КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общение реального субъекта с реальным партнером
М.С. Каган
(отрывок)
Выражения “общение культур” и “диалог культур” правомерны постольку, поскольку культура, взятая в её отношении к культурогенному субъекту – определенному конкретно – историческому социуму, нации, классу, наконец, человечеству, - является объективированным субъектом. Но отношения между разными культурами могут строиться на принципе субъектно-объектном, диалогическом. В первом случае данная культура относится к другому типу культуры, прошлому или современному, чисто утилитарно, как к материалу, который может быть ею так или иначе использован…, или познавательно, как к предмету изучения. Другой случай – отношение культуры к культуре как равноправной, равноценной при всех её отличиях и интересной, нужной, желанной именно в её непохожести, в её уникальности. В этом-то случае и возникает отношение между культурами, которое мы вправе назвать их диалогом. В нашей литературе изложены две трактовки диалога культур. Одна из них принадлежит Л.М. Баткину, показывающему диалогичность ренессансной культуры, но и полагающему, что это её отличительный признак, её уникальное свойство (Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления, с. 126 и др.). Противоположная позиция выражается в трактовке культуры как “вечного диалога” различных “голосов” различных исторических субъектов истории. Согласно этой точки зрения, жизнь каждой культуры “есть не что иное, как её диалог с другими культурами” (Челидзе Л.М. История и культура. – В кн. Культура в свете философии, с. 266, 276). Неверно было бы считать вместе с О. Шпенглером и его последователями, что уникальность каждого типа культуры не позволяет ей вступать в общение, в диалогическое соприкосновение с другими культурами, однако диалог культур – не неизбежность, а сознательно избираемая позиция, противостоящая высокомерному культурному изоляционизму. … Перенося идею “экзистенциальной коммуникации” с уровня межличностного на уровень отношений совокупных субъектов и культур, К. Ясперс приходит к выводу, что “проблема взаимопонимания, открытости диалога различных культур, народов и религий – не роскошь, а жизненная необходимость” (Человек и его бытие как проблема современной философии, с. 131). Или, как точно выразил это М.В. Попович, “по тому, насколько данная культура способна воспринимать чужую культуру с пониманием её подлинного смысла ”, то есть вступать с ней “в диалог”, “можно судить о высоте, развитости данной культуры” (Понимание как логикогносеологическая проблема. Киев, 1982, с. 16). Во взаимоотношении культур открываются двоякие возможности; одна культура может относиться к другой и как к некоему объекту и как к подобному себе равноценному субъекту. Примером первого случая может служить христианская культура средневековья, в которой наследие языческой культуры и памятники современной мусульманской культуры отвергаются, нередко разрушаются… Ренессансная же культура строится на диалогическом отношении и с античной, и с христианскими культурами: видит в них полноправных субъектов познания и осмысления бытия. … Если тип межличностного общения зависит от того, реальным или лишь воображаемым является партнер, то в общении культур не имеет значения, вступает ли некая культура в диалог с другой, современной ей, или же с культурой былой, давно прошедшей эпохи. Происходит это потому, что культура опредмечивается в произведениях («памятниках культуры»), которые бессмертны. … …общение культур ведет к накоплению общечеловеческих ценностей, к выработке общечеловеческой…культуры. …общение культур может в ряде случаев рассматриваться и как самообщение, как внутренний диалог, развертывающийся в культуре, расчлененной на две, три, четыре субкультуры, испытывающие, однако, потребность во взаимных контактах. Исследования средневековой культуры эпохи феодализма в западной Европе показало наличие в ней четырех субкультур – крестьянской, аристократической, клерикальной и бюргерской. Отношения между ними, как и между “двумя культурами” в эпоху капитализма, выражались в противоречивом сплетении противостояния и даже взаимного отрицания, с одной стороны, и взаимовлияния, осуществляющегося в их общении, когда “половинка” данной национальной культуры признавалась своего рода “собеседником”, с которым нужно вести диалог во имя обретения известной общности национальной культуры.
Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. – М., 1988.- С. 213-218.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 757; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |