Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы социологии




1. Метод наблюдения – сбор, описание и объяснение фактов, с целью выяснения устойчивых, повторяющихся связей между явлениями. Наблюдение должно быть основано на принципах теории, его результаты позволяют устанавливать устойчивые связи, законы.

2. Метод сравнения различных последовательных состояний человечества: общества, культуры.

3. Метод эксперимента: исследуя аномалии – войны, революции, болезни – можно определить нормы общества [69, с. 41].

(В современных условиях известен эксперимент, проведенный Зимбардо, по изучению застенчивости, известен опыт кооперативного самоуправления в промышленности − «Мандрагора» в Испании, «Калужский вариант» в России. Проведен эксперимент над размыванием традиционных нравственных норм – ток-шоу «Дом-2». Осуществлен антисистемный эксперимент, проведенный развитыми странами «мирового сообщества» над российским жизнеустройством, который носит характер играизации).

4. Методы сбора статистических данных.

5. Фотография рабочего дня.

6. Контент-анализ.

7. Методы конкретных социологических исследований: качественные и количественные методы исследования.

8. Деловые игры, организационно-деловые игры.

9. Экспертный опрос.

10. Социальное прогнозирование, социальное проектирование и социальное планирование.

 

Социологическое исследование. Программа и этапы эмпирического исследования (см. 3.2). Иногда в программе выделяют теоретический (методологический) и методический (процедурный) разделы. К первому относятся компоненты программы, которые начинаются с постановки проблемы и завершаются формулировкой гипотез. Ко второму – описание методов сбора, обработки и анализа данных. Процессы разработки социологической теории и накопления фактического материала представляют собой органическое единство. Программа социологического исследования должна ответить на два основных вопроса: во-первых, как перейти от исходных теоретических положений социологии к эмпирическому исследованию? Как «перевести» идеи в средства исследования, методы сбора, обработки и анализа материала?
Во-вторых, как от полученных фактов, от накопленного эмпирического материала снова подняться к теоретическим обобщениям, чтобы исследование при этом давало не только практические рекомендации, но и служило основой для дальнейшего развития самой теории?

Проблемная социальная ситуация и научная проблема. Реальные жизненные противоречия создают проблемную социальную ситуацию,
для разрешения которой необходимы последовательное развитие социального знания и энергичные, грамотные управленческие решения.

Научная проблема содержит противоречие между знанием потребностей общества в определенных практических действиях и незнанием путей
и средств реализации этих действий для разрешения противоречий социальной ситуации. Постановка научной проблемы означает выход за пределы уже изученного в сферу того, что предстоит изучить. Не всегда социальная проблема может быть решена в пределах имеющегося знания, поэтому требуется проведение определенных теоретических и прикладных исследований, направленных на получение нового знания в форме теоретических выводов (теоретическое исследование) и практических рекомендаций (прикладное исследование). Так появляется социальный заказ. Пока не решаемой в мире является проблема: как избежать безработицы? Реже ставится вопрос: что порождает безработицу?

Цели и задачи исследования. Цели часто определяют теоретическую или прикладную ориентацию исследования. Если ученый недостаточно ясно сформулировал цели представителям организации-заказчика, то могут быть разногласия по итогам исследования. В связи с этим важно, чтобы исследование носило комплексный характер. Для этого в программе разрабатывается система основных и неосновных задач. Основные задачи соответствуют цели исследования: например, основная задача – «занятость населения региона», неосновная – «социальная структура», «социальный капитал». При теоретической и прикладной ориентации социологического исследования неосновные задачи целесообразно решать на основе материала, полученного для поиска ответа на центральный вопрос, анализировать те же данные, но под другим углом зрения. Постановка неосновных задач может способствовать подготовке нового исследования по новой программе.

Объект и предмет исследования. Объектом социологического исследования является общность людей, их деятельность, организованная
с помощью социальных институтов, и условия, в которых эта деятельность осуществляется. Если объект независим от исследования и противостоит ему, то предмет изучения, напротив, формируется самим исследованием.

Предмет исследования – та из сторон объекта, которая непосредственно подлежит изучению, т.е. наиболее значимая его сторона, подлежащая изучению. Одному и тому же социальному объекту может соответствовать несколько различных предметов исследования, каждый из которых по содержанию определяется, какую сторону объекта он отражает, с какой целью, для решения какой проблемы выбран.

Основные теоретические процедуры. Одна из задач начального этапа социологического исследования заключается в том, чтобы дать гипотетическое развернутое описание социального объекта как системы. Социальный объект рассматривается с двух сторон: как часть целого и как целое, состоящее из частей. В первом случае он характеризуется внешними связями,
во втором − внутренними.

Специфика научного исследования состоит в построении гипотетической модели объекта как совокупности составляющих его элементов и связей. Эта модель становится «заместителем» исследуемого объекта. Опираясь на существующее теоретическое знание, социолог мысленно расчленяет объект исследования, выделяет его элементы, внешние и внутренние связи, структуру и выдвигает предположение о механизмах его функционирования и развития. Концептуальная модель исследования содержит категориально-логическую структуру, опирающуюся на социологические понятия. На их основе выдвинуть рабочие гипотезы.

Теоретическая и эмпирическая интерпретация понятий означает процедуру предписания значения элементам формальной системы, элементы которые могут приобретать разное по уровню содержание. С гносеологической точки зрения эмпирические показатели представляют собой своеобразное сочетание мысленной абстракции и чувственных данных. В этом случае их называют понятия-индикаторы. Именно через них осуществляется переход от теоретических концепций к эмпирическому исследованию и обратно. Система понятий-индикаторов очерчивает эмпирическую область, которая является объектом исследования.

Операционные определения. Эмпирическая интерпретация - процедура поиска эмпирических значений теоретических терминов. Прямая и косвенная эмпирическая интерпретация. Прямой интерпретации подвергаются те элементы, которые являются представителями системы в целом. Косвенная интерпретация осуществляется с помощью логических связей терминов, через правила вывода. «Правило обозначения» – раскрытие значения теоретического понятия через указание экспериментальной операции, результат которой свидетельствует о явлении, выраженном в понятии. Операциональные определения могут формулироваться в количественных зависимостях.

Эмпирические показатели представляют собой наблюдаемые и измеряемые явления, которые используются для того, чтобы указать на наличие другого явления, недоступного для прямого наблюдения и измерения. В этом случае их называют явления-индикаторы. Они источники информации, «представители» социальной реальности, недоступной непосредственному наблюдению и измерению. Эта реальность отображается опосредованно − через наблюдение и измерение.

Термины «факт», «закон», «показатель», «переменная» служат для обозначения как явлений, так и понятий. Так, социологическое понятие «отношение к труду» нельзя подвергнуть прямой эмпирической интерпретации. Оно может интерпретироваться лишь косвенным путем. Его можно разложить, например, на три компонента, которые являются промежуточными понятиями на пути к прямой интерпретации: отношение к труду как ценности, отношение к своей профессии, отношение к данной работе на данном предприятии. Последнее из указанных понятий «отношение к работе» можно разложить на ряд характеристик: объективные характеристики отношения к работе (производительность труда, трудовая инициатива, трудовая дисциплина) и субъективные характеристики отношения к работе (ценностные ориентации личности, структура и иерархия мотивов деятельности, состояние удовлетворенности работой). Затем эти понятия можно подвергнуть прямой эмпирической интерпретации через операциональные определения.

Для каждого понятия можно предложить эмпирические показатели
и систему исследовательских средств для их фиксации. Например, эмпирический показатель ценностных ориентаций – мнение фиксируется путем опроса (интервью, анкетирования), а показатель инициативности – число рационализаторских предложений – путем простого подсчета соответствующих документов. Таким образом, выбор эмпирического показателя зависит как от интерпретируемого понятия, так и от исследовательских средств («приборов» наблюдения и измерения, которыми располагает социолог).

Операционализация понятий – специфическая научная процедура. Она связывает в единое целое проблемы образования понятий, техники измерения и построения показателей. Это переход не только от одного типа знания к другому, от теоретического к эмпирическому, но и от одного средства получения знания – к другому, от концептуального аппарата социологического исследования к его методическому инструментарию.

Операциональное определение – это логическая процедура указания эмпирических значений теоретических смыслов, одно из правил теоретической интерпретации, обязательная предпосылка эмпирического исследования, связанного с проверкой гипотезы, её подтверждением или опровержением. Операционализация включает в себя экспериментальную ситуацию и не является логической процедурой определения; это разработка новых средств фиксации данных – индексов и шкал, то, что можно назвать «методическим экспериментом». Её смысл – поиск эмпирических показателей, а не их использование.

Рассматриваемая процедура состоит из тех же операций, что и процедура построения инструмента исследования. Так при построении индекса осуществляются следующие операции: перевод понятий в показатели (используются как операциональные, так и неоперациональные определения, например, описательные); перевод показателей в переменные (выбираются тип шкалы и, если возможно, единицы измерения); перевод переменных
в индекс (выбирается техника конструирования индекса); оценка индекса (производится расчет индексов на надежность и обоснованность). Простейшим примером может служить индекс групповой сплоченности, представляющий собой отношение числа взаимных позитивных выборов, сделанных в группе, к числу всех возможных выборов. Понятие групповой сплоченности определяется с помощью: а) эмпирически регистрируемого показателя – взаимных выборов и б) средств регистрации – простого подсчета.

«Инструментализация понятия» − в ходе этой процедуры концептуальная модель объекта совмещается с его инструментальной моделью − той, которая априори присутствует в любом существующем методе или вновь создаваемом. В противном случае формируемый инструментарий (совокупность методов, методик, процедур) не будет пригоден для изучения именно того объекта, понятие которого подвергалось операционализации.

Операционализация понятий есть обязательное условие построения системы социальных показателей – этапа исследования, связанного с решением научных и прикладных задач.

Сформировать систему социальных показателей – значит, указать
не только эмпирические показатели, в функции которых в социологическом исследовании могут выступать явления-индикаторы, но средства их фиксации – индексы и шкалы.

Для построения системы социальных показателей сложных социологических понятий требуется разработка и введение промежуточной концептуальной модели. Концептуальная модель состоит из промежуточных абстракций, образующих определенную иерархию и опосредующих связь исходного понятия с системой показателей. Исходное понятие переводится в систему показателей путем преобразования концептуальной модели в операциональную, состоящую из эмпирических показателей. Показатели в данном случае – это идеальные объекты оперирования (явления-индикаторы), т.е. фрагменты действительности, наделенные экспериментальными функциями приборов-измерителей и представляющие изучаемый объект в исследовательской ситуации. Операциональная модель может быть преобразована в математическую, состоящую из переменных: классификационных, сравнительных или количественных.

Приведем пример перехода от концептуальной модели к операциональной на примере социологического исследования брака и семьи. Концептуальная модель может быть представлена в виде переменных, описывающих изучаемый объект:

1) факторы макросреды;

2) факторы микросреды;

3) характеристики домохозяйства;

4) индивидуальные характеристики членов семьи, в том числе детей;

5) характеристики прошлого опыта супругов;

6) характеристика семейной деятельности, взаимодействий и взаимоотношений;

7) характеристики формирования семьи и её развития;

8) характеристики распада семьи.

В свою очередь, например, группа переменных включала в себя следующие показатели:

1. Объем и структура семейной деятельности.

2. Характеристики ролевых ожиданий и установок на семейную деятельность и семейное взаимодействие.

3. Структура семейной власти, авторитета, лидерства и взаимоконтроля в семье.

4. Характер и структура семейного общения.

5. Структура родственных связей для нуклеарной семьи.

6. Межличностные отношения членов нуклеарной семьи с внешними группами (родственниками, соседями, друзьями).

7. Институциональные отношения семьи (с институтами, организациями, учреждениями, связанными с деятельностью семьи в целом).

8. Успешность брачно-семейных отношений.

Рассмотрим характеристику группы показателей. «Успешность брачно-семейных отношений» − можно назвать интегральным индексом, т.к. она представляет несколько составляющих:

удовлетворенность каждого из супругов семейной жизнью;

стабильность брака (вероятность его распада);

выполнение семьёй основных социальных функций;

наличие в семье условий для гармоничного развития личности каждого из супругов.

Таким образом, данный показатель является многомерным.

 

3.2.Техника исследования: Программа и инструмент социологического исследования [78, с. 15-51].

Выдвижение и проверка гипотез. Гипотеза в социологическом исследовании – это научно-обоснованное предположение о структуре социальных объектов, о характере элементов и связей, образующих эти объекты,
о механизме их функционирования и развития. Научная гипотеза может быть сформулирована только в результате предварительного анализа изучаемого объекта.

Процесс установления истинности или ложности гипотезы есть процесс её эмпирического обоснования, её проверки в ходе социологического исследования. В результате такого исследования гипотезы либо опровергаются, либо подтверждаются и становятся положениями теории, истинность которых уже доказана.

Требования к гипотезе:

Во-первых, она должна соответствовать исходным принципам теории научного познания.

Во-вторых, гипотеза, объясняющая социальные факты в определенной области, не должна противоречить теориям, истинность которых для данной области уже доказана. Гипотеза может противоречить общепринятому, если охватывает более широкий круг фактов, чем объясняет старая теория.

В-третьих, необходимо, чтобы гипотеза не противоречила известным и проверенным фактам. Научная гипотеза может предсказывать новые, еще неизвестные факты.

В-четвертых, гипотеза должна быть доступна проверке в процессе социологического исследования. Проверяется она с помощью разработанной методики, имеющейся в распоряжении исследователя. Важно, чтобы исследователь был способен разработать процедуры, позволяющие ему зафиксировать те элементы и связи изучаемого социального объекта, предположение о которых содержится в гипотезе.

Требования проверки тесно связаны с требованиями дедуктивного развертывания гипотезы от общих посылок к эмпирически интерпретируемым следствиям, предложениям, сопоставимым с социальными фактами.
В таком случае гипотезы выступают как общие положения, отражающие изучаемый социальный объект в целом, структуру и механизмы его функционирования, т.е. то, что недоступно прямому наблюдению и измерению, прямой проверке. Общая гипотеза обычно является следствием предварительного анализа изучаемого объекта. В КСИ социологи сталкиваются лишь с отдельными сторонами изучаемого объекта, определенными его элементами и связями. Поэтому в исследованиях проверяются не сами гипотезы, а их следствия, т.е. частные положения, логически вытекающие из гипотезы. Тем самым обеспечивается возможность сопоставления гипотетической модели объекта с самим объектом.

В-пятых, гипотеза должна подвергаться логическому анализу, устанавливающему её непротиворечивость. К числу операций относятся не только «правила вывода», но и «правила-обозначения». Последние позволяют избежать произвольности истолкования эмпирических значений терминов своей гипотезы. Факты должны быть правильно истолкованы, чтобы не вызывать противоречия в использовании гипотезы. Вероятность обоснования гипотезы повышается, если выдвигается несколько взаимосвязанных гипотез.

По содержанию гипотезы делятся на описательные и объяснительные.

Описательные гипотезы – это предположения о структурных и функциональных связях изучаемого объекта. Они могут относиться и к классификационным характеристикам социального объекта.

Объяснительные гипотезы − это предположения о причинно-следственных связях в изучаемом объекте, требующие эмпирической экспериментальной проверки.

В процессе такой проверки следует проводить различие между основными гипотезами и их следствиями (выводимыми гипотезами).

Интерпретация данных. После того, как изучены результаты исследования, проанализированы данные наблюдений и изменений, проводится теоретическая интерпретация эмпирических данных. «Язык наблюдений» как бы переводится на «язык теории». Осуществляется действие, обратное тому, которое производилось перед исследованием: эмпирическая интерпретация теоретических понятий, переводу «языка теории» на «язык наблюдений». Эмпирические данные, результаты исследования осмысливаются как раз в тех понятиях, которые предварительно были подвергнуты эмпирической и теоретической интерпретации в рамках некоторой специальной социологической теории. Такая интерпретация осуществляется в процессе теоретического обобщения эмпирических данных и оценки истинности выдвинутых гипотез.

Стратегия исследования Стратегический план определяет последовательность операций, осуществляемый исследователем. План может быть трех видов: поисковый, описательный, экспериментальный.

Поисковый план социологического исследования применяется в случаях, когда нет ясного представления о проблеме или объекте исследования,
в области, где мало соответствующей научной литературы. Поисковый план предполагает следующие подходы: изучение документов, опросы экспертов, осуществление наблюдений и других качественных исследований. Составляется возможно полная библиография. Цель поискового плана: формулировка проблемы и выдвижение гипотез.

Описательный план социологического исследования применяется в тех случаях, когда знания по предмету позволяют описать объект, сформулировать описательную гипотезу, т.е. гипотезу о структурно-функциональных связях и классификационных характеристиках изучаемого социального объекта. Цель плана состоит в том, чтобы проверить эту гипотезу и в случае её подтверждения получить точные качественно-количественные характеристики изучаемого объекта. Здесь необходимо соблюдать строгость эмпирической интерпретации понятий и точность фиксированных данных. Непременно используются статистический анализ данных предыдущих исследований (вторичный анализ), массовые опросы населения, контент-анализ текстов. Исследование по описательному плану помогает упорядочению известных фактов, установления соотношения между ними (часто в количественной форме). Здесь еще нет причинно-следственных связей, но есть классификация эмпирических данных, относящихся к структуре объекта.

Экспериментальный план социологического исследования применяется тогда, когда можно применить объяснительную гипотезу. Цель такого плана – установить причинно-следственные связи объекта, раскрыть структуру
и причины, даже причины, обусловливающие его функционирование и развитие.

Типы исследований. Выборочные исследования – для изучения явления или процессов в стране. Для этого выбирается «типичный город». Выборочный метод позволяет с некоторой вероятностью обобщить всю совокупность данных явлений.

Стратегии временных исследований ориентированы на изучение явлений и процессов во времени. При панельных исследованиях изучаются изменения во времени одних и тех же объектов, принадлежащих некоторой совокупности.

Трендовые (или повторные) исследования ориентированы на изучение изменений данной социальной группы как определенной целостности. Нет необходимости сохранять в выборке тех же самых индивидов, необходимо лишь обеспечить их принадлежность к одной и той же социальной группе.

Когортные исследования изучают более специфические совокупности (когорты) в течение определенного времени. Типичной когортой является группа людей, родившихся в один и тот же год. В таком исследовании в выборку каждый раз могут попадать разные индивиды, однако все они должны принадлежать одной и той же когорте, например, школьников « -ых классов.

Основа выборки – это список единиц отбора, из которого выборка или определенная ступень в выборке извлекается. Если, скажем, на первой ступени выборки происходит отбор предприятий, то основа выборки – список предприятий. На второй ступени основой выборки уже может служить список работников в кадровой базе данных данного конкретного предприятия.

Единица наблюдения – элемент генеральной совокупности, с которого непосредственно ведется сбор социальной информации.

Единицей анализа может служить семья, а единицей наблюдения − отобранный по случайной выборке член семьи.

Переменную можно определить как множество отдельных значений характеристик элементов совокупности. Например, множество всех значений возрастов в генеральной совокупности образуют переменную «возраст». Переменная, по определению, предполагает некоторую вариацию своих значений. Если все элементы совокупности имеют одно и то же значение, то переменная называется константой.

Параметр есть суммарное описание переменной в данной генеральной совокупности. Например, средний доход семьи или средний возраст городского населения – это параметры.

Типология способов отбора. Простая и случайная выборка. Как только сформирована или найдена в готовом виде основа выборки, исследователь приступает к следующим операциям. Все элементы генеральной выборки нумеруются, так чтобы каждый элемент получал свой уникальный номер. Затем может быть использована таблица случайных чисел для случайного отбора элементов списка в выборку. Простая случайная выборка используется редко.

При систематическом (механическом) отборе из списка выбирается каждый k-й элемент и включается в выборку. Каждый 20-й из 4 тыс. чел. – «систематическая выборка со случайным началом». Обычно для её описания используют два термина: «выборочный интервал» (дистанция между отбираемыми элементами) и «выборочное отношение 1: 20». На практике можно считать, что систематическая выборка идентична простому случайному отбору.

Стратифицированная выборка. Для ошибки выборки справедливы следующие утверждения: во-первых, большая по объему выборка ведет
к меньшей ошибке, и, во-вторых, большая по однородности генеральная совокупность ведет к меньшей ошибке (стратификация «город», «деревня», или экономико-географические зоны страны). Иногда полезной оказывается стратификация по нескольким переменным: по полу, социальной принадлежности, району проживания. Многоступенчатая выборка менее точна.

Квотная выборка составляется на основе определения списка важных с точки зрения исследования переменных, по которым можно получить соответствующую официальную статистическую информацию, например: какова доля мужчин и женщин в генеральной совокупности? Имея такую статистику, мы получаем модель генеральной совокупности по выделенным переменным. На основе статистики формируется задание интервьюеру на поиск респондента в виде квоты: сколько опросить мужчин и женщин, какого возраста, какой профессии. Квотная выборка часто успешно конкурирует по точности оценки параметров генеральной совокупности с вероятностными схемами выборки.

Сбор, обработка и анализ данных. Методический инструментарий исследования. Первичный материал – это исходные эмпирические данные.

Рабочий план исследования включает: разработку методического инструментария, пилотажное исследование; полевое исследование (массовый опрос); кодирование данных (открытых вопросов); ввод данных в компьютер, процедуры контроля качества проделанной работы на всех стадиях осуществления исследования; обработка данных (например, расчет статистических таблиц распределений), анализ и интерпретация, подготовка отчета и презентационных материалов [127, с. 730-762].

Методы сбора данных. Анализ существующих данных, или вторичный анализ. Контент-анализ. В маркетинговых исследованиях часто употребляется термин «исследование за столом». Публикации, отчеты по предшествующим исследованиям, статистическая и ведомственная документация.

Документ – средство закрепления на специальном материале информации о фактах, событиях, явлениях объективной действительности и мыслительной деятельности человека. В зависимости от технических средств фиксации информации различают следующие виды документов:

1) письменные, т.е. документация на бумажных носителях;

2) иконографические: видео-, кино- и фотодокументы, картины, гравюры;

3) фонетические: лазерные диски, магнитные и подобные им записи, грампластинки.

Машиночитаемые, электронные средства, Интернет.

Такими документами являются: а) результаты переписей населения и текущего статистического учета; б) документы текущего делопроизводства различных организаций, результаты выборочных социологических исследований, новый вид статистической информации. Часть этих архивов доступна через Интернет на сайтах следующих организаций: Институт социологии РАН, Институт социально-политических исследований РАН; независимых исследовательских центров: Института сравнительных социальных исследований (ЦЕССИ), Фонде «Общественное мнение» – (ФОМ), Левада-Центре, независимом институте социальной политики (http://www.socpol.ru.archives). Другим традиционным для социологов источником информации являются СМИ – газеты, радио, телевидение, Интернет.

Методы анализа документов. Традиционные подходы. Традиционный анализ, или качественный подход, представляет собой адаптацию содержания документа к исследовательской задаче, основанную на интуитивном понимании, обобщении содержания и логическом обосновании сделанных выводов.

Контент-анализ документов – это метод изучения сообщений, создаваемых в различных сферах социальной коммуникации и зафиксированных в форме письменного текста. По стандартизованной методике поиска учитывается частота публикаций по определенной теме; число строк, отводимых редакцией данной теме, частота упоминаемых проблем. Потенциальными объектами исследования могут быть любые документальные источники, содержащие текст. Задачи, решаемые методом контент-анализа, укладываются в достаточно простую и очевидную схему: «Кто сказал, что, кому,
с какой целью и с каким результатом?» Суть метода сводится к тому, чтобы найти и использовать такие признаки документа, которые отражали бы существенные стороны его содержания. Если в выборочном опросе единицы анализа – люди, то в контент-анализе единицы отбора – слова, фразы, смысловые единицы, отдельные статьи.

Принципиальным моментом в разработке методики контент-анализа является формулирование правил соотнесения единиц текста с перечнем категорий анализа. Эти правила оформляются в виде кодификатора. В кодификатор включаются и данные о самом документе, который подвергается кодированию (название газеты, год и дата издания, число страниц, формат). Посредством сканнера или через электронные варианты публикаций в Интернете можно обработать большие массивы информации.

Массовый опрос. Интервью и анкетирование. К методу опроса обращаются тогда, когда необходимо получить информацию о сфере сознания людей: об их мнениях, мотивах поведения, оценках окружающей действительности, жизненных планах, целях, ориентациях, информированности. Именно люди – участники социальных процессов, выступают в роли уникального источника информации, который не может быть заменен ничем другим.

Суть метода опроса сводится к общению исследователя данных, полученных от совокупности людей в форме вопросно-ответного диалога через анкетера, интервьюера. Виды интервью: стандартизованное (формализованное) интерв ью с закрытыми вопросами. Оно сводит к минимуму отклонение от разработанного стандарта беседы. Направленное, фокусированное, глубинное интервью – ступень к уменьшению стандартизации поведения интервьюера и интервьюируемого. Цель интервью – сфокусировать внимание респондента на обсуждаемой проблеме, явлении, его причинах, следствиях. Свободное интервью предполагает предварительную разработку основных направлений беседы с респондентом. Ответы респондента фиксируются с максимальной полнотой (аудиозапись), включая особенности лексики, смысловые ассоциации и отклонения от темы опроса. Возможно компьютерно ассистируемое персональное интервью (КАПИ – англ. CAPI). Телефонное интервью – большая оперативность опроса, низкая стоимость. Оно должно быть коротким, а вопросы – краткими.

Анкетирование. По способу распространения анкет опросы бывают:
с помощью раздаточных анкет, почтовые, Интернет-опрос, прессовые (в газетах, журналах). Кроме того, анкетирование может проводиться дома, на работе, в целевых аудиториях. Групповое анкетирование школьников в классах обусловливает оперативность и организационную доступность.

Методические принципы конструирования вопросника. Для каждого вопроса анкеты должна быть определена его познавательная задача, искомая информация. Задача перевода общих исследовательских задач сначала
на уровень частных вопросов, формулируемых в виде единиц искомой информации, а затем на уровень обыденных представлений опрашиваемых.

Учет компетентности, информированности, особенностей языка
и культуры опрашиваемых, их аналитических возможностей.

Виды вопросов. В зависимости от целей вопросы бывают содержательными и функциональными. По содержанию различают вопросы о знаниях, поведении, мнениях, установках, мотивах. Функциональные вопросы решают различные задачи по управлению ходом опроса, это вопросы-фильтры, контрольные вопросы, контактные вопросы. Вопросы-фильтры относятся не ко всей совокупности опрашиваемых, а только к некоторой части её.

Вопросы делятся на открытые и закрытые. В закрытых вопросах предлагаются варианты ответов. Прямые (личные) и косвенные вопросы. Функции косвенных могут играть проективные вопросы. Например, респонденту предлагают завершить неоконченное предложение, придумать развязку к незавершенному описанию события.

Содержательные вопросы можно разделить на три группы: вопросы
о поведении, вопросы о знании и вопросы об установках, мотивах, мнениях.

Фокус-группа. Если группа составлена из экспертов в определенной области, то говорят о «мозговом штурме», «дельфийском методе». Главная задача в этом случае состоит в генерации спектра идей, возможных решений интересующей проблемы за счет группового взаимодействия экспертов. Термин «фокус-группа» или, реже, «дискуссионная группа» используют применительно к группе, составленной из «обычных» людей.

Методика проведения фокус-группы сводится к проведению интервью с небольшой группой людей в форме обсуждения по заранее подготовленному сценарию (вопроснику, плану). Человека, который ведет работу группы, называют модератором, тем самым, подчеркивая его специфические функции и их отличие от функций интервьюера. Важнейшие специфические требования к нему: умение работать с разного рода малыми группами – пассивными и говорливыми, систематически уходящими от предмета обсуждения, с явным лидером и без него; умение слушать людей и ненавязчиво направлять их речь в нужное русло, улавливать важные с точки зрения целей исследования отдельные моменты и стимулировать их последующее обсуждение. Сам модератор не должен участвовать в обсуждении, и его вопросы не должны нести оценочного характера.

Сценарий обсуждения. Подготовка сценария предваряется детальной концептуализацией проблемы и её операционализацией в терминах некоторых программных вопросов. Обычно сценарий для фокус-групп включает около 10 основных вопросов и некоторую серию подвопросов. Обсуждение этих вопросов в фокус-группе может длиться несколько часов, хотя обычно фокус-группы длятся полтора – два с половиной часа [127, с. 770-857].

Анализ и интерпретация эмпирических данных

Понятие измерения. Измерением называется процедура, с помощью которой объекты измерения, рассматриваемые как носители определенных соотношений, отображаются в некоторой математической системе соответствующими отношениями между её элементами.

В качестве объектов измерения могут выступать люди, производственные коллективы, условия труда и быта. В отношения, которые моделируются при измерении, объекты вступают как носители определенных социальных характеристик. Например, мы можем рассматривать представителей социальной группы в качестве носителей такой характеристики, как удовлетворенность своей жизнью, и анализировать отношения равенства между ними, считая каких-то индивидов равными или неравными в зависимости от степени этой удовлетворенности.

Каждому объекту при измерении приписывается определенный элемент используемой математической системы. В социологии чаще всего используются числовые математические системы, элементами которых являются действительные числа, возможно использование и частично упорядоченных множеств, графов, матриц.

Будем называть шкалой тот алгоритм, с помощью которого каждому изучаемому объекту ставится в соответствие некоторое число. Приписываемые же объектом числа назовем шкальными значениями этих объектов.

Элементы используемых в социологии числовых систем, как правило, нельзя считать полноценными числами. Предположим, что нас интересует отношение порядка между респондентами по их удовлетворенности жизнью в целом. Пусть процесс измерения состоит в следующем. Мы задаем каждому респонденту вопрос: «Удовлетворены ли Вы своей жизнью в целом?»
с набором из пяти ответов-альтернатив (от «совершенно неудовлетворен»
до «совершенно удовлетворен»). Каждому ответу присвоим соответственно числа от 1 до 5. Ясно, что реальным отношением между респондентами в таком случае отвечает лишь отношение порядка между числами. В то же время их сложение не имеет эмпирически интерпретируемого смысла. Другими словами, полученные шкальные значения не являются числами в обыденном значении этого понятия.

Неоднозначность шкальных значений, допустимые преобразования и типы шкал. Единственное требование, которое предъявляется к числам, служащим шкальным значениям, состоит в том, что рассматриваемые эмпирические отношения должны переходить в соответствующие им числовые отношения. Этого требования, как правило, бывает недостаточно для однозначного определения множества шкальных значений. Совокупности величин, полученных по шкалам, обычно называют допустимыми преобразованиями соответствующих шкал. При использовании шкалы наименований (номинальной, классификационной) объекты измерения распадаются на множество взаимно исключающих и исчерпывающих классов. Каждому классу дают наименование, числовое обозначение которого является одним из шкальных значений. Шкала наименования получается в том случае, если в качестве моделируемых в процессе измерения эмпирических отношений выступают лишь отношения равенства – неравенства между объектами. Требования, предъявляемые к шкальным значениям, состоят в том, что равным объектам должно соответствовать одно и то же число, а неравным – разные числа. Поэтому номинальная шкала фактически задает некоторую классификацию исходных объектов. Один класс – это совокупность объектов, имеющих одно и то же значение.

Номинальные шкалы можно определить как шкалы, допустимыми преобразованиями которых являются произвольные взаимнооднозначные преобразования, т.е. преобразования, сохраняющие отношения равенства и неравенства между числами. Изучаемые эмпирические отношения одинаково хорошо будут отражать, например, следующие совокупности шкальных значенийˆ(1, 1, 2, 3, 4) и (15, 15, 14, 13, 12). Каждая из этих совокупностей получена из другой совокупности с помощью некоторого однозначного преобразования.

Наиболее типичными примерами характеристик, измеряемых на уровне номинальных шкал, могут служить пол, профессии (продавец магазина, бизнесмен) и социальное положение (работающий, неработающий).

Порядковая шкала (шкала порядка) получается тогда, когда моделируются не только эмпирические отношения равенства-неравенства между изучаемыми объектами, но и отношения порядка между ними. Порядковая шкала не только задает некоторую классификацию множества объектов, но и устанавливает определенный порядок между классами.

Порядковые шкалы можно определить как шкалы, в качестве допустимых преобразований которых выступают произвольные монотонно возрастающие преобразования, при этом монотонно возрастающим называется такое преобразование g(x), которое удовлетворяет условию:

если x¹ ‹ x²,то g(x¹) ‹ x² для любых чисел из области определения g(x). Такое преобразование составляет подсовокупность всех взаимно однозначных преобразований, включающую те из них, которые сохраняют отношения порядка между числами. Примером может служить уже упоминавшаяся шкала удовлетворенности жизнью со шкальными значениями 1, 2, 3, 4, 5, где 1 означает «совершенно не удовлетворен», а 5 – «совершенно удовлетворен». Однако отношение порядка не уменьшится, если мы заменим эти шкальные значения другими числами, например, –2, –1, 0, +1, +2.

На практике часто не удается полностью упорядочить объекты изучаемой совокупности относительно той или иной интересующей исследователя характеристики. В этом случае на помощь могут прийти частично упорядоченные шкалы. Шкальные значения, полученные по порядковой шкале, часто называют рангами.

Интервальные шкалы (шкалы интервалов) получаются в том случае, если в процессе измерения мы моделируем не только отношения, присущие порядковым шкалам, но и отношение равенства (или, что одно и то же, порядка) для разностей (интервалов) между изучаемыми объектами. Далеко не всегда в тех случаях, когда удается построить порядковую шкалу, удается построить и интервальную. Например, возьмем классификацию рабочих по разрядам. Известно, что первый разряд ниже второго, второй – ниже третьего (и это соответствует определенному эмпирическому отношению порядка между респондентами), т.е. разряды отвечают порядковой шкале. Однако сопоставлять дистанции между каждой парой все же нельзя.

Главная трудность при построении интервальных шкал при измерении социальных характеристик состоит в обосновании равенства или разности дистанции между объектами. Процедуры, позволяющие преобразовывать шкальные значения порядковой шкалы таким образом, что равенство (порядок) расстояний между полученными числами можно будет трактовать как отражение соответствующего равенства (порядка) расстояний между изучаемыми объектами, носит название метризации шкалы (или оцифровки шкальных значений). На практике известно много методов шкалирования, позволяющих получить интервальную шкалу косвенным образом, без отображения указанного отношения непосредственно в процессе измерения (сюда относятся, например, способы построения интервальной шкалы с помощью метода парных сравнений, известные методы шкалирования Терстоуна) [127, с.770-857].

Адекватность математических методов. Любую статистику можно использовать в произвольном контексте только в том случае, если её значение является инвариантным относительно применения к исходным данным любого допустимого преобразования соответствующей шкалы. Для номинальной шкалы, удовлетворяющей такому условию, средней будет мода, для порядковой шкалы – медиана и другие квантили. Значение среднего арифметического остается без изменения лишь для абсолютных шкал, поэтому обращение к ним требует известной осторожности. Инвариантными относительно допустимых преобразований рассматриваемых шкал являются значения коэффициентов связи, рекомендуемых для соответствующего уровня измерения. Так, значение коэффициента корреляции r не изменяется при применении к исходным данным произвольного положительного линейного преобразования [127, с. 835].

Универсальные статистические программы для персональных компьютеров обладают такой же мощью и набором сервисных функций, как и системы больших машин в прошлом. Среди наиболее известных назовем зарубежные продукты SPSS, SAS, Stata. Все эти компании, производители программ, распространяют их в России.

Среди простейших базовых функций этих программ – преобразование переменных в нужный исследователю вид, вычисление любых процентных таблиц распределений признаков, вычисление средних, дисперсий и тому подобных показателей, всевозможных коэффициентов связи. Далее следуют методы многомерного анализа данных – регрессионный, факторный, дисперсный и прочие [127, с. 828-835].

Статистические таблицы. Предусмотренные программой исследования и методикой обработки группировки объектов по каждому из признаков являются основой статистических таблиц, обобщающих исходные данные. По таким таблицам устанавливаются, измеряются и анализируются связи между признаками исследуемой совокупности объектов. Построение таблицы подчинено определенным правилам. Основное содержание таблицы должно быть отражено в названии: круг рассматриваемых вопросов, географические границы статистической совокупности, время, единицы измерения.

Простые таблицы представляют собой перечень отдельных единиц совокупности с количественной характеристикой каждой из них в отдельности. В более сложных таблицах группировка единиц совокупности может осуществляться по нескольким признакам (по полу и по возрасту).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 484; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.