Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Во второй половине XX века




МАКРОСОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ

Интегральная социология П. Сорокина (1889 – 1968). Интегральная социология П. Сорокина это изучение общества со стороны объективности социокультурных систем, находящихся в сложном движении по вертикали, горизонтали и флуктуации, так и с учетом субъективного фактора – сложной интегральной сущности самого человека. Методологическая парадигма идеациональности, рациональности и чувственного познания.

1. Человек как удивительное интегральное существо

Доминирование социокультурного начала Человеческая личность,
по П. Сорокину, формируется под воздействием ряда факторов – космических, биологических, социально-психологических, но, прежде всего, – социокультурных. При рождении его моральные убеждения, эстетические вкусы
и мировоззренческие взгляды не предопределены. «Новая интегральная теория человеческой личности не отрицает, что человек является животным организмом, наделенным «бессознательным», рефлексо-инстинктивным механизмом тела, но она подчеркивает, что помимо этой формы бытия, человек является сознательным, рациональным мыслителем и сверхсознательным творцом или духом».

Интегральное использование каналов познания Интегральное существо человека проявляется и раскрывается в его способности отражать и анализировать мир с помощью интегрального использования каналов познания.

Всю окружающую нас действительность можно представить в виде трех наиболее важных форм: 1) эмпирически чувственная форма – мир постигается с помощью чувств или приборов; 2) рационально-умственная форма – познается разумом с помощью логических операций; 3) сверхчувственно-сверхрациональная форма бытия – постигается только посредством сверхчувственной, сверхрациональной формой интуиции, «как божественного вдохновения», «вспышки озарения». Все гениальные творения во всех областях культуры – религии, философии, науки, эстетики – так или иначе, были рождены и вдохновлялись интуицией, милостью «высшего озарения». Истина, полученная при помощи интегрального использования чувства, разума
и интуиции – это более полная и более ценная истина, чем полученная через один из этих каналов. При интегральном использовании эти каналы познания дополняют и контролируют друг друга. В результате наше знание о действительности представляет собой совокупный вклад ученых-эмпириков, мыслителей-логиков, великих религиозных и нравственных деятелей, а также представителей искусства.

П. Сорокин, подчеркивая значение эмпирических исследований, резко выступает против «манипуляции математическими символами», «культа нумерологии», против «квантофрении» в социальных науках. Человек создал суперорганическую реальность, культурный мир, имеющий компонент смысла. Именно смысл, который человек придает неорганическим или органическим явлениям, радикально меняет их ценность. Флаг, король: феномен становится социокультурным, в случае, когда компонент смысла накладывается на физический и биологический компоненты.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 345; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.