Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оценка эффективности применения методов, форм и приемов воспитательной работы




Классификация форм воспитательной работы

 

Существует множество форм воспитательной работы. Перечислить все формы воспитательной работы просто невозможно, да и нет такой необходимости. Их можно классифицировать по признакам целевой направленности, позиции участников воспитательного процесса, признакам объективных воспитательных возможностей, продолжительности и т. д. Таким образом, формы воспитательной работы весьма разнообразны и их выбор зависит в первую очередь от конкретной цели, которую преследует субъект воспитания, индивидуально-психологических особенностей воспитуемого, оперативно-служебной обстановки, времени и места проведения.

Выбор той или иной формы воспитательной работы — дело творчества, опыта субъекта воспитания, умения принимать оптимальное решение в зависимости от обстановки.

В целях выработки общей оценки коллективом какого-либо события, формирования коллективного мнения о способах решения служебных задач проводятся собрания личного состава.

В других случаях проводятся митинги (экстренные, торжественные, траурные), которые при отсутствии управления процессами в коллективе могут возникать и стихийно. А это уже тревожный звонок руководителю.

Различные воспитательные задачи решаются на совещаниях с руководителями, активом, наставниками, отдельными категориями сотрудников.

Важное место в работе с личным составом отводится единым дням государственно-правового информирования [194], сохраняют свое значение доклады, лекции и беседы по различным вопросам жизни страны, правоохранительных органов, а в экстремальных условиях — краткая беседа — зачастую единственно возможная эффективная форма работы.

Совершенно напрасно обычно недооцениваются такие формы, как вечера вопросов и ответов, особенно с молодыми сотрудниками, а для передачи им богатого опыта — вечера встреч с заслуженными ветеранами, мастерами службы, вечера обмена опытом.

Арсенал форм воспитательной работы с личным составом широк и разнообразен. Но форма и формализм — слова от одного корня. Задача руководителей органов внутренних дел и воспитателей, используя все формы, заботиться в первую очередь о содержании и эффективности воспитательной работы, работы на конкретный результат.

 

 

Для изучения результатов и эффективности методов, форм и приемов воспитательной работы используются различные способы. Приведем некоторые из них:

1. Наблюдение за поведением участников в процессе подготовки и проведения мероприятия. Отношение сотрудников к подготовке намеченного мероприятия позволяет: во-первых, дать оценку заинтересованности сотрудников в мероприятии, во-вторых, определить степень эффективности предполагаемых формы работы.

2. Наблюдение за поведением участников работы, их отношениями, высказываниями после мероприятия. Если после завершения мероприятия сотрудники продолжают обсуждать затронутую проблему, можно предположить, что в формы воспитательного воздействия была выбрана правильно, а проведенное мероприятие было полезным.

3. Анкетирование участников воспитательной деятельности. (Данный метод нецелесообразно использовать часто). Он уместен, когда руководитель ОВД или иной воспитатель сомневается в эффективности тех или иных используемых им средств, форм или методов воспитательного воздействия. Важным условием, при этом, является тщательное продумывание содержащихся в анкете вопросов.

4. Экспресс оценка. Варианты могут быть разные. Вот один из них. Каждому из участников при входе в аудиторию выдается жетон. Перед началом мероприятия объявляется, что в случае, если проводимое мероприятие понравится — пишем «Да», если не понравится — «Нет». При выходе жетон опускается в урну для голосования.

5. Отдаленная оценка формы работы. Целесообразно применять как рубежный контроль воспитательного воздействия. Суть способа заключается в том, что сотруднику (сотрудникам) предлагается вспомнить проведенное мероприятие, произведшее наибольшее впечатление, или заставившее задуматься (пересмотреть свое отношение и т.д.). Данный способ является важным показателем эффективности любого дела (мероприятия) и служит ориентиром для проведения очередного мероприятия, выступает генератором рождения новой идеи, а в дальнейшем и системы действий по ее реализации. Об эффективности формы работы можно судить также и по тому, как участники включились в анализ, насколько глубоко и сущностно они характеризуют проделанную работу на этапе подготовки и осуществления мероприятия.

Поскольку форма работы является процессом и, следовательно, имеет определенные этапы, связанные между собой, то целесообразен системно-структурный анализ, анализ целевого, содержательного, организационного и результативного компонентов. Для этого необходимо иметь объективную информацию обо всех этапах проведения формы работы: о планировании, целеполагании и воздействии в процессе подготовки и проведения, подведения итогов работы.

В ряде случаев целесообразно за основу анализа брать задачи, определяя степень их достижения и эффективность используемых педагогических средств с точки зрения поставленных задач.

Анализ может осуществляться на основе того, что удалось увидеть и зафиксировать. Это не всегда объективно отражает суть воспитательного процесса, однако позволяет увидеть взаимосвязи различных этапов и элементов, выявить эффективность примененных или применяемых средств. В данном случае речь идет о том, что субъект воспитательного воздействия может получить более полное представление о проделанной работе, если будет иметь информацию о том, как проходили отдельные этапы работы с сотрудниками. Получить такую информацию можно в ходе бесед как с участниками, так и с организаторами воспитательной деятельности.

Эффективность применения методов, форм и приемов воспитательной работы изучается для того, чтобы воспитатель мог внести коррективы в последующие действия, в организацию очередных мероприятий с учетом поставленных целей и задач, постоянно отслеживать результаты своей работы.

Оценка результативности воспитательной работы осуществляется:

· по результатам оперативно-служебной деятельности;

· состоянию дисциплины и законности, оценке жалоб юридических и физических лиц на деятельность органов внутренних дел и сотрудников;

· уровню общественного престижа органов внутренних дел;

· морально-психологическому состоянию личного состава;

· организации состязательности между коллективами органов внутренних дел и отдельными сотрудниками;

· эффективности деятельности общественных формирований в коллективах[195].

Вопросы для самоконтроля

▬ Дайте определение технологии воспитания.

▬ Назовите основные признаки технологии воспитания.

▬ Какова сущность и содержание воспитывающего обучения?

▬ Раскройте технологические приемы, применяемые в ходе основных видов учебных занятий и практической деятельности сотрудников органов внутренних дел для решения воспитательных задач.

▬ Раскройте сущность понятия «форма воспитательной работы».

▬ Назовите способы, которые применяются для изучения результатов и эффективности методов, форм и приемов воспитательной работы.

Задания для самостоятельной работы

▬ Изучите соответствующие разделы рекомендованной литературы и сформулируйте обобщающее определение термина «технология воспитания».

▬ Предложите свой вариант технологии воспитания сотрудников органов внутренних дел на основе рассмотренного в главе алгоритма.

▬ Проведите исследование воспитательной работы в вашем органе внутренних дел, дайте характеристику используемых членами педагогического коллектива технологий воспитания.

▬ Исследуйте функциональный подход к определению понятия «форма воспитательной работы».

▬ Назовите формы воспитательной работы, получившие наибольшее распространение в органах внутренних дел. Попробуйте дать свою оценку — почему?

Литература по разделу

· Выготский Л. С., Лурия А. Р. Этюды по истории поведения. — М., 1993.

· Лихачев Б. Т. Философия воспитания. Специальный курс. — М., 1995.

· Основы организации воспитательной работы с личным составом в органах внутренних дел: Учебное пособие / Под общ. ред. В. Я. Кикотя. — М.: ЦОКР МВД РФ, 2008.

· Педагогика / Под ред. С. А. Смирнова. — М., 1999. (Р — 4, Г — 1, В — 1.1, 1.2)

· Питюков В. Ю. Основы педагогической технологии. — М., 1997.

· Приказ МВД России от 28 октября 2006 г. № 860 «Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации».

· Приказ МВД России от 1.02.2007 г. № 120 «О комплексном реформировании системы воспитательной работы в органах внутренних дел».

· Распоряжение МВД России от 18.12.2007 г. № 1/9976с «О повышении ответственности руководителей органов, подразделений системы МВД России за состояние служебной деятельности и законности среди личного состава».

· Селевко Г. К. Авторские программы, педагогические технологии, инновационные школы. — Ярославль, 1997.

· Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. — М., 1998.

· Селиванов В. С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Академия, 2002.

· Титова Е. В. Если знать как действовать. — М., 1993.

· Шепель В. М. Настольная книга бизнесмена и менеджера: Управленческая гуманитарология. — М.: Финансы и статистика, 1992.

· Щуркова Н. Е. Новые технологии воспитательного процесса. — M., 1994.

· Щуркова Н. Е. Практикум по педагогической технологии. — М., 1998.

· Юридическая педагогика / Под ред. В. Я. Кикотя и А. М. Столяренко. — М., 2004.

· Юридическая прикладная педагогика / Под ред. В. Я. Кикотя и А. М. Столяренко. — М., 2008.


Раздел V. Взаимосвязь коллективного
и индивидуального в воспитательной работе

 

Глава 1 Воспитание коллектива сотрудников

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 4087; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.