КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Иван Васильевич Якушев 4 страница
В Р. описываются признаки профессиональной карьеры, могущие заинтересовать работодателя. РЕКОМЕНДАЦИИ МЕТОДИЧЕСКИЕ — методическое издание, содержащее комплекс кратких и четко сформулированных предложений и указаний, способствующих внедрению в практику наиболее эффективных методов и форм обучения и воспитания. P.м. разрабатываются на основе изучения или обобщения опыта преподавателей вуза или проведенного исследования. РЕФЛЕКСИЯ (лат. reflexio — обращение назад, отражение) — самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и течения собственной деятельности, внутренней жизни. К Р. относятся такие явления, как самопознание, переосмысление и перепроверка своего мнения о себе, о других людях и о том, что, по мнению субъекта, думают о нем другие люди, как они его оценивают и к нему относятся. Без Р. невозможно устанавливать правильные взаимоотношения с другими людьми. Благодаря Р. собственный образ «Я» более адекватно отражает реальное «Я». Смысл Р. — переход неявного знания в явное, формализованное и логически расчлененное. Способы Р. — выдвижение гипотез, идеализация, анализ причин того или иного впечатления, переживания. Потребность в Р. возникает вследствие сомнений относительно исходных позиций своей жизнедеятельности. Р. — это не только интроспекция собственной психики, но и осмысление своей жизненной программы, соотношения целей, мотивов, ценностей, установок, стремлений, социальных и нравственных требований. Термин «рефлексировать» означает обращать сознание на самое себя, размышлять над своим психическим состоянием. В философии Р. понимали по-разному. Локк считал ее источником особого значения. Для Лейбница Р.внимание к тому, что в нас происходит. По Юму, идеи — это Р. над впечатлениями, полученными извне. Для Гегеля Р. — взаимное отображение одного в другом. В социальной психологии под. Р. понимали осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнерами по общению. Р. — не только знание или понимание другого, но знание того, как другой понимает «рефлексирующего» индивида. В настоящее время наиболее изучена Р., сопровождающая собственную индивидуальную деятельность человека по решению нестандартных (творческих) задач. Такую Р. называют интеллектуальной. Исследуется Р. в процессе общения, а также некоторые аспекты Р. в педагогической деятельности. Процесс познания педагогом обучаемых включает Р., предметом которой является переосмысление, перепроверка своих собственных представлений и мыслей об учащихся. Данный вид Р. назван социально-перспективным. РЕШЕНИЕ — умственная модель предстоящей индивидуальной или групповой деятельности. Правильное, целесообразное Р. — существенное условие выполнения стоящей задачи. Принятию Р. предшествует уяснение задачи, сбор необходимой информации, оценка конкретных условий, в которых придется действовать. Принятие Р. — это одновременно умственный, эмоциональный и волевой акт. На процесс выработки Р. оказывают влияние подготовленность, эвристические способности человека, его темперамент и характер. Поэтому Р. могут быть импульсивными, рискованными, осторожными, структурированными, алгоритмическими и другими. Различны и методы передачиР.: побуждающий (доверие, внушение, разъяснение значимости), убеждающий (опора на факты, апелляция к личному опыту, к практике совместной деятельности), понуждение или принуждение (надо выполнить — иначе наказание). Рене Декарт (философ, математик, физик и физиолог) сформулировал пять принципов Р. задачи: 1) не торопиться в суждениях; 2) избавляться от предвзятых мнений; 3) делать, по возможности, обзоры того, что сделано предшественниками; 4) каждый вопрос разлагать на более простые; 5) начинать Р. с простейшего, переходя затем к более сложному. РУКОВОДИТЕЛЬ — лицо, наделенное правами и полномочиями по руководству коллективом и отвечающий за результаты его деятельности.
САМОВОСПИТАНИЕ — сознательное и целеустремленное усилие человека, направленное на развитие и совершенствование своих правовых, моральных, эстетических и физических качеств. С. — сознательное явление, присущее только человеку. С. начинается тогда, когда уровень самосознания, жизненного опыта, воли человека позволяет ему ставить перед собой определенные цели и реализовывать планы по их достижению. Необходимым условием С. является знание, совмещенное с его эмоциональным переживанием и определенным убеждением. Сплав знаний и убеждений обеспечивается за счет волевых усилий формирования в личности черт, важных для ее собственного развития, профессионального и гражданского. Например, человек развивает в себе настойчивость, усидчивость, самостоятельность и так далее, которые необходимы для укрепления авторитета в трудовом коллективе, для профессионального продвижения, для самоутверждения. Частью проявления С. является выработка положительных привычек (обязательная физическая зарядка, опрятность, обращение к окружающим по имени и т.д.). САМОКОНТРОЛЬ (англ. autotesting — самотестирование) — сознательная оценка результатов собственной учебной деятельности и при необходимости последующее регулирование деятельности для достижения требуемого результата. Желающий проверить свои учебные достижения может использовать для С. языковые, компьютерные и др. тесты. САМООБРАЗОВАНИЕ — образование, получаемое самостоятельно, вне стен какого-либо учебного заведения, без помощи обучающего. Вопрос о включении С. в категорию учебной деятельности является спорным. С одной стороны, С. — это освоение новых знаний, необходимых для работы, с другой, С. не предполагает системных взаимодействий с преподавателем. Сильная сторона С. — в проявлении волевой направленности человека на получение новых знаний, продуктивность прилагаемых усилий, ответственность перед самим собой, способность к самоконтролю. Слабая сторона С. — отсутствие руководства, обратной связи, системности. В целом С. является необходимым элементом саморазвития. Из истории науки и культуры известна школа автодидактов (самоучек), не получивших систематического образования. САМООРГАНИЗАЦИЯ. 1) — интегральная совокупность природных и социально приобретенных свойств, воплощенная в осознаваемых особенностях воли, мотивах поведения и реализуемая в упорядоченности деятельности и поведения, показатель личностной зрелости. С. может быть выражена в разной степени, она не свойственна инфантильным субъектам, т.е. тем людям, которые в процессе индивидуального развития не имели условий для полноценного становления механизмов саморегуляции. С. не приобрела у них четкой нацеленности, осознанности, контролируемости. Первым признаком высокой С. следует считать активное самосознание себя как личности. И если процесс самовоспитания преимущественно направлен в будущее, то С. предполагает, что этот процесс происходит в настоящее время. Одним из показателей развития самоорганизации является соответствие жизненных выборов (профессии, друзей и т.д.) индивидуальным особенностям личности. Несовпадение избранной профессии и имеющихся способностей, принятие стиля жизни и деятельности, не обеспеченных личностными качествами, общественным положением, — все это признак отсутствия или слабой С. личности. В разное время проблемы, связанные с С., рассматривали В.М. Бехтерев, Л.С. Выготский, Л.И. Божович и др. В частности, Л.И. Божович отводит потребности в первичных впечатлениях роль начального двигателя С., считая, что по своей внутренней природе эта потребность обеспечивает возможность не только собственного развития, но и возможность пробудить специфически человеческие формы психики. 2) — возможность системы самостоятельно, без внешних воздействий повысить свою упорядоченность. САМОУБЕЖДЕНИЕ — метод самовоспитания, который предполагает, что дети осознанно, самостоятельно, в поиске решения какой-либо социальной проблемы формируют у себя комплекс взглядов. В основе этого формирования лежат логические выводы, сделанные самим человеком. СЕМИНАР — разновидность учебных занятий. Целью С. является углубление и закрепление знаний слушателей, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. С. — это активная форма учебных знаний в учебной группе. Одной из основных задач С. является развитие коммуникативных качеств, самостоятельности мышления и профессионализма при устной форме изучения темы. С. позволяет раскрыть личностные особенности слушателей (эмоциональность, уровень общей культуры, стиль мышления) и способствует формированию сплоченности учебной группы. С. является для преподавателя более сложной работой по сравнению с лекцией. С. требует от преподавателя устойчивого внимания к изучаемым высказываниям, умения их корректировать и направлять в русло основной темы семинара. С. проводится по определенной схеме — вступительное слово преподавателя, выступления докладчиков и содокладчиков, оппонентов, дискуссия, заключительное слово преподавателя, которое он посвящает тщательному разбору семинара: насколько достигнуты поставленные цели, каков был теоретический и практический уровень доклада, выступлений, их глубина, самостоятельность, новизна, оригинальность. Заключение должно быть лаконичным, четким, в него включаются главные суждения о работе группы и отдельных студентов, советы и рекомендации на будущее. С. в отличие от лекции предъявляет к деятельности преподавателя некоторые специфические требования: расширения диапазона теоретической подготовки, привлечения новой литературы, увеличение объема организаторской работы (особенно при подготовке и во время проведения семинара), возрастания роли индивидуального подхода, умения преподавателя обеспечить индивидуальное и коллективное творчество, высокий уровень обсуждения теоретических и практических проблем. СИНЕРГЕТИКА — происходит от греческого «синергена» — содействие, сотрудничество. Этот термин акцентирует внимание на согласованности взаимодействия различных не связанных между собой частей при образовании структуры как единого целого. СИСТЕМА — множество элементов во взаимоотношениях и связях друг с другом, которое образует определенную целостность, единство. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ — приведение в порядок, расположение или установление определенной последовательности. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ — совокупность системы преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов; системы органов управления образованием и подведомственных им учреждений и предприятий. СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ — действующие на регулярной основе учреждения, предназначенные для периодической учебы работников различных специальностей и квалификационных рангов. Подразделяются на две основные категории: а) для дополнительного профессионального образования — отраслевые институты повышения квалификации, факультеты при вузах, региональные курсы; б) для повышения квалификационного разряда или классности представителей рабочих профессий — региональные учебно-производственные комбинаты и учебные центры, курсы на крупных предприятиях и при их объединениях. По существующему законодательству каждый дипломированный специалист должен пройти курс обучения по повышению квалификации не реже одного раза в пять лет, служащий (рабочий) — не реже одного раза в три года. СЛУЖЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ — вид государственной дисциплины, обеспечивающей устойчивую систему связей между субъектом и объектом управления. Она достигается соблюдением сотрудниками органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации и ее субъектов, Присягой, контрактом о службе, приказами Министерства внутренних дел РФ и прямых начальников порядка и правил исполнения общемилицейских и должностных обязанностей и осуществления предоставленных полномочий СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ — это система знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть сотрудники в соответствии с поставленными целями и задачами. СОДЕРЖАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ определяется работой руководителей, воспитателей и общественных объединений сотрудников по патриотическому воспитанию, по формированию культуры межнационального общения, правовой культуры, по воспитанию в духе мира и ненасилия. СОРЕВНОВАНИЕ — один из методов стимулирования педагогического, основанный на сравнении протекания и успешности деятельности воспитанников. СОТРУДНИЧЕСТВО УЧАСТНИКОВ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА — это совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач. СОЦИАЛИЗАЦИЯ — процесс превращения человека в члена современного ему общества, для которого характерно принятие и наследование его ценностей, норм, культуры, владение языком и необходимыми социальными навыками, осуществление прав и обязанностей в разнообразных социальных взаимодействиях. Несоциализированных людей нет. Асоциальное поведение — следствие недостатков и упущений в ходе социализации. В процессе С. происходит преобразование социального опыта в собственные установки, ценности, ориентации, усвоение социальных норм, ролей, навыков. Он длится всю жизнь, проходит ряд этапов, включает обучение. С. — практика, где индивид более автономен, независим, имеет поле для собственного творчества; это отличает С. от воспитания и созревания. Процесс С. включает самосоциализацию, т.е. образование своеобразного внутреннего контроля совести, механизмов самоконтроля, самокоррекции. СОЦИАЛЬНАЯ АВТОНОМИЯ — реализация совокупности установок на себя, устойчивость в поведении и отношениях, которая соответствует представлению личности о себе, ее самооценке. СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ — активное приспособление индивида к условиям социальной среды. СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ — реализуемая готовность к социальным действиям, которая проявляется в сфере социальных отношений человека. СОЦИАЛИЗАЦИЯ — интеграция человека в систему социальных отношений, в различные типы социальных общностей (группу, институт, организацию). Социализация рассматривается как усвоение им элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются качества личности. СОЦИУМ (от лат. socium — общий, совместный) — сообщество, социальное окружение человека. СОТРУДНИЧЕСТВО УЧАСТНИКОВ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА — это совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач. СПЕЦИАЛИСТ — лицо, обладающее компетентностью в определенной области профессиональных занятий или в каком-то отдельно взятом вопросе. В более узком употреблении термин обозначает обладателя диплома о высшем или среднем профессиональном образовании и близок по значению термину «профессионал». СПЕЦИАЛЬНОСТЬ — функционально обособленная область трудовой деятельности в рамках определенной профессии. С. указывается в дипломе об окончании учебного заведения. СПОСОБНОСТИ — психическое свойство личности, проявляющееся в соответствии психофизиологических, психических особенностей человека требованиям, предъявляемым к нему одним или несколькими видами деятельности, что дает ему возможность более быстро и качественно овладевать ими. СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ — это все то, с помощью чего воспитатели воздействуют на воспитуемых. К средствам воспитания относятся, с одной стороны, различные виды деятельности, а с другой — совокупность того, что используется воспитателем для воздействия на ребенка (слово, факты, примеры, документы, фотографии и т.д.). СТАЖИРОВКА — форма повышения квалификации и (или) переподготовки путем непосредственного участия обучающегося в соответствующей трудовой деятельности. Стажировка может осуществляться без предварительного обучения. СТАНДАРТ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ — образовательный ценз, образовательный уровень, который должен быть достигнут личностью для получения соответствующих документов об образовании. СТЕНИЧНОСТЬ (гр. sthenos — сила) — в психологии качество личности, заключающееся в преобладании положительных эмоций, чувств, в ее повышенной активности, высокой дееспособности и работоспособности, устойчивости к различным помехам, способности к длительной непрерывной деятельности. Противоположностью С. является астеничность. СТИМУЛИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ — методика побуждения воспитанников к полезной деятельности. Среди методов стимулирования — личный пример воспитателя, игровой подход к организации деятельности, требование, поощрение, наказание, соревнование, организация успеха воспитанника, перспектива будущей деятельности, доверие и др. СТИМУЛИРОВАНИЕ САМОВОСПИТАНИЯ — представляет собой сознательное использование субъектами воспитания разнообразных стимулов и состоит в их целесооб разном отборе, необходимой модификации и включении их в этот процесс с учетом индивидуально-психологических особенностей воспитанников и конкретной ситуации. СТРЕСС (англ. stress — нажим, давление) — это любое, более или менее, выраженное напряжение организма, связанное с его жизнедеятельностью. И в этом качестве стресс — неотъемлемое проявление жизни.
ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ — целостный комплекс деятельных способностей и иных личностных качеств, необходимых для активного и компетентного участия в деятельности по обогащению имеющегося социального опыта. Основными элементами в структуре творческого потенциала личности являются: а) мировоззрение, определяющее направленность разума, воли и чувств на поиск новых подходов и решений; б) понимание сути выполняемого дела, высокий уровень компетентности; в) умение использовать потенциал научного знания с учетом конкретных обстоятельств проблемной ситуации. ТЕЗИС — 1) положение, утверждение, требующее доказательства; 2) положение, кратко излагающее научную или практическую идею статьи, доклада, сочинения. ТЕМП РЕЧИ — скорость произнесения речевых элементов, измеряется либо числом звуков, произносимых в единицу времени (например в секунду), либо количеством слогов. Средний Т.р. носителя русского языка — 240-260 слог/мин. Т.р. — один из параметров оценки при тестировании как продуктивных навыков и умений (говорения), так и рецептивных (скорости чтения, аудирования). ТЕСТ (англ. test — испытание, исследование). 1. Испытание, эксперимент, проверка. Дж. У. Оллер — руководитель направления «прагматическое тестирование» (США) — употребляет слово тест в наиболее общем для него значении — «проверочное задание». 2. Система заданий стандартной формы, выполнение которых проходит в равных для всех испытуемых условиях, поддается количественному учету (оценке), позволяет установить уровень сформированности знаний, навыков, умений тестируемого. Т. классифицируются 1) по целевым, функциональным, содержательным и 2) по формальным признакам. По цели применения Т. подразделяются на констатирующие, диагностические, прогностические. По виду контроля бывают Т. текущего, рубежного, итогового и заключительного контроля. По статусу контролирующей программы различают стандартизированные и нестандартизированные Т. По объекту контроля выделяют языковые, речевые, коммуникативные (коммуникативно-речевые) Т. По направленности тестовых заданий: дискретные и комплексные (глобальные) Т. По соотнесению с нормами или критериями: Т., ориентированные на нормы, и Т., ориентированные на критерий. По структуре и способу оформления ответа: Т. избирательные и Т. со свободно конструируемым ответом. По характеру выборочных ответов различают альтернативные Т., Т. множественного выбора, Т. перекрестного выбора. По характеру заданий выделяют Т. на сложность и Т. на скорость. В зависимости от формы проведения, целей и содержания тестового контроля различают: 1) индивидуальные и групповые Т.; 2) устные и письменные Т.; 3) бланковые (для их выполнения требуются только бланки и карандаши — так называемые тесты «карандаш и бумага») и предметные Т. (для выполнения задания наряду с бланками используются рисунки, карточки, предметы); 4) аппаратурные (в случае использования магнитофона, кодоскопа) и компьютерные Т.; 5) вербальные и невербальные Т., различающиеся по характеру предъявления стимула (словесный или в виде чертежа, диаграммы). Т. имеет характеристики качества: валидность, надежность, практичность, экономичность и др. Особенности методики тестового контроля — объективность, непосредственная фиксация результатов испытаний, сравнение с заранее подготовленными эталонами ответов, несложность процедуры сравнения, строгая регламентация процедуры тестирования, возможность статистической обработки. Т. помогает индивидуализировать процесс обучения, улучшить самоконтроль учащихся, превращаясь таким образом из метода учета ошибок в метод обучения. ТЕХНОЛОГИЯ — совокупность процессов, правил, применяемых при реализации задач, процедур в любой сфере деятельности. ТЕХНОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ — совокупность операций, осуществляемых определенным способом и в определенной последовательности, для достижения конкретного воспитательного результата. ТРЕНИНГ — обучение по заранее отработанной методике, сконцентрированное на формировании и совершенствовании определенных умений и их комбинаций. ТРУД — целесообразная деятельность человека, направленная на изменение и преобразование действительности для удовлетворения своих потребностей, создание материальных и духовных ценностей. ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ — целенаправленное формирование интереса, уважения к труду и трудолюбия; выработка привычки к труду, культуры труда и стремления к его высокой продуктивности. ТОЛЕРАНТНОСТЬ — свойство личности непредвзято оценивать людей, события, явления, обладающие различными, в том числе противоречивыми, чертами; характеризуется способностью отмечать одновременно и положительные, и отрицательные черты, соотнося собственные взгляды со всей имеющейся информацией, не отдавая предпочтения в конечной оценке собственному отношению. Т. — признак культуры ума человека, выражается в уважении к чужим мнениям и убеждениям. Как сложная способность личности, Т. формируется и развивается на протяжении многих лет под влиянием ближайшего окружения человека, социальных условий, сложившейся социальной ситуации, традиций. Т. может рассматриваться не только как свойство отдельной личности, но и как свойство коллектива, проявляемое по отношению к отдельным людям, идеям, ситуациям (если коллектив не принимает какую-то идею только потому, что она выдвинута непрофессионалами, — он демонстрирует нетолерантное поведение). УБЕЖДЕНИЕ — термин, имеющий три значения: первое — высшая форма направленности личности, в психологическую структуру которой входят мировоззрение и стремление к осуществлению своей деятельности и к содействию осуществления деятельности других. У. в этом значении — высший уровень личности, подчиняющий себе процессуально ее познавательные, эмоциональные и волевые свойства, содержательно являясь ее идейностью. За свои У. человек борется; второе — синоним уверенности в чем-либо; третье — педагогический омоним. У. как процесс, противоположный внушению и принуждению. У. — один из основных методов воспитания, которому принадлежит определяющая роль в формировании важнейших качеств личности — мировоззрения, сознательности и убежденности. Метод У. апеллирует к уму, логике, опыту и чувствам человека, обеспечивая добровольное принятие идей, их самостоятельное осмысливание и превращение в мотивы поведения. УДОСТОВЕРЕНИЕ О КРАТКОСРОЧНОМ ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ — государственный документ установленного образца, выдаваемый лицам, прошедшим обучение по программе в объеме от 72 до 100 часов. УМЕНИЕ — способность осознанно выполнять определенное действие, составляет основу мастерства и проходит при формировании несколько этапов. Первый этап — первоначальное У. Для него характерны: осознание цели действия и поиск способов его выполнения, опирающийся на ранее приобретенные (обычно бытовые) знания и навыки. При этом деятельность осуществляется методом проб и ошибок. Второй этап — недостаточно умелая деятельность, характеризуется наличием знаний о способах выполнения действия с использованием ранее приобретенных, не специфических для данной деятельности навыков. Третий этап — отдельные общие У. На данном этапе уже имеет место ряд отдельных высокоразвитых, но узких У, необходимых в различных видах деятельности, например У. планировать свою деятельность, организаторские У. и тому подобное. Четвертый этап — высокоразвитое У. Здесь уже наблюдается творческое использование знаний и навыков данной деятельности с осознанием не только цели, но и мотивов выбора способа ее достижения. Пятый этап — мастерство. Этот этап характеризуется творческим использованием различных умений. Формирование У. связано с формированием практических навыков, последнее является обязательным условием и важнейшей задачей мастерства. Психологической основой У. является понимание взаимоотношения между целью данной трудовой деятельности, условиями и способами ее выполнения. У. тесно связано с творческим мышлением, знаниями человека и его навыками. УМСТВЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ — относительно законченный элемент умственной деятельности, направленный на достижение промежуточных целей, подчиненных общему мотиву. (Мотив принадлежит той деятельности, в которую данное действие включено.) Умственные действия выполняются во внутреннем плане сознания без опоры на какие бы то ни было внешние средства, включая внешнюю слышимую речь, что отличает У.д. от других видов человеческих действий (перцептивных, речевых, физических). У.д. могут быть направлены на решение как познавательных, так и эмоциональных задач. УПРАЖНЕНИЕ В ВОСПИТАНИИ — это такая система организации повседневной жизнедеятельности, обучения, которая позволяет обучающимся накапливать опыт правильного поведения, самостоятельности в решении задач, развивать их нравственные чувства, волю, формировать положительные привычки, обеспечивать единство между знаниями, убеждением и поведением, единство словом и делом. УРОВНИ ОБРАЗОВАНИЯ — образовательные цензы, устанавливаемые в Российской Федерации, к которым относятся основное общее образование; среднее (полное) общее образование; начальное профессиональное образование; среднее профессиональное образование; высшее профессиональное образование; дополнительное профессиональное образование. УТОМЛЕНИЕ — временное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки. Возникает вследствие истощения внутренних ресурсов индивида и рассогласования в работе обеспечивающих деятельность систем. У. имеет разнообразные проявления на поведенческом (снижение производительности труда, скорости и качества работы), физиологическом (вегетативная декомпенсация, затруднение выработки условных связей, повышение инертности в динамике нервных процессов), психологическом (снижение чувствительности, нарушение внимания, памяти, интеллектуальных функций, сдвиги в эмоционально-мотивационной сфере) уровнях. Сопровождается формированием комплекса субъективных переживаний усталости. Выделяются различные виды У.: физическое и умственное, компенсируемое и некомпенсируемое, острое и хроническое и т.д. Выполнение работы в состоянии выраженного У. ведет к падению эффективности труда, снижению надежности деятельности, истощению внутренних ресурсов человека. При отсутствии мер, уменьшающих степень или снимающих остаточные явления У., возможно развитие пограничных и хронических состояний (астенического синдрома, истощения, психосоматических заболеваний). В связи с этим актуальны задачи своевременной диагностики и профилактики У., к которой относятся рациональная организация трудового процесса, оптимизация режима труда и отдыха, специализированная тренировка и обучение, использование различных средств повышения индивидуальной устойчивости к У., в частности методов психологической саморегуляции. УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС — форма организации совместной деятельности обучающего и обучаемого в образовательном учреждении, направленная на усвоение общественного опыта в виде знаний, умений и навыков и овладение предусмотренными видами деятельности. УЧЕНИЕ — процесс приобретения и закрепления знаний и способов деятельности индивидом. У. является необходимым компонентом любой деятельности и представляет собой процесс изменения ее субъекта. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ — процесс целенаправленного формирования физических качеств человека (крепкого здоровья, выносливости, необходимых двигательных навыков и т.д.), а также его убеждений, мотивов поведения и привычек, способствующих физическому самосовершенствованию.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 592; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |