Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные приемы и методы экономического анализа




Метод экономического анализа определяется содержанием и особенностями изучаемого предмета, а также конкретными целями и задачами, которые ставятся перед анализом. Характерными особенностями метода экономического анализа деятельности экономического субъекта являются:

- использование системы показателей, всесторонне характеризующих хозяйственную деятельность предприятия,

- изучение причин изменения этих показателей,

- выявление и измерение взаимосвязи между ними с целью повышения экономической эффективности деятельности.

Каждое экономическое явление, каждый процесс чаще определяется не одним, обособленным, а целым комплексом взаимосвязанных показателей. От того, насколько показатели полно и точно отражают сущность изучаемых явлений, зависят результаты анализа. Так как в анализе используется большое количество разнокачественных показателей, необходима их группировка и систематизация.

По своему содержанию показатели делятся на количественные и качественные. Изменение количественных показателей обязательно приводит к изменению качественных, и наоборот.

Одни показатели используются при анализе деятельности всех отраслей национальной экономики, другие – только в отдельных отраслях. По этому признаку они делятся на общие и специфические.

Показатели, используемые в экономическом анализе, по степени синтеза делятся также на обобщающие, частные и вспомогательные (косвенные). Первые применяются для обобщённой характеристики сложных экономических явлений. Частные показатели отражают отдельные стороны, элементы изучаемых явлений и процессов. Вспомогательные (косвенные) показатели используются для более полной характеристики того или иного объекта анализа.

Аналитические показатели делятся на абсолютные и относительные. Абсолютные показатели выражаются в денежных, натуральных измерителях или через трудоёмкость. Относительные показатели дают соотношение каких-либо двух абсолютных показателей. Определяются в процентах, коэффициентах или индексах. Абсолютные показатели делятся, в свою очередь, на натуральные и стоимостные. Натуральные показатели выражают величину явления в физических единицах измерения (масса, длина, объём и т. д.). Стоимостные показатели характеризуют величину сложных явлений в денежном измерении.

При изучении причинно-следственных отношений показатели бывают факторными и результативными. Если тот или иной показатель рассматривается как результат воздействия одной или нескольких причин и выступает в качестве объекта исследования, то при изучении взаимосвязей он называется результативным. Показатели, которые определяют поведение результативного показателя и выступают в качестве причин изменения его величины, называются факторными.

По способу формирования различают показатели нормативные; плановые; учётные; отчётные; аналитические (оценочные), которые исчисляются в ходе самого анализа для оценки результатов и эффективности работы предприятий.

Все показатели, которые используются в анализе, взаимосвязаны и взаимообусловлены. Это вытекает из реально существующих связей между экономическими явлениями, которые они описывают. Комплексное изучение экономики предприятий предусматривает систематизацию показателей, потому что совокупность показателей, какой бы исчерпывающей она ни была, без учёта их взаимосвязи, соподчиненности не может дать настоящего представления об эффективности хозяйственной деятельности. Для этого необходимо изучить факторы, под влиянием которых изменяется тот или другой показатель.

В экономических исследованиях под фактором обычно понимают движущие силы какого-либо процесса, явления, определяющие его характер или отдельные черты.

В экономической литературе принята следующая их группировка:

1. По степени воздействия на результаты работы объектов факторы подразделяются на основные и второстепенные.

2. По степени количественного измерения влияния факторов на совокупный результативный показатель они делятся на поддающиеся и не поддающиеся количественной оценке.

3. По времени воздействия факторы бывают постоянные, влияющие непрерывно на весь изучаемый период, и временные, действующие на определенный период.

4. По охвату действием различаются общие и специфические факторы.

5. По степени детализации они делятся на простые, являющиеся результатом действия одной причины, и сложные, возникающие из-за комплекса причин.

6. По характеру действия факторы делятся на объективные, не зависящие от результатов работы объекта, и субъективные, зависящие от них.

7. По способу определения подразделяются на прямые, влияние которых изучается непосредственно без специальных приемов, и расчетные, действие которых измеряется при помощи специальных расчетов.

8. По действию на результаты хозяйственной деятельности факторы могут быть положительными и отрицательными.

9. По степени действия факторы могут быть первого, второго, третьего, n-го порядка.

В отдельную группу выделяют два вида следующих факторов.

10. По направлениям путей развития факторы можно подразделить на интенсивные и экстенсивные.

11. По уровням объекта управления факторы можно подразделить на: технико-экономические; ресурсов; процессов; социально-организа­ционные; социально-психологические; физиологические и др.

12. По цели измерения влияния на результаты хозяйственной деятельности факторы разделяют на количественные и качественные, сложные и простые, прямые и косвенные, измеримые и неизмеримые.

Методы экономического анализа можно условно разделить на две группы: традиционные и экономико-математические

Традиционные методы используются для изучения и оценки функциональной зависимости между показателями и включают:

- использование абсолютных, средних и относительных величин;

- применение способа сравнения, группировки, индексного метода, метода цепных подстановок, балансового метода.

Математические методы экономического анализа используются при изучении стохастических систем, в которых связь между изучаемыми факторами и результативными показателями носит неполный, вероятностный характер. К основным математическим методам и приемам экономического анализа относятся: математическое моделирование, математическое программирование, теория игр, теория массового обслуживания, приемы корреляции и регрессии.

В современных условиях наиболее действенной и результативной является методика комплексного анализа хозяйственной деятельности, которая органически соединяет анализ профилирования и структуры производственного потенциала предприятия с выделением основных факторов производства, финансовых результатов деятельности и запаса финансовой прочности. Такой анализ, во-первых, объединяет в единое целое управленческий и финансовый анализ, во-вторых, ретроспективный и предшествующий прогнозный анализ, в-третьих, обобщает результаты тематических анализов в единое целое. В системе комплексного экономического анализа хорошо сочетаются: внутрипроизводственный анализ, который позволяет выявить внутренние резервы производства, связанные с лучшим использованием и модернизацией имеющихся ресурсов; анализ хозяйственных отношений, который дает возможность оценить готовность и надежность партнерских связей; анализ состояния рынка с учетом конкурентной среды; анализ достаточности собственных ресурсов для развития производства и возможности и целесообразности разных способов привлечения дополнительных, в том числе заемных, средств.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 509; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.