1991. 3. Моисеев Н.Н. Еще раз о проблеме коэволюции // Вопросы философии. 1998. №8. 4. Основы философии. СПб., 1997. 5. Философия: Учебник // под ред. В.Н. Лавриенко, В.П. Ратникова. — М., 2007. 6. Философия: Учебное пособие // под ред. Кохановского В.П. — М., 2007. 7. Хрестоматия по истории философии: учебное пособие: в 3ч. — М., 2001.
Задания для проверки уровня компетенций: 1. Какие две философские позиции противопоставляются в суждении героя романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» Базарова: «природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»? 2. Что понимал В.И. Вернадский под ноосферой? Что он имеет ввиду, когда пишет о требовании проявления человечества как единого целого? 3. В чем причина обострения экологических проблем? Существуют ли в современном мире реальные пути их преодоления? 4. Можно ли отождествить природу с экосистемой? 5. В чем сущность концепции пассионарности Л.Н. Гумилева? Можно ли его считать сторонником географического детерминизма? 6. Что означает понятие «длительности» в эволюционной теории А. Бергсона? Сравните биологизаторский и культурологический подходы к феномену жизни. 7. А. Швейцер так определяет главный принцип своей теории: Добро — то, что служит сохранению и развитию жизни, зло есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей. Таким образом, жизнь представляет высшую ценность, она священна». Дайте свою оценку данному суждению. Какие еще философские высказывания о жизни вы знаете?
Тексты для анализа:
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 2207; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |