КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные формы и методы индивидуальной воспитательной работы
Наиболее распространенной на практике и действенной формой индивидуальной воспитательной работы является индивидуальная беседа, обладающая значительным воспитательным потенциалом. Здесь в качестве средства личного общения, воспитательного воздействия выступает живая речь руководителя, умение вести доверительный, откровенный разговор. Беседа может носить различный характер, преследовать разные цели, затрагивать многообразные вопросы служебной и личной жизни. Она может иметь информационную, побуждающую или ориентирующую направленность. Без индивидуальной беседы, откровенного, чистосердечного разговора немыслимо познание внутренних движущих сил поведения сотрудника, источников его активности или причин пассивности в службе, особенностей восприятия мира и оценки окружающего. Необходимым условием успеха беседы является доброжелательность взаимоотношений начальника и подчиненного, авторитет старшего, его нравственная чистота, благородство и уважение младшего. Одной из форм индивидуально воспитательной работы является поручение. Оно позволяет руководителю индивидуально в нужном направлении воздействовать на подчиненных. Эту форму следует применять систематически, соблюдая принцип перехода от простого поручения к сложному. Выполнение поручений, если они целенаправленны, проникнуты интересами дела, службы, жизни всего подразделения, обусловливает и развитие у подчиненных нравственных и профессиональных качеств. Давая поручение, начальнику следует четко и ясно его формулировать, разъяснить подчиненному значение поставленной задачи, показать ее практическое значение для оперативно-служебной деятельности, наметить пути ее решения, придать уверенность в возможности успешного выполнения поручения, побудить его к активности, стимулировать творческое и инициативное отношение к выполнению поручения, в случае необходимости оказать помощь и обязательно оценить достигнутый результат. Следует также использовать и такую форму индивидуально-воспитательной работы, как внеслужебное общение. Оно предполагает изучение сотрудника не только в процессе выполнения служебных обязанностей, но и во внеслужебное время, знание бытовых условий жизни подчиненных, круг их интересов, формы проведения ими свободного времени, отношения в семье. На этой основе руководитель может оказывать влияние на формирование потребностей подчиненного, правильных отношений в семье, рациональную организацию досуга и, в целом, на его нравственный облик. Руководителям следует в воспитательных целях использовать возможности служебной подготовки и систематические отчеты сотрудников о выполнении служебных обязанностей и отдельных поручений на оперативных совещаниях. Необходимо поддерживать и поощрять стремление сотрудников к самовоспитанию, в основе которого лежит их активная деятельность по формированию нужных профессиональных и нравственных качеств посредством самообразования, саморазвития, самоанализа и самооценки поведения. В зависимости от особенностей личности и целей воспитательного воздействия следует использовать разнообразные методы индивидуально-воспитательной работы — убеждение, упражнение, поощрение, принуждение, положительный пример. Убеждению принадлежит определяющая роль в формировании важнейших качеств личности: мировоззрения, сознательности и убежденности. Метод убеждения апеллирует к уму, логике, опыту и чувствам человека, обеспечивая добровольное принятие идей, их самостоятельное осмысливание и превращение в мотивы поведения. Поэтому он наиболее предпочтителен в психолого-педагогическом плане. Основными условиями, влияющими на эффективность применения метода убеждения являются: 1. Глубокая личная убежденность воспитателя в справедливости того, в чем он убеждает подчиненных. 2. Безупречная логика обоснования доказываемых положений, научность аргументов. 3. Правдивость, честность и искренность воспитателя. 4. Широкий кругозор, образованность и эрудиция воспитателя, его жизненный и служебный опыт. 5. Соблюдение педагогического такта, умения выслушать подчиненного, исключение высокомерия, назидательного тона, грубости, насмешек, упреков. 6. Единство слова и дела, авторитет руководителя среди личного состава. Под методом упражнения в воспитании понимают такую систему организации повседневной жизни, процесса обучения, служебной деятельности, которая позволяет сотрудникам индивидуально накапливать опыт правильного поведения, самостоятельности в решении задач, развивать их личные, нравственные чувства, волю, установки. Качества личности сотрудника формируются, и совершенствуются в процессе многократного участия в тех видах деятельности, которые составляют содержание их профессиональных обязанностей. Успех использования метода упражнения зависит от всестороннего учета возрастных и индивидуальных особенностей подчиненных. Поощрение представляет собой специфическую упорядоченную совокупность приемов и средств морального и материального стимулирования сотрудников органов внутренних дел. Поощрение очень тонкое и сильное средство воспитания подчиненных, и его применение требует от руководителя серьезного и вдумчивого отношения. Пользуясь своим правом поощрять, руководитель должен учитывать индивидуальные особенности личности и мнение коллектива, а также выбирать соответствующие условия, чтобы отметить старание подчиненного. Располагая целым арсеналом поощрений, руководителю всякий раз приходиться решать ряд педагогических проблем: 1) поощрять или воздержаться; 2) за что поощрять; 3) каков ритуал поощрения; 4) в каких видах выразить поощрение; 5) какие правила следует соблюдать при поощрении. Опыт практики показывает, что при вынесении решения о поощрении необходимо учитывать совокупность следующих факторов: 1) мотивы, условия, силы, затраченные сотрудником для достижения успеха; 2) результаты поступка; 3) самооценку сотрудником поступка. Умелое применение поощрений в работе руководителя органа внутренних дел с подчиненными позволяет: · вызвать у сотрудников стремление закрепить достигнутый успех; · утвердить их веру в себя, в свои силы и способности; · формировать чувства чести и достоинства, повысить ответственность за свое поведение, деятельность, самовоспитание, а также за состояние дел в коллективе; · создать в коллективе атмосферу приподнятости и энтузиазма, здорового соперничества, жизнерадостного настроения; · породить положительное отношение сотрудников к руководителю органа (подразделения) внутренних дел, чувства уважения, признательности, доверия. Эффективность метода поощрения зависит от правильного сочетания его видов. Необходимо умело сочетать моральные и материальные видыпоощрений. Нельзя недооценивать и такой вид поощрения, как снятие раннее наложенного взыскания. Одним из условий эффективного применения метода поощрения является его своевременность и гласность. Психологический смысл гласности в том, что она способствует формированию здорового общественного мнения, положительного эмоционального состояния как у поощренного, так и во всем коллективе. Под принуждением понимается система средств и приемов воздействия на сотрудников, нарушающих законы, приказы, нормы морали, с целью исправить их поведение и побудить добросовестно выполнять служебный долг. Принудить сотрудника — значит заставить его выполнять волю руководителя, волю коллектива в интересах решения задач, стоящих перед органом (подразделением) внутренних дел. Принуждение требует от руководителя не только твердой принципиальности, бескомпромиссности, но и известного такта, педагогической мудрости. Оно осуществляется применением таких мер, как категорическое требование, запрет, создание осуждающего общественного мнения, предупреждения о привлечении к ответственности, взыскание и другие. Метод принуждения эффективен при соблюдении следующих условий: 1) применение принуждения лишь после того, как все другие методы и средства воздействия не дали положительного результата; 2) применение мер принуждения на основе убеждения в соответствии с требованиями принципов воспитания; 3) индивидуальный подход в применении мер принуждения к сотрудникам с учетом уровня их подготовки, жизненного опыта, способностей, характера проступка и условий; 4) обстоятельное выяснение причин проступка, справедливость наказания; 5) своевременное применение мер принуждения; 6) исключение со стороны руководителя поспешности в применении мер принуждения, недопустимость проявления элементов предвзятости, грубости. В ходе применения метода примера в воспитании важно учитывать основные условия его действенности: 1) обеспечение высокой личной примерности начальника в выполнении служебных задач, своих функциональных обязанностей, в соблюдении нравственных норм; 2) знание особенностей воспитуемых (в чем им нужен пример); 3) общественная ценность примера; 4) реалистичность достижения образца; 5) создание обстановки, способствующей достижению образца; 6) широкая пропаганда опыта деятельности органа внутренних дел. [209] Большое место в воспитании сотрудника органа внутренних дел принадлежит примерам опосредованного воздействия (через устное слово, литературу, кинофильмы, театры и т. д.). К ним относятся примеры жизни и деятельности исторических личностей, выдающиеся примеры индивидуального и массового героизма, подвиг при несении службы и т. п. Вся система воспитания на положительном примере должна содействовать тому, чтобы в сознании сотрудников сложился четкий образ идеального работника правопорядка, появилось стремление постоянно совершенствовать себя. Методы индивидуального воспитания широко варьируются руководителем и другими субъектами воспитания в зависимости от их опыта, целей, содержания и условий воспитательной работы. Исходя из конкретных задач, руководитель решает, какие методы оптимальны в конкретных условиях для конкретного сотрудника.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 9159; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |